Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Права и обязанности родителей



 

Общие положения. Поскольку родители должны взаимодействовать при реализации своих прав и обязанностей в отношении детей - как в силу закона (п. 2 ст. 65 СК), так и по жизненной необходимости, в том числе достигать соглашения о способах воспитания, выборе образовательного учреждения, месте проживания ребенка и порядке общения с ним отдельно проживающего родителя либо соучаствовать в аналогичном судебном деле и т.п., возникают два типа правоотношений: собственно между ними и каждого из них (обоих) с ребенком (или с каждым ребенком, если детей несколько).

Права и обязанности родителей основаны на принципе равенства, хотя определенные отступления от него неизбежны. Во-первых, по гендерным причинам: как уже отмечалось, существенно различаются правила удостоверения материнства и отцовства, предусмотрены обязанности мужа по содержанию жены (бывшей жены) до достижения ребенком 3 лет и т.п. Косвенно из данного положения, а также из правила об ограничении права мужа на расторжение брака в течение года после рождения ребенка вытекает преимущественное право женщины на непосредственную заботу о малолетнем ребенке (ст. 19, 48, 89-90 СК)*(379), что подтверждается судебной практикой. Во-вторых, при раздельном проживании родителей равенство также заведомо и объективно не может быть обеспечено*(380).

Большинство родительских прав и обязанностей имеют срочный, хотя и длящийся характер, т.е. действуют до совершеннолетия детей или приобретения ими полной дееспособности (п. 2 ст. 61 СК). Однако между ними могут возникнуть и продолжаться неограниченное время правоотношения по материальному содержанию - от родителей совершеннолетним детям или наоборот (ст. 85, 87 СК), по опеке взрослых недееспособных детей и т.п.

Родительский статус обусловлен биологическим родством, поэтому закон не предусматривает возможности отказа от соответствующих прав и обязанностей. Если они не исполняются, к родителям применяются меры защиты или ответственности - ограничение или лишение родительских прав. Такая правовая конструкция, по справедливому мнению ряда цивилистов, небесспорна: отказаться от прав родители не могут, осуществление права является их обязанностью, за неисполнение которой применяется санкция, в том числе в виде лишения (принудительного прекращения) родительских прав, поэтому недобросовестные родители как бы понуждаются законом для достижения того же правового результата к правонарушению, т.е. должны перестать осуществлять свое право, вместо того чтобы передать ребенка заботам органа опеки и попечительства*(381).

Частный случай такого отказа законом предусмотрен давно (ст. 129 СК) в виде дачи родителями согласия на усыновление своего ребенка другими лицами*(382). Кроме того, в силу прямого указания гражданского и семейного законодательства родители обязаны защищать интересы своих детей, видимо, в том числе и от самих себя. Однако чрезвычайность права на отказ от родительства потребует судебной процедуры - не исковой, а в порядке особого и притом ускоренного производства: суд исследует обстоятельства дела, вынесет соответствующий вердикт и передаст ребенка в распоряжение органа опеки и попечительства.

Яркой особенностью является "спаянность воедино" большинства родительских прав и обязанностей, прежде всего права и обязанности по воспитанию ребенка, заботе о нем, представительстве его интересов. Наиболее очевидным образом эта идея закреплена в норме п. 1 ст. 63 СК: "Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей". Такое единство некоторым цивилистам представляется недопустимым. Они полагают, что вопрос о правах и обязанностях в юриспруденции может ставиться только по формуле "либо право, либо обязанность" - иное уводит от сущности явления и не обеспечивает работоспособность правовой нормы*(383). Однако юриспруденция, с большим или меньшим успехом реагируя на жизненные ситуации, не может опираться всегда и только на собственные классические каноны. В ряде случаев слияние прав и обязанностей происходит не в силу предписания законодателя и (или) недостатков системы, а в силу объективного характера взаимосвязей, которые опосредуются правом: родители имеют право на воспитание своего ребенка и обязаны перед ним и обществом реализовывать его надлежащим образом - в содержании правоотношений по воспитанию присутствует большая доля публичного начала*(384), так как забота о ребенке и его воспитании родителями есть частное дело общественного значения, а со стороны общества и государства - публичное поручение частному лицу.

Отдельные права и обязанности родителей. Своеобразной "предтечей" родительских прав и обязанностей является право*(385) мужчины и женщины, а в определенном контексте - только женщины принимать решение о своем будущем родительстве. К особо дискуссионным в юриспруденции и обществе относится вопрос о так называемом праве на аборт, который "раздваивается" на право женщины распоряжаться своим телом (а в конечном счете - и судьбой ребенка) и право неродившегося ребенка (проточеловека) на жизнь*(386). В российском законодательстве эта дилемма решается компромиссно, хотя и с определенным предпочтением обеспечения интересов женщины: на первичной стадии формирования плода (до 12 недель) она вправе прибегнуть к прерыванию беременности по своему усмотрению, на более поздней стадии (до 22 недель) - по специальным медицинским показаниям, в особых случаях - независимо от срока.

Замена диспозитивного правила на императивное обусловлена тем, что человеческое существо примерно в указанный период уже обладает потенцией к рождению и выживанию, причем с развитием медицинской науки и практики эти границы становятся более подвижными.

В цивилистике поставлена и проблема учета в вопросах репродукции позиции мужчины, поскольку факт рождения ребенка - как в браке, так и вне брака - обусловливает появление родительских прав и обязанностей (в первую очередь мужа - по смыслу правила п. 2 ст. 31 СК, предписывающего, что все аспекты материнства и отцовства решаются супругами совместно). Однако в силу разности биологических задач и невозможности формального равенства мужчины и женщины в деторождении требование об обязательном согласовании их позиций в вопросе сохранения плода пока не представляется возможным - личность мужа (тем более мужчины, не состоящего в браке с этой женщиной) в этом правовом вопросе является как бы "невидимой". Как запрет абортов, так и признание за мужем права участвовать в принятии решения о его производстве означали бы признание законным принуждение женщины к материнству*(387). Дальнейшее развитие репродуктивных технологий, возможно, даст основания к более компромиссным решениям.

С рождением ребенка статус родителей возникает, а с его взрослением - изменяется, так как разнообразие и объем прав и обязанностей родителей коррелируют с соответствующими правовыми возможностями ребенка до 10 лет, 10, 14 и 16 лет.

Присвоение ребенку имени и фамилии является и правомочием родителей, и их обязанностью: первое обусловлено достаточно свободным выбором имени и соглашением о фамилии (при разности последних), второе - правом ребенка на индивидуализацию своей личности как субъекта права. Правило об отчестве ребенка относится к императивным. Если имя или фамилия (неблагозвучные, ассоциативные и т.п.) доставляют ребенку страдания, существенные неудобства, родители вправе принять решение об их изменении, причем последняя должна меняться одновременно и у ребенка, и по крайней мере у одного из родителей. Изменения могут быть обусловлены и другими причинами, например расторжением брака. Во всех случаях требуется разрешение органа опеки и попечительства.

Содержание права родителей на воспитание ребенка и обязанности надлежащего воспитания в первую очередь составляют правомочия на их собственные действия: с помощью различных разумных воспитательных технологий, набор которых зависит от интеллектуального уровня родителей, их образования, типа темперамента, семейных традиций, жизненного опыт и других факторов, осуществлять систематическое воздействие на психологию ребенка, его сознание с целью привить ему определенные желаемые качества, научить его самоопределению, способности к жизненному самообеспечению; решать вопросы быта, общего и специального (дополнительного) образования ребенка, его досуга; формировать его нравственный и социальный статус - в границах, установленных нормами ст. 63 и 65 СК.

В связи с реализацией данных правомочий родители вправе рассчитывать на подчинение ребенка их указаниям, советам и наставлениям, а с определенного возраста - на его соучастие в воспитательном процессе (самовоспитание, самообразование). Как уже отмечалось, указанное долженствование в отличие от законодательства до 1917 г., строившегося на идее родительской власти, в современном семейном законе прямо не зафиксировано (кроме общего положения о взаимном уважении, заботе и согласовании решений членов семьи). Однако оно вытекает из права родителей на воспитание и из их полномочий как законных представителей интересов детей. Защита данного права обеспечивается административными процедурами (разрешение органом опеки и попечительства споров между родителями о выборе форм и способов воспитательного воздействия, образовательного учреждения и т.д.) и в судебном порядке (о месте проживания ребенка, праве на общение с ним, возврате от других лиц и т.п.).

Одной из важнейших предпосылок правовой позиции по данному вопросу является предусмотренное нормой ч. 3 п. 1 ст. 63 СК преимущественное право родителей на воспитание своих детей перед всеми третьими лицами. С гражданско-процессуальной точки зрения налицо презумпция: пока не доказано обратное, родители предполагаются приоритетными воспитателями ребенка и вправе требовать его возврата от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК). Дети могут оказываться в семье других лиц (как правило, близких родственников - дедушки, бабушки, старшего брата или сестры и т.д.) по разным причинам, как связанным с виновным поведением родителей, так и не связанным (например, смерть матери (при раздельном проживании родителей вследствие развода), воинская служба, длительная командировка и т.п.). Иск о возврате ребенка от третьих лиц обычно обусловлен отпадением соответствующего обстоятельства и отказом фактических воспитателей вернуть ребенка. Установив, что родители являются ненадлежащими воспитателями и передача им ребенка противоречит его интересам, суд вправе в иске отказать (ч. 2 п. 1 ст. 68 СК).

Особо следует остановиться на проблеме реализации права на воспитание недееспособными родителями, а также лицами, чье отцовство установлено в судебном (принудительном) порядке. Первые в этом вопросе должны быть подконтрольны опекуну и органу опеки и попечительства и в необходимых случаях отстранены от общения с ребенком, если оно для него опасно (ст. 73 СК). Вторые, в отличие от мужчин, признавших свое внебрачное отцовство добровольно и проявляющих желание заботиться о ребенке, нередко оказываются в позиции вынужденного отцовства и плательщиков алиментов. Такое формально-юридическое отцовство с высокой степенью вероятности может не содержать позитивного социального компонента: в лучшем случае биологический отец будет бездействовать, в худшем - мстить матери и "отыгрываться" на ребенке. В этой связи некоторые цивилисты полагают целесообразным по усмотрению суда вообще не наделять лицо родительскими правами помимо его воли*(388). Представляется, что этот непростой вопрос должен решаться законодателем на более компромиссной основе: поскольку с судебным установлением отцовства родительский статус появляется с неизбежностью, следует предоставить суду право в этом же процессе определить тот или иной объем и способы его реализации, не исключая, разумеется, обязанности по предоставлению материального содержания (выплате алиментов) ребенку; впоследствии же, с изменением статуса в лучшую или худшую сторону, адекватно на нее реагировать по заявлению заинтересованных лиц.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.