Требования к условиям и организации обучения школьников в
различных видах общеобразовательных учреждений
2.2 Требования к размещению общеобразовательных учреждений
2.3 Требования к участку общеобразовательных учреждений
2.4 Требования к школьному зданию
2.5 Требования к оборудованию помещений
2.6 Требования к воздушно-тепловому режиму
2.7 Требования к естественному и искусственному освещению
2.8 Требования к водоснабжению и канализации
2.8 Требования к помещениям и оборудованию школ,
размещенных в приспособленном здании
2.9 Требования к организации учебно-воспитательного процесса
2.10 Требования к санитарному состоянию и содержанию
общеобразовательных учреждений
3. Рестораны
3.1 Предисловие
3.2 Эргономические требования к залу ресторана
3.3 Кухня ресторана
Помещения для посетителей
Интерьеры помещений
Производственные помещения
Помещения для приема и хранения продуктов
Служебные и бытовые помещения
3.9 Инженерное оборудование
Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха
Водоснабжение и канализация
3.12 Устройство внутренних электрических сетей
4. Лобби-бары
5. Кафе с большой наполняемостью
5.1 Область применения
5.2 Определения
5.3 Классификация предприятий общественного питания
5.4 Общие требования
5.5 Освещение
5.6 Отопление
5.7 Вентиляция
5.8 Водоснабжение
6. Коттедж
6.1 Минимальные требования к устройству жилого дома
6.2 Отопление и вентиляция в соответствии со СНиП 2.04.05-91.
Гостиная
Кухня
6.5 Детская
6.6 Комната-гардеробная
6.7 Спальня
Ванная комната
Малогабаритные комнаты
7.Квартира
7.1 Понятие эргономики жилого интерьера
7.2 Пространственное соотношение
7.3 Планировка квартиры
7.4 Варианты планировки
7.5 Освещение
7.6 Системы вентиляции квартиры
7.7 Правила расположения санузла в квартире
8. Салон красоты
8.1 Цветовое решение интерьера.
8.2 Вентиляция и кондиционирование в салоне.
8.3 Освещение в салоне .
8.4 Нагрузка на электросеть.
8.5 Водопровод и канализация.
8.6 Коммуникации.
8.8 Уголок парикмахера: эргономичная красота.
8.9 Оборудование рабочего места для стилиста-визажиста.
9. Организация рабочего пространства на предприятии
Организация рабочего пространства
9.1 Рабочее место и рабочая зона. Элементы рабочего места
9.2 Этапы и принципы эргономической организации рабочих мест на
предприятии
9.3 Пути совершенствования организации рабочих мест
Современное предприятие: оборудование и работа в нем
9.4 Основные требования к организации рабочего места
9.5 Оснащение и обслуживание рабочего места
10. Эргономика офисного пространства. Офис кабинетного типа
10.1 Виды планировки офисов
Офисное пространство
Зонирование офисного пространства
Обустройство офиса
Рабочая зона
Два вида офисов кабинетного типа
Кабинет руководителя
Комнаты особого назначения
Рабочее место
Офисная мебель. Эргономические требования к рабочим сиденьям
Благоустройство офиса
Освещение
Звукоизоляция
Цветовая гамма
1.Проектирование оборудования для дошкольных учреждений.
Предисловие
Творческий процесс проектирования рукотворной среды обитания основывается, с одной стороны, на интуиции и спонтанности (сфера искусства) и информации и методологии (область науки и техники) с другой. Проектировщик (архитектор, дизайнер) балансирует между искусством и фактами. К основополагающим составляющим, определяющим характеристики среды, ее оборудования и предметного наполнения, относятся, в первую очередь, показатели, связанные с «человеческими факторами».
«Основы эргономики» являются одним из специальных курсов в цикле профессиональной подготовки специалистов квалификации «архитектор-дизайнер», т.к. раскрывают основные принципы и приемы проектного формирования элементов и комплексов оборудования и предметного наполнения среды, составляющих важнейшую и неотъемлемую часть современных интерьеров и городских пространств.
Наше время требует новых подходов к использованию эргономических знаний при проектировании среды. Достижения и знания эргономики в производственной и военной сферах, таких далеких, казалось бы, от области архитектурно-дизайнерского проектирования, сегодня трансформируются и используются при организации досуга, жилища, формировании рабочих мест в офисах, банках и домашних кабинетах. Знания основ проектирования систем «взаимодействия человека и машины», основ формообразования предметов становятся важными и для сферы повседневного жизнеобеспечения. Они также используются при создании архитектурных объектов с использованием концепции «интеллектуального дома», когда сложное электронно-технологическое оборудование программируется сообразно сценарному моделированию и конкретному образу жизни, при проектировании мебели для отдыха, спортивного снаряжения, медицинского оборудования, автомобилей и мотоциклов, велосипедов и роликовых коньков и др. изделий, предназначенных для рядового пользователя-непрофессионала, старика, ребенка и т.д.
Эргономика помогает архитектору и дизайнеру развивать имеющиеся у них простейшие навыки функционально-пространственного анализа, превращающего эти навыки в комплексный системный подход, детально учитывающий потребности и возможности человека в различных аспектах его жизнедеятельности.
Вопросы удобства, комфорта и безопасности являются центральными в эрго-дизайнерском проектировании средовых объектов. Эргономика участвует и в создании нормативной базы проектирования, способствуя разработке ее новых разделов.
В данном реферате особенное внимание уделено проблемам формирования среды для детей дошкольного возраста, рассмотрены специфические требования для реализации полноценной жизнедеятельности в интерьерных пространствах.
В реферате использованы таблицы, иллюстративный материал, имеющие научно-практическое и методическое значение, как из достаточно распространенных отечественных и зарубежных источников, так и уникальных на сегодняшний день изданий. Основные из них приведены в перечне использованной литературы.
ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
1. Детские ясли - для детей в возрасте от 6 недель до 3 лет.
2. Детские сады - для детей в возрасте от 3 до 6 лет.
3. Интернаты - для детей в возрасте от 6 до 14 лет.
ДЕТСКИЕ САДЫ
Местоположение: среди жилой застройки.
Вместимость: нормальная — 30 - 40 детей; в одной групповой комнате не более 20 детей.
Таблица 1. Основные параметры детского учреждения
Площадь на 1 ребенка
1,5 м2
Объем воздуха на 1 ребенка
4 —6 м3
Объем воздуха на 1 ребенка во время сна
10 —12м3
1 раскладная кровать на 1 ребенка
1 умывальник на 6 детей
1 ванна или лучше 2 душа на 20 детей
1 унитаз на 15 детей
Вешалка из расчета длины 25 —30 см на 1 ребенка.
Полотенце, тряпка, зубная щетка — для каждого ребенка.
Состав и планировка помещений (рис. 1. Примерный проект).
Предусмотрено четкое разграничение помещений для детей и подсобных и хозяйственных помещений. Возле тамбура расположены кабинет заведующей (1) и изолятор (8). Против входа большая групповая комната (19), предназначенная для игр и сна, рядом с ней раздаточная с мойкой (12), примыкающая к кухне (11). Между групповыми и открытой террасой с раскладными кроватками расположено помещение для хранения одеял и кроваток (16). Квартира заведующей (9) с ванной расположена в северо-восточном углу здания. Раздельные уборные для мальчиков и девочек примыкают к общей умывальной(6).
1.Пример планировки здания детского сада.М 1 : 400.
2. Через невысокие передвижные шкафы воспитательница может наблюдать за всеми помещениями, даже при их раздельном использовании. Уголки для игрушек и рукоделия объединены групповой комнатой. Котельная и кладовая размещены в подвале. Архитектор Рот. М 1 : 400. 1— крытый вход; 2—гардеробная; 3 — групповая; 4— уголок для рукоделия; 5—уголок для кукол; 6 — мастерская; 7 — крытый зал для игр; 8—игровая площадка.
3. Здание детского сада с центрально расположенным помещением многоцелевого назначения.План. Архитекторы Панкоке и Шмидт. 1 — спальня; 2 — групповая; 3 —терраса; 4 —помещение многоцелевого назначения; 5 — кабинет заведующей.
4. План детского сада для приходящих на день детей.
Архитекторы Й. и В. Липперт.
1 — тамбур; 2— холл; 3— конторское помещение; 4— приемная для родителей; 5— изолятор; 6— бельевая; 7— гардеробная; 8 — групповая комната; 9— спальня и комната для игр; 10— молочная кухня; 11 — помещение для хранения колясок; 12— комната отдыха; 13— кабинет врача; 14 — кухня; 15 — садовник; 16— кладовая; 17— котельная; 18— зона шумных игр; 19 — зона тихих игр; 20 — комната для игр.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Оборудование детских дошкольных учреждений требует особого подхода. Детская мебель, улично-игровое и учебное оборудование чаще всего проектируются как уменьшенные копии «взрослой» мебели и оборудования для офисов. Среда, оснащенная таким оборудованием, как правило, при архитектуре построек, плохо связанной с территорией и окружающим ландшафтом, создает атмосферу казенного учреждения.
В идеале детский сад должен проектироваться как единое целое, начиная с территории, здания, помещений и заканчивая всем предметным оборудованием, в т.ч. мебелью, светильниками, игрушками и пр. При этом не надо забывать о взаимосвязи всех элементов среды (рис. 5).
Упорядоченность, визуальная ясность и легкая читаемость функционального содержания пространства особенно важны для детей младшего возраста. Важное значение имеет игровое начало предметно-пространственной среды. Для дошкольников (особенно младших) естественным является усвоение навыков и знаний через игру.
Основу активного воспитания и обучения уже более десяти лет составляют всевозможные «конструкторы» — мебельные, игровые, спортивно-оздоровительные, графические, компьютеризированные.
Метод «конструктора» позволяет создавать мебельные модули, на основе которых выбираются различные варианты планировки и оснащения, например, комнат в зависимости от состава дошколят, размеров и конфигурации помещений и т.п. дошкольные учреждения получают контейнеры со «строительным материалом», из которого монтируют нужные предметы и системы под свои конкретные условия.
Проект и образцы учебно-игрового и мебельного конструктора «Куб-модуль» в нашей стране созданы ВНИИ технической эстетики (авторы Грашин А.А., Кузьмичев Л.А. и др.). Система состоит из двух самостоятельных подсистем-конструкторов (рис. 6).
«Куб-модуль - 1» включает в себя четыре взаимосвязанные самостоятельные части: мебельно-игровой конструктор и унифицированный набор детских стульев. Основу составляет типоряд из полимерного куба-модуля (500x500x500 мм), 1/2 модуля (500x500x245 мм) и 1/4 модуля (500x245x245мм), кубическая форма которого обусловлена технологическими и экономическими соображениями, а также тем, что детские кубики одна из самых древних и популярных игрушек.
Основу подсистемы «Куб-модуль - 2» составляет типоряд из трех «П-образных» и прямолинейных элементов, из которых формируются полноразмерные кубы-модули (500x500x500 мм и 600x600x600 мм).
С помощью конструктора можно формировать столы разных типов, стенки, шкафы, игровые транспортные средства и пр. Для сидения детей имеются кресла, формируемые на основе половинного и четвертичного модулей; стулья различных типов для всех возрастных (ростовых) групп. Все элементы согласованы между собой конструктивно-технологически и стилистически.
Особое место в оснащении дошкольных учреждений занимают технические средства обучения, которые должны позволить детям получить необходимые знания и обеспечить техническую подготовку для последующей безболезненной адаптации к условиям современного производства.
Рис 5. Типы мебели для детских учреждений;а) детских садов, б) учебных классов, в) медицинских учреждений.
Рис 6. Учебно-игровые и мебельные конструкторы «Куб-модуль»
Рис 7 Схема ученического стула (а) и стола (б)
Таблица 2. Маркировка ученической мебели
Таблица 3. Функциональные размеры ученических столов