Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Историческая периодизация и стилевые характеристики ландшафтных парков



Готика– художественный стиль, возникший во Франции в середине XII в., отличается легкостью, устремленностью ввысь, активным синтезом различных видов искусств (архитектуры, скульптуры, декоративного и садово-паркового). Франция, Италия и др.

Возрождение (Ренессанс)XV – XVII вв. – эпоха, для которой характерны обращенность к античности. Сады эпохи Возрождения начиная с XVII в. становятся все более вычурными. Постепенно формируется новый стиль барокко. Смысловая нагрузка барочных садов – удивлять, поражать роскошью и изобилием, создать торжетсвенно-парадное настроение, развлечь посетителя и показать эрудицию владельца. Барокко проявило себя подчеркнуто симметричными, богатыми в планировочном решении и пластике композициями, как бы противопоставление мягкости и свободы живой природы. Примеры парков созданных в этом стиле можно увидеть в Италии, Франции, России, и др.

Конец XVI – сер. XVIII вв.

Барокко – художественный стиль в европейском искусстве эпохи абсолютизма. Его отличает декоративная пышная пластичность, направленная на достижение театрализованного и эмоционального восприятия.

Для итальянского барокко характерен ступенчатый характер сада на крутых и высоких террасах, заканчивающихся балюстрадами. Здание дворца расположено по центральной оси сада.

В голландском барокко дворец часто размещался не по центру, а фасад скрывается за кронами деревьев. Барочные сады замыкались густыми посадками деревьев, кустарников, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками.

В эпоху барочных садов расцвело топиарное искусство (искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников). Растения (часто вечнозеленые) приобретали самую фантастическую форму – геометрическую, форму колонн, скульптур, птиц и зверей, форму архитектурных сооружений (трельяж, беседка). Появились оранжереи с экзотическими растениями.

В голландском барокко уделялось огромное внимание цветам. Предпочтение отдавалось душистым. Первоначально использовались многолетние травянистые растения. Но с середины XVII в. получили распространение луковичные.

Рококо – последняя стадия развития барокко (начало XVIII в.).

Отличается изысканным декором, отходом от строгой регулярности, введением прихотливо изогнутых дорожек, канальцев, мостиков, а также подражанием формам, силуэтам.

Мечта о гармоничном сосуществовании человека в естественной среде обитания стала основной темой искусства. Для стиля рококо характерна идеализация «сельской» жизни, пасторальные настроения. (парк Сан-Суси, Потсдам). Общее планировочное решение становится пейзажным, но продолжают сохраняться регулярные элементы, которые становятся чрезмерно усложненными. Кроме того, привносятся экзотические мотивы – «китайские», «турецкие элементы». Создаются садовые декорации для пасторалей. Наблюдается взаимопроникновение интерьеров и ландшафта. Предпочтение отдается иллюзорности происходящего. Опять входят в моду лабиринты, но, в отличие от монастырских, они имеют развлекательное, а не символическое значение. Разрабатывается садовый этикет.

Характерно причудливое смешение элементов. Павильоны, стилизованные под китайские чайные домики окружают цветники, газоны, топиарные формы, живые изгороди, скульптура. В ландшафты включаются оптические фокусы: перспективные картины на стенах строений или на холстах в конце аллей, разборные конструкции - эфемериды.

Романтизм(конец XVIII в.)

– идейное направление, противопоставившее рациональному и упорядоченному классицизму формы средневековой, романской, готической архитектуры.

Классицизм (XVIII – XIX вв.) – художественный стиль, обращающийся к античности и античному искусству как к идеальному образцу. Отождествляется с пейзажной планировкой, отказом от сложных регулярных построений как противоречащих природе.

Пространственно-планировочная композиция сада должна была отражать грандиозность и величие (Версаль, Тюильри, Сен-Клу). На первый план выходит зрительное восприятие пространства - оно должно казаться огромным. Для этого использовались специальные эффекты.

На смену камерным живым изгородям барокко пришли невидимые фортифицированные ограды «ах-ах» (ров с заграждениями внутри или наполненный водой). Таким образом, сад зрительно объединялся с окружающим ландшафтом. Система широких и длинных аллей также усиливала этот эффект. Центральная аллея, выделяясь размерами и оформлениям, как бы создавала ось симметрии для дворцово-паркового ансамбля. Аллеи не заканчиваются интересными объектами обзора, как это было в барокко, но открывают виды на далекие перспективы. Впервые используется радиально-лучевая планировка аллей. Они пересекаются на круглых парковых площадках. Дворец являлся центром парковой композиции, возвышался над парком на трех террасах и должен был быть виден отовсюду. По мере удаления от дворца постепенно изменялся архитектурно-пространственный тип парка (подобно римским садам использовался принцип зонирования территории).

В непосредственной близости от дворца (1-я зона) преобладало мощение больших площадок, скульптура, малые архитектурные формы, балюстрада, сложные водные и цветочные партеры – искусственное преобладает над естественным.

Далее, во 2-й зоне, пространственные элементы композиций укрупняются, роль архитектуры снижается. На первом плане появляются широкие каналы, протяженные аллеи, большие зеленые массивы - кенконсы (участок геометрической формы с насаждениями, высаженными в шахматном порядке с сохранением диагональной видимости. Стволы деревьев в кенконсе остаются открытыми) и боскеты (участок геометрической формы с насаждениями, плотно огороженный стриженой живой изгородью из деревьев или кустарников). В боскете могли размещаться фонтан, бассейн, плодовый сад или зеленый театр.
3-я зона представляет собой лесопарковую часть, наименее измененную. Она визуально объединяется с естественным природным ландшафтом.

Огромные территории, занимаемые парками французского классицизма затрудняли поддержание в течение всего года отличного качества растительной компоненты. Поэтому основной упор делался на применение декоративных газонов, а цветочные композиции присутствовали только в партере. Традиции барокко продолжает «зеленая архитектура и скульптура».

Вечнозеленая растительность образует топиарные формы. Используются ампельные растения.

Ампир(1-я четверть XIX) – стиль позднего классицизма, ориентирован на древнеримские или египетские образцы, имеет традиционный характер. (Россия (усадьбы Кузьминки) городские парки в центре Петербурга)

Модерн(Конец XIX – начало XX вв.) – стилевое направление в европейской архитектуре. Принципиально новой позицией в модерне был отказ от «великих» исторических стилей. Характерны текучесть форм и линий, тяготение к асимметрии.

Эклектика – смешение разных художественных стилей, композиционных приемов и форм без учета характера местного ландшафта, внутренней логики построения ансамбля.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.