Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 9 ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА



Человек в системе “Человек – техника – деятельность - окружающая среда – безопасность жизнедеятельности – затраты”

Конечно, людям, живущим в начале 21 века, странно задавать вопрос о сущности человека, его назначении и месте в мире. Однако на протяжении пятитысячной истории цивилизации все еще продолжаются споры о нем, о человеке. Известно, что человек – предмет изучения многих наук: медицины, социологии, антропологии, физиологии, педагогики, эргономики, безопасности жизнедеятельности и др. Каждая из них рассматривает человека с определенной стороны. Только философия, мать всех наук, дает ему определенное осмысление, исходя из того, что природа человека, его назначение в мире – одна из основных проблем в истории философской мысли и религии.

На протяжении многих веков философы пытались ответить на вопросы этой проблемы, среди них: Демокрит, Аристотель, Р. Декарт, Ф. Ламетри, И. Кант, И. Гердер, Л. Фейербах, Ф. Ницше и др. Примечательно то, что в третьем тысячелетии, с его развитой системой информатики, мы стали свидетелями бесконечного изучения человека. Одни философы говорят о человеке, что – это высшая ступень живых организмов, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Другие, представители древней китайской, индийской философии, называют человека как часть космоса, некоторого единого сверх временного “порядка”, “строя”, бытия, как микрокосм, т.е. человек – это отображение и символ Вселенной, микрокосма. Третьи, философы и ученые ушедшего столетия, дают ему самые различные толкования. Например, великий русский физиолог И.П. Павлов, всесторонне изучивший нервную деятельность человека, говорил, что “человек есть, конечно, система, как и всякая другая в природе, подчиняющаяся неизбежным и единым для всей природы законам; но система, в горизонте нашего современного научного видения единственная по высочайшему саморегулированию…”

Каждая наука изучает человека применительно поставленной задаче. Задача науки "Безопасность жизнедеятельности" - создать человеку условия безопасного существования и деятельности. О необходимости этого говорят факты. Достигнув высочайших вершин прогресса, человек попал в его жернова: в мире ежегодно происходит 250 млн. случаев травматизма на производстве, т.е. 685000 травм в день. Количество несчастных случаев зависит от уровня развития техники и жизни в любом государстве. Так в СССР в конце 80-х ежегодно возникало в среднем 690 тыс. производственных травм, на дорогах гибло около 40 тыс. человек и 270 тыс. получало ранения. Только в 1989 г. в различных ситуациях в стране погибло 296 тыс. человек. Суммированная оценка травматизма показывала, что ежегодно в стране травмировалось свыше 19 млн. человек, ущерб от которых составлял 28 млрд. рублей в ценах тех лет. Ситуация не изменилась к лучшему для России и в настоящее время. Поэтому и нужна такая наука, как "Безопасность жизнедеятельности", которая должна вооружить человека знаниями о самом себе в целях выживания в столь опасном техногенном веке.

Природа позаботилась о самозащите каждого своего творения. Есть такая система естественной самозащиты от различных опасностей и у человека. Ее основу составляет нервная система, которую подразделяют на центральную и периферическую. Центральная система включает в себя головной и спинной мозг и состоит из десятков миллиардов нервных клеток. Нервная периферическая система с помощью особых волокон-нервов густой сетью пронизывает все органы. Оканчиваются эти волокна "высокочувствительными аппаратами", которые академик И.П. Павлов назвал анализаторами.

Все они настроены на определенные функции. Одни реагируют на холод, другие - на тепло, третьи воспринимают боль, четвертые управляют страхом и т.д. При раздражении внешними факторами анализаторы мгновенно (120 м/с) подают сигналы в центральную нервную систему, где про-

исходит их мгновенная сортировка и "отдача приказов" для исполнительных органов - мышц и желез. При такой команде человек машинально отдергивает руку, если она коснулась горячего предмета, закрывает глаза при вспышке света и т.п., т.е. срабатывает естественная защита - один из принципов работы нервной системы, который называют обратной связью. Эту деятельность нервной системы называют рефлекторной.

Основоположником русской физиологической школы считают выдающегося ученого И.М. Сеченова, который в 1863 г. опубликовал "Рефлексы головного мозга", ставшего классическим трудом в этом направлении медицины. Он доказал, что рефлекторная деятельность нервной системы является проявлением психической жизни человека и, благодаря ней, организм защищен от опасностей. Отсюда следует, что анализаторы должны обладать высокой чувствительностью.

Чтобы раздражитель послал сигнал ощущения, необходима какая-то величина интенсивности воздействия. Известно, что с ее увеличением наступает вообще отказ чувствительности анализаторов. Таким образом, у каждого анализатора имеется свой диапазон чувствительности - нижний и верхний абсолютный порог ощущения.

Порог ощущения - величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение.

Минимальную величину раздражителя, впервые начинающую вызывать ощущение, называют нижним абсолютным порогом ощущения, а верхним - при котором ощущение либо исчезает, либо качественно меняется, например, превращается в болевое ощущение.

Минимальный прирост величины раздражителя, сопровождающийся едва заметным изменением ощущения, называют разностным или дифференциальным.

Их измерения в настоящее время привели к представлению о существовании широкой "пороговой зоны", внутри которой вероятность ответной реакции меняется от 0 до 1.

Эту деятельность интерпретирует закон Бугера-Вебера, который устанавливает прямо пропорциональную зависимость разностного порога ощущения J от величины раздражителя J, к которой адаптирована данная сенсорная система, т.е.:

∆ J / J = К(const)

где К - коэффициент, получивший название как отношение Вебера и равный:

0,003 - для высоты звука; 0,02 - для видимой яркости; 0,09 - громкости звуков и т.д.

Он фиксирует величину, на которую должен быть увеличен или уменьшен раздражитель, чтобы можно было получить едва заметное изменение ощущения.

Данную зависимость установил еще в XVIII в. французский ученый П. Бугер. Его исследования продолжил немецкий физиолог Э.Г. Вебер, разработки которого положили основу для получения закона Вебера – Фехнера - устанавливающего логарифмическую зависимость силы ощущения (Е) от физической интенсивности раздражителя (J)

E = Klg J + C,

где К и С - некоторые константы определяемой сенсорной системы. Такую зависимость Э.Г. Вебер вывел на предположении о субъективном равенстве едва заметных различий ощущений.

Исследования, проведенные учеными поздние, подтверждают данную зависимость лишь для среднего участка диапазона воспринимаемых значений раздражителя. Поэтому данному закону обычно противопоставляют закон Стивенса, в котором эта зависимость носитстепенной, а не логарифмический порядок. При сравнении рассматриваемых законов, предпочтение отдают закону Вебера-Фехнера, т.к. результаты психофизиологических измерений по Стивенсу дают весьма сильную индивидуальную изменчивость, что затрудняет однозначное доказательство преимущества степенной зависимости у Стивенса по отношению к логарифмической - у Вебера- Фехнера.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.