Теория государства и права. Фондовая лекция по теме: Форма государства. – Красноярск: Кафедра государственно-правовых дисциплин СибЮИ МВД России, 2007. – С.28.
В лекции рассматриваются вопросы, характеризующие такую категорию науки «теория государства и права» как «форма государства». Основная направленность лекции – это анализ внешней стороны государства, его формы. С целью более тщательного изучения поставленной проблемы в ходе лекции рассматриваются три элемента, составляющие форму государства: форма правления, государственное устройство и политический (государственно-правовой) режим.
Обозначенные в лекции вопросы раскрыты с учётом современных тенденций в теории государства и права, а также с использованием последних научных разработок по данной проблеме.
Подготовил – доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, к.ю.н., доцент Н.А. Рябинин
Предназначена для курсантов и студентов общеюридического факультета 1 курса высшей очной формы обучения по специальности 030505.65 Юриспруденция.
Рецензенты:
Доцент кафедры теории государства и права Уфимского юридического института МВД РФ, к.ю.н., доцент С.В. Мотин.
Заместитель начальника учебного отдела СибЮИ МВД России, к.ю.н. Н.Ю. Тетерятников.
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин: протокол № __ от «___» ______________ 2007г.
1. Характеристика категории «форма государства»………………5
2. Форма правления………………………………………………....6
3. Территориальное устройство государства…………………….12
4. Политический режим……………………………………………16
5. Особенности формы российского государства………………..19
Заключение……………………………………………………………..26
Литература……………………………………………………………...27
Введение
После постижения сущности и основных направлений деятельности государства пришёл черёд рассмотрения вопросов его внешней формы.
Изучение формы государства представляет собой ещё один важный методологический шаг на пути постижения государства.
Перед нами стоит цель – рассмотреть, как устроено государство, то есть в каких формах оно существует в объективной действительности, проследить развитие формы российского государства.
Достижение указанной цели предопределило следующие задачи:
- определение формы государства и основных её составляющих элементов;
- характеристика различных форм правления;
- анализ видов государственного устройства;
- определение различных политико-правовых (государственно-правовых) режимов.
Решение указанных задач пройдёт в рамках вынесенных на лекцию вопросов.
Характеристика категории «форма государства»
Форма государства показывает политическое, структурное и территориальное внешнее устройство государства. В науке “теория государства и права” принято выделять три основных элемента, составляющих форму государства – это форма правления, государственное устройство и политический режим. Хотя имеются и другие точки зрения на этот счёт[1].
Следовательно, форму государства можно представить в виде набора трёх обязательных составляющих, которые характеризуют организацию и порядок образования высших органов государства, территориальную организацию государственной власти и политическое состояние в государстве.
Форма государства – это понятие, объясняющее характер объединения людей в государство, способы формирования и осуществления государственной власти, меру её территориальной централизации[2].
Именно совокупность всех трёх составляющих формы государства позволяет проследить существование определённого государства в реальной действительности.
Поэтому остановимся на позиции занятой В.М. Корельским, что «любое государство есть единство его сущности содержания и формы»[3].
Современные тенденции в юриспруденции свидетельствуют о том, что форма государства – является предметом регулирования основных законов страны.
Сегодня используются различные классификации форм государства, так могут быть выделены демократические государственные формы и формы авторитарные. Применяются и более подробные членения: Феодально-теократическая, буржуазно-авторитарная, буржуазно-демократическая, социалистическая, революционно-демократическая и другие государственные формы.
Форма государства как вид может быть выделена с позиции теории разделения властей и единовластия. Здесь в качестве основных разновидностей можно выделить поликратическую (многовластную) и монократическую (единовластную) формы государства. Промежуточное положение между ними занимает сегментарная государственная форма, соединяющая черты этих двух форм (сегмент – с латинского «отрезок»).
Причины многообразия форм государства многочисленны. Среди них можно выделить исторические традиции развития государственности. Форма государства, несомненно, зависит от конкретно-исторических условий существования и развития государства. Однако видеть какую-либо закономерность между сущностью и формой государства, на наш взгляд, не совсем верно. Истории известны примеры монархических государств с демократической, общесоциальной направленности (например, Англия). И наоборот, республика могла представлять государство, основное предназначение которого заключалось в подавлении одного класса другим (Франция времён буржуазной революции, Россия).
Поэтому всё-таки определяющими факторами в становлении конкретной формы государства являются: национальный состав населения государства, географический и территориальный факторы, различные исторические традиции и т.п.
Итак, форма государства – это его внешнее строение, исследовав которое можно установить реальное соотношение властей в государстве, уровень его цивилизованности и наличия в его деятельности основных начал и принципов права.
Форма правления
Форма правления характеризует организацию, порядок образования и взаимоотношений высших органов государственной власти, а также формы воздействия населения на эту власть.
Следует отметить, что форма правления в ходе исторического развития государства очень часто изменяется. Эти изменения зависят от установления различной компетенции и взаимной ответственности между органами государственной власти, а также от степени воздействия населения на эти органы. Накопление и передача положительного опыта, наличие традиций и историческая обусловленность формы правления прямо сказываются на уровне преемственности и степени прогресса государственности. Отсутствие таких тенденций может привести к стагнации государственного развития, а порой и к катастрофическим последствиям[4].
Теория государства, фиксируя в его истории реально возникавшие формы правления, выработала несколько их классификаций.
Так еще со времён Платона и Аристотеля возникло разделение формы правления по числу лиц правящих государством. Если власть принадлежит одному – монархия, если многим – аристократия, если всем – демократия, или республика.
Данная классификация, хотя и с некоторыми изменениями (аристократическая форма была утрачена в ходе развития государственности), дошла до наших дней.
Следовательно, сегодня различают две формы правления: монархию и республику.
Монархия (с греч. – единовластие, единодержавие) – это форма правления, при которой высшая власть осуществляется единолично. Лицо, осуществляющее такую власть, обладает ею по наследству, чаще всего пожизненно и не несёт ответственности перед населением страны.
Таким образом, можно выделить следующие признаки монархии:
1) В государстве существует единый носитель власти, это может быть – монарх, фараон, король, царь, император, великий князь, шах, шейх и т.д.;
2) Единоличная власть передается по наследству (согласно закону о престолонаследии или обычаю) и осуществляется пожизненно. Однако могут быть исключения, например монархия в России возникла в итоге выборов правящей династии Романовых;
3) Правитель представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим);
4) Следствием третьего признака выступает отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства.
Все выше перечисленные признаки характерны лишь для абсолютной (неограниченной) монархии, в современном мире встречающейся всё реже и реже.
В странах, где в качестве формы правления закреплена абсолютная монархия, монарх имеет всю полноту государственной власти:
- выступает в качестве правотворческого органа;
- является главой исполнительной власти (следовательно, управляет и всеми вооружёнными силами);
- является высшей судебной инстанцией, тем более что всё правосудие осуществляется от его имени;
- во внешней политике единолично представляет государство.
Абсолютные монархии наиболее характерны для традиционных восточных государств (восточные деспотии). В настоящее время в чистом виде абсолютная монархия существует лишь в Омане, однако, имеется ряд государств, обладающих полным набором признаков, характерных для абсолютной монархии (Бахрейн, Кувейт, Бруней, Катар)[5].
Основной признак ограниченной монархии – это правовое закрепление ограничений абсолютной власти монарха. В зависимости от объёма таких ограничений можно выделить монархию дуалистическую и парламентарную (конституционную).
Дуалистическая монархия характеризуется наличием у монарха всей полноты исполнительной власти, а также отдельных полномочий в рамках законодательной и судебной властей. По сути, этот вид монархии является переходным от абсолютной к парламентарной монархии. Данная форма правления возникает, как правило, в качестве компромисса между властями и населением государства.
К дуалистическим монархиям можно отнести сословно-представительные феодальные монархии, существовавшие в Западной Европе в средние века. Сегодня «чистых» примеров дуалистической монархии не существует.
В парламентарной (конституционной) монархии монарх выступает в качестве символа, традиции, идеи, номинального главы государства. Формула осуществления им власти следующая: «монарх царствует, но не правит». Сегодня имеется много примеров стран с парламентарной формой монархии (Великобритания, Испания, Норвегия, Бельгия, Швеция, Япония, Малайзия, Таиланд и др.).
Законодательная власть в этих странах принадлежит избираемому парламенту. Парламент формирует правительство, которое становиться главным органом исполнительной власти в стране.
За монархом в силу сложившихся традиций могут оставаться некоторые полномочия, например, подписывать законы или назначать главу правительства. Но данные полномочия всего лишь дань традициям. И на самом деле у монарха нет права отклонить предоставленный ему закон или не утвердить предложенную кандидатуру премьер-министра. Указы, издаваемые монархом, вступают в силу только после их контрассигнации, т.е. подписи их главой правительства или министерства.
Вторая форма правления – республикаотличается тем, что высшая государственная власть принадлежит выборным органам, состав которых избирается населением на определённый срок. Данные органы ответственны перед избирателями.
Таким образом, республика обладает следующими признаками:
1) Наличием избираемых на определённый срок органов государственной власти;
2) Наличием всенародно избираемого поста – Главы государства;
3) Характер государственной власти в республики производен, то есть, власть осуществляет властные полномочия не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;
4) Воплощение в государственную жизнь принципа разделения властей;
5) Наличие юридической ответственности всех избираемых органов перед населением государства.
По историческим периодам своего существования республики классифицируются на античные (государства-полисы – Афины, Рим и т.д.); средневековые (феодальные), к числу которых относятся торгово-промышленные республики в Италии (Венеция, Флоренция), Нидерландах, в России (Новгородская, Псковская); буржуазные, когда республиканская форма правления достигает своего расцвета, становясь способом политической организации гражданского общества.
Республиканская форма правления появляется там, где речь идет о политическом объединении свободных граждан, являющихся самостоятельными субъектами хозяйственной и общественной жизни.
Сегодня основным критериям деления республик на различные виды выступает характер взаимоотношений между властями. По этому основанию выделяют парламентскую, президентскую и смешанную (или полупрезидентскую) республики.
Парламентская республика. Основным характеризующим её признаком является верховенство парламента, представляющего законодательную ветвь власти и подконтрольность правительства, как органа исполнительной власти.
Правительство в странах с парламентской формой правления формируется парламентом, ответственно перед ним и может быть им распущено. Лидером правительства в таких странах, как правило, становиться лидер партии, получившей большинство на выборах в парламент.
Допускается наличие поста президента в такой стране. Однако президент не имеет прав в отношении парламента и правительства, он является лишь главой государства, представителем государственных интересов во внешнеполитической деятельности. Избрание президента происходит не всенародно, а парламентом или специальными выборщиками (исключение – Болгария). Круг прав президента в парламентской республике значительно уже полномочий президента в президентской республике.
Примерами парламентских республик являются Германия, Финляндия, Турция, Венгрия, Чехия, Словакия, Италия и т.д.
Президентская республика характеризуется тем, что имеется всенародно избираемый пост главы государства – Президента, который одновременно является и главой исполнительной власти.
Причем круг полномочий президента не ограничивается исполнительной сферой. Зачастую президент имеет правомочия в области законодательной власти (издание Указов и других НПА, промульгация законов и т.п.). Президенту могут принадлежать и отдельные права в сфере осуществления правосудия и контрольно-надзорной деятельности (назначение и утверждение судей всей системы судов, представление генерального прокурора и т.д.).
Наличие отдельных недостатков парламентской и президентской республик дало жизнь смешанному (полупрезидентскому) типу республики.
Отличительный признак смешанной республики состоит в том, что во взаимодействие законодательной власти и власти президентской заложен принцип разделения властей.
Так в таких типах республик может сочетаться существование сильного, всенародно избираемого президента и обладающего широким перечнем полномочий также всенародно избираемого парламента.
Причём право на формирование правительства – является их совместным правом.
Страны со смешанной формой правления – Португалия, Польша, Турция, Россия, Украина.
В качестве итога рассмотрения различных видов республиканской формы правления, необходимо отметить, что основной фактор, определяющий принадлежность республики к тому или иному типу – это право формирования и порядок ответственности Правительства.