Налоговая система может быть признана эффективной в том случае, если она обеспечивает:
1. Поступление налогов в бюджет в объемах, достаточных для выполнения государством своих экономических, социальных и общественно – политических функций.
2. Финансовые условия для возобновления воспроизводственных процессов на расширенной основе.
3. Решение наиболее важных общегосударственных задач, определенных в социально-экономической политике государства в качестве приоритетных и нашедших соответствующее отражение в налоговом законодательстве.
При оценке эффективности используют косвенные макроэкономические показатели:
1) динамика удельного веса общей суммы налогов в ВВП;
2) уровень бюджетного дефицита по отношению к ВВП;
3) финансовые результаты в целом по экономике и по отдельным отраслям
Зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок отражается кривой Лаффера. При ставке налога выше 50% сдерживается экономическая активность людей; появляются стимулы ухода в «теневую» экономику; предпочтительной становится жизнь на пособия, а не на доходы от деятельности.
Поступления налогов М
Н Кривая Лаффера
50 100 Ставка налога, %
Пониженная ставка в точке Н целесообразнее, т.к.:
1) выше экономическая активность людей;
2) больше объем производства
3) выше уровень благосостояния.
Виды налогов РФ:
I. Федеральные налоги и сборы:
1. НДС – введен вместо налога с оборота и налога с продаж. Он взимается при каждом акте купли – продажи (начиная со стадии производства и до продажи конечному потребителю) с той части стоимости, которая добавляется каждым последующим производителем к стоимости сырья, материалов, товаров, услуг. Были установлены 2 ставки: 10% - по продовольственным товарам и товарам для детей; 20% - по остальным товарам (первоначальная ставка налога по закону 1991 г. – 28%). В настоящее время действуют ставки 10% и 18%.
2. Акцизы - уплачивают предприятия, реализующие производимые ими товары: предприятия, предоставляющие сырье и оплачивающие его переработку. Средняя ставка акцизов на 1992 г. составляла 43%. В настоящее время налоговые ставки устанавливаются, исходя из конкретного товара.
3. Налог на доходы физических лиц (в той форме, в которой данный налог существует сегодня он был изобретен в Великобритании. В СССР налоговая ставка равнялась 12%, а в Российской Федерации, когда она стала самостоятельным государством было принято решение ввести прогрессивную схему налогообложения) - 13% и 35% для выигрышей и призов, 9% - на дивиденды.
4. Единый социальный налог – раньше в федеральный бюджет поступали суммы платежей во внебюджетные фонды. В России созданы 3 важнейших фонда, в которых аккумулируются средства, имеющие целевое предназначение: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. С 2001 г. платежи в эти фонды заменены уплатой единого социального налога.
5. Налог на прибыль организаций (первоначально взимался по ставке 35%, а затем – 38%). В настоящее время налоговые ставки установлены в размере 24%, из которых 6,5% зачисляется в федеральный бюджет, а 17,5% - в региональный.
6. Налог на добычу полезных ископаемых (изменяется в зависимости о конкретного вида ископаемого);
7. Водный налог (в зависимости от региона и водного пространства);
8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (различается по каждому виду);
9. Государственная пошлина (различная, например, на заключение брака – 200 руб.).
II. Региональные налоги:
1. Налог на имущество организаций - 2% стоимости имущества предприятия.
2. Налог на игорный бизнес (от 25 до 125 000 руб. за 1 игровой стол; от 1500 до 7500 за 1 игровой автомат; от 25000 до 125 000 за 1 кассу тотализатора или за 1 кассу букмекерской конторы);
3. Транспортный налог (налоговые ставки изменяются в зависимости от вида транспортного средства).
III. Местные налоги:
1. Земельный налог (0,3% в отношении земельных участков с/х назначения, занятых жилищным фондом и инженерной инфраструктурой; и 1,5% - для прочих земельных участков);