Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Опека и попечительство над несовершеннолетними



 

Понятие и основания установления опеки и попечительства над несовершеннолетними. Согласно ст. 123 СК (ст. 2 Закона об опеке) опека и попечительство над несовершеннолетними выступает одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Сущность опеки и попечительства над несовершеннолетними вытекает из ее целей, которыми являются: 1) защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан*(409), 2) их воспитание (ст. 31 ГК). Статьей 145 СК эти цели дополнены 3) содержанием и 4) образованием подопечных.

В юридической литературе опеку и попечительство характеризуют как форму индивидуального временного устройства физического лица (подопечного), которая предназначена для обеспечения его интересов, в том числе восполнения недостающей дееспособности, и которая выражается в выполнении опекуном (попечителем) юридических и фактических действий*(410). В качестве указанной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, опеку и попечительство можно определить*(411) как один из правовых инструментов, позволяющих путем закрепления в установленном порядке органами опеки и попечительства за несовершеннолетним гражданином (подопечным) специального лица (опекуна или попечителя), обеспечивать посредством юридических и фактических действий данного лица удовлетворение потребностей подопечного в содержании, жилье, обучении и воспитании, а также охрану его прав и законных интересов*(412).

Законодательство предусматривает возможность установления различных видов опеки и попечительства. Исходя из субъектного признака (кто осуществляет функции опекуна или попечителя) можно выделить опеку и попечительство, осуществляемые гражданами, и организациями (ч. 5 ст. 11 Закона об опеке). С учетом временного критерия (срока действий полномочий опекуна или попечителя) опека и попечительство являются постоянными (общее правило) либо временными (например, опека или попечительство по совместному заявлению родителей на период, когда они по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности) (ст. 13 Закона об опеке). По моменту назначения опекуна и попечителя опека и попечительство подразделяются на предварительные опеку и попечительство (ст. 12 Закона об опеке), которые применяются при необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя, и такие опеку и попечительство, когда опекун назначается в общем порядке. По особенностям установления (оформлению), а также критерию возмездности опеку и попечительство можно также подразделить на два вида - опеку и попечительство, оформляемую актом о назначении опекуна и попечителя, и опеку и попечительство, оформляемую и указанным актом, и договором об осуществлении опеки и попечительства (ст. 14 Закона об опеке). В первом случае обязанности опекуна и попечителя исполняются безвозмездно (ч. 1 ст. 16 Закона об опеке), а во втором - на возмездных основаниях (ч. 2 ст. 14, ч. 2 ст. 16 Закона об опеке).

Следует согласиться с тем, что правовое регулирование отношений по опеке и попечительству носит комплексный межотраслевой характер, сочетая в себе правовые инструменты различных правовых отраслей и отраслей законодательства*(413). Так, помимо гражданского и семейного законодательства, указанные отношения регламентируются административным законодательством и рядом иных отраслей. Поэтому с этих позиций опеку и попечительство нужно охарактеризовать как частно-публичный правовой инструмент. Наряду с Гражданским и Семейным кодексами, Законом об опеке правовое регулирование различных отношений по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних осуществляется отдельными федеральными законами и федеральными подзаконными актами*(414). Кроме того, некоторые названные отношения регулируются законами субъектов Федерации (ч. 3 ст. 3 Закона об опеке)*(415). Например, согласно ч. 1 ст. 14 Закона об опеке, установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства допускается в том числе и в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации.

Основанием установления опеки и попечительства над несовершеннолетними выступает отсутствие по тем или иным причинам родительского попечения. Статьей 31 ГК (ст. 121 СК) к числу таких причин, в частности, отнесены отсутствие у несовершеннолетних родителей, усыновителей; лишение судом родителей родительских прав; ситуация, когда родители уклоняются от воспитания несовершеннолетних либо защиты их прав и интересов; признание родителей недееспособными и т.д.

Данная норма указывает на соотношение между опекой и попечительством и усыновлением. Усыновление по отношению к опеке и попечительству следует рассматривать как преимущественную форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку усыновление обеспечивает более тесную социальную связь несовершеннолетнего и усыновителя по сравнению с опекой и попечительством.

Отечественное гражданское и семейное законодательство традиционно разделяет опеку и попечительство над несовершеннолетними как правовые явления. Различие между ними проводится по двум основным параметрам: а) в зависимости от того, кто является подопечным; б) по полномочиям опекунов и попечителей. Так, согласно ст. 32 ГК (ст. 145 СК, ст. 2 Закона об опеке) опека устанавливается над малолетними, т.е. лицами в возрасте до 14 лет, а опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а также иные юридически значимые действия. Это могут быть действия не только в области гражданского, но и публичного права (гражданский процесс, налоговое право и пр.). Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а попечители: а) дают согласие на совершение тех сделок, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно, и б) оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также в) охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Правоотношения, связанные с опекой и попечительством, складываются между следующими субъектами:

опекунами и попечителями и их подопечными;

подопечными и органами опеки и попечительства;

органами опеки и попечительства, с одной стороны, и опекунами и попечителями, с другой стороны: правоотношения, связанные с назначением опеки и попечительства, правоотношения по надзору за деятельностью опекунов и попечителей;

опекунами и попечителями и иными третьими лицами - отношения законного представительства*(416).

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Федерации*(417) (п. 1 ст. 34 ГК, п. 1 ст. 6 Закона об опеке). Обычно применительно к несовершеннолетним это органы, осуществляющие управление в сфере образования (министерство образования соответствующего субъекта Федерации и др.). Законами субъектов Федерации государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству могут передаваться органам местного самоуправления*(418). Полномочия органа опеки и попечительства в отношении конкретного подопечного возлагаются на тот орган, который установил над ним опеку или попечительство, а при перемене места жительства подопечного эти полномочия возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в соответствии с Законом об опеке (ст. 34 ГК, ст. 9 Закона об опеке).

В связи с опекой и попечительством основными функциями (полномочиями) названных органов являются (ст. 8 Закона об опеке): выявление детей, оставшихся без родительского попечения, подбор и назначение опекунов или попечителей, осуществление надзора за деятельностью названых лиц и др. По сути дела, эти функции и составляют основу юридической процедуры организации опеки и попечительства.

Согласно ч. 4 ст. 6 Закона об опеке в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ, ряд полномочий органов опеки и попечительства (по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах) могут выполнять отдельные юридические лица: образовательные и медицинские организации и др.

Закон определяет, кто может осуществлять функции опекунов и попечителей, а также закрепляет требования к ним (ст. 35 ГК, ст. 146 СК). Эти функции могут осуществлять два вида субъектов - как физические, так и отдельные юридические лица, в том числе временно сами органы опеки и попечительства (ст. 123, п. 4 ст. 155.1 СК и др.). Во-первых, непосредственно опекунами и попечителями могут выступать лишь граждане. В данном случае опекуны и попечители должны быть совершеннолетними и не относиться к: а) лицам, лишенным родительских прав; б) лицам, отстраненным от выполнения обязанностей опекунов (попечителей); в) лицам, ограниченным в родительских правах; г) бывшим усыновителям (если усыновление отменено по их вине); д) лицам, имеющим на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Кроме того, закон требует наличие у опекунов и попечителей определенных личных и иных качеств, которые учитываются при их назначении.

Во-вторых, функции опекунов и попечителей несовершеннолетних выполняют организации (юридические лица), в которые несовершеннолетние помещены под надзор (п. 4 ст. 35 ГК, ст. 155.1-155.3 СК, ч. 2 ст. 1 Закона об опеке). К таким организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или некоммерческие организации, если деятельность по надзору за несовершеннолетними не противоречит целям, ради которых они созданы*(419).

Применительно к данной второй ситуации закон (ст. 155.1 СК, ст. 11 Закона об опеке) различает два случая: когда ребенок находится в указанной организации под постоянным надзором и когда он помещается туда временно. В первом случае опекуны (попечители) несовершеннолетним отдельно не назначаются, а их функции по прямому предписанию закона осуществляют названные организации (п. 4 ст. 35 ГК, ч. 5 ст. 11 Закона об опеке).

Во втором случае, с одной стороны, из императивного характера правила п. 4 ст. 35 ГК следует, что обозначенные организации и здесь выполняют функции опекунов и попечителей. С другой стороны, как установлено в п. 2 ст. 155.1 СК, ч. 4 ст. 11 Закона об опеке, временное пребывание ребенка в такой организации не прекращает права и обязанности опекуна (попечителя) в отношении подопечного. Поэтому во втором случае нужно исходить из того, что если при временном пребывании ребенка в соответствующей организации у него отсутствует назначенный в установленном порядке опекун (попечитель), то данная организация должна выполнять все функции опекуна или попечителя (пусть и временно). Однако при наличии у такого несовершеннолетнего назначенного опекуна (попечителя) последний осуществляет все основные свои функции в отношении подопечного в соответствии с законом, а организация несет лишь отдельные обязанности опекуна или попечителя (в части временного надзора за несовершеннолетним и др.). Такой подход вполне оправдан с позиции решения вопросов ответственности, поскольку в зависимости от ситуации отвечать может как одно лицо (например, только организация, куда помещен ребенок), так и сразу два обязанных субъекта (в частности, и эта организация, и опекун).

Порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними. Опека и попечительство устанавливается через юридическую процедуру назначения органом опеки и попечительства опекуна или попечителя. Данная процедура обычно состоит из трех основных этапов: информационного, в ходе которого собирается необходимая информация, в частности о ребенке, оставшемся без родительского попечения, о кандидатурах опекуна (попечителя), и т.д.; проверочного, когда информация проверяется, и собственно этапа назначения опекуна и попечителя. Кроме того, возможно судебное оспаривание назначения опекуна или попечителя заинтересованными лицами (ст. 35 ГК), например родственниками подопечного.

По общему правилу (ст. 35 ГК) вся указанная процедура осуществляется и, соответственно, опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. Однако при наличии заслуживающих внимания обстоятельств (отсутствие у ребенка постоянного места жительства) опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя).

В рамках первого этапа орган опеки и попечительства получает из различных источников, в том числе и от потенциального опекуна (попечителя), информацию о ребенке, оставшемся без родительского попечения.

На втором этапе орган опеки и попечительства проверяет соблюдение установленных законом условий установления опеки и попечительства, а также фактических условий будущей опеки или попечительства*(420). К числу последних законом отнесены:

согласие конкретного опекуна или попечителя на выполнение соответствующих функций (обязанностей)*(421);

наличие у опекуна или попечителя особых личных, в том числе и нравственных качеств, позволяющих эффективно исполнять обязанности опекуна или попечителя;

фактическая способность к выполнению своих обязанностей (обязанностей опекуна или попечителя) - семейное положение, состояние здоровья*(422), жилищные условия и т.п.;

отношения, существующие между потенциальным опекуном или попечителем и несовершеннолетним*(423);

желание самого подопечного в отношении назначения конкретного лица опекуном или попечителем, которое, однако, принимается во внимание лишь при наличии возможности его учета. Вместе с тем представляется, что последнее требование носит не субсидиарный, а обязательный характер. Другими словами, орган опеки и попечительства обязан принять меры к выявлению желания несовершеннолетнего. Такой вывод подтверждается содержанием п. 4 ст. 145 СК, в соответствии с которым устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения, а назначение опекуна ребенку, достигшему возраста 10 лет, осуществляется с его согласия. Однако несовершеннолетний может находиться в таком состоянии, когда у него нет возможности выразить свое отношение к опекуну или попечителю (в силу возраста, здоровья). В подобных случаях желание подопечного не учитывается.

На заключительном третьем этапе органом опеки и попечительства производится назначение конкретного лица опекуном или попечителем несовершеннолетнего. При этом по общему правилу подопечному может быть назначен один опекун или попечитель, а одно и то же лицо, как правило, может быть назначено опекуном или попечителем только одного гражданина. Однако передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей (ст. 10 Закона об опеке).

Назначение опекуна или попечителя должно состояться в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином (п. 1 ст. 35 ГК). Соответственно, предельный срок осуществления юридической процедуры установления опеки и попечительства составляет один месяц. Вместе с тем если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Назначение или отказ в назначении опекуна или попечителя оформляется актом органа опеки и попечительства о назначении (об отказе в назначении) опекуна или попечителя. В случае назначения опекуна или попечителя данный акт является основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным. Указанные акты органа опеки и попечительства могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке (ч. 6, 7 ст. 11 Закона об опеке).

Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (п. 1 ст. 14 Закона об опеке). В таком случае, кроме оформления указанного акта о назначении опекуна или попечителя, между органом опеки и попечительства и опекуном или попечителем заключается названный договор.

Права и обязанности опекунов и попечителей. В правах и обязанностях опекунов и попечителей достаточно отчетливо проявляется одна из особенностей семейных правоотношений: нередко права одновременно являются и обязанностями соответствующих субъектов. По сути дела, все права опекунов и попечителей, обеспечивающие должный уровень социально-экономического положения подопечных, одновременно представляют собой и их обязанности.

Права и обязанности опекунов и попечителей подразделяются на два основных вида: а) права и обязанности в отношении подопечных и их имущества*(424) и б) права и обязанности в отношении органов опеки и попечительства.

В зависимости от предметного признака права и обязанности опекунов и попечителей первого вида подразделяются на две группы: права и обязанности непосредственно в отношении самих подопечных и права и обязанности в отношении имущества подопечных. К первой группе относятся пять основных обязанностей опекунов и попечителей несовершеннолетних:

заботиться о содержании своих подопечных,

заботиться об обеспечении их уходом и лечением,

заботиться об их обучении и воспитании,

обязанность по совместному проживанию с подопечными*(425),

обязанность представлять и защищать их права и интересы. В рамках исполнения последней обязанности опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (п. 2 ст. 31 ГК). Если в соответствии с Гражданским кодексом представительство, связанное с защитой прав подопечных, осуществляется и в опеке, и в попечительстве на подобном едином принципе (без специального полномочия), то к представительству в рамках так называемых ненарушенных отношений законодатель подходит более дифференцированно: опекуны всегда выступают законными представителями своих подопечных, а попечители могут выступать в качестве законного представителя своих подопечных лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 и ч. 3 ст. 15 Закона об опеке).

Все отмеченные обязанности, как и иные обязанности опекунов и попечителей, исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 1 ст. 36 ГК, ст. 16 Закона об опеке). Вместе с тем обязанность опекуна (попечителя) заботиться о содержании ребенка может обеспечиваться за счет установленных законами субъекта Федерации социальных выплат*(426). Эти выплаты образуют часть доходов подопечного (п. 1 ст. 37 ГК) и представляют собой один из возможных механизмов реализации его права на содержание (п. 3 ст. 148 СК). Вопрос о том, получать или не получать такие выплаты, решается самим опекуном*(427). Однако неполучение опекуном или попечителем указанных выплат не освобождает его от заботы о содержании подопечного в иных формах.

Названные основные обязанности опекунов и попечителей несовершеннолетних конкретизируются в семейном законодательстве. Так, в отношении обязанности обеспечивать обучение и воспитание ребенка ч. 6 ст. 148.1 СК устанавливает, что опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка. При этом опекун или попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований о пределах осуществления родительских прав (п. 1 ст. 65 СК). Также опекун или попечитель имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования и обязан обеспечить получение ребенком общего образования.

По существу, практически все рассматриваемые права и обязанности опекунов и попечителей являются ограниченными законодательством родительскими правами и обязанностями (квазиродительские права и обязанности)*(428). В частности, право опекуна или попечителя требовать на основании решения суда возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих его у себя без законных оснований, в том числе от родителей или других родственников либо усыновителей ребенка (п. 4 ст. 148.1 СК), очень похоже на право родителей требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения (п. 1 ст. 68 СК). Этот же пример указывает и на известную ограниченность прав опекунов и попечителей по сравнению с родительскими правами: если опекун и попечитель имеют право заявлять такое требование по суду, то родители - как по суду, так и во внесудебном порядке. Подобные законодательные ограничения усматриваются и в обязанности опекуна (попечителя) не препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками (ч. 5 ст. 148.1 СК)*(429).

Систему прав и обязанностей второй группы составляют права и обязанности опекунов и попечителей, связанные с распоряжением имуществом подопечного*(430). По общему правилу опекун или попечитель обязан расходовать все доходы подопечного, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, по особому целевому назначению - исключительно в интересах подопечного. Кроме того, такое расходование осуществляется с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Наряду с этим закон (ст. 37 ГК, ст. 19, 20 Закона об опеке) устанавливает ряд запретов, в том числе и в отношении распоряжения недвижимым имуществом несовершеннолетнего. В частности, в отсутствие предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекуну запрещено совершать (попечителю запрещено давать согласие на совершение сделок) сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного. Опекуну, попечителю, их супругам и близким родственники запрещено совершать сделки с подопечным за исключениями, предусмотренными законом*(431), представлять его при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

К обязанностям опекунов и попечителей второго вида (в отношении органов опеки и попечительства) относятся различные обязанности информационного содержания. Например, согласно п. 2 ст. 36 ГК опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства. Согласно ч. 1 ст. 25 Закона об опеке опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов - копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов. Такой же отчет представляется и при прекращении опеки и попечительства (ст. 30 Закона об опеке). Кроме того, на опекунов и попечителей действующим законодательством возложена обязанность по согласованию с органом опеки и попечительства тех или иных юридических действий (получению необходимого предварительного разрешения на сделки, другие юридические действия - см., например, ст. 21 Закона об опеке).

Права несовершеннолетних, находящихся под опекой и попечительством. Закон в основном закрепляет права таких лиц. При этом если права и обязанности опекунов (попечителей) - это, как было показано выше, есть квазиродительские права и обязанности, то права подопечных представляют собой, по существу, полноценные права ребенка, определяемые главой 11 СК. Вместе с тем такие права несовершеннолетних подопечных конкретизируются в дальнейшем в специальных правилах главы 20 СК о правах названных лиц (ст. 148, 149 СК). Так, согласно ст. 148 СК дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, право на обеспечение опекуном (попечителем) условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение человеческого достоинства; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; право на защиту, право на общение со своими родственниками, право на выражение своего мнения. Практически такие же права, но за рядом соответствующих исключений, ст. 155.3 СК предоставляет детям, оставшимся без попечения родителей и находящимся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как видно, эти права подразделяются на неимущественные и имущественные. В частности, к неимущественным правам подопечных относится право на обжалование в орган опеки и попечительства действий или бездействия опекунов или попечителей (ч. 3 ст. 24 Закона об опеке). Имущественные права - это, например, право самостоятельно распоряжаться отдельными видами своих доходов (ст. 26, 28, 37 ГК), а также право на получение доходов от доверительного управления. Такое доверительное управление осуществляется на основании ст. 38 ГК, а также правил главы 53 ГК о доверительном управлении имуществом*(432). В данном случае при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом.

Прекращение опеки и попечительства. В тех случаях, когда несовершеннолетний в силу закона приобретает определенный объем дееспособности (больший по сравнению с тем, которой он имел в предшествующий период своего существования), то опека или попечительство прекращаются. Как следует из действующего законодательства, это происходит при фактическом (возрастном) или социальном (случаи приобретения полной дееспособности до 18 лет) взрослении человека. Полное прекращение опеки и попечительства происходит и по иным основаниям, указанным в ст. 29 Закона об опеке, в частности в случае смерти подопечного.

Для полного прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними закон предусматривает специальные основания и определенную процедуру. По сути, по этим двум параметрам различается прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними и совершеннолетними гражданами*(433). Если установление опеки и попечительства над несовершеннолетними требует специального решения компетентного органа, то для их прекращения такого решения не нужно. Согласно ст. 40 ГК основным юридическим фактом, влекущим полное прекращение опеки или попечительства, является достижение ребенком определенного возраста. Этот юридический факт (событие) может быть правоизменяющим - в случае с опекой, когда она меняется на попечительство. Однако этого может и не произойти, если несовершеннолетний страдает психическим расстройством, которое дает основание для признания его недееспособным*(434).

С другой стороны, в ситуации с попечительством рассматриваемый юридический факт является правопрекращающим. Само попечительство над несовершеннолетним прекращается также без особого решения об этом в силу только прямого указания закона в случае приобретении таким подопечным полной дееспособности в результате:

достижения им 18 лет;

наступления определенных оснований, предусмотренных законом, и до достижения указанного возраста: при вступлении его в брак в установленном порядке и вследствие эмансипации*(435).

От полного прекращения опеки и попечительства нужно отличать ситуацию, когда по тем или другим основаниям прекращаются лишь обязанности опекунов и попечителей. В первом случае опека и попечительство прекращаются в интересах подопечного, поскольку он более не нуждается в соответствующей форме воспитания и восполнения "возрастных дефектов" его дееспособности. Во втором случае, наоборот, интересы подопечного требуют продолжения отношений по опеке и попечительству. Здесь правоотношения по опеке и попечительству прекращаются, как правило, не для подопечного, а для конкретного опекуна или попечителя.

Прекращение обязанностей опекунов и попечителей производится в формах освобождения и отстранения органом опеки и попечительства опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Согласно ст. 39 ГК орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях: возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления, при помещении подопечного под надзор в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (если это не противоречит интересам подопечного). Наряду с этим опекун и попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе, а по инициативе органа опеки и попечительства (в том числе и временно) - при возникновении противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя. В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на них обязанностей орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей*(436).

Освобождение либо отстранение опекуна или попечителя от исполнения их обязанностей производится путем принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей. Подобный акт может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке (ст. 29 Закона об опеке).

 

Приемная семья

 

Понятие приемной семьи. Приемная семья представляет собой одну из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК). Согласно ст. 152 СК приемной семьей признается опека и попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

Являясь одной из семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, приемная семья обладает определенными специфическими чертами.

Во-первых, в основании устройства ребенка в приемную семью лежит сложный юридический состав, включающий в себя акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна и попечителя, выполняющих свои обязанности возмездно (приемных родителей), и договор о приемной семье (п. 7 ст. 145 СК). В данном случае договор выступает не только в роли юридического факта, переводящего предписания семейного законодательства в плоскость конкретного правоотношения, но и выполняет функцию средства индивидуально-правового регулирования. Обусловливается это тем, что содержание правоотношений в приемной семье предопределяется не только нормами правовых актов, но и условиями индивидуального договора. В договоре о приемной семье происходит фиксация прав и обязанностей сторон как предусмотренных, так и не предусмотренных законодательством. В частности, приемные родители могут наделяться дополнительными правами, а на органы опеки и попечительства возлагаться дополнительные обязанности (например, обязанности по предоставлению приемной семье земельного участка, жилого помещения, автотранспорта и др.), и наоборот. Тем самым при заключении договора определяется конкретный объем прав и обязанностей участников правоотношений и создается индивидуально определенная модель их поведения.

Во-вторых, поскольку договор о приемной семье носит срочный характер, постольку приемная семья - это временная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья образуется на срок, предусмотренный договором, но до достижения детьми совершеннолетия. Безусловно, отношения, возникшие между приемными родителями и детьми, как правило, продолжаются и в дальнейшем, однако они не носят правового характера.

В-третьих, при передаче ребенка в приемную семью он не утрачивает правовых связей со своими родителями и иными родственниками. В силу этого приемные родители и приемные дети в отличие от усыновленных и усыновителей не приравниваются в правах и обязанностях к родственникам по происхождению, и, как следствие, между ними не возникает ни алиментных обязательств, ни наследственного правопреемства.

В-четвертых, приемные родители осуществляют свои функции за вознаграждение (п. 1 ст. 153.1 СК). В этом состоит разница в правовом положении приемных родителей, с одной стороны, и опекунов (попечителей) - с другой. В силу положений п. 1 ст. 36 ГК РФ обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. Кроме того, деятельность родителей в приемной семье засчитывается в страховой стаж, который учитывается при начислении пенсии.

В-пятых, приемная семья пользуется различного рода мерами социальной поддержки, определяемыми договором о приемной семье в соответствии с актами, принимаемыми субъектами Федерации и органами местного самоуправления. В частности, на содержание каждого ребенка приемной семье выплачиваются денежные средства за счет соответствующих бюджетов. При этом финансирование производится на основании договора органами опеки и попечительства.

В-шестых, приемная семья, как и любая иная семья, не является самостоятельным субъектом права, за ней не признается статуса юридического лица*(437). В этом принципиальное отличие приемной семьи от детских домов семейного типа - бюджетных воспитательных учреждений*(438).

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием приемной семьи, осуществляется актами различного уровня. Наиболее важные положения, касающиеся порядка и условий передачи ребенка на воспитание в приемную семью, особенностей правового статуса приемных родителей и приемных детей, закреплены в гл. 21 СК (ст. 151-153.2). Их развитие и детализация осуществляются Правительством РФ. В настоящее время действует Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829*(439). Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье, и некоторые иные аспекты, связанные с пребыванием ребенка в приемной семье, регламентируются законами субъектов Федерации и актами органов местного самоуправления.

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, также применяются положения главы 20 СК "Опека и попечительство над детьми", Гражданского кодекса и Закона об опеке.

Условия и порядок передачи детей в приемную семью. На воспитание в приемную семью передаются дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся по каким-либо причинам без родительского попечения: дети-сироты; дети, родители которых неизвестны; дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание; дети, родители которых уклоняются от воспитания детей и от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций; дети, родители которых своими действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию (п. 1 ст. 121 СК, п. 20 Положения о приемной семье).

В Семейном кодексе не содержится предписаний относительно количества детей, принимаемых в приемную семью. Однако вполне очевидно, что численность детей должна быть разумной с точки зрения возможности полноценного семейного воспитания в отношении каждого ребенка. Тем более, как справедливо отмечает А.М. Нечаева, в приемную семью чаще всего попадают дети больные, ослабленные, имеющие серьезные дефекты умственного или физического развития*(440). Потому в п. 2 Положения о приемной семье устанавливаются количественные ограничения: общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек.

Приемными родителями могут быть как супруги, так и отдельные граждане обоего пола, способные воспитывать детей и создать им условия для всестороннего развития. Однако лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Законодательством устанавливается перечень ограничений, установленных для лиц, желающих стать приемными родителями. К числу субъектов, заведомо не способных осуществлять семейное воспитание, отнесены: лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, и лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Перечень таких заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542, является общим и применяется при медицинском освидетельствовании усыновителей, опекунов (попечителей) и приемных родителей.

Немаловажное значение имеют также нравственные и иные личные качества приемных родителей, способность их к выполнению обязанностей, отношения между приемным родителем и ребенком, отношения к ребенку иных членов приемной семьи. Данные обстоятельства учитываются органами опеки и попечительства при подборе приемных родителей.

Процесс организации приемной семьи включает в себя два взаимосвязанных этапа: преддоговорный (организационный) и непосредственно касающийся заключения договора о приемной семье.

Организационно-правовые предпосылки образования приемной семьи и заключения соответствующего договора состоят в следующем. Лица, желающие взять ребенка на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие материальное и семейное положение потенциальных приемных родителей, наличие у них жилого помещения, а также медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью.

Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства осуществляет обследование условий жизни лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, по результатам проведения которого составляет соответствующий акт.

На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями. Если предполагается взять в приемную семью больного ребенка, ребенка с ослабленным здоровьем, отклонениями в развитии или ребенка-инвалида, то в заключении должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий.

Положительное заключение органа опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, действительное в течение одного года, является основанием для подбора ребенка с целью его передачи в приемную семью. Предварительный выбор ребенка осуществляется будущими приемными родителями по согласованию с органом опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства или по месту его нахождения.

Важным аспектом деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан является психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою семью. Такая подготовка необходима для снижения риска возникновения в дальнейшем проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе жестокого обращения с детьми, причинения вреда их жизни и здоровью, а также возвращения (изъятия) детей из семьи, что само по себе является травмирующим обстоятельством для ребенка*(441).

При подборе ребенка из образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и других аналогичных организаций потенциальным приемным родителям должна быть предоставлена информация о несовершеннолетнем, с тем чтобы выбор ребенка носил вполне осознанный характер. Полная и достоверная информация о ребенке, в том числе о состоянии его здоровья, физическом и умственном развитии, в последующем позволит приемным родителям выбрать наиболее подходящие способы и методы семейного воспитания. Средством реализации данного права выступает обязанность администрации этих учреждений ознакомить будущих приемных родителей с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. При этом администрация учреждения несет ответственность за достоверность представляемых сведений о ребенке.

На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (либо лицо, у которого находится ребенок) представляет в орган опеки и попечительства следующие документы: свидетельство о рождении ребенка; документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, и др.); заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке (п. 13 Положения о приемной семье).

При передаче ребенка в приемную семью необходимо соблюдение ряда условий. Во-первых, устройство ребенка в приемную семью должно осуществляться исключительно в его интересах. Необходим учет этнического происхождения ребенка, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании (п. 1 ст. 123 СК). Также следует принять во внимание, что разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам (п. 5 ст. 145 СК). Исключением из общего правила будут случаи, когда ребенок не осведомлен о наличии у него братьев и сестер, либо один из них страдает заболеванием, которое препятствует его передаче в приемную семью, и т.п.

Во-вторых, поскольку передача ребенка в приемную семью существенным образом влияет на его судьбу, постольку она должна сопровождаться выявлением мнения самого ребенка. Разумеется, речь идет о ребенке, обладающем определенной психической зрелостью и способном сформулировать собственные взгляды. Мнение ребенка должно касаться конкретных приемных родителей. Ребенок, достигший возраста 10 лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия.

Преддоговорный (организационный) этап завершается принятием акта органа опеки и попечительства о назначении приемного родителя. С этим моментом закон связывает возникновение прав и обязанностей у приемного родителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка (абз. 3 п. 7 ст. 145 СК).

По завершении организационных процедур производится непосредственное заключение договора о приемной семье*(442). Порядок и сроки заключения договора определяются Правительством РФ. При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства, который принял акт о назначении приемного родителя, от заключения договора приемный родитель вправе предъявить требования о понуждении к заключению договора.

Договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органов опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора (п. 1 ст. 153.1 СК).

Примерная форма договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью дается в приложении N 1 к Положению о приемной семье. С учетом индивидуальных особенностей ребенка и приемных родителей, а также иных обстоятельств, имеющих место при создании конкретной приемной семьи, в текст примерного договора могут быть внесены необходимые изменения и дополнения. В частности, в п. 4 ст. 15 Закона об опеке оговаривается, что в интересах подопечного в договоре могут быть указаны отдельные действия, которые приемный родитель совершать не вправе, в том числе запретить опекуну или попечителю изменять место жительства приемного ребенка, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей приемных родителей, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.

Права и обязанности приемных родителей и детей. Заключенный договор между приемными родителями и органами опеки и попечительства порождает соответствующие права и обязанности сторон. Права и обязанности приемных родителей совпадают с правами и обязанностями опекуна (попечителя) (п. 2 ст. 153 СК). Кроме того, приемные родители становятся обладателями прав и обязанностей, предусмотренных в каждом конкретном случае при заключении договора.

Приемные родители имеют право и обязаны воспитывать ребенка, находящегося в приемной семье, на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь. Они вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, однако с учетом его мнения и рекомендаций органа опеки и попечительства.

На приемных родителей также возлагаются обязанности по созданию необходимых условий для получения ребенком образования. Приемные родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования и обязаны обеспечить получение ребенком общего образования (п. 6 ст. 148.1 СК). С этой целью родители-воспитатели обеспечивают посещение приемным ребенком общеобразовательного учреждения, следят за его успеваемостью, поддерживают связь с учителями и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения ребенком общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья родители обеспечивают получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах. Забота о здоровье ребенка, его физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение ухода за ребенком и лечения, систематический показ врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка - это обязанности приемных родителей.

Приемные родители имеют право и обязаны осуществлять защиту прав и интересов ребенка. Необходимые полномочия приемных родителей подтверждаются удостоверением, которое выдается приемным родителям органами опеки и попечительства. Являясь законными представителями приемного ребенка, приемные родители защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.

За выполнение своих обязанностей приемные родители приобретают право на вознаграждение, размер которого в соответствии с п. 2 ст. 153.1 СК определяется договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Федерации. В субъектах Федерации разработаны и применяются различные способы определения размера вознаграждения приемных родителей*(443). В одних регионах за основу приняты различные ставки оплаты труда работников бюджетной сферы, в других - минимальный размер оплаты труда, в третьих - твердая денежная сумма, четвертые рассчитывают размер оплаты труда в кратном исчислении от установленной базовой суммы. Размер вознаграждения приемных родителей находится в прямой зависимости от количества принятых на воспитание детей. В то же время многие региональные законы устанавливают доплаты за воспитание ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, ребенка-инвалида, ребенка, имеющего отклонения в психическом или физическом развитии, либо ребенка с девиантным поведением.

К имущественным правам приемных родителей следует отнести и право на получение пособий, за счет которых осуществляется содержание приемного ребенка. В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"*(444) при передаче ребенка на воспитание в приемную семью одному из приемных родителей выплачивается единовременное пособие. В случае передачи в приемную семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. Кроме того, на содержание каждого приемного ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и др. Размер и порядок выплаты этих средств определяются законами субъектов Федерации*(445). Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

Региональным законодательством предусматриваются и меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье. Примерный перечень видов такой помощи содержится в Положении о приемной семье. Конкретные виды льгот и иных имущественных прав, предоставляемых приемной семье, определяются непосредственно договором между приемными родителями и органами опеки и попечительства.

Приемные дети обладают личными и имущественными правами, которые по своему содержанию совпадают с правами, принадлежащими каждому ребенку. Среди них право ребенка жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защиту, право выражать свое мнение, право на содержание и право собственности на доходы и иное имущество (ст. 54-57, 60 СК). При этом в пп. 26-28 Положения о приемной семье специально оговариваются особенности реализации некоторых из перечисленных прав. Так, ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями и родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию и воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства.

Ребенок (дети), переданный (переданные) в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреждении. За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Права и обязанности приемных родителей по отношению к приемным детям сохраняют свою силу до момента прекращения действия договора о приемной семье. Пункт 1 ст. 153.2 устанавливает общее правило, согласно которому договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки и попечительства. Как правило, договор о передаче ребенка в приемную семью прекращается в связи с истечением срока его действия. При необходимости срок действия договора может быть продлен по соглашению сторон. В любом случае договор прекращается по достижении воспитанником 18-летнего возраста.

По просьбе приемных родителей договор может быть расторгнут досрочно, если они в силу уважительных причин не могут далее осуществлять принятые на себя обязательства. Такая ситуация может возникнуть, например, из-за болезни, изменения семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтных отношений между детьми и других причин. Расторжение договора по инициативе приемных родителей возможно и в случае невыполнения органами опеки и попечительства принятых на себя обязанностей по оказанию помощи приемной семье.

По инициативе органа опеки и попечительства договор может быть расторгнут в случаях возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), в случае возвращения ребенка (детей) родителям или в случае усыновления ребенка (детей).

Решение о прекращении договора о приемной семье принимается органом опеки и попечительства. В случае несогласия приемных родителей с принятым решением оно может быть оспорено в судебном порядке. Если основанием для расторжения договора о приемной семье послужило существенное нарушение договора одной из сторон по ее вине, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.