Предмет философии. Проблема основного вопроса философии. Рефлексивный характер философии. Основные разделы философского знания. Конкретность и всеобщность философского знания.
Понятие, структура и функции мировоззрения. Предфилософское значение мифологии и религии. Мировоззренческие универсалии. Философия и обыденное сознание. Специфика житейской мудрости.
Мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Исходными мировоззренческими понятиями являются «мир» и «человек». Вопрос об их соотношении – основной мировоззренческий вопрос. Ответы на этот вопрос различны и многообразны, хотя так или иначе, они зависят от того, что принимается за определяющее - «мир» или «человек».
Если первичным оказывается «мир», то человек производен от него, является его частью, его проявлением. При этом «мир» может отождествляться с «природой», «материей», «субстанцией» (духовной или материальной), «универсумом», «космосом» и т.п. Человек в таком случае выводится из мира, объясняется через его законы и свойства. Если же за исходное принимается понятие «человек», то мир определяется через человека. Нередко эти два полюсных подхода пытаются объединить. Тогда за исходное принимается отношение, связь мира и человека(Л. Фейербах, К. Маркс, Э. Гуссерль , М. Хайдеггер и др.) В структуре мировоззрения можно выделить 4 основных компонента:
Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д. Выступает неким общественным регулятором человека. Эмоционально - волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.
Практический компонент. Мировоззрение – это реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.
мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов поведения. По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.
Основными функциями мировоззрения являются следующие функции философии как одного из типов мировоззрения:
- она формирует идеи и концептуальные системы мира, на их основе дает оценку месту человека в мире и возможности преобразования мира человеком;
- она вырабатывает свою систему принципов и идеалов, определяющих смысл жизни человека в мире и на их основе формулирует цели человека и определяет задачи его деятельности;
- она заставляет человека выбрать свою жизненную позицию – формирует убеждения людей;
она развивает духовный опыт человечества, связываясь со своей историей.
Воззрения «высшего порядка» помогают человеку понять сущность мира и общества, в которых он живет - это и является главной функцией мировоззрения.
Философия унаследовала от мифа и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. Философия дает человеку смысл и общие ориентиры в жизни, а также способы приближения к универсальной Истине и пути подхода к ней. Всякая философия является мировоззрением.
Уровень обыденного мышления, народной мудрости, притч, сказок, устного фольклора - это кладезь философских истин и прозрений. Все пословицы и поговорки – это концентрированное выражение многовекового народного опыта, его стихийной, народной философии. Специфика такого уровня философского знания заключается в том, что оно обязательно привязано к ситуации, сугубо конкретно. Та же самая пословица в разном контексте может дать и разное значение. Например, фраза «каждому свое». В зависимости от контекста идея, заложенная в этой фразе, приобретает либо зловещий смысл, либо смысл, утверждающий нормальное разделение ролей и функций человека в обществе или группе. Философская мудрость будет заключаться не в самом произнесении пословицы или афоризма, а в уместности произнесения его в той или иной ситуации, в способности отстраниться от ситуации, отрефлексировать ее.
предмет философии. Проблема основного вопроса философии. Рефлексивный характер философии. Основные разделы философского знания. Конкретность и всеобщность философского знания.
Основной вопрос философии, сформулированный Энгельсом, - есть вопрос об отношении мышления к бытию.
Суть: как соотносятся материальное и идеальное, дух и природа.
Выделяют две стороны этого вопроса:
1) Что является первичным
2) Познаваем ли мир.
В зависимости от ответа на первую сторону вопроса философы подразделяются на материалистов и идеалистов. Материалисты за первичность берут материю, сознание рассматривается ими как отражение материального мира в их понимании. В практике нельзя абсолютно разграничить материальное и идеальное.
Идеалисты считают за первичное духовное, идеи. В зависимости от решения второй стороны вопроса философия разделяется на гносеологический анализ и агностицизм (гносеологический анализ - признание познаваемости мира, агностицизм - отрицание познаваемости мира).
Исходный вопрос философии есть вопрос об отношении идеального к материальному, точнее, сознания к материи. Многие зарубежные философы отрицают основной вопрос философии, считают его надуманным. Однако этот вопрос имеет большое методологическое значение. В зависимости от того, что идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые полагают такой основой свое собственное сознание, тогда как вторые - Мировой дух, Абсолютную идею и т.п., что зачастую оказывается не чем иным, как философским псевдонимом Бога, Творца, т.е. существа сверхъестественного.
Кроме материализма и идеализма существует еще так называемый дуализм. Дуалисты считают, что в основе окружающей действительности лежат две независимые субстанции - душа и тело, материальное и идеальное, сознание и материя.
Мировоззрение всегда личностно, оно представляет собой рефлексивноепонимание своей жизни, выявление смысла бытия в мире. Т.е. мировоззрение индивида так или иначе сопрягается, перекликается со взглядами, идеями, убеждениями , ценностями, идеалами, других людей, человеческого сообщества и выступает как социальное , культурно-историческое образование . Мировоззрение выражает «дух эпохи», входит в его структуру наряду с мировосприятием и мироощущениями. Философская рефлексивность – это способность философа обобщать данные отдельных конкретных наблюдений и занимать по отношению к этим данным отстраненную, сугубо мыслительную позицию. Важно то обстоятельство, что эта отстраненная, рефлексивная позиция невозможна без индивидуального личного усилия. И хотя со времени своего возникновения философия превращается в теорию, в набор специфических приемов и методов анализа, тем не менее следует помнить именно о конкретной, личной рефлексивной способности, которую демонстрирует человек. Есть такая способность – значит перед нами философ, нет такой способности – нет философа.
Философия с одной стороны является строгой наукой, поскольку требует от философствующего предельной конкретности, ясности, последовательности логических выводов и постулатов. С другой же стороны философия сродни религии, поскольку философ не довольствуется объективной картиной мира, а требует от человека ценностного отношения к этому миру, отношения духовно-практического.