Признавал необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенства всех людей перед законом, ликвидация юридических привилегий. Юридические законы должны идти из нравственных, носят априорный характер. Государство - объединение множества людей, подчиненных правовым законам. В каждом государстве есть 3 власти: верховная власть у законодателя, исполнительная у правителя, судебная у судьи. Законодательная власть – объединенная воля народа. Кант развивал идей Руссо, идею народного суверенитета. Источник суверенитета – монарх, его судить нельзя, т. к. он «не может поступать не по праву». Государственное устройство может меняться, формы правления существуют пока необходимы. Республика – наиболее устойчивый строй – система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом. За равенство между государствами, за равноправный союз народов – залог жизнеспособности человечестваÞидея вечного мира, выдвигал 6 предварительных статей этого проекта (нет территориальных притязаний, армии должны исчезнуть, государство не может брать взаймы на военные нужды и т. д.) Вечный мир - высшее политическое благо. История развивается по плану, решающее значение – деятельность самих людей в создании прогресса. Главная проблема человечества – достижение правового гражданского общества. Идеал –республиканский строй, лучше если этот строй будет возглавлять монарх, руководствующийся общей волей граждан, выражаемой философами. Республиканский строй – принцип отделения исполнительной власти от законодательной. Философы – истинные представители народа перед гос. властью. Кант выступал против феодализма и абсолютизма. Принцип примата морали над политикой – против аморальной политики власть имущих. Главные средства – публичность, гласность всех политических действий.
Наука о праве – часть философии. Личные взгляды - частное дело индивида. Они не должны определяться государственной или иной властью, контролироваться ею. Отсюда прямо вытекает идея либерального государства. Кантовское учение - об автономии личности. Либерализм— учение, берущее в качестве основного приоритета права и свободы личности. Его черты: 1)Человек - существо разумное. Такой человек способен открывать и усваивать истины науки и обладает разумным постоянством воли. Такой человек не будет сознательно разрушать собственную личность. Он будет стремиться сохранить разумную целостность своего «я». Для него понятно и естественно аналогичное стремление другого. 2) разумный человек устремит свою энергию на созидательные цели —разрушение не в его интересах. 3)в обществе свободных людей, обладающих разумом - острое соперничество м/у индивидами. Но оно не разрушает общественное целое, а укреплять и усиливать его. Каждый будет стремиться разумным путем реализовать свои интересы. Совокупность усилий - мощный импульс для развития общества в целом. 4)перед лицом опасности разум всегда подскажет способ, как избежать угрозы. Разумные люди всегда в состоянии найти пути взаимных компромиссов так, чтобы не умалить достоинства человека. 5)общество, в лице государства, не может нарушать достоинства личности, рассматривая ее только как средство достижения государственных целей. Либерализм — это тенденция к ограничению вмешательства государства в жизнь граждан. Государство не вправе опекать своих граждан, как родители опекают детей. «Правление отеческое, при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различить, что для них полезно или вредно... Такое правление есть величайший деспотизм». С т. з. либерализма м/у гражданами и властью не обязательна любовь, но необходимо взаимного доверие. 6)для либерализма важна автономия частной собственности от государства. Либерализм резко отрицательно относится когда политическая власть = власти экономической.
Философия истории как «моральная теология».
Этика - философская дисциплина, объектом изучения - мораль, нравственность. Этика Канта - вершина философии морали нового времени. Практическая философия посвящена человеческой практике, причем рассмотрение соотношения действительной свободы и морального закона является одной из существенных проблем осмысления кантовской практической философии. По Канту, единство критической философии с кантовской философией морали следует искать в положении человека в мире и в понимании единства его и раздвигающего границы знания поведения. Моральное поведение требует не только осознания долженствования, но и практического выполнения долга. Мораль нельзя рассматривать как способ достижения результата. В морали человек должен сам осознавать необходимость (долженствование) определенных действий, понуждать себя к этому. В этике Кант развивает учение об автономии морали: утверждая свободу, человек выступает творцом собственного нравственного мира, он сам себе предписывает закон действий. Принцип “уважения к моральному закону” – центр этики, т. к. в нем открывается измерение гуманного поведения. Только личность может выражать это уважение, которое является априорным чувством; осознание этого уважения идентично осознанию законообразного долга и имеет характер необходимой всеобщности. От религии мораль отличается существенно; конечно, Бог - это гарантия совпадения счастья и долга (в мире ином), но для Канта важно то, что нравственное чувство совершенно автономно, рождается не из веры, а само по себе. Мораль указывает на внутреннюю абсолютную человеческую само ценность; она выходит за границы познавательного отношения, не включается в компетенцию теоретического разума. Кант отрицательно относился к мнимой морали, основанной на принципе приятности, полезности, инстинкте и внешнем авторитете. У Канта нравственное слито с идеей религиозного, божественного. Церковь – всеобщее и необходимое нравственное единение всех людей – царство Божие на земле. С т. з. религиозного развития человечества в истории, господство нравственного миропорядка в земной жизни – высшее благо. В работе «Метафизика нравов» определил нравственные обязанности человека: в т. ч. забота о здоровье, своей жизни, пороки – самоубийство, пьянство и т. д. Обязанности к другим людям – любовь и уважение. Пороки – высокомерие, злословие и издевательство. Все религии – ложное богопочитание, истинная религия содержит в себе лишь нравственные законы, устанавливаемые практическим разумом.