Готика– художественный стиль, возникший во Франции в середине XII в., отличается легкостью, устремленностью ввысь, активным синтезом различных видов искусств (архитектуры, скульптуры, декоративного и садово-паркового). Франция, Италия и др.
Возрождение (Ренессанс)XV – XVII вв. – эпоха, для которой характерны обращенность к античности. Сады эпохи Возрождения начиная с XVII в. становятся все более вычурными. Постепенно формируется новый стиль барокко. Смысловая нагрузка барочных садов – удивлять, поражать роскошью и изобилием, создать торжетсвенно-парадное настроение, развлечь посетителя и показать эрудицию владельца. Барокко проявило себя подчеркнуто симметричными, богатыми в планировочном решении и пластике композициями, как бы противопоставление мягкости и свободы живой природы. Примеры парков созданных в этом стиле можно увидеть в Италии, Франции, России, и др.
Конец XVI – сер. XVIII вв.
Барокко – художественный стиль в европейском искусстве эпохи абсолютизма. Его отличает декоративная пышная пластичность, направленная на достижение театрализованного и эмоционального восприятия.
Для итальянского барокко характерен ступенчатый характер сада на крутых и высоких террасах, заканчивающихся балюстрадами. Здание дворца расположено по центральной оси сада.
В голландском барокко дворец часто размещался не по центру, а фасад скрывается за кронами деревьев. Барочные сады замыкались густыми посадками деревьев, кустарников, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками.
В эпоху барочных садов расцвело топиарное искусство (искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников). Растения (часто вечнозеленые) приобретали самую фантастическую форму – геометрическую, форму колонн, скульптур, птиц и зверей, форму архитектурных сооружений (трельяж, беседка). Появились оранжереи с экзотическими растениями.
В голландском барокко уделялось огромное внимание цветам. Предпочтение отдавалось душистым. Первоначально использовались многолетние травянистые растения. Но с середины XVII в. получили распространение луковичные.
Рококо – последняя стадия развития барокко (начало XVIII в.).
Отличается изысканным декором, отходом от строгой регулярности, введением прихотливо изогнутых дорожек, канальцев, мостиков, а также подражанием формам, силуэтам.
Мечта о гармоничном сосуществовании человека в естественной среде обитания стала основной темой искусства. Для стиля рококо характерна идеализация «сельской» жизни, пасторальные настроения. (парк Сан-Суси, Потсдам). Общее планировочное решение становится пейзажным, но продолжают сохраняться регулярные элементы, которые становятся чрезмерно усложненными. Кроме того, привносятся экзотические мотивы – «китайские», «турецкие элементы». Создаются садовые декорации для пасторалей. Наблюдается взаимопроникновение интерьеров и ландшафта. Предпочтение отдается иллюзорности происходящего. Опять входят в моду лабиринты, но, в отличие от монастырских, они имеют развлекательное, а не символическое значение. Разрабатывается садовый этикет.
Характерно причудливое смешение элементов. Павильоны, стилизованные под китайские чайные домики окружают цветники, газоны, топиарные формы, живые изгороди, скульптура. В ландшафты включаются оптические фокусы: перспективные картины на стенах строений или на холстах в конце аллей, разборные конструкции - эфемериды.
Романтизм(конец XVIII в.)
– идейное направление, противопоставившее рациональному и упорядоченному классицизму формы средневековой, романской, готической архитектуры.
Классицизм (XVIII – XIX вв.) – художественный стиль, обращающийся к античности и античному искусству как к идеальному образцу. Отождествляется с пейзажной планировкой, отказом от сложных регулярных построений как противоречащих природе.
Пространственно-планировочная композиция сада должна была отражать грандиозность и величие (Версаль, Тюильри, Сен-Клу). На первый план выходит зрительное восприятие пространства - оно должно казаться огромным. Для этого использовались специальные эффекты.
На смену камерным живым изгородям барокко пришли невидимые фортифицированные ограды «ах-ах» (ров с заграждениями внутри или наполненный водой). Таким образом, сад зрительно объединялся с окружающим ландшафтом. Система широких и длинных аллей также усиливала этот эффект. Центральная аллея, выделяясь размерами и оформлениям, как бы создавала ось симметрии для дворцово-паркового ансамбля. Аллеи не заканчиваются интересными объектами обзора, как это было в барокко, но открывают виды на далекие перспективы. Впервые используется радиально-лучевая планировка аллей. Они пересекаются на круглых парковых площадках. Дворец являлся центром парковой композиции, возвышался над парком на трех террасах и должен был быть виден отовсюду. По мере удаления от дворца постепенно изменялся архитектурно-пространственный тип парка (подобно римским садам использовался принцип зонирования территории).
В непосредственной близости от дворца (1-я зона) преобладало мощение больших площадок, скульптура, малые архитектурные формы, балюстрада, сложные водные и цветочные партеры – искусственное преобладает над естественным.
Далее, во 2-й зоне, пространственные элементы композиций укрупняются, роль архитектуры снижается. На первом плане появляются широкие каналы, протяженные аллеи, большие зеленые массивы - кенконсы (участок геометрической формы с насаждениями, высаженными в шахматном порядке с сохранением диагональной видимости. Стволы деревьев в кенконсе остаются открытыми) и боскеты (участок геометрической формы с насаждениями, плотно огороженный стриженой живой изгородью из деревьев или кустарников). В боскете могли размещаться фонтан, бассейн, плодовый сад или зеленый театр. 3-я зона представляет собой лесопарковую часть, наименее измененную. Она визуально объединяется с естественным природным ландшафтом.
Огромные территории, занимаемые парками французского классицизма затрудняли поддержание в течение всего года отличного качества растительной компоненты. Поэтому основной упор делался на применение декоративных газонов, а цветочные композиции присутствовали только в партере. Традиции барокко продолжает «зеленая архитектура и скульптура».
Вечнозеленая растительность образует топиарные формы. Используются ампельные растения.
Ампир(1-я четверть XIX) – стиль позднего классицизма, ориентирован на древнеримские или египетские образцы, имеет традиционный характер. (Россия (усадьбы Кузьминки) городские парки в центре Петербурга)
Модерн(Конец XIX – начало XX вв.) – стилевое направление в европейской архитектуре. Принципиально новой позицией в модерне был отказ от «великих» исторических стилей. Характерны текучесть форм и линий, тяготение к асимметрии.
Эклектика – смешение разных художественных стилей, композиционных приемов и форм без учета характера местного ландшафта, внутренней логики построения ансамбля.