Упаковочный комплект – емкости и любые другие компоненты или материалы, которые необходимы для обеспечения функции емкости по удержанию содержимого и соответствия требованиям по упаковыванию, содержащимся в настоящих Правилах.
Упаковывание груза – технология и операции, с помощью которых изделия или вещества помещаются в оберточный материал и/или заключаются в упаковочные комплекты или надежно защищаются каким-либо иным способом.
Боеприпасы – предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание.
Патрон – устройство, предназначенное для выстрела из оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение.
Нормативная база перевозок опасных грузов по воздуху
Международные и национальные правила
ИКАО решила проблему организации перевозки опасных грузов по воздуху в мировом масштабе. В соответствии с международным правом все страны должны применять эти правила («Технические инструкции») в национальном законодательстве и помимо этого могут вводить дополнительные правила, касающиеся перевозки опасных грузов.
Опасные грузы могут безопасно перевозиться воздушным транспортом только при выполнении всех требований и рекомендаций, изложенных в нормативных документах, регулирующих воздушные перевозки опасных грузов.
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих перевозки опасных грузов воздушным транспортом, подразделяется на три
(четыре) уровня:
- Международный
- Государственный
- Отраслевой
- Стандарты предприятия
До 1990 года в СССР действовали свои, не полностью соответствующие нормам ИКАО, правила перевозки опасных грузов воздушным транспортом.
На основании решения Правительства СССР о приведении национальных норм к международным требованиям, в 1990 году приказом МГА были введены "Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху" ИКАО.
Из-за недостаточности освещения практических вопросов в "Технических инструкциях ..." и отличий в национальной практике,
Указанием МГА 1991г. № 195/У были введены "Основные процедуры, связанные с авиаперевозкой опасных грузов, выполняемые воздушными судами ГА СССР".
Также установлены п.3 Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации», утвержденных Приказом МТ РФ №141 от 29.09.2008г. (далее – Приказ МТ РФ №141).
В настоящее время в Российской Федерации принят
Воздушный кодекс № 60-ФЗ от 19 марта 1997 года, в соответствии с которым (ст.113) перевозка ОГ производится в соответствии с законодательством РФ, Федеральными авиационными правилами, а также Международными договорами.
Одним из таких договоров является Чикагская конвенция о международной гражданской авиации.
Положения вышеуказанной Конвенции конкретизированы в Международных стандартах и Рекомендуемой практике, для удобства использования называемых Приложениями (всего – восемнадцать).
Страны, подписавшие Конвенцию и ее Приложения, признали необходимость разработки национальных документов с максимальным учетом общих требований, а при невозможности – уведомления об отличиях.
Вопросы обеспечения безопасности при воздушных перевозках опасных грузов рассматриваются в Приложении 18 (Doc AN 18), которое называется "Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху".
Приложение 18 в области организации и проведения перевозок опасных грузов основано на положениях Рекомендаций комитета экспертов ООН и определяет:
• общий порядок применения;
• необходимость классификации опасных грузов;
• ограничения при перевозках опасных грузов;
• требования к упаковкам и нанесению маркировочных знаков;
• обязанности эксплуатанта и грузоотправителя;
• требования к предоставлению информации;
• требования к программам подготовки;
• требования к процедурам обеспечения соблюдения правил;
• требования о представлении отчетов о происшествиях и инцидентах, связанных с опасными грузами.
Для конкретизации требований Приложений к каждому из них были разработан ряд дополнительных документов более низкого уровня.
Приложение 18 конкретизируют следующие документы, разработанные с учетом других Приложений:
«Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» ИКАО (с дополнением). (Doc 9284 – AN/905, далее – Технические инструкции, ТИ);
«Инструкция о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов, связанных с опасными грузами, на воздушных судах.» ИКАО- (Doc 9281 – AN/928);
«Программа подготовки персонала для перевозки опасных грузов» (четыре книги) (Doc 9375В1-4).