Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Территориальное устройство государства



Следующим элементом формы государства является государственное устройство. Под ним понимается внутренняя структура государства, отражающая территориальную организацию государственной власти, связь государства с его составными частями.

Исследование государственного устройства конкретного государства позволит определить:

- имеет ли государство какие-либо составляющие (субъекты, округа, кантоны и т.п.);

- права и обязанности (правовой статус) составляющих государства;

- порядок взаимоотношений между органами центральной власти и органами, составляющими государства;

- принципы разделения государства на части (территориальный, национальный, смешанный);

- наличие и количество уровней государственной власти.

В науке встречаются три разновидности государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство и межгосударственные объединения.

Унитарное государство – это целостное централизованное государство, составляющие единицы которого, не обладают полномочиями в сфере осуществления государственной власти.

Особенности, характеризующие унитарное государство:

1)Структурными образованиями унитарного государства являются районы, города, края, области и т.п. Управление в них осуществляется посредством местного управления, они не имеют своей собственной территории;

2)Наличие в стране единых органов государственной власти: исполнительных, законодательных и судебных;

3)Наличие единой вертикальной системы права;

4)Наличие единой территории и единого гражданства.

В качестве примеров унитарных государств можно обозначить Францию, Швецию, Финляндию, Эстонию, Турцию и другие.

Следующим видом государства в зависимости от государственного устройства выступает федерациясложное государство, в состав которого входят несколько субъектов, имеющих определённые права и обязанности в сфере осуществления государственного управления.

Основные признаки федеративного государства:

- государство состоит из нескольких субъектов, которые могут иметь собственное административно-территориальное деление;

- субъекты федеративного государства могут иметь собственное законодательство, территорию, гражданство;

- субъекты осуществляют от своего имени государственное управление, однако они не обладают государственным суверенитетом;

- наличие в федеративном государстве федеральной конституции и системы права и государственных органов;

- наличие двухпалатного парламента, где верхняя палата – представители субъектов, составляющих государство;

- федерация может быть основана на национальном, территориальном и смешанном факторах, влияющих на внутреннее строение государства и на компетенцию его составляющих;

- в отличие от конфедерации федеративное государство обладает суверенитетом, единой армией и системой федеральных налогов.

Федерации могут образовываться двумя путями: во-первых, вследствие децентрализации единого унитарного государства, и, во-вторых, в результате объединения двух независимых государств в одно государство.

Примером федеративного государства является Россия, Америка, Германия, Бельгия, Австралия, Австрия и т.д.

Межгосударственное объединение стоит отличать от формы государства, так как это не одно государство, а союз государств, участники которого выступают как отдельные государства, обладающие полнотой государственного суверенитета.

К межгосударственным объединениям относят личные и реальные унии, протекторат и ассоциированные государства, конфедерации, содружество и другие формы[6].

Под унией понимается союз, соединение, объединение госу­дарств с монархической формой правления. Такие объединения существуют в форме личной или реальной унии. Общим у обеих форм явля­ется то, что они возникают вследствие совпадения монархов, двух или нескольких государств в одном лице.

Личная уния возникает в случаях приобретения монархом права на корону (власть) в другом государстве. Она может возникнуть в результате престолонаследия, при случайном стечении обстоятельств (совпадении), или при передаче одним государством права на корону монарху, управляющему другим государством. Однако такой унией юридический союз государств не устанавливается, общие государственные органы не создаются.

Личная уния продолжается до тех пор, пока корона опять не перейдёт к разным лицам. Так, вследствие различия в системах престолонаследия, в 1837 году прекратилась личная уния между Великобританией и Ганновером, а в 1890 году – между Нидерландами и Люксембургом.

Реальная уния, в противоположность личной, возникает в результате соглашения между государствами, в силу которого у них появляется общий монарх. Причём государственный суверенитет в рамках реальной унии сохраняется.

Реальные унии появляются лишь в Новое время, так как предполагают развитый монархический порядок и оформившееся единство государства. С политической точки зрения они очень часто представляют собой результат стремлений основать единое государство. Реальными были унии между Норвегией и Швецией (1814-1905гг.), Австро-венгерская уния (1867-1918гг.).

Под протекторатомпонимается международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать по­кровительство другому, более слабому государству, осуще­ствлять его представительство во внешних делах, обеспечи­вать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономиче­скую и культурную помощь.

Конфедерация – это союз государств, который образуется для достижения конкретных целей (защита общих интересов). Общими интересами могут быть – защита террито­рий или, напротив, завоевание, освобождение от зависимости со стороны "третьего" государства и т.п.

Вступая в конфедеративный союз, государства-участники образуют надгосударственные органы, однако, состоящие в союзе государства полностью сохраняют свой суверенитет.

Конфедерация неустойчива – либо распадается на несколько государств, либо объединяется в одно государство.

Конфедерации следует отличать от коалиций, являющих­ся по существу оборонительными или наступательными со­юзами. В отличие от них конфедерация является относительно постоянным образованием, имеющим государственно-правовой характер и конфедеральные органы управления и распространяющим свою власть не только на внешние дела.

Примерами конфедераций могут служить США 1781-1787гг., Германский союз 1815-1867 гг., Швейцарский союз 1815-1848гг., Сенегамбия 1981-1988гг. и другие.

Под содружеством обычно понимается Содружество наций (Британское содружество наций, состоящее из Великобритании и её бывших колоний, а ныне независимых государств). СНГ окончательно так и не оформился в виде содружества.

Империя – сложное государство, созданное насильственным путем. Степень зависимости составных частей империи бывает различной.

Существуют фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое как слияние присоединение одного государства к другому). Фузией было, например, воссоединение ФРГ и ГДР, инкор­порацией, как полагают многие, – присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в 1940г.

Самым современным межгосударственным объединением стало – Европейское сообщество.

Вопрос: статус и роль ЕС?

На этом можно закончить рассмотрение второго элемента формы государства – государственного устройства. В заключение ещё раз отметим, что определяющую роль в выборе формы государственного устройства оказывают исторические, национальные и территориальные особенности страны.

 

 

Политический режим

 

Третьим блоком, входящим в форму государства, является политический (государственно-правовой) режим, под которым обычно понимают политическое состояние, сложившееся в обществе под воздействием определённой совокупности способов, приёмов и методов осуществления государственной власти.

По виду политического режима можно определить реальное соотношение в государстве демократических и гуманитарных начал, режим раскрывает принципы, на которых основывается государственная власть, приёмы и методы, с помощью которых она осуществляется. Идёт ли процесс государственного властвования в установленной форме или царит сплошной произвол, направлена ли та или иная правовая форма на защиту основных социальных ценностей, прав и свобод граждан, взаимной ответственности органов государства и граждан, или служит лишь фасадом, прикрытием чудовищных злоупотреблений властей, которые осуществляются за этим фасадом фактически в интересах самого государственного аппарата или его руководителей, мы узнаем только после всеохватывающей характеристики политического режима.

Существование того или иного политического режима в государстве зависит от социальной направленности этого государства, от его целей, задач и функций, от наличия и воплощения в жизнь демократических традиций.

Выделяются две основные разновидности политического режима: демократический и антидемократический. Об их существовании говорил ещё Платон, который добавлял к ним тимократию (господство благородных воинов) и олигархию (правление богатых семей).

Сегодня ни тимократия и ни олигархия как виды политического режима не существуют. Хотя некоторые проявления олигархии мы, несомненно, сможем увидеть и в современном мире.

Демократический и тоталитарный режимы сегодня превратились в две, несуществующие в чистом виде крайности, между которыми расположился довольно широкий по объёму перечень смешанных государственно-правовых режимов. Разберём основные разновидности политических (государственно-правовых) режимов.

Основные характеристики демократического режима:

- наличие и гарантированность государством прав и свобод человека,

- признание народа в качестве единственного источника государственной власти,

- правовая регламентация деятельности представительных органов и всех других органов государства, контроль населения за такой деятельностью,

- проведение правовыми методами в государственную жизнь принципа разделения властей, обеспечение его реального действия,

- взаимная ответственность государства и человека,

- наличие реальной возможности достижения правовыми средствами политической власти, политический плюрализм, развитая политическая система, свободная деятельность оппозиции,

- недопустимость установления обязательной государственной идеологии,

Наличие и проведение в жизнь названных принципов делает политический (государственно-правовой) режим демократическим.

На наш взгляд, именно демократический режим является целью идеалом, к которым должна стремиться государственность в своём развитии.

В рамках демократического режима может быт выделен либеральный или либерально-демократический, характеризующийся провозглашением, правовым закреплением всех вышеперечисленных принципов и не соответствием реальной действительности, в которой данные принципы не действуют, в силу или недостаточного экономического развития или низкого культурного уровня общества или по другим причинам[7].

Авторитарный режим также представляет собой промежуточный, переходный тип между демократическим и тоталитарным режимом. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Поэтому при характеристике такого режима можно наблюдать черты и тоталитаризма, и демократизма.

Основными чертами авторитарного ре­жима являются:

- государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами экономиче­ской, политической и культурной жизни,

- может не быть единой го­сударственной обязательной для всех идеологии (однако данная идеология может быть заменена идеологическими конструкциями типа теории наци­онального интереса, идеями патриотизма и т.п.),

- управление государством осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме, средствами, однако доступ населения к власти и информация о деятельности государственных органов ограничены,

- отсутствие массового террора,

- другие признаки, зависящие от степени и уровня стремления к демократии или тоталитаризму.

Для тоталитарного режима характерно следующее:

- отсутствие прав и свобод человека и гражданина,

- власть принадлежит не народу, а определённой группе людей во главе с харизматической фигурой вождя, имеющего всю полноту власти,

- насильственное навязывание населению общественных порядков, основанных на единой, обязательной для всех идеологии,

- тоталитар­ный контроль над всеми сферами общества (политикой, экономикой, культурой и бы­том),

- отсутствие гражданского общества,

- идеологическое и организационное единство обеспечи­вается политическим господством партии, возглавляемой во­ждем, данная партия подчиняет себе государство, средства массовой информации и другие органы управления,

- среди методов управле­ния преобладает политическое и физическое насилие, поли­цейский и жандармский террор.

Подобные свойства, казалось бы, исключают возможность ненасильственной смены тоталитарной власти. Однако, как показал опыт Чехословакии, Венгрии, во многом Польши и, быть может, СССР, тоталитарный политический режим спо­собен к самоизменениям с постепенным и относительно мир­ным переходом к посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому. Во всяком случае, такого рода переход успешно осуществлен в Испании, Греции, Чили, СССР, отказавших­ся от фашистских режимов и выбравших демократический путь развития.

В заключение необходимо отметить важность для общества преодоления режимов тоталитарной направленности и стремления к демократическим идеалам.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.