Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Советское искусство вт.п. 50-х - вт.п. 80-х гг



С середины 50-х годов развернулся процесс демократизации жизни советского общества, что создавало благоприятные условия для развития культуры. Важным шагом на этом пути был XX съезд партии, осуждение культа личности Сталина, реабилитация тех, кто безвинно пострадал в довоенные и послевоенные годы. Более демократичной стала система руководства культурой. Некоторые функции государственных органов передавались общественным организациям. Так, в 1957 году на общество "Знание" было возложено руководство всей лекционной пропагандой (ранее находилась в ведении Министерства культуры). Расширились права союзных республик в области культурного строительства. Ряд вузов и техникумов были переданы в ведение республик. Больше прав в области культурно-бытового строительства и народного образования получили местные Советы. Регулярно стали собираться съезды художественной интеллигенции, организовываться ее встречи с руководителями партии и правительства. Они являлись демократической формой обсуждения актуальных общественных и профессиональных проблем.

Одним из представителей «сурового стиля» является Виктор Иванов, наш земляк.

Виктор Иванов начал свой путь в искусстве с постижения великих тайн

мастерства, дающего ключ к выражению своего времени, переживаний, раздумий

художника.

 

В живописи в 60-е годы художники разрабатывают так называемый "суровый стиль". (Этот термин принадлежит советскому искусствоведу А.А. Каменскому). Представители этого направления - П.Ф. Никонов. А.П. и С.П. Ткачевы, Д.Д Жилинский, Н.И. Андронов, Т.Т. Салахов, М.А. Савицкий, В.Е. Попков - стремились обратить искусство лицом к жизни, художественно воссоздать "правду жизни". Расширился диапазон тем - в искусство вошли целые пласты жизни, ранее им не исследуемые. Художники изображали суровые будни" геологов, хирургов, плотогонов, солдата, вернувшегося с войны (А.Н.Андронов "Плотогоны", 1959 - 1961; П.Ф. Никонов "Наши будни", 1960; В.Е. Попков "Строители Братской ГЭС", 1961; Т.Т. Салахов "Ремонтники", 1963). В поисках "правды жизни" эти художники обратились к сдержанной, условной, обобщенной форме, отвергнув всякую описательность. Лаконизм средств сблизил многие станковые произведения "сурового стиля" с искусством монументальным. Это сказалось и в гиперболизации образов, в которых опущено все случайное, мимолетное, и в повышенной декоративности и эмоциональности колорита, и даже в большом, как правило, размере холста. Но это не означает, что все художники указанного направления похожи один на другого. Художников "сурового стиля" связывает воедино время и его герой, которого они изображают. Недаром все они много занимаются жанром портрета, ибо искусство - прежде всего исследователь человеческой души. На выставках 60-х и позже 70-х годов широко представлены автопортреты. К примеру, у В.Е. Попкова множество автопортретов-картин: "Мать и сын" (1970), "Работа окончена" (1971), "Шинель отца" (1972) и другие. Язык этих картин символичен.

Естественен интерес художников "сурового стиля" к жанру историческому и историко-революционному. Примером тому является творчество Г.М. Коржева. Прошедшая война продолжает волновать как людей старшего поколения, так и молодежь, тех, кто не принимал в ней участия. Но знаменательно, что и те, и другие изображают войну как величайшую трагедию человечества. Художникам иногда трудно выразить мысль с помощью только одной картины, они прибегают к многочастным произведениям-диптихам, триптихам. Пример тому - испанский триптих А.А. Мыльникова "Тореадор", "Распятие в Кордове", "Смерть Гарема Лорки", 1981.

60-е годы развивалась и пейзажная живопись. Причем в пейзажном жанре по-своему отразился процесс осознания национальных корней, интерес к истории. Особое место в отечественном пейзаже тех лет занимает северный пейзаж. В 60-е годы началось буквально паломничество живописцев на север, открывший художникам свою неброскую красоту. Появляются проникновенные пейзажи П.Ф. Никонова, Н.И. Андронова, B.C. Стожарова. Философским раздумьем о малости нашей планеты в мироздании проникнуты пейзажи Н.М. Ромадина ("Млечный путь", 1965 - 1969), И.И. Орлова (Летний вечер", 1973). Т.К. Насипову, А.П. Волкова, Н.С. Нестерову больше интересует городской пейзаж (Н.С. Нестерова "Арбат", 1977).

Еще одна особенность советского искусства 60 - 80-х годов - расцвет национальных живописных школ Закавказья, Средней Азии, Прибалтики. Украины, Белоруссии, каждая из которых имела свою самобытную основу.

В 70 - 80-х годах общая картина искусства существенно изменилась. В живописи этого периода нет единого стиля, как един был "суровый стиль", нет жестких канонов в применении тех или иных выразительных средств. Выявляется тенденция к разработке индивидуальных эстетических приемов. В 70-е годы на арену выступает новое поколение художников - Т.И. Назаренко, О.Л.Булгакова, Н.С.Нестерова, А.Г.Ситников и другие талантливые мастера. Они размышляют о традициях, об истории, о понимании красоты в современном мире. Им близок язык символов. Их живописная форма богата театральной зрелищностью, она артистична, виртуозна, нередко используются метафоры и притчи.
В 60-80-е годы развивалась не только станковая, но и монументальная живопись.

Крупнейшим художником-монументалистом этого периода является А.В. Васнецов. Он всегда любит обращаться к исторической теме

 

37. Постсоветское искусство

элитарной художественной литературе и изобразительном искусстве пост - советской России на первый план вышли произведения авангардистского направления. Авангардизм является преобладающим направлением и в живописи. В современном отечественном театре символикой иррационального начала в человеке.

 

 

Грандиозное строительство развернулось в послевоенные годы. В старых городах возникали новые жилые районы. Облик Москвы обновился за счет «высоток», построенных в районе Садового кольца, а также нового здания Университета на Ленинских (Воробьевых) горах. С середины 50-х гг. главным направлением жилого строительства стало массовое панельное домостроение. Городские новостройки, избавившись от «архитектурных излишеств», приобрели унылый однообразный вид. В 60-70-х гг. в республиканских и областных центрах появились новые административные здания, среди которых своей грандиозностью выделялись обкомы КПСС. На территории Московского Кремля был Построен Дворец съездов, архитектурные мотивы которого звучат диссонансом на фоне исторически сложившейся застройки.
Большие возможности для творческой работы архитекторов открылись в последнее десятилетие ХХ века. Частный капитал наравне с государством стал выступать заказчиком при строительстве. Разрабатывая проекты зданий гостиниц, банков, торговых комплексов, спортивных сооружений, российские архитекторы творчески интерпретируют наследие классицизма, модерна, конструктивизма. Вновь вошло в практику строительство особняков и коттеджей, многие из которых сооружаются по индивидуальным проектам.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.