Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Средняя, Южная и Восточная Азия



Пейзажный стиль «пришел» с Востока, поэтому ландшафтная архитектура феодальной эпохи носит совершенно иной характер. Первые достоверные сведения об их ландшафтной архитектуре относятся к сер. I тыс. н.э. Каждый регион представлял собой свой, особый мир, обусловленный особенностями социальной жизни, экономики и идеологии. И, тем не менее, существуют некоторые общие черты в характере феодальной культуры всех стран, вне зависимости от их географического положения, национальных и религиозных особенностей. В ландшафтной архитектуре эта общность проявляется в той же мере, как и в других областях художественного творчества.

Японский стиль. Первыми проектировщиками японских садов были осевшие в Японии корейцы. Позже на Японию огромное культурное влияние стал оказывать Китай. Природные особенности Японии благоприятны для произрастания широкого видового разнообразия растительности. Контрастный горный рельеф образует пейзажи достойные для воспроизведения в миниатюре. Японцы эмоционально воспринимают окружающую действительность. Утонченное эстетическое восприятие природы утвердило определенные национальные традиции – любование первым снегом, осенним кленом, цветущей сакурой и породило удивительную лаконичность, многоплановость и символизм японских садов.

Философская основа японского сада – иллюзорность физического мира. Здесь образ природы - иллюзия, воспринимаемая интуитивно. Если китайская традиция заключалась в доведении до совершенства выбранного ландшафта, то японская стремилась постичь скрытый смысл природы, увидеть за гранью видимого. Все совершенное представлялось изящной простотой. В период расцвета дзэн-буддизма (X1V - XVI в.) были созданы самые знаменитые сады Киото: Кинкакудзи, Гинкакудзи, Дайтокудзи и др.

Ранние японские сады находились под сильным китайским влиянием и отличались большими размерами, богатством растительности и наличием водоема с причудливой береговой линией. С X1Vв. культурный ландшафт стал восприниматься как своеобразная живопись природных форм и представлял собой миниатюрный идеальный ландшафт. В XVI - XVII вв. сады стали объединять в себе несколько идеальных пейзажей в миниатюре. В основном создаются 2 типа садов – холмистые и плоские. Они также отличаются по функциональным особенностям. Отдельно стоит рассмотреть абстрактные философские сады. В них почти отсутствует растительность и они скорее напоминают абстрактную живопись. (Сад Реандзи, 10*20 м., один камень из 15 всегда остается скрытым). Свободное пространство создает ощущение бесконечности мира и помогает отрешиться от мыслей.

Сады пейзажного типа также бывают плоскими и холмистыми. Холмистый сад содержит холм земли (невероятную для японцев роскошь), дополненный прудом или потоком. Самый знаменитый, уже упомянутый сад при Золотом храме Кинкакудзи или сад мхов храма Сайходзи (сер. XVII в.). Плоский сад пейзажного типа имеет небольшую площадь. С внешней стороны он отделен изгородью, с внутренней – деревянной террасой дома. Для его создания используют хвойные и широколиственные деревья, валуны, галька, водоемы, источники, каменные фонари, скамьи. Частью сада является фоновый пейзаж. Для визуального увеличения площади используют закон обратной перспективы – на передний план помещают крупные объекты, на задний - мелкие, с нечеткими очертаниями.

Сады при чайных домиках состоят из внутренней и внешней части. Медленное движение по внешней части настраивает посетителя на чайную церемонию, философский смысл которой – постижение красоты. Обязательные детали сада при чайных домиках – светильник и чаша для омовения рук. Главная цель сада – показать красоту изменяющейся природы, поэтому сад имеет выраженную сезонность. Внутренняя часть сада, которая открывается с террасы очень лаконична и содержит элементы пейзажного и сухого ландшафта.

Камни, растения и вода являются главными составляющими. Их распределение в пространстве подчиняется определенным законам – линии, соединяющие 2 элемента не должны быть параллельными, два элемента не должны быть одинакового размера. Создание сада начинается с подбора соответствующих камней, которые располагались в саду группами из 5 – 3 штук. Основной принцип – сбалансированность. Выбираются 3 основных камня – центральный, и 2 подчиненных. Они должны образовать неправильный треугольник. Если группу хотят усложнить, ее дополняют камнями, пользуясь критериями декоративности и правилом сильной руки – слева - направо, именно так скользит взгляд по картине. Камни и малые архитектурные формы также намеренно «состаривались».

Японская традиция ландшафтного проектирования основывалась на учении о контрастах, на учении о 12 типах пейзажей и выделяла 138 типов камней. Наибольшей популярностью пользовались андезит, гранит, базальт, сланцы. Практически отсутствовали окатанные формы, вследствие вулканического происхождения Японских островов.

Вода присутствует в японском саду в самых разнообразных формах – от водопада, до стука дождевых капель о листья. Водоемы часто оформлялись в форме иероглифа «сердце» и имели несколько островов. Мостики проектировались из дерева, камня, глины. Выделялись 10 типов водопадов – вода падает широким потоком, разделяется на несколько потоков, имеет боковые потоки, течет тонкими струями. Был изучен и акустический эффект. Символизм Японского искусства привел к возникновению «Сухого пейзажа» - «водные потоки» из уложенной гальки, «волны» из песка, каменные водопады.

Дорожки в японском саду представляют собой плавные кривые, которые задают ритм движения по саду и определяют видовые точки обзора (камни интересной формы намеренно располагают около дорожки – он обращает внимание на себя, а затем взгляд падает и на окружающий пейзаж.) Такое проектирование дорожек наполняет небольшой сад дополнительным объемом, создавая за каждым поворотом эффект новизны. Тропинки и дорожки имеют мощение. Это либо камень, либо черепица. Применяется техника «следы монаха» - плоские камни, расположенные на некотором расстоянии друг от друга среди зелени. В этой же техники создаются и водные дорожки «клади». Размеры камней и узор задают ритм движения по саду, а места развилок отмечают более крупные камни.

Японский сад состоит из деревьев хвойных и широколиственных пород. Предпочтение отдается соснам(густоцветковая, лучистая, Веймутова, горная). Применяются ели, пихты, кипарисы, можжевельники. Лиственные представлены кленом, каштаном, азалией, камелией, персиком, вишней, сливой, мандарином, спиреей, софорой, ивой, дубом. Растения также являются определенными символами. Бамбук – символ благородства и утонченности. Цветение слив - духовную красоту. Цвет вишен – красоту чувственную. Лотос символизирует чистоту. Хризантема, слива, орхидея и бамбук образуют «четверку благородных» растительного мира. Хвойные растения символизируют верность и долголетие. Эти деревья считаются священными и окружают монастыри и храмы.

При планировке сада учитывалась также ландшафтная принадлежность растений – например, горные растения не высаживались около водоема. Традиционна была и стрижка деревьев и кустарников – это позволяло сохранять композицию неизменной. Статичность формы компенсировала динамика цвета, наблюдаемая в смене цветовых акцентов. Общая цветовая гамма сада была мягкой – преобладали зеленые и серые тона.

Китайский стиль. Китайская традиция паркостроения длительное время существовала изолированно и теперь насчитывает более 3000 лет. Учение Конфуция (VI-V вв. до н.э.) и Лао-Цзы (VII- VI в.в. до н.э.) проповедовали любовь к природе и покою и оказали огромное влияние на формирование культурного ландшафта Китая. Главное в искусстве создания Китайского сада – умение в «меньшем видеть большее». Необходимо найти возможность выделить самобытность каждой, даже самой незначительной вещи, что достигалось применением принципа контрастности. Существовало представление о саде, как о мире в миниатюре.

«Внутри сада есть еще сад». Каждый элемент сада несет в себе смысловую нагрузку и являлся определенным символом. Человек растит сад – сад растит терпение человека и покой его души. Поэтому сады Китая отличаются необыкновенным разнообразием. Условно их разбивают на 6 типов (сады при императорских дворцах, при императорских гробницах, при храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых).

Но китайские мастера придерживаются двух основных школ садово-паркового искусства – северной и южной. Для южной школы характерны миниатюрные сады, внутри которых располагались архитектурные сооружения, мостики, водоемы, скалы, гроты (Сады в Шанхае, Су-Чжоу). Северная школа проектировала сады на обширных пространствах, используя крупные формы рельефа и огромные водоемы (парк Ихэюань, под Пекином). Основной прием в Китайском ландшафтном проектировании – принцип заимствованного пейзажа – разбить сад нужно так, чтобы за «пределами вида имелся еще вид». «Не выделяй пустых мест, пусть все вокруг будет словно подернуто дымкой – вот это и есть мастерство», - писал Цзи Чен. Еще одна интересная черта средневекового ландшафтного проектирования Китая - канонизация наиболее выразительных ландшафтов.

Вода – зеркало мира, воплощение покоя, с другой стороны она – символ вечного движения и перемен. Это обязательный элемент любого китайского сада. Водоемы не имеют облицовки. Павильоны, как бы «вырастают» из воды. Дорожка вьется над самой водой, через ручьи перекинуты верблюжьи мостики. Гладь воды покрыта нимфеями и лотосами. Камень – создан природой, но поддается обработке человеком. Он также играет ведущую роль при создании садовых пейзажей и уравновешивает природные стихии дерева, воды и знаки человеческого присутствия архитектурные сооружения. Правильное расположение в саду камней было равнозначно введению пространства сада в космический круговорот. И только через камень сад становился миром в миниатюре.

В XII веке Линь Юлинь создал специальный каталог, который насчитывал сотни разновидностей декоративных камней, которые включались в садовые композиции. Камни созерцали, слушали, ощущали. Особым элементом, характерным только для китайской традиции являлись искусственные горки из камней без применения растительности. Здесь важна была гармония и мера. Одним из основных принципов проектирования ландшафта в Китае являлось единение архитектуры и пейзажа. Архитектура сводилась к строгим геометрическим линиям, которые должны были уравновешивать друг друга (круглый дверной проем уравновешивает прямоугольное помещение и связывает его с плавными линиями сада). Через окна или дверной проем сад должен был открываться дому, а дом саду.

Традиционный китайский сад имел богатый флористический состав. Растительность в саду также была наделена определенным символизмом. На первое место ставили сосну – символ благородства. Слива и персик – представляли собой «деревья счастья». Присутствовали обязательно бамбук, гингко, ива, тополь, магнолия, банановые. Цветовая гамма сада была довольно сдержанна. Особое внимание уделялось форме и нюансам света и тени. Газон, как пустое пространство – чужд китайской традиции.

Декоративное цветоводство отвечало исследовательскому духу, стремлению испытать свойство растений. Сюда же относится и традиция бонсай, позже распространившаяся в Японии. Наибольшее поклонение из цветочных вызывал пион, считавшийся «царем цветов». Из водяных растений предпочитали лотос. Повсеместно выращивались хризантемы, гортензии, розы. Существовала иерархическая традиция окружения растений. У каждого благородного цветка должна быть подобающая свита. Для пиона – это роза и шиповник, для белого пиона – мак и алтей, для сливы – камелия и магнолия, для хризантемы – бегония. Восприятию смены времен года были посвящены отдельные уголки сада. «Зимние» пейзажи составляли сосны и цветущая в это время года слива. Весенние – вишня, жимолость, миндаль, ранние розы, фиалки, нарциссы. Летняя часть была представлена дубом, буком, ясенем, платаном и летними цветами. Осенью любовались мандариновыми деревьями.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.