Тема занятия«Общество как предмет философского анализа. Основные сферы общественной жизни».
Цель:рассмотреть особенности, специфику философского подхода к исследованию общества; рассмотреть основные этапы формирования научных взглядов на проблему общества; выявить специфику общественных отношений; сформировать представления об основных сферах общественной жизни; развить навыки философского мышления.
Знания и умения, приобретаемые обучающимся в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части.
В результате освоения темы студенты приобретают:
знания особенностей и специфику философского подхода к исследованию общества; основных этапов формирования научных взглядов на проблему общества; основных сфер общественной жизни;
умения выявлять специфику общественных отношений, формировать представления об основных сферах общественной жизни, использовать полученные знания для формирования личностных качеств в различных социальных ролях на основе понимания динамического устройства общества;
владение основными категориями общественное бытие, общество, общественные отношения; навыками философского мышления.
Актуальность темы (семинара)связана с тем, что обучающийся приобретает фундаментальные знания и ценностную значимость, касающиеся анализа общества как предмета философского анализа, основных сфер общественной жизни, так как полноценное познание и осмысление любой проблемы, а также эффективное решение, имеющее научную, религиозную, философскую или повседневную природу возможно только на основе анализа развития личности и общества в целом.
Теоретическая часть.
Общество в социально-философском смысле не является простой совокупностью живущих в нем людей. Общество представляет собой целостную систему исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество – это высшая ступень развития живых систем. Общество – это обособившаяся часть материального мира, которая функционирует и развивается по своим специфическим законам.
В отличие от других наук, которые изучают общество (история, психология, педагогика и т.д.), социальная философия выявляет самые общие законы функционирования и развития общества, в круг рассмотрения входят такие вопросы как: что такое общество как особая форма реальности; какова природа социального бытия; каковы движущие силы исторического процесса; куда ведет исторический процесс человечество; влияние на исторический процесс личности и народных масс и т.д.
На вопрос «что такое общество?» даются разные ответы. Обучающимся рекомендуется ознакомиться с тем, как рассматривается понятие «общество» в социологии, политологии, истории, сравнить с понятием «общество» в философии.
Социальная философия не вдается в эмпирические детали, ее цель – общая характеристика общества, являющаяся итогом и выводом всего того, что говорят об отдельных аспектах его жизни и истории конкретные социальные и гуманитарные дисциплины.
Таким образом, центральное место в социальной философии занимают вопросы анализа, смысла и цели существования общества, его происхождения, судеб и перспектив, направленности движущих сил и возможных закономерностей его развития.
Попытки философов ответить на вопросы о том, что такое общество, какова его природа, как люди связаны в обществе, что определяет общественное развитие, привели к формированию философских концепций общества. В современной философии отсутствует единая концепция возникновения и развития человеческого общества.
В рамках решения онтологического аспекта основного вопроса философии – «Что первично: сознание или материя?» – применительно к социальной действительности сформировались две основные концепции общества: идеалистическая и материалистическая.
В конце XIX – начале XX ввеков произошло еще одно изменение в философских взглядах на общество и его историю: представление о линейности исторического процесса сменилось представлением о цикличности общественного развития. История человечества стала рассматриваться как процесс сменяющих друг друга цивилизаций. Формирование цивилизационной концепции общества связано с именами Н.Я. Данилевского (1822 – 1885), О. Шпенглера (1880–1936), А. Тойнби (1884–1975). Согласно данной концепции, цивилизация определяется как целостная общественная система, включающая множество взаимосвязанных элементов: религия, культура, экономика, политика и биосоциальная организация.
На основе натуралистического подхода к пониманию общества в XX веке формируется ряд натуралистических концепцийобщества, согласно которым общество и человек – это естественное продолжение природы и космических закономерностей. Так, А. Чижевский (1897–1964) и Л. Гумилев (1912–1992) считали, что ход истории и судьбы народов детерминируются космическими ритмами и солнечной активностью.
Сторонники психологического направления объясняли социальные процессы особенностями психологии общественных классов, социальных групп, наций. Г. Тард (1843–1904) в качестве движущей силы общественных преобразований определял «индивидуальную и групповую психику людей, их психологический настрой. История общества, по утверждению Г. Тарда, представляет собой непрерывную цепь подражания, а в едином процессе подражания действуют соответствующие законы, главный из которых выражает стремление к бесконечному распространению.
На основе структурно-функционального подхода Э. Дюркгейм (1858–1917) определял общество как реальность особого рода, не сводимую к другим и воздействующую на человека на основе идеи общественной солидарности, базирующейся на разделении труда.
Концепции социальной стратификации общества разрабатывались М. Вебером (1864–1920), Т. Парсонсом (1902–1979), П. Сорокиным (1895– 1968) и др. Сущность данных концепций заключается в понимании общества как целого, состоящего из структурно упорядоченных элементов, находящихся во взаимосвязи. Деление общества на элементы, типы их взаимосвязи определяются не одним главным признаком, а многими критериями, такими, например, как доход, образование, занятость и др.
На рубеже XX–XXI вв. особую популярность приобрела концепция постиндустриального общества, разработанная Д. Беллом (р. 1919), У. Ростоу (1916–2003), Д ж. Гелбрейтом (1908–2006) и др., которые в качестве движущего фактора общественного развития выделяли не экономику, а информационность, стремление к прибыли, сферу обслуживания.
Таким образом, современная теория общества учитывает достижения всех направлений мировой социальной мысли, экзистенциализма, герменевтики, культурологии и других. Методология современного подхода к анализу структуры общества зачастую носит характер взаимодополнительности, когда материалистические и идеалистические подходы не взаимоотрицаются, а отражают разные стороны такой сложной реальности, как общество. Разнообразие концепций следует, скорее, считать достоинством современной философии. В зависимости от того, какой аспект общества или истории подлежит изучению, можно выбрать ту или иную философскую концепцию.
Осмысление самой системы – социально-экономических, политических и духовных отношений в обществе, взаимосвязи и взаимоотношений компонентов общества – неизменное условие всестороннего анализа каждого компонента общества как системы, дающего возможность раскрыть сущность общества как целостной системы связей и отношений между людьми, событиями и явлениями общественной жизни.
Обучающимся рекомендуется рассмотреть особенности основных сфер жизни общества, так как осуществление в обществе следующих типов деятельности определяет основные сферы общественной жизни, – устойчивые области человеческой деятельности и ее результаты, удовлетворяющие определенные потребности общественного или личного характера: экономическая, политическая, социальная и духовная.
Таким образом, общество – это целостная система, все элементы которой находятся в тесной связи друг с другом и существуют в единстве. Нарушения в функционировании одной из подсистем оказывает неблагоприятное воздействие на другие подсистемы. Более того, в обществе действуют общие закономерности, реализующиеся во всех сферах общества и определяющие их характер. Вместе с тем каждую сферу жизни общества следует рассматривать как целостную, образованную множеством взаимодействующих элементов.
В оценке общественной жизни значимо то, что ни один из ее системных элементов не остается в устойчивом состоянии, а изменяет его, изменяя свою роль в обществе как системе.
Данное практическое занятие предполагает подготовку и выступление с сообщением, эссе, мультимедийных докладов.
Темы эссе
(докладов, сообщений)
Базовый уровень
Теории развития общества в античной и средневековой философии.
2. Сущность философско-исторической концепции Г.В.Ф. Гегеля.
Данилевский Н.Я.: теория циклического развития общества.
Основные положения социально-философской концепции B.C. Соловьева.
Теория социокультурной динамики и социального взаимодействия П.А. Сорокина.
Собственность и эксплуатация: современная философская интерпретация.
Материальное производство как развивающаяся система.
Повышенный уровень
1. Возможна ли наука об обществе?
2. Роль рациональности в развитии общества.
3. Социально-деятельностный характер русской философии 19 в. – начала 20 века.
4. Альтернативные концепции исторического процесса: Макс Вебер и Карл Маркс.
5. Собственность и отчуждение человека: история, современность, будущее.
6. Техническая реальность и ее место в структуре реальности.
7. Информационная революция и ее социальные следствия.
8. Феномен виртуальной реальности и его философская интерпретация
Структура презентации предполагает:
Титульный (название выступления, автор);
План презентации;
Основная часть (основные идеи выступления, цитаты, подтверждающие идеи выступления: конкретные примеры, интересные факты);
Заключение (обобщения и выводы);
Спасибо за внимание (подпись).
Вопросы и задания:
1.Трансформация представлений об обществе в истории философии
2. Основные концепции философского осмысления общества
3. Бытие социального. Природа общественных отношений
4. Основные сферы общественной жизни
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме.
Основная литература
1. Гобозов, И. А. Социальная философия / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М. : Академический Проект, 2010. – 348 с. – (Gaudeamus. Учебник для вузов). – ISBN 978-5-8291-1189-2
2. Лукьянова, И. Е. Антропология : учеб. пособие / под ред. Е. А. Сигиды. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 240 с. – (Высшее образование). – Библиогр.: с. 223-226. – ISBN 978-5-16-002893-4
3. Философия: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой. – М.: Проспект, 2014. – 360 с. – (Серия учебников МГЮА для бакалавров). – Гриф.: Доп. УМО.
Дополнительная литература:
1. Рахманов, А. Б. Социальная философия Макса Вебера : метаморфозы и кризисы. – М. : КРАСАНД, 2012. – 559 с. – Библиогр.: с. 546-559. – ISBN 978-5-396-00423-8
2. Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П.В. Алексеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 574 с.
3. Философский словарь / [В. Н. Мирошниченко, Л. В. Остапенко, Э. В. Шахова] ; под ред. А. П. Ярещенко. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 560 с.
Методическая литература
1. Социальная философия: методические указания по выполнению практических работ / сост. Т.А.Золотарева – Ставрополь, 2015. – 36 с. [Электронная версия]
2. Социальная философия: методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы / сост. Т.А.Золотарева – Ставрополь, 2015. – 20 с. [Электронная версия]
Интернет-ресурсы:
1. Ивин А. А. Социальная философия. Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Директ-Медиа, 2012. - 475 с. – Доступно: http://old.biblioclub.ru/book/86823/