Дет. комната в квартире – это особое место, в котором предполагается учёт целого ряда специфических требований, обусловленных особенностями развивающегося организма. Комната ребёнка, вышедшего из грудного возраста, представляет собой мир с особыми размерами и масштабом, обусловленными дет. антропометрией. (см. табл.) Обстановка комнаты ребёнка в возрасте от 2 до 7 лет в дальнейшем трансформируется с учётом требований подростка, которые уже приближаются к запросам взр. человека. Предпочтительна ориентация дет. комнаты окнами на юг или юго-восток.
Комната мал. ребёнка представляет собой целую Вселенную, в которой ребёнок получает первые навыки её освоения, вселенную, являющуюся источником получения тактильных навыков, развития мелкой моторики, расширения круга знаний, получаемых в безопасных и удобных условиях.
Дет. комната предназначена для осуществления в ней самых разнообразных функций – это и пространство для сна, игр, развития интеллекта, хранения необходимых вещей, а также одежды, игрушек, книг и прочего материала для развития и образования малыша, установки спортивных или игровых комплексов. Двиг. активность ребёнка по продолжительности в течении дня занимает не менее 50% времени бодрствования.
Зависимость роста и веса детей от их возраста
Возраст, лет
Вес, кг, мальчики
Вес, кг, девочки
Рост, см, мальчики
Рост, см, девочки
12,4-13,7
11,7-14,1
85-92
82-90
13,7-15,3
13,1-16,7
92-99
91-99
15,3-18,9
14,4-17,9
99-107
96-106
17,4-22,1
16,5-20,4
105-116
104-114
19,7-24,1
19,0-23,6
111-121
111-120
21,6-27,9
21,5-27,5
118-129
118-129
Детская мебель
Мебель, находящаяся в комнате ребёнка, д. соответствовать его анатомической структуре и антроп. данным. При определении компоновочных и габаритных размеров пространств в комнате ребёнка особенно важно сохранить для него ощущение доступности всех элементов в комнате, удобство подхода к мебели, открывания дверок, выдвигания ящиков, чувство его равноправного существования наряду со взрослым человеком и т.д. Рассмотрим размерные характеристики в соответствии с различными ростовыми группами детей.
Ширина спинки стула, толщина крышки стола и т.п. д. учитывать возможность свободного их обхвата рукой ребёнка. (см. табл.)
Дет. мебель д. соответствовать всем требованиям безопасности, быть экологически чистой, не д. иметь острых углов и выступающих деталей (болтов, гаек, механизмов и т.д.). поверхности мебели д.б. гладкими, хорошо отшлифованными, без ворсистости, лёгкими и доступными для проведения уборки. При использовании мебели с трансформируемыми элементами в шарнирных соединениях д.б. предусмотрены фиксирующие устройства.
При размещении настенной визуальной информации в дет. комнате нужно учитывать особенности восприятия ребёнка. Оптим. угол восприятия в вертик. плоскости лежит в пределах , допустимый угол - вверх и вниз от линии взора. Наилучшее восприятие обеспечивается в условиях, когда изображение перпендикулярно лучу зрения в пределах . В связи с этим вся визуальная информация д. располагаться в пределах оптим. зоны видения.
В пределах угла (зона неясного различения формы) информация воспринимается периферийным зрением, для точного её рассмотрения необходимо перевести взгляд.
В дет. комнате, помимо общего освещения, следует предусмотреть т.н. «дежурный свет» в виде настольной лампы или бра. Светильники-ночники создают мин. уровень освещённости и помогают ориентироваться ребёнку в случае его внезапного пробуждения. Выключатель света следует размещать на высоте 114 см от чистого пола, что позволяет ребёнку самому включать и выключать свет по своему желанию. При выборе цветового решения, акцентов и деталей необходимо помнить, что в возрасте 5-9 лет красный (у девочек – пурпурный и розовый) – самый предпочтит. цвет; от 9 до 11 предпочтение отдаётся оранжевому, жёлтому и зелёному, а по мере развития абстрактного мышления к 12 годам предпочтение отдаётся синему цвету. При этом надо помнить об общем спокойном цветовом климате в дет. комнате и обширные поверхности оформлять в светл. тонах, а цветовые акценты использовать в элементах меньшей площади. Рабочие поверхности столов для занятий и игр также д.б. нейтральными.