Кейнсианцы считали фискальную политику наиболее мощным и надежным стабилизационным средством (акцент делается на регулировании величины совокупного спроса).
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов, налогов и трансфертных выплат. В качестве целей фискальной политики называют:
1. Сглаживание колебаний экономического цикла;
2. Стабилизация темпов экономического роста;
3. Достижение высокого уровня занятости
4. Снижение темпов инфляции.
К фискальной политике относятся только такие манипуляции государственным бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества находящихся в обращении денег.
Фискальная политика бывает двух типов: дискреционная и автоматическая. Дискреционная – сознательное манипулирование налогами и расходами, т.е. активная фискальная политика.
Основными инструментами дискреционной политики являются:
1) общественные работы;
2) манипулирование налоговыми ставками;
3) регулирование государственными расходами.
Автоматическая – пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически (используется система «встроенных» стабилизаторов):
1) изменения в налоговых поступлениях;
2) пособия по безработице и другие социальные выплаты;
3) субсидии фермерам.
В качестве типичного встроенного стабилизатора выступает прогрессивная шкала налогообложения. Благодаря ей в период подъема располагаемый доход населения и нераспределенная прибыль корпораций растет медленнее, чем национальный доход, что сдерживает рост совокупного дохода (но сокращает бюджетный дефицит). В период спада автоматическое сокращение налоговых поступлений вызывает бюджетный дефицит, который оказывает стимулирующее воздействие на преодоление спада.
По воздействию фискальной политики на совокупный спрос ее классифицируют на:
1) экспансионистскую (стимулирующую) – оказывает стимулирующее воздействие на совокупный спрос в период экономического спада и предполагает увеличение госрасходов и снижение налогов;
2) рестриктивную (сдерживающую) – оказывает сдерживающее воздействие на совокупный спрос в период экономического подъема посредством снижения госрасходов и увеличения налогов.
Модель IS – LM показывает, каким образом бюджетно-налоговая политика влияет на равновесный уровень дохода.
i LM P
i1
i0 P0 AD1
IS1
IS0 AD0
y0 y1y y0 y1y
Рис. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (рост государственных расходов или сокращение налогов) сдвигает кривую вправо IS0 IS1, что при данном уровне цен увеличивает доход y0 y1. Поэтому стимулирующая бюджетная политика сдвигает кривую совокупного спроса вправо.
i LM1 LM0P
i1 P1
i0 P0
IS AD
y1 y0y y1 y0y
Рост уровня цен с P0 до P1 сокращает реальные запасы денежных средств (М / Р) и таким образом смещает кривую LM вверх, что снижает равновесный уровень дохода с y0 до y1. Кривая совокупного спроса выражает это взаимоотношение между уровнем цен и доходом: чем выше уровень цен, тем ниже доход.
Таким образом, изменение уровня дохода в модели IS – LM, возникающее в результате изменения уровня цен, представляет собой движение вдоль кривой совокупного спроса. Изменение уровня дохода в модели IS – LM при фиксированном уровне цен представляет собой сдвиг всей кривой совокупного спроса.
Критика фискальной политики неоклассиками и монетаристами:
1) возможно ослабление или подрыв стимулирующей фискальной политики из-за эффекта вытеснения, который заключается в тенденции к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов при проведении стимулирующей фискальной политики;
2) при полном использовании ресурсов в экономике (находится на классическом отрезке) фискальная политика может вызвать инфляцию, которая поглотит часть потенциального воздействия стимулирующей политики;
3) возможно сокращение ЧНП за счет эффекта чистого экспорта, который действует через мировую торговлю. Увеличивая внутреннюю ставку процента, стимулирующая фискальная политика имеет тенденцию уменьшить чистый экспорт (спрос на доллары возрастет, вызовет рост их цен, подорожают экспортные товары, экспорт сократится);
4) кейнсианская фискальная политика не в состоянии учитывать воздействие изменений налогов на совокупное предложение, т.к. это воздействие имеет долгосрочный характер, а воздействие на спрос оказывается намного быстрее.