4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 11
5 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 13
6 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 23
7 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 24
8 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 24
9 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 24
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 25
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО:
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы: дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1). Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов), из них: аудиторных занятий – 10 ч., в том числе лекций – 6 часов, семинарских занятий – 4 часа, самостоятельной работы – 89 часов, на подготовку к экзамену отводится 9 часов. Дисциплина изучается на 1 курсе (1-2 семестр).
1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы: знание понятий «человек», «общество», «личность», «философия», «познание»», «культура», «ценности», «природа», «глобальные проблемы современности».
1.3. Дисциплина является основой для последующего изучения философской антропологии, социальной философии, концепций современного естествознания.
1.4. Цели дисциплины:
- формирование представления о мировоззренческом потенциале философии;
- формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, об основных разделах современного философского знания о философских проблемах и методах их исследования;
- овладение базовыми принципами и приемами философского познания.
Изучение дисциплины направлено на:
- развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения;
- овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
1.5 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям).
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п
Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)
Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать
уметь
владеть
ОК-1: способность использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве.
З.1 содержание предмета философии.
У.1 распознавать и анализировать проблемы мировоззренческого характера.
В.1 приемами владения дискуссии по проблемам мировоззренческого характера.
ОК-1: способность использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве.
З.2 основные проблемы онтологии, содержание современных представлений о научных основах картины мира и ее видах.
У.2 использовать положения и категории онтологии для формирования представления мира в его целостности и многовариантности.
В.2 способностью отстаивать собственное представление о мире при восприятии целостной картины мира.
ОК-7: способность к самообразованию и социально-профессиональной мобильности
З.3содержаниеосновных проблем гносеологии.
У.3 использовать положения и категории гносеологии для формирования представлений о познании и переживании человеком мира.
В.3 навыками применения способов получения знания, методов и средств познания.
ОК-1: способность использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве.
З.4 содержание основных философско-антропологических проблем.
У.4 использовать положения и категории философской антропологии для формирования представлений о человеке и мире и отношениях между ними.
В.4 способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно- значимые философские проблемы, процессы, участвовать в дискуссиях по проблемам мировоззренческого характера.
ОК-6: способность к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм
З.5 основные философские понятия и категории, закономерности развития природы и общества
У.5 анализировать процессы и явления, происходящие в обществе
В.5 навыками целостного подхода к анализу проблем общества
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
2.1
№
п/п
Наименование раздела
(формулировки изучаемых вопросов)
Виды учебных занятий (в часах)
Л
ЛР
ПЗ
СРС
Всего
1.1
Философия, ее предмет и место в культуре. Философия и мировоззрение.
-
-
1.2
Специфика предмета и проблемы философии. «Вечные вопросы» в философии.
-
-
-
Исторические типы философии.
-
-
-
3.1
Проблемы онтологии. Бытие.
-
-
3.2
Пространственно-временные характеристики бытия.
-
-
3.3
Проблема движения. Идея развития в философии.
-
-
-
3.4
Бытие и сознание. Проблема сознания в философии.
-
-
-
3.5
Природа мышления. Язык и мышление.
-
-
-
4.1
Проблемы гносеологии. Познание как предмет философского анализа. Основные формы и методы познания.
-
-
4.2
Проблема истины в философии и науке.
-
-
-
4.3
Познание, творчество, практика.
-
-
-
4.4
Философия и методология науки. Рост научного знания и проблема научного метода.
-
-
-
5.1
Человек и мир в современной философии. Природа и сущность человека.
-
-
5.2
Смысл жизни: смерть и бессмертие.
-
-
-
5.3
Человек, свобода, творчество.
-
-
-
5.4
Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса.
-
-
-
6.1
Социальная философия и философия истории. Философское понимание общества и истории. Общество как саморазвивающаяся система.
-
-
-
6.2
Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития.
-
-
-
Таблица 3
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
№
Тема
План
Методическое обеспечение
Раздел 1 Философия, ее предмет и место в культуре
1.1
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции)
З1, У1, В1.
1.2
Содержание раздела.
Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Философия и мировоззрение. Стороны и уровни мировоззрения. Основные социально-исторические типы мировоззрения. Основные характеристики философского знания. Специфика предмета и проблемы философии. «Вечные вопросы» в философии. Философия и наука. Функции философии.
1.3
План лекционного курса
1.3.1
Тема
Философия, ее предмет и место в культуре.
Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Философия и мировоззрение. Стороны и уровни мировоззрения. Основные социально-исторические типы мировоззрения. Основные характеристики философского знания. Философия и наука. Функции философии: мировоззренческая и методологическая.
2,3,4,5, 6, 11, 13, 14
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
Наименование оценочного средства
Пример
ОК-1: З.1
тест
ОК-1: У1
анализ философского текста
ОК-1: В.1
дискуссия
Раздел 3 Онтология
3.1
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции)
З2, У2, В2.
3.2
Содержание раздела.
Проблемы онтологии. Бытие. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема движения. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Природа мышления. Язык и мышление.
3.3
План лекционного курса
3.3.1
Тема.
Проблемы онтологии и философский смысл бытия.
Пространственно-временные характеристики бытия.
Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия.
Понятие пространства и времени. Субъективистская и объективистская версии пространства и времени. Абсолютность и относительность пространства и времени. Формы пространства и времени. Осмысление порядка и направления времени в истории: динамическая и статическая концепции.
3, 4, 6, 13,20,
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
Наименование оценочного средства
ОК-1: З.2
тест
О-1: У.2
анализ философского текста
ОК-1: В.2
Эссе «мир един»?
Раздел 4 Гносеология и методология науки
4.1
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции)
З3, У3, В3.
4.2
Содержание раздела
Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Познание и практика. Философия и методология науки. Рост научного знания и проблема научного метода.
4.4
Планы практических/семинарских занятий
4.4.1
Тема.
Проблемы гносеологии.
Познание как предмет философского анализа. Основные формы и методы познания.
2, 4, 6, 9, 11, 13, 20
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
Наименование оценочного средства
ОК-6: З.3
тест
ОК-6: У.2
кейс-задача: «Ум - чистый лист бумаги» или «я мыслю, следовательно, существую»?
ОК-6: В.3
Эссе. «Чувственное и рациональное: проблема достоверности знания»
5
Раздел 5 Антропология
5.1
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции)
З4, У4, В4.
5.2
Содержание раздела.
Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса.
5.4
Планы практических/семинарских занятий
5.4.1
Тема.
Природа и сущность человека.
Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке: деятельность, разумность; человек, индивид, индивидуальность, личность; антропосоциогенез и его комплексный характер.
2, 5, 7, 16, 17, 19
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
Наименование оценочного средства
ОК-1: З.4
тест
ОК-1: У.4
Эссе: «человек-масса» или «человек-личность»?
ОК- 1: В.4
дискуссия
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
по дисциплине структурированное по темам (разделам)
Таблица 5
Образец заполнения по традиционной форме
Самостоятельная работа по дисциплине
Раздел
Тема для самостоятельного изучения
Задание для самостоятельного выполнения студентом
Кол-во часов
Методическое обеспечение
Форма отчетности
Специфика предмета и проблемы философии. «Вечные вопросы» в философии.
Эссе: зачем философии вечные вопросы?
эссе
Исторические типы философии: основные этапы, направления и проблемы
тестирование
1, 11
тест
Пространственно-временные характеристики бытия.
тестирование
3, 5, 6, 13
тест
Проблема движения.
Эссе: «прав ли Зенон, что движения не существует, и почему»?
2, 3, 14
эссе
Идея развития в философии.
Эссе: как развивается мир (концепции, модели развития)?
эссе
Бытие и сознание. Проблема сознания в философии.
тестирование
2, 4, 13
тест
Природа мышления. Язык и мышление.
Эссе: «язык в мышлении или мышление в языке»?
эссе
Проблема истины в философии и науке.
Эссе: «как подтвердить или опровергнуть истину?» (концепции, критерии)
3, 5, 13,14
эссе
Познание, творчество, практика.
собеседование
13,
собеседование
Философия и методология науки. Рост научного знания и проблема научного метода.
Эссе: «почему произошел скачок от топора к компьютеру или как можно объяснить рост научного знания?»
эссе
Смысл жизни: смерть и бессмертие.
Эссе: «в чем смысл жизни человека?»
2, 3, 16, 17, 20
эссе
Человек, свобода, творчество.
Эссе: почему человек «бежит от свободы»?
16, 17, 20
эссе
Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса.
собеседование
3, 5, 17, 20
собеседование
Социальная философия и философия истории. Философское понимание общества и истории. Общество как саморазвивающаяся система.
тестирование
5, 12, 20
тест
Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития.
Эссе: «кто Вы - человек культуры или человек цивилизации?»
2,5, 12, 20
эссе
4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Перечень основной литературы
1. Алексеев, П.В. История философии [Текст]: учебник /П.В. Алексеев. – М.: Проспект, 2014. – 240 с.
2. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник /В.Д. Губин. – М.: Проспект, 2014. – 336 с.
3. Липский, Б.И. Философия [Текст]: учебник для бакалавров /Б.И. Липский, Б.В. Марков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 508 с.
4. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник для бакалавров /А.Г. Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Юрайт, 2012. – 828 с.
5. Философия [Текст]: учебник /колл. авт.; под ред. В.П. Кохановского. – 22-е изд., перераб. – М.: Кнорус, 2013. – 368 с.
4.2 Перечень дополнительной литературы
Новая философская энциклопедия: в 4 т. [Электронный ресурс] / Ин-т философии РАН, Нац.-общ. научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2010. – Режим доступа: http://iph.ras.ru/enc.htm.
7. Словарь философских терминов / Науч.ред. проф. В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 731 с.
8. Философский словарь: Основан Г.Шмидтом. – 22-е, новое, переработ. изд. под ред. Г. Шишкоффа / Пер.с нем. / Общ. Ред. В.А. Малинина. – М.: Республика, 2003. – 575 с.
9. Хрестоматия по западной философии XVII-XVIII веков / Под общей редакцией Л.И. Яковлевой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 784 с.
10. Хрестоматия по западной философии: учебное пособие / Сост.; авт. предисл. и вступит.ст. Н.И. Фокина; под ред. В.И. Кириллова. – М.: Велби, 2008. – 544 с.
Хрестоматия по философии [Текст]: учеб. пособие /сост. П.В. Алексеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2014. – 576 с.