УТВЕРЖДАЮ:
Директор гуманитарного института
______________ А.М. Ерохин
«____» ____________ 2015 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ»
Направление подготовки
13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
Профиль
Электроснабжение
Квалификация выпускника
бакалавр
Форма обучения
заочная
Учебный план
2014 года
Изучается в
3 семестре
СОГЛАСОВАНО:
РАЗРАБОТАНО:
Зав. кафедрой ________
«___» ______________ 2015 г.
Рассмотрено УМК
Протокол №___ от «___»__________
Председатель УМК гуманитарного института
______________ Л.Р. Вартанова
Зав. кафедрой социальной философии и этнологии
___________________ С.Ю. Иванова
«___» ______________ 2015 г.
Доцент кафедры социальной философии и этнологии
__________________ Л.Н. Вшивцева
«___» ______________ 2015г.
Ставрополь, 2015
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«Социальная философия»
Методические рекомендации к практическим занятиям
Направление подготовки
13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
Профиль
Электроснабжение
Квалификация выпускника
бакалавр
Объем занятий: Итого
72 ч.
2 з.е.
В т.ч. аудиторных
6 ч.
Из них:
Лекций
Лабораторных работ
Практических занятий
2 ч.
4 ч.
Самостоятельной работы 64 ч.
Зачет 3 семестр 4 ч.
Ставрополь, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………4
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ…………………………………………………..6
Тема 1.1. Социальная философия, ее предмет, методы, функции и место
в системе социально-гуманитарного знания ……………………………………………..6
Тема 1.2. Общество как предмет философского анализа.
Основные сферы общественной жизни ………………………………………………….10
Тема 2. Глобализация человеческой деятельности.
Человечество перед лицом глобальных проблем современности………………………14
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Социальная философия» является дисциплиной по выбору вариативной части образовательной программы по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника.
Изучение дисциплины направлено на овладение обучающимися знаниями достижений мировой и отечественной философской мысли в области антропологии и развития общества, на понимание историзма и многообразия их мировоззренческих ориентаций, свойственных различным типам культур, с осмыслением их общечеловеческого, гуманитарного содержания. Создание предпосылок для взаимопонимания людей, воспитанных в разных культурных традициях, для поиска консенсуса и принятия социальных решений с пониманием всей глубины ответственности за них; уяснение основных мировоззренческих и методологических проблем человека, общества и их взаимодействия.
Цель освоения дисциплины:формирование общекультурных компетенций: овладение знанием классических и современных методологических подходов в исследовании системы взаимодействия человек – общество, готовности использовать полученные компетенции при выработке активной гражданской позиции и социальной ответственности.
Задачи освоения дисциплины:
– понимание сущности дискуссионных вопросов и проблем исторического, социокультурного, политического развития общества;
- формирование навыков критически анализировать влияние глобальных социальных и культурных процессов на развитие материальной и духовной культуры общества;
- умение диагностировать состояние современных межцивилизационных отношений в мире;
- развитие и привитие навыков самостоятельной учебной работы и формирование потребностей в самообразовании и социализации;
- умение ориентироваться в получаемых данных и генерализировать информацию о состоянии взаимоотношений человек – общество;
- понимание места российского цивилизационного пространства в мире;
- осознание своей роли в обществе.
Приобретенные знания в области социальной философии позволят студентам не только сформировать активную гражданскую позицию, но и в дальнейшем активно применять полученные знания на практике.
Дисциплина относится к Блоку 1. «Дисциплины (модули)» вариативной части, дисциплина по выбору. Ее освоение происходит в 3 семестре.
Предшествующими дисциплинами, на которых она непосредственно базируется, являются дисциплины изученные обучающимися ранее: «Философия», «История», «Правовая культура».
Дисциплина «Социальная философия» завершает блок гуманитарных дисциплин.
В результате усвоения тем и разделов дисциплины «Социальная философия», работы на практических занятиях у обучающихся должны сформироваться следующие общекультурные компетенции:
ОК-2 – способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;
ОК-6 – способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные различия;
ОК-7 – способностью к самоорганизации и самообразованию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- движущие силы и закономерности исторического процесса, роль личности в истории, особенности политической организации общества;
- социальную структуру общества, включая этническую;
- мировоззренческие и социально-философские проблемы; закономерности развития сфер общественной жизни.
Уметь:
- анализировать социально значимые явления и процессы, в том числе политического и экономического характера, мировоззренческие и философские проблемы;
- осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм;
- осуществлять различные формы межкультурного взаимодействия
Владеть:
- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль личности в истории, особенности политической организации общества;
- навыками анализа социально значимые явления и процессы, в том числе политического и экономического характера, мировоззренческие и философские проблемы;
- способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия- основными положениями и методами социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1.1
Тема занятия«Социальная философия, ее предмет, методы, функции и место в системе социально-гуманитарного знания»
Цель:рассмотреть смысл и задачи социальной философии, проанализировать основные функции и разделы.