Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части.



В результате освоения темы студенты приобретают:

знания особенностей социальной философии, ее основные функции и разделы;

умения выделять и характеризовать основные функции и разделы;

владение основными типами социально-политического мировоззрения в современной культуре.

Актуальность темы (семинара)связана с тем, что обучающийся приобретает фундаментальные знания и ценностную значимость задач социальной философии, ее смысла и основных функций, так как полноценное познание и осмысление любой проблемы, а также эффективное решение, имеющее научную, религиозную, философскую или повседневную природу возможно только на основе анализа развития личности и общества в целом.

Теоретическая часть.

Приступая к изучению социальной философии, необходимо учесть одни важный аспект, что социальная философия, как и философия вообще – знание неточное, социальная философия иногда предлагает обществу несбыточные идеалы, выражает свои взгляды не только в виде строгих теоретических трактатов, но и в художественной, и особенно часто – в публицистической форме. Социальная философия диалогична, она существует и развивается в виде сопоставления различных точек зрения.

При подготовке к практическому занятию обучающемуся необходимо проанализировать вопрос «почему учёный-естествоиспытатель, может спрогнозировать природные процессы с большой точностью на многие десятилетия вперёд, а учёный-обществовед лишь с определённой долей вероятности может прогнозировать события в общественной жизни только на ближайшее будущее?» Связано ли это с различными познавательными возможностями естественных и общественных наук? Смогут ли общественные науки в процессе своего развития обеспечить такую же точность исследований, как и естественные науки, стать «точными науками»? Или всё же дело в другом: возможно, естественные и общественные науки изучают слишком разные объекты: одни – природу, а другие – общество, и именно вследствие этого естественные и общественные науки будут существенно различными, у них будут разные подходы, различные инструментарии, а значит различные цели, задачи, результаты и возможности их использования? Должны ли мы общество изучать, анализировать, раскладывать общественные процессы на составляющие элементы, как это делается при изучении природных явлений, или мы должны общество понимать, стремиться постичь сущность общественных процессов, ощутить себя их частью, «пропустить» через своё Я, прочувствовать общественную жизнь? В каком случае мы получим более глубокое и полное знание об обществе? Да и существует ли общество как таковое или реально существуют отдельные люди, которые строят планы, добиваются их осуществления, терпят неудачу, и из всего этого складывается то, что мы условно называем обществом?

В конечном итоге все вопросы концентрируются вокруг одной проблемы – проблемы «первичности» человека или общества, является ли человек функцией общества или общество – функцией человека? Каков основной вектор этой связи? Устроено ли общество таким образом, каков человек, или, наоборот, человек такой, каково общество? Ответ на этот фундаментальный вопрос лежит в основе двух основных конкурирующих типов социально-политического мировоззрения в современной культуре – либерализма и коммунитаризма, или коллективизма.

Смысл социальной философии, как и философии вообще, не столько предлагать ответы, сколько ставить вопросы и, тем самым, стимулировать творческую деятельность человека в масштабах всего общества.

Каждая из частных наук, как и социальная философия, обладает специфическими функциями, которые обучающимся необходимо рассмотреть, среди них наиболее значимыми являются мировоззренческая, методологическая, социально-критическая, социально-проективная, практико-преобразующая.

Социальная философия представляет собой обширный тематический блок философского знания, в котором можно выделить крупные разделы, в рамках которых формируются научные школы, направления и традиции.

Учебный курс социальной философии включает такие разделы как философская антропология, социальная онтология и философия социального познания, философия истории, философия политики и права, философия глобализма и футурологии.

Таковы основные проблемные блоки социальной философии, которые в той или иной степени представлены в предлагаемой дисциплине. Их изучение позволит раскрыть палитру социально-философского знания как основы современного социогуманитарного познания и составить представление о том, над чем размышляют и работают социальные философы с античности и до наших дней.

Социальная картина мира, которую выстраивает социальная философия, зависит от того, какой точки зрения смотреть на мир. Эта особенность социальной философии сближает её с другой формой духовного производства – идеологией. Современное общество невозможно представить без идеологии, идеологией пронизан политический процесс, ею наполнены средства массовой коммуникации, она проникает во все ткани общественного организма.

Таким образом, социальная философия в современной культуре – системообразующая основа социально-гуманитарного знания. Предметом социальной философии будет система отношений «человек и социальный мир». Особенный интерес к к социально-философской проблематике возникает в переломные эпохи, когда появляется потребность в определении и проектировании дальнейших путей развития человечества, когда необходимы новые ориентиры и смыслы общественного развития. Именно такой период переживает современное человечество.

Обучающимся необходимо подготовиться к практическому занятию, которое будет проводиться в форме дискуссии.

Дискуссия

1 Тема (проблема). Соотношение человека и общества: является ли общество продолжением законов индивидуальной жизнедеятельности человека или, наоборот, индивидуальная жизнь человека зависит от общества.

2 Концепция.Подготовка к дискуссии предполагает разделения на три группы, аргументировано отстаивающих противоположные точки зрения на проблему «первичности» человека или общества:

- первая точка зрения: сторонники либерализма - исходит из того, что человек – это самодостаточный феномен, он способен к самоопределению, к рациональному, разумному действию и свободному выбору;

- вторая точка зрения: сторонники коммунитаризма, или коллективизма - исходит из того, что человек – существо социальное, живёт в коллективе, для людей характерны не только индивидуальные, но и коллективные, а также общественные интересы. При этом надындивидуальные интересы имеют приоритет по отношению к индивидуальным, человек должен уметь жертвовать индивидуальными интересами во имя коллективных и общественных;

- третья точка зрения: сторонники мультикультурализма - это синтез идей либерализма и коммунитаризма, который воплощает в себе коммунитаристское стремление к объединению и либеральное понимание личности и терпимость к Другому.

3 Роли:

А) либералы

Б) коммунитаристы

В) мультикультуралисты

4 Ожидаемый (е) результат (ы).Выявление характерных особенностей либеральных, коллективистских, мультикультуралистких взглядов, влияние данных социально-политических картин на ход исторического развития.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.