Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности формы российского государства



 

В целях более подробной характеристики проблемы формы российского государства целесообразно будет рассмотреть каждый из элементов, составляющих форму государства.

Начнём с формы правления Российской Федерации. “При подготовке проекта новой Конституции вопрос о форме правления обсуждался очень активно и с самых различных сторон. Было очевидно, что республика советов как форма правления изжила себя, и требуется формирование иной формы правления. Было очевидно и то, что в России не допустима монархия в любых её формах. Единственно возможной формой могла быть только республика. Но какая? Парламентская или президентская?”[8]

Действительно, в статье 1 Конституции Российской Федерации закреплено, что Россия является государством с республиканской формой правления. Однако парламентская ли это республика или президентская прямого указания в тексте Конституции нет. Об этом мы можем судить только после анализа полномочий главы государства и парламента, в том числе их компетенции в отношении правительства. То есть, перед кем оно ответственно, кто его формирует и может отправить в отставку Президент или Парламент, соответственно такая будет и форма республики президентская или парламентская.

Сейчас однозначно ответить на вопрос об ответственности Правительства Российской Федерации нельзя. Так, в соответствии со ст.83, п. «а» и ст.111, ч.1 Конституции Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Согласно ст.83, п. «д» и ст.112 Конституции Президент Российской Федерации по предложению Председателя Правительства назначает заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Широкий круг полномочий у Президента России, в соответствии со ст.83, п. «б», «в» Конституции Российской Федерации, в отношении руководства и роспуска Правительства.

Поэтому многие ведущие юристы, называют форму правления в Российской Федерации смешанной (полупрезидентской)[9].

Однако существует и другая точка зрения, которая кажется нам более соответствующей реальной российской действительности. На наш взгляд, Конституция России содержит слишком широкий перечень полномочий Президента Российской Федерации, в том числе и по отношению к роспуску Государственной Думы. Поэтому мы разделяем мнение В.А. Четвернина: “Россия по Конституции 1993 г. похожа на смешанную республику, но у российского Президента существенно больше полномочий. Он обладает решающими полномочиями в сфере исполнительной власти, в сравнении с которыми фигура премьер-министра оказывается слабой и зависимой. … У Президента Российской Федерации есть конституционные полномочия, выводящие его власть за границы исполнительной власти, нарушающие баланс законодательной и исполнительной ветвей власти. Полномочия Президента в области законодательной власти включают в себя: право законодательной инициативы; право издавать указы по любым вопросам, не урегулированным законом, т.е. неподзаконные указы; право отлагательного вето в отношении федеральных законов. В совокупности эти полномочия создают конкурирующую нормотворческую компетенцию парламента и Президента. … В России нет парламентской ответственности правительства; следовательно, Россию нельзя считать смешанной республикой. Но это и не президентская республика, так как предусматривается досрочный роспуск парламента. Предусматривается и отрешение Президента от должности, но эта процедура чрезмерно усложнена и выглядит нереальной. Такое несбалансированное соотношение исполнительной и законодательной ветвей власти противоречит логике разделения властей и несёт в себе угрозу диктатуры”[10].

На этой же позиции стоит Г. Шахназаров, утверждая, что вопреки торжественно провозглашённому принципу разделения властей исполнительная власть полностью подмяла законодательную[11].

На неограниченную власть Президента Российской Федерации в своих программных тезисах указывали и лидеры общественного движения “Яблоко”[12].

Создавшееся положение объясняется тем, что действующая Конституция Российской Федерации представляет собой президентский проект, разработанный командой Б.Н. Ельцина. Её разработчики чётко уловили и закрепили в тексте такую особенность России, как потребность в сильной централизованной власти.

Вместе с тем, на наш взгляд, нельзя соглашаться как со слишком категоричными суждениями В.В. Ильина и А.И. Солженицына, утверждающих, что “Первое лицо страны сосредоточило в руках невиданный объём полномочий, сопоставимый с державными возможностями владык восточных”[13], и, что “по сегодняшней Конституции, президент России также имеет реально больше прав, чем имел Николай II по Конституции 1906г”[14], так и с обратным ему суждением о том, что у Президента Российской Федерации нет достаточных возможностей (ни правовых, ни политических, ни в территориях) сполна воспользоваться своими полномочиями[15].

Подводя итог под закреплёнными в Конституции России положениями, касающимися формы правления и сложившейся действительностью, мы заявляем, что форма правления Российского государства – результат конкретно-исторического развития российской государственности. Это обусловило наличие в современной России поста главы государства, стоящего над всеми ветвями власти и обладающего широким кругом полномочий в рамках каждой из них.

На наш взгляд, сильная президентская власть сегодняшней России явилась результатом объективного тяготения российской государственности к централизованной сильной исполнительной власти, вызванного геополитическим и историческим факторами, а также сложностями современного периода развития. Институт президентства в Российской Федерации продолжает традиции, порожденные монархией и проявлявшиеся на предшествующем этапе в рамках поста Генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза.

Рассмотрим второй элемент формы государства – форму государственного устройства.

Мы уже указывали, что российской государственности всегда была присуща унитарная организация (хотя в истории России нередко можно увидеть отдельные проявления федерализма).

Унитаризм имел под собой сильную теоретическую базу. Так, великий русский правовед И.А. Ильин залог могущества российского государства видел в установлении единого державного унитарного правления. В идее о том, что “…Россия должна стать федеративным государством”, высказываемой либеральными демократами, он видел попытку расчленения России[16]. И.А. Ильин утверждал, что в условиях, когда “на лицо множество национальностей, различных по языку, крови и по религии, федеративное объединение будет почти невероятным”[17].

Крайне негативно относился к федеральному устройству России и А.С. Ященко, указывавший, что “…нормальное федеральное государство возникает из разрастания территории, а не через разделение унитарного государства. Поэтому, областной федерализм, превращающий унитарное государство в соединённые штаты, нужно считать имеющим очень малые шансы на успех. В России федерализм должен быть, безусловно, осужден”[18].

На современном этапе развития российской государственности вопрос о форме государственного устройства Российской Федерации окончательно не решён. Хотя в 1993 году Конституция России в ст. 5 закрепила федеративное устройство Российской Федерации, основанное на равноправии всех субъектов Российской Федерации между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, в действительности же совсем иная картина.

Основными чертами, осложняющими построение поистине федеративного государства, являются большая территория России и многонациональный состав населения с преобладанием русской нации.

Унитарные традиции Российского государства преемственно перешли к современной России. Сегодня центральная федеральная власть способна провести любое своё властное решение в любом субъекте Российской Федерации, в том числе насильственными методами (яркий пример этого – Чечня).

Однако в этом не стоит видеть лишь отрицательную сторону. России нужна сильная центральная власть, а не сильные субъекты. “Россия с самого начала создавалась как суперцентрализованное государство, – утверждает В.В. Путин, – это заложено в её генетическом коде, в традициях и менталитете людей”[19]. Мы согласны с В.В. Путиным и считаем, что только в опоре на чётко сформированную вертикаль власти Россия способна набрать необходимые темпы социального и экономического развития и преодолеть свою отсталость.

Последний, третий элемент формы государства – политический режим.

Статья 1 Конституции России закрепила в Российской Федерации демократический правовой режим. “Демократический характер Российского государства подкрепляется и рядом конституционных положений, – указывает А.С. Шабуров, – согласно Конституции граждане РФ наделены широким комплексом прав и свобод, обеспечивающим их самостоятельное и активное участие в решении государственных вопросов. Представительные органы государственной власти и местного самоуправления формируются и ряд должностей замещаются путём выборов. В стране закреплено идеологическое многообразие, многопартийная система”[20].

Однако в России – стране с таким богатым тоталитарным прошлым, когда государственная власть была неограничена ни какими законами и очень часто зависела от усмотрения одного человека, говорить о реальном демократическом режиме ещё рано. “… формальное закрепление указанных [конституционных – Н.Р.] положений ещё не означает подлинной реальной демократии. Переход к демократии осуществляется после длительного периода тоталитаризма. Не имея практики демократической деятельности и высокого уровня политической культуры, народные массы не всегда могут реально и правильно воспользоваться демократическими правами и свободами”[21].

Именно это позволило авторам открытого доклада “Становление новой российской государственности: реальность и перспективы” утверждать, что у новой модели российского конституционного строя есть оборотная сторона – его очевидный авторитарный характер, проглядывающий сквозь демократические основания[22].

Аналогичной точки зрения придерживается и А.В. Бутаков, указывающий, что Конституция 1993 года несёт на себе “родимые пятна” авторитарного режима, когда de jure – мы демократическое, социальное, правовое государство, а de facto – таковым не являемся[23].

Действительно, в сложившемся в стране политическом режиме, можно выделить зачатки авторитаризма, оставшиеся от тоталитарного режима советского государства и содержащиеся в правовых положениях, регламентирующих деятельность центральной власти. Например, уже разбиравшийся нами, широкий перечень полномочий Президента России. Однако утверждения учёных о том, что после 1993 года в России идёт откат к авторитаризму и формирование “режима личной власти Б.Н. Ельцина”[24], кажутся нам преувеличенными.

Поэтому, на наш взгляд, следует придерживаться позиции, занятой А.Б. Венгеровым: “Политический режим современного Российского государства – это либерально-демократический режим, который, конечно же, несёт на себе груз реликтов тоталитарного режима. Законы не стали ещё повсеместной основой политического режима, недостаточна судебная защита прав и свобод граждан, ответственность за нарушение законов. Не вошло ещё в практику и прямое действие Конституции, прежде всего не отработанны процедуры прямого применения Конституции правоохранительными органами…”[25].



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе лекции мы рассмотрели вопросы, касающиеся формы государства, его внешнего оформления.

Заметим, что форма государства не может быть плохая или хорошая. История знает множество примеров, свидельствующих о прогрессивности, например, государства с монархической (причём абсолютной) формой правления и регрессом республики и наоборот.

Зная все внешние и внутренние признаки государства, мы легко сможем отделить государство от негосударственного образования, сможем сформулировать понятие и сущность (основное предназначение) государства.

Важно уяснить, что рассмотрение государства с позиций его внешней и внутренней форм даётся лишь в учебных целях. На самом деле государство, как и любое социальное явление, представляет собой единство формы и содержания.

Особенности государства исторически предопределены развитием общества, цивилизации, поэтому наличие той или иной его внешней формы и внутреннего содержания могут быть объяснены только при обращении к истории.

 

 

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1) Абдулатипов, Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства./ Р.Г. Абдулатипов. М., 1996г.

2) Боброва, К.Н., Миронов, А.Л. Форма государства в России / К.Н. Боброва, А.Л. Миронов.//Вестник Московского университета МВД России. -2007. - № 5.

3) Венгеров, А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. / А.Б. Венгеров. М., 2006г.

4) Дзодзиев, В. Проблемы становления демократического государства в России. / В. Дзодзиев. М., 1996г.

5) Иванников, И. А. Перспективы развития Российского государства в современном мире /И.А. Иванников.//Юридический мир. -2007. - № 2.

6) Ильин, В.В. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. / В.В. Ильин. МГУ, 1998г.

7) Ильин, И.А. Наши задачи. / И.А. Ильин. М.,1992г.

8) Иринин, А. Е. Унитарная форма государственного устройства: Понятие и основные признаки /А. Е. Иринин.//Закон и право. -2007. - № 5. –

9) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г//Российская газета 1993г., 25 декабря.

10) Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. / В.В. Лазарев, С.В. Липень. М.: Изд-во «СПАРК», 2001г.

11) Общая теория права и государства: Учебник под ред. В.В. Лазарева, 3-е изд., М., Юристъ, 2001г.

12) Пантелеев, С.Ю. Государственная идеология в постсоветской России/ С.Ю. Пантелеев /Российское государство и общество.XX век. МГУ, 1999г.

13) Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000г., №849//Российская газета. 2000г., 16 мая.

14) Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.С. Нерсесянца, М. 1999г.

15) Пугачёв, Б.М. Основные тенденции политического развития России. / Б.М. Пугачев. М., 1995г.

16) Солженицын, А.И. Традиции российской государственности и перспективы федерализма / А.И. Солженицын //Общая газета. 1996г., 6-12 июня.

17) Становление новой российской государственности: реальность и перспективы (откр. Доклад). М., 1996г.

18) Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько М., 2006 г.

19) Теория государства и права. Учебник под ред. В.Д. Перевалова, М., 2007г.

20) Чиркин, В.Е. Элементы сравнительного государство ведения. / В.Е. Чиркин. М., 1994г.

21) Шабуров, А.С. Теоретические вопросы российской государственности: Материалы спецкурса./ А.С. Шабуров. Екатеринбург, 1998г.

22) Шахназаров, Г. Как быть с правами Президента России? Г. Шахназаров. //Российская газета от 11 мая 2000г.

23) Ященко, А.С. Теория федерализма: опыт синтетической теории государства. / А.С. Ященко. Изд-во Юрьев. 1912 г.

 


[1] Сорокин В.В. под формой государства понимает “совокупность двух элементов формы правления и формы государственного устройства”, относя политический режим к содержанию государства. Сорокин В.В. Государственность переходного периода: теоретические вопросы. Диссертация к.ю.н. – Екатеринбург, 1999г. с.50.

[2] Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.С. Нерсесянца, м. 1999г., с.595.

[3] Корельский В.М. Теория государства и права. Учебник под ред. В.Д. Перевалова, М., 2007г., с.178.

 

[4] Истории известны примеры, когда отсутствие исторических традиций повлекло изменение формы правления, так Веймарская республика сменилась фашистским строем в Германии, этому способствовало отсутствие у республики профессиональных защитников среди правящего бюргерства и интеллигенции. Отрицательно к республике относились, например, подавляющая часть учёных, правоведов, историков, задающих тон в немецких университетах, а также студентов, которые оставались приверженцами монархии и старых порядков.

[5] См.: Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Изд-во «СПАРК», 2001г., с.92.

[6] Цит. по: Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.С. Нерсесянца, м. 1999г., с.624.

[7] См.: Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Изд-во «СПАРК», 2001г., с.114.

[8] Шабуров А.С. Теоретические вопросы российской государственности: Материалы спецкурса. Екатеринбург, 1998г., с. 14.

[9] См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. М. 2006 г., с.268; Теория государства и права. Под ред. Перевалова В.Д. М.,2007 г., с. 211-212; Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько М., 2006г., с. 84.

[10] Четвернин В.А. Проблемы общей теории права и государства. Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1999г., с. 606,608.

[11] Шахназаров Г. Как быть с правами Президента России?//Российская газета. 11 мая 2000г., с.1.

[12] См.: Яблоко. Еженедельная газета Московского региона. 1995г., №15-16.

[13] В.В. Ильин Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. МГУ, 1998г., с. 229.

[14] Солженицын А.И. Традиции российской государственности и перспективы федерализма//Общая газета. 1996г., 6-12 июня, с.3.

[15] Становление новой российской государственности: реальность и перспективы (откр. Доклад). М., 1996г., с. 45.

[16] Ильин И.А. Наши задачи. М.,1992г., с. 179-180.

[17] Там же, с.176.

[18] Ященко А.С. Теория федерализма: опыт синтетической теории государства. Изд-во Юрьев. 1912 г. с.385, 386.

[19] См.: Шахназаров Г. Как быть с правами Президента России?//Российская газета от 11 мая 2000г., с.2.

[20] Шабуров А.С. Теоретические вопросы российской государственности: Материалы спецкурса. Екатеринбург, 1998г., с. 18.

[21] Шабуров А.С. Теоретические вопросы российской государственности: Материалы спецкурса. Екатеринбург, 1998г., с. 18.

[22] Становление новой российской государственности: реальность и перспективы (откр. Доклад). М., 1996г., с. 27.

[23] Бутаков А.В. Метод нормативного структурализма в теории государства (к исследованию новейшей истории российской государственности). Диссертация д.ю.н. Спб., 1997г., с.312.

[24] См.: Пантелеев С.Ю. Государственная идеология в постсоветской России/Российское государство и общество.XX век. МГУ, 1999г., с.424; Пугачёв Б.М. Основные тенденции политического развития России. М., 1995г., с.29.

[25] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М. 2006 г., с.270.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.