Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1.2



Тема занятия«Общество как предмет философского анализа. Основные сферы общественной жизни».

Цель:рассмотреть особенности, специфику философского подхода к исследованию общества; рассмотреть основные этапы формирования научных взглядов на проблему общества; выявить специфику общественных отношений; сформировать представления об основных сферах общественной жизни; развить навыки философского мышления.

Знания и умения, приобретаемые обучающимся в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части.

В результате освоения темы студенты приобретают:

знания особенностей и специфику философского подхода к исследованию общества; основных этапов формирования научных взглядов на проблему общества; основных сфер общественной жизни;

умения выявлять специфику общественных отношений, формировать представления об основных сферах общественной жизни, использовать полученные знания для формирования личностных качеств в различных социальных ролях на основе понимания динамического устройства общества;

владение основными категориями общественное бытие, общество, общественные отношения; навыками философского мышления.

Актуальность темы (семинара)связана с тем, что обучающийся приобретает фундаментальные знания и ценностную значимость, касающиеся анализа общества как предмета философского анализа, основных сфер общественной жизни, так как полноценное познание и осмысление любой проблемы, а также эффективное решение, имеющее научную, религиозную, философскую или повседневную природу возможно только на основе анализа развития личности и общества в целом.

 

Теоретическая часть.

Общество в социально-философском смысле не является простой совокупностью живущих в нем людей. Общество представляет собой целостную систему исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество – это высшая ступень развития живых систем. Общество – это обособившаяся часть материального мира, которая функционирует и развивается по своим специфическим законам.

В отличие от других наук, которые изучают общество (история, психология, педагогика и т.д.), социальная философия выявляет самые общие законы функционирования и развития общества, в круг рассмотрения входят такие вопросы как: что такое общество как особая форма реальности; какова природа социального бытия; каковы движущие силы исторического процесса; куда ведет исторический процесс человечество; влияние на исторический процесс личности и народных масс и т.д.

На вопрос «что такое общество?» даются разные ответы. Обучающимся рекомендуется ознакомиться с тем, как рассматривается понятие «общество» в социологии, политологии, истории, сравнить с понятием «общество» в философии.

Социальная философия не вдается в эмпирические детали, ее цель – общая характеристика общества, являющаяся итогом и выводом всего того, что говорят об отдельных аспектах его жизни и истории конкретные социальные и гуманитарные дисциплины.

Таким образом, центральное место в социальной философии занимают вопросы анализа, смысла и цели существования общества, его происхождения, судеб и перспектив, направленности движущих сил и возможных закономерностей его развития.

Попытки философов ответить на вопросы о том, что такое общество, какова его природа, как люди связаны в обществе, что определяет общественное развитие, привели к формированию философских концепций общества. В современной философии отсутствует единая концепция возникновения и развития человеческого общества.

В рамках решения онтологического аспекта основного вопроса философии – «Что первично: сознание или материя?» – применительно к социальной действительности сформировались две основные концепции общества: идеалистическая и материалистическая.

В конце XIX – начале XX ввеков произошло еще одно изменение в философских взглядах на общество и его историю: представление о линейности исторического процесса сменилось представлением о цикличности общественного развития. История человечества стала рассматриваться как процесс сменяющих друг друга цивилизаций. Формирование цивилизационной концепции общества связано с именами Н.Я. Данилевского (1822 – 1885), О. Шпенглера (1880–1936), А. Тойнби (1884–1975). Согласно данной концепции, цивилизация определяется как целостная общественная система, включающая множество взаимосвязанных элементов: религия, культура, экономика, политика и биосоциальная организация.

На основе натуралистического подхода к пониманию общества в XX веке формируется ряд натуралистических концепцийобщества, согласно которым общество и человек – это естественное продолжение природы и космических закономерностей. Так, А. Чижевский (1897–1964) и Л. Гумилев (1912–1992) считали, что ход истории и судьбы народов детерминируются космическими ритмами и солнечной активностью.

Сторонники психологического направления объясняли социальные процессы особенностями психологии общественных классов, социальных групп, наций. Г. Тард (1843–1904) в качестве движущей силы общественных преобразований определял «индивидуальную и групповую психику людей, их психологический настрой. История общества, по утверждению Г. Тарда, представляет собой непрерывную цепь подражания, а в едином процессе подражания действуют соответствующие законы, главный из которых выражает стремление к бесконечному распространению.

На основе структурно-функционального подхода Э. Дюркгейм (1858–1917) определял общество как реальность особого рода, не сводимую к другим и воздействующую на человека на основе идеи общественной солидарности, базирующейся на разделении труда.

Концепции социальной стратификации общества разрабатывались М. Вебером (1864–1920), Т. Парсонсом (1902–1979), П. Сорокиным (1895– 1968) и др. Сущность данных концепций заключается в понимании общества как целого, состоящего из структурно упорядоченных элементов, находящихся во взаимосвязи. Деление общества на элементы, типы их взаимосвязи определяются не одним главным признаком, а многими критериями, такими, например, как доход, образование, занятость и др.

На рубеже XX–XXI вв. особую популярность приобрела концепция постиндустриального общества, разработанная Д. Беллом (р. 1919), У. Ростоу (1916–2003), Д ж. Гелбрейтом (1908–2006) и др., которые в качестве движущего фактора общественного развития выделяли не экономику, а информационность, стремление к прибыли, сферу обслуживания.

Таким образом, современная теория общества учитывает достижения всех направлений мировой социальной мысли, экзистенциализма, герменевтики, культурологии и других. Методология современного подхода к анализу структуры общества зачастую носит характер взаимодополнительности, когда материалистические и идеалистические подходы не взаимоотрицаются, а отражают разные стороны такой сложной реальности, как общество. Разнообразие концепций следует, скорее, считать достоинством современной философии. В зависимости от того, какой аспект общества или истории подлежит изучению, можно выбрать ту или иную философскую концепцию.

Осмысление самой системы – социально-экономических, политических и духовных отношений в обществе, взаимосвязи и взаимоотношений компонентов общества – неизменное условие всестороннего анализа каждого компонента общества как системы, дающего возможность раскрыть сущность общества как целостной системы связей и отношений между людьми, событиями и явлениями общественной жизни.

Обучающимся рекомендуется рассмотреть особенности основных сфер жизни общества, так как осуществление в обществе следующих типов деятельности определяет основные сферы общественной жизни, – устойчивые области человеческой деятельности и ее результаты, удовлетворяющие определенные потребности общественного или личного характера: экономическая, политическая, социальная и духовная.

Таким образом, общество – это целостная система, все элементы которой находятся в тесной связи друг с другом и существуют в единстве. Нарушения в функционировании одной из подсистем оказывает неблагоприятное воздействие на другие подсистемы. Более того, в обществе действуют общие закономерности, реализующиеся во всех сферах общества и определяющие их характер. Вместе с тем каждую сферу жизни общества следует рассматривать как целостную, образованную множеством взаимодействующих элементов.

В оценке общественной жизни значимо то, что ни один из ее системных элементов не остается в устойчивом состоянии, а изменяет его, изменяя свою роль в обществе как системе.

Данное практическое занятие предполагает подготовку и выступление с сообщением, эссе, мультимедийных докладов.

Темы эссе

(докладов, сообщений)

Базовый уровень

  1. Теории развития общества в античной и средневековой философии.

2. Сущность философско-исторической концепции Г.В.Ф. Гегеля.

  1. Данилевский Н.Я.: теория циклического развития общества.
  2. Основные положения социально-философской концепции B.C. Соловьева.
  3. Сущность социально-философских взглядов Н.А. Бердяева.
  4. Теория социокультурной динамики и социального взаимодействия П.А. Сорокина.
  5. Собственность и эксплуатация: современная философская интерпретация.
  6. Материальное производство как развивающаяся система.

Повышенный уровень

1. Возможна ли наука об обществе?

2. Роль рациональности в развитии общества.

3. Социально-деятельностный характер русской философии 19 в. – начала 20 века.

4. Альтернативные концепции исторического процесса: Макс Вебер и Карл Маркс.

5. Собственность и отчуждение человека: история, современность, будущее.

6. Техническая реальность и ее место в структуре реальности.

7. Информационная революция и ее социальные следствия.

8. Феномен виртуальной реальности и его философская интерпретация

 

Структура презентации предполагает:

  • Титульный (название выступления, автор);
  • План презентации;
  • Основная часть (основные идеи выступления, цитаты, подтверждающие идеи выступления: конкретные примеры, интересные факты);
  • Заключение (обобщения и выводы);
  • Спасибо за внимание (подпись).

 

Вопросы и задания:

1.Трансформация представлений об обществе в истории философии

2. Основные концепции философского осмысления общества

3. Бытие социального. Природа общественных отношений

4. Основные сферы общественной жизни

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме.

Основная литература

1. Гобозов, И. А. Социальная философия / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М. : Академический Проект, 2010. – 348 с. – (Gaudeamus. Учебник для вузов). – ISBN 978-5-8291-1189-2

2. Лукьянова, И. Е. Антропология : учеб. пособие / под ред. Е. А. Сигиды. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 240 с. – (Высшее образование). – Библиогр.: с. 223-226. – ISBN 978-5-16-002893-4

3. Философия: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой. – М.: Проспект, 2014. – 360 с. – (Серия учебников МГЮА для бакалавров). – Гриф.: Доп. УМО.

 

Дополнительная литература:

1. Рахманов, А. Б. Социальная философия Макса Вебера : метаморфозы и кризисы. – М. : КРАСАНД, 2012. – 559 с. – Библиогр.: с. 546-559. – ISBN 978-5-396-00423-8

2. Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П.В. Алексеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 574 с.

3. Философский словарь / [В. Н. Мирошниченко, Л. В. Остапенко, Э. В. Шахова] ; под ред. А. П. Ярещенко. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 560 с.

 

Методическая литература

1. Социальная философия: методические указания по выполнению практических работ / сост. Т.А.Золотарева – Ставрополь, 2015. – 36 с. [Электронная версия]

2. Социальная философия: методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы / сост. Т.А.Золотарева – Ставрополь, 2015. – 20 с. [Электронная версия]

 

Интернет-ресурсы:

1. Ивин А. А. Социальная философия. Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Директ-Медиа, 2012. - 475 с. – Доступно: http://old.biblioclub.ru/book/86823/

2. Философский портал http://philosophy.ru/lib/soc/

3. Философия политики как раздел философского знания // http://www.ido.rudn.ru/philosophy/15.html

4. Журнал «Вопросы философии» // http://vphil.ru

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.