2. Законы и законодательная власть.……………………………………....6
3.Действие закона во времени и в пространстве ………………………...7
4. Систематизация законов ………………………………………………...8
5. Подзаконные акты………………………………………………………..10
6. Виды подзаконных актов ……………………………………………......10
7. Судебный прецедент ……..………………………………………………11
8. Обычай и договор…………………………………………………………12
9. Аналогия закона и аналогия права……………………………………….13
Заключение………………………………………………………………….15
Литература…………………………………………………………………..16
«Источники права» -- этим юридическим термином обозначается вся совокупность нормативных актов во всем их разнообразии. По своей юридической силе эти акты выстроены по иерархической лестнице сверху вниз. В настоящее время в России высшую юридическую силу имеют общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные, то есть утвержденные парламентом, международные договоры. Если таким договором установлены иные правила, чем российским законом, то действует норма договора. Признание более высокой силы за международными нормами в сравнении с внутренними российскими законами не означает принижения или ущемления российского суверенитета, потому что эти нормы составляют часть права Российской Федерации и приняты ею добровольно.
Основной закон
Среди актов, действующих только внутри страны, высшим нормативным актом государственной власти является закон. Он принимается органом государственной власти, осуществляющим законодательные функции. В демократических государствах таким органом является парламент. Среди законов в большинстве государств, и в России в том числе, выделяется Основной закон, или Конституция. Она обладает высшей юридической силой: ни один закон не может противоречить конституции. Но и сама конституция имеет прямое действие: суд или иные органы при решении тех или иных вопросов могут прямо ссылаться на статью конституции. Это очень важное положение. Оно отсутствовало в советских конституциях, и поэтому, например, статья Конституции СССР 1977 года о праве граждан обжаловать решения чиновников администрации в суд оставалась мертвой буквой в течение 12 лет, пока в 1989 году не был принят соответствующий закон.
И все же в полную силу конституция может действовать тогда, когда приняты все законы, регулирующие порядок и процедуру исполнения тех или иных статей конституции, в которых имеется ссылка на такой закон. Например, в Конституции России записано, что гражданин РФ имеет право обладать двойным гражданством, но в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. И пока нет этого закона или соответствующего договора, гражданин РФ не может получить второе гражданство по техническим и процедурным причинам. Те же законы, на которые есть ссылка в Конституции РФ, предусматривают различные ограничения и изъятия из правил, установленных конституцией. Это относится, например, к основаниям ограничения личной неприкосновенности граждан, которые могут быть установлены только федеральным законом. Конституция дает такому закону полномочие на установление таких ограничений.
Но те статьи, где нет ссылки на дополняющий статью закон, действуют прямо и непосредственно, и никакой закон не может установить ограничений и изъятий из правила, установленного статьей. Например, в Конституции РФ установлено, что каждый вправе самостоятельно определять и указывать свою национальность. Никаких ограничений и изъятий из этого правила статья не допускает, и их не может быть.
Как правило, конституционные акты принимаются в особом порядке: избирается Учредительное собрание или Конституционное собрание для разработки и принятия конституции -- так была принята Конституция Итальянской Республики в 1947 году; либо конституция принимается всенародным референдумом -- так было во Франции в 1958 году. В Японии новая конституция была принята парламентом квалифицированным большинством голосов, не менее двух третей.
Точно так же устанавливается и особый порядок изменения конституции. Это сделано с целью добиться стабильности Основного закона, потому что без такой стабильности не может быть стабильным и все остальное законодательство.
Вместе с тем конституция должна быть открыта для дополнений и изменений, отражающих новые явления в государственной и гражданской жизни общества. Не исключено появление новых прав и новых конституционных запретов, связанных, например, с развитием генной инженерии, вторгающейся в святая святых природы человека.
В разных странах стабильность конституций различна. Во Франции за 200 лет было принято 18 конституций, в США-- только одна. Это не значит, что эта конституция обладает особой стабильностью. К ней было принято 27 поправок, дополнений, таких как отмена рабства, порядок формирования сената -- верхней палаты парламента, ограничение пребывания на посту президента США двумя сроками, порядок приобретения гражданства. Фактически речь идет о глубоких изменениях конституции, хотя ее основа остается стабильной.
Законы и законодательная власть
Вслед за Основным законом в иерархии нормативных актов идут
обыкновенные законы. Они принимаются высшим законодательным органом простым большинством голосов. Во всех демократических государствах, и в России в том числе, установлен строгий регламент разработки, обсуждения, принятия и введения в действие закона. Этот регламент называется законодательным процессом. Его отправной точкой является законодательная инициатива, то есть предложение парламенту проекта закона. Право законодательной инициативы принадлежит по российской конституции депутатам парламента, комиссиям и совместным комитетам палат парламента, Президенту РФ, Конституционному Суду, Верховному Суду, ряду других высших органов. Право законодательной инициативы означает, что, если проект закона представлен лицом или органом, обладающим этим правом, парламент обязан рассмотреть этот законопроект.
Согласно российской конституции, законы принимает Государственная дума («нижняя», или «первая», палата парламента -- Федерального собрания) простым большинством голосов. Затем закон передается в Совет Федерации («верхнюю», или «вторую», палату парламента)
Однако обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат не все законы, принятые Государственной думой, а лишь некоторые (о бюджете, налогах и др.)- Остальные законы считаются принятыми, если в течение 14 дней со дня поступления они не были рассмотрены Советом Федерации.
После принятия закона он направляется в течение пяти дней президенту, который в течение двух недель подписывает закон и публикует его. Все законы должны быть опубликованы. Неопубликованные законы применению не подлежат. Россия покончила с секретным законодательством советского периода. Теперь власть имеет право требовать, чтобы никто не ссылался на незнание законов.