Основной особенностью перечисленных документов является их периодическое переиздание с внесенными изменениями и дополнениями (в настоящее время раз в два года).
Установленные требования не применяются в отношении опасных грузов, перевозимых в следующих случаях:
• для оказания во время полета медицинской помощи больному;
• для оказания во время полета ветеринарной помощи или умерщвления животного из гуманных соображений;
• для сбрасывания в связи с осуществлением деятельности в области сельского хозяйства, садоводства, лесоводства или контроля за загрязнением;
• для имущества, необходимого для обеспечения летной годности и правил эксплуатации ВС;
• в отношении бытовых веществ и предметов, предназначенных для использования и продажи на борту ВС (кроме одноразовых зажигалок);
• при транспортировании опасных грузов в освобожденных количествах (порядок определения освобожденных количеств опасных грузов приведен в Технических инструкциях).
По вопросам организации и проведения перевозок опасных грузов по воздуху, наряду с документами ИКАО и государств, выпускаются также документы ИАТА, которые имеют статус оперативных коммерческих документов.
Изначально проблемой перевозки опасных грузов занимается комитет экспертов ООН, издающий так называемую ОРАНЖЕВУЮ КНИГУ ООН. В этой книге описаны и систематизированы все опасные вещества и изделия, а также определены общие принципы их безопасной перевозки в мировом масштабе всеми видами транспорта. Все это, естественно, должно использоваться и в отраслевых правилах перевозки опасных грузов. Основные понятия ОРАНЖЕВОЙ КНИГИ:
Каждое опасное вещество или изделие получило так называемое НАДЛЕЖАЩЕЕ ОТГРУЗОЧНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ – наименование опасного груза, принятое в практике международных грузовых перевозок. Это наименование надлежит использовать во всех документах перевозки и маркировки упаковочных комплектов с опасными грузами.
Каждому опасному веществу присвоен ЧЕТЫРЕХЗНАЧНЫЙ НОМЕР ООН. Пример: Соляная кислота
Российское (техническое) наименование
HСL
Надлежащее отгрузочное наименование
«кислота хлористо-водородная»
Номер OOH
UN1789
Все опасные грузы по совокупности свойств разбиты на 9 классов, некоторые классы (для более полной детализации свойств) – еще и на категории. Каждый класс или категория имеют свой знак опасности, который обязательно должен наноситься на упаковку, содержащую соответствующее опасное вещество.
ПРИЛОЖЕНИЕ 18 К КОНВЕНЦИИ О МЕЖДУНАРОДНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ «БЕЗОПАСНАЯ ПЕРЕВОЗКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ПО ВОЗДУХУ" (применяется с 1 января 1984 г.)
В Приложении 18 изложены общие принципы безопасной перевозки опасных грузов, приведены значения терминов, используемых в процессе перевозки, подтверждена классификация опасных грузов, принятая ООН.
Некоторые термины из Приложения 18:
ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ – изделия или вещества, которые при перевозке по воздуху способны создавать значительную угрозу для здоровья, безопасности воздушного судна или имущества.
НЕСОВМЕСТИМЫЕ – вещества, при смешивании которых может происходить опасное выделение тепла или газа или могут образовываться коррозионные вещества.
КОЛИЧЕСТВО НЕТТО – масса или объём опасных грузов, составляющих содержимое одного грузового места.
ПАРТИЯ ГРУЗА – одно или несколько мест с опасным грузом, принятые от одного грузоотправителя в одно время и в один адрес, перевозимые по одной авиагрузовой накладной одному грузополучателю в одно место.
Глава 4 Приложения 18 называется «Ограничения при перевозке опасных грузов по воздуху». В этой главе все опасные грузы (около4000 наименований) делятся на три блока:
Опасные грузы, разрешенные к перевозке по воздуху.
Опасные грузы, запрещенные к перевозке по воздуху при отсутствии освобождения.
Опасные грузы, запрещенные к перевозке по воздуху при любых обстоятельствах.
Общие положения Приложения 18 дополняются подробными техническими требованиями, содержащимися в Технических инструкциях ИКАО.
«ТЕХНИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО БЕЗОПАСНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ПО ВОЗДУХУ» ИКАО. (Doc 9284 AN/905)
Основным юридическим документом, регламентирующим правила перевозки опасных грузов воздушным транспортом, являются «Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» ИКАО. Они издаются один раз в 2 года на шести официальных языках ИКАО. Сейчас действуют Технические инструкции ИКАО на 2011-2012 гг.