Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Светские сады феодальной Европы



Только позднее, с укреплением абсолютизма и с возникновением обширных феодальных империй, искусство разведения садов приобретает, как в античности, светский характер. Этот процесс особенно усиливается с началом развития капиталистических отношений, совпавшим в Европе с эпохой Возрождения. В это же время после долгого перерыва вновь появляется искусство сознательного формирования городских открытых пространств – площадей, улиц, зеленых насаждений. Процесс этот общий для всех проявлений художественной культуры, поэтому целесообразно рассматривать ландшафтную архитектуру периода феодализма в рамках принятой исторической периодизации и стилевых характеристик. Наибольшее влияние на дальнейшее развитие садово-паркового искусства оказали итальянское (вилла Ланте) и голландское направление (ансамбль Хетт-Лоо).

Итальянские барочные сады построены на контрастном рельефе. Широко использовались каменное мощение, лестницы, высокие подпорные стены, балюстрады, павильоны, гроты, скульптура. Огромную роль играли водные устройства – каскады, каналы, фонтаны, бассейны. В это время появляются «садовые театры», состоящие из полукруглой стены, сложенной из камня, часто с туфовыми нишами, в которых располагались статуи. Здесь устраивались маскарады и представления. Распространилось увлечение механическими «игрушками». Появились крутящиеся статуи, водяные органы, двигающиеся животные и т.д. Архитектурная составляющая преобладала над растительной.

Барочные сады голландского происхождения носили более «домашний» характер, имели меньшую площадь. Террасы не были высокими и для придания разнообразия плоскому рельефу использовались вертюгадены (небольшое террасированное повышение газона (до 80 см.), украшенное живой изгородью и скульптурой) и булингрины (небольшое понижение (до 50 см.) прямоугольного участка газона с плоскими откосами, обсаженное по контуру высокими деревьями). Скульптурное убранство и использование камня было более скромным. Растительность в голландских садах превалировала. Она использовалась для проектирования огибных аллей-берсо (увитые ветвями деревьев деревянные каркасы). Садовые партеры имели определенные рисунки: кружевной, наборно-орнаментальный, английский.

Равнины Франции, покрытые широколиственными лесами, хорошие почвы, мягкий климат создали иные предпосылки для развития садово-паркового искусства в эпоху классицизма (середине XVIII в.). Сад теперь должен был нести государственно-репрезентативную функцию – быть ареной дипломатических приемов, государственных праздников.

В Европе впервые сформировался пейзажный стиль в Англии, поэтому получил название английский. Окончательно его сформировал и утвердил У. Кент в 30-е гг. ХVIII в. (сады Стоу, Кенсингтон, Карлтонхауз) Основные принципы – создание живописных перспектив, непрерывная смена открытых и закрытых пространств, распределение света и тени в пейзаже, слияние парка и естественного ландшафта. Продолжили идеи Кента Л. Браун и Г. Рептон. Рептон, в отличие от радикально настроенного Брауна, сохранил традиционную планировку вблизи центрального дома – цветочные партеры, прямые аллеи, скульптуры и малые архитектурные формы. Он утверждал, что природные формы являются лишь рабочим материалом для творческой переработки.

Пейзажные парки были рассчитаны, прежде всего, на чувственное восприятие. Поэтому особое внимание уделяется нюансам, тонким переходам между формой, цветом, текстурой и освещенностью. Сад непрерывно меняется в течение суток, при смене сезонов. Элемент движения присутствует во всем: восприятие воды и отраженных в ней предметов, смена пейзажей во время прогулок. Традиционный лабиринт превращается в пейзажном парке в «Парнас» - холм с обвивающей его спиральной линией дорожки, увенчанный солитером. Таким образом, многократно увеличивается количество видовых точек на окружающий сад ландшафт и появляется новый нюанс – нюанс обзора. Рельеф с мягкими, плавными очертаниями холмов, лужаек, водоемов становится естественной базой для создания пейзажного парка. Практически отсутствует мощение. Расположение лестниц привязано теперь к естественному изменению рельефа. Широкое распространение получает использование камней, отдельно стоящих валунов и их групп. Вода также представлена естественными формами: источники, ручьи, водопады, пруды, озера с островками. Ей отведена ведущая роль для создания романтического настроения. Малые архитектурные формы также должны были поддерживать атмосферу романтизма. Появляются храмы, беседки, хижины, павильоны, урны и мемориалы, посвященные историческим событиям, путешествиям, чувствам и т.д.

На первый план выступают видовые особенности растения, что часто упускалось в предшествующих стилях. Важным становится все – форма и размер листьев, фактура, цвет кроны, строение «скелета» дерева. Появляется интерес к причудливо изогнутым деревьям, имеющим необычную форму. Преимущество теперь отдается солитерам и разнообразным видовым группам деревьев.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.