Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации



Российская Федерация как новый субъект междуна­родных отношений. Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, то есть, размещением, мощью и соотношением сил в миро­вой системе государств. Геополитическое положение Рос­сии специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных и экономических факторов.

Одним из важных составляющих геополитического по­ложения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жиз­неспособности) политического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей.

Со второй половины 80-х годов Советский Союз постепен­но стал утрачивать контроль сначала над странами социали­стического лагеря, а затем и союзными республиками.

После распада СССР в России осталось 17 из 22 млн квад­ратных километров территории. Возможности России в немалой степени определяются транспортно-географичес-ким фактором. Территориальный массив России ' престал соответствовать каркасной транспортной инйгоаструктуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали России — Южсиб и Транссиб — проходят через территорию Северно­го Казахстана (Транссиб в районе Петропавловска), там же оказались участки линий высоковольтных электропе­редач, связи, трубопроводы.

Новые геополитические реалии сложились на западных границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных торговых портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на чер­номорском побережье — Новороссийский и Туапсинский.

На западной границе до распада СССР имелось 25 же­лезнодорожных переходов, современная же Россия распо­лагает всего одним — из Калининградской области в Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся на территории Украины, Белоруссии и Молдо­вы.

Геополитические изменения коснулись и границ России. В рамках СССР из 77 административно-политических еди­ниц только 13 были пограничными, сегодня пограничными являются более половины. Изменилось и числ<* зарубеж­ных стран, граничащих с Россией: ранее имелось восемь стран-соседей, сейчас — 16. Ни у одной страны в мире тако­го числа соседей государств нет. Значительная часть госу­дарственных границ не имеет официального государствен­ного статуса.

Пространственно-географическое сужение за счет Бал­тийского побережья, Причерноморья, Крыма вернули Рос­сию, как отмечают геополитики, к «допетровским време­нам». Данные территории обеспечивали широкий выход бывшего СССР во внешний мир. В новых условиях Россия на северо-западе и юге не сохранила прежнего контроля над ключевыми пространствами.

Россия и республики бывшего СССР.Со стороны но­вых геополитических, субъектов — стран-республик быв­шего СССР — наблюдалось ужесточение своих позиций, вплоть до территориальных претензий; по ряду моментов нарастал украинский конфликт; заявил о себе сложный узел противоречий Молдавия-Приднестровье. В начале 90-х годов на территории бывшего СССР было зафиксировано 180 территориально-этнических споров.

Обеспечение процессов формирования государственно­сти России и защиты ее территориальной целостности счи­тается приоритетной задачей в области внешней полити­ки. Для России в нынешних границах важно завершить процесс становления как современного государственного образования. При этом укрепление государственности та­ких республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая интеграция с ними со стороны Рос­сии должны поддерживаться самим активным образом. Именно эти три государства наиболее важны с точки зре­ния геополитических интересов России.

Для России немаловажным является вопрос: будет ли она контролировать нефтепотоки с открытых круп­ных месторождений нефти и газа на шельфе Каспия. Каспийский бассейн, как Черноморский и Балтийский, составлял значительную часть российского геостратеги­ческого потенциала. Одна из закономерностей геополи­тического процесса заключается в том, что если конт­роль над пространством теряет один из геополитичес­ких субъектов, то его приобретает другой субъект. «Тюр­кский» и «исламский» факторы в условиях ослабления России как геополитического субъекта стали активно проявлять себя в направлении Центральной Азии, По­волжья и Северного Кавказа, используя при этом раз­ные стандарты, в том числе и азербайджанский.

Руководители Азербайджана заявляют о желательности транспортировки нефти в Турцию, а через нее — на Запад, в обход России, по так называемому транскавказскому кори­дору. Эксперты считают, что товарный поток, движущийся из Центральной Азии через Россию, скрепляет Урал, По­волжье, Западную Сибирь, Дальний Восток и европейскую часть России в единое целое.

Россия и расширение НАТО на Восток.Для российско­го геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижение североатлантического альянса на Восток. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая исконно была «незападной».

Существует точка зрения, согласно которой на запад­ных рубежах возникает своего рода «санитарный кордон» стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирующий все транспортные выходы на За­пад и превращающий Калининградскую область в оторван­ный от остальной российской территории эксклав.

Другая точка зрения в менее драматизированной форме представляет, что ряд стран Центральной Европы, присое­динившиеся к НАТО, в прошлом составляли плацдарм и буфер, а сейчас — только буфер, то есть, слабо милитари­зованную зону между Россией и альянсом.

В нынешних сложных условиях реализовать свои страте­гические интересы в западноевропейском ивосточноевропей­ском регионах удастся, если Россия будет опираться не на «геополитический императив», реанимируя свои прошлые имперские амбиции, а на свой экономический потенциал.

Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион.Если иметь в виду восточное направление, то российские позиции на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихо­го океана оказались под угрозой. Место России в качестве «сверхдержавы» сегодня занимает Китай, так как он ока­зался более конкурентоспособным. По ВВП Китай пере­двинулся в группу лидирующих стран: в настоящее время по этому показателю он делит второе-третье места с Япо­нией. В соответствии с прогнозами Мирового банка, Ки­тай через 20 лет переместится на первое место в мире, США опустится на второе место, за ними будут следовать Япония, Индия и Индонезия.

И в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI веке, геополитический статус России как мировой державы будет определяться в первую очередь основными показателями экономической динамики. Россия на протяжении всей сво­ей истории всегда была серьезным геополитическим субъек­том. Она и сегодня является страной с самой большой в мире территорией, которая раскинулась на двух континентах.

Задача, которую Россия должна сама решить, — не до­пустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене и, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы.

Современная доктрина внешней политики РФ.Глав­ная стратегическая цель внешней политики самостоятель­ной России — возрождение и укрепление ее международных позиций. На реализацию этой задачи направлены разра­ботанные Правительством Основные положения концеп­ции внешней политики Российской Федерации.

Одной из особенностей данной концепции является от­сутствие идеологических установок или политических при­страстий к методам насилия, поворот к национальным ин­тересам страны и ее гражданам, защита которых и есть предназначение внешней политики ответственного демок­ратического государства.

К основным положениям относятся: 1) обеспечение про­цессов формирования государственности России и защита ее территориальной целостности; 2) создание условий, обеспе­чивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ; 3) активное и полноправное участие России в строительстве новой системы международных отно­шений, в которых ей было бы обеспечено достойное место.

В складывающейся системе международных отношений Российская Федерация, несмотря на переживаемый кри­зис, остается одной из великих держав и по своему потен­циалу, и по влиянию в мире. Россия несет ответствен­ность за формирующийся новый миропорядок, за построе­ние новой системы позитивных взаимоотношений госу­дарств, ранее входивших в состав СССР.

События 11 сентября 2001 года и их воздействие на российскую внешнюю политику.Крупнейший в истории террористический акт, совершенный вСША 11 сентября 2001 года, способствовал изменению внешнеполитических отно­шений России с государствами Запада. В настоящее время наметились явные тенденции к сближению России со стра­нами североатлантического альянса, вчастности с Соеди­ненными Штатами Америки. Новое видение места России в мире отразилось в совместном заявлении президентов США и РФ: Д. Буша и В. Путина, касающегося обозначения того, что в сумме именуется «общим врагом». Это «терро­ризм, распространение оружия массового уничтожения, агрессивный национализм, этническая и религиозная не­терпимость, региональная нестабильность».

В условиях сглаживания противоречий между Россией и странами Запада президенты России и США выступили с инициативой проведения демонтажа ядерных арсеналов своих стран. В. Путин заявил о готовности сократить российские наступательные вооружения в три раза (в настоящее время США обладает примерно семью тысячами стратегических ядерных боезарядов, Россия — шестью тысячами). В ходе сопоставления политической воли к разоружению выясни­лось, что американцы, в принципе, согласны урезать свой арсенал до 1700 — 2200 боеголовок, а россияне — до 1500. Данная концепция разоружения и была принята за основу для дальнейших переговоров на уровне экспертов.

Как продолжение этой политики можно рассматривать решение ликвидировать две военные базы на Кубе и во Вьет­наме, принятое правительством России в октябре 2001 года. Известие о скором закрытии военных баз было воспринято с большим одобрением в США. Президент Джордж Буш на­звал его еще одним свидетельством окончания противостоя­ния двух стран: «оба государства избавляются от реликтов холодной войны и выстраивают для XXI века новые отно­шения, основанные на открытости и сотрудничестве».

В ноябре 2001 г. британский премьер-министр Т. Блэр разослал руководителям всех 19 стран — членов НАТО, генеральному секретарю альянса Д. Робертсону и российс­кому президенту В. Путину послание, в котором предло­жил провести радикальную реформу руководящих орга­нов НАТО. По его замыслу, «Россию следует форсирован­ными темпами привлечь к принятию политических реше­ний в рамках североатлантического альянса, поскольку после событий 11 сентября, она фактически уже вошла в западную коалицию». Так, по согласованию с Россией Уз­бекистан предоставил США свои аэродромы для гумани­тарных миссий, а Таджикистан —для нанесения авиацион­ных ударов по Афганистану. Российские военные специа­листы предоставили военному ведомству Америки пакет разведывательных и других данных по Афганистану для проведения антиталибской операции. Современная поли­тическая элита России ищет новую модель российско-американского сотрудничества, основанную на равноправном партнерстве с обеих сторон.

24 мая в Москве произошла встреча президентов Рос­сии и США. Главным достижением встречи В. Путина и Д. Буша стало подписание Договора о сокращении страте­гических наступательных потенциалов. В первой статье этого документа говорится, что каждая из сторон сокра­щает и ограничивает стратегические ядерные запасы та­ким образом, чтобы к 31 декабря 2012 года суммарное количество боезарядов не превышало у каждой из сторон 1700 - 2200 единиц.

Кроме того, была подписана Декларация о новых страте­гических взаимоотношениях между Россией и США. При­нято совместное заявление об антитеррористическом сотруд­ничестве двух стран и создана рабочая группа по борьбе с терроризмом. В ходе визита американского президента ре­шено начать энергетический диалог, предусматривающий значительное расширение экспорта российской нефти в США и участие американских компаний в разработке и освоении новых месторождений в России.

28 мая 2002 г. в Риме состоялась встреча на высшем уровне 19 стран — членов НАТО и России. Президент РФ В. Путин подписал соглашение о радикальном изменении в отношениях России и Запада. Было объявлено о созда­нии Совета России и Североатлантического альянса.

Двусторонний Совет — это орган, позволяющий России сотрудничать с НАТО на равноправной основе. Создание та­кого совета преследует цель решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, в число которых входят меж­дународный терроризм и другие угрозы со стороны экстреми­стских организаций, региональные конфликты. Двусторон­ний совет призван осуществлять взаимодействие между Рос­сией и НАТО по вопросам оружия массового поражения, не­стратегической воздушной обороны, поисково-спасательных операций на море, оперативного взаимодействия и военной подготовки в определенных отраслях. В Совете Россия — НАТО будут определять общие подходы к решению подобных про­блем и принимать совместные решения. Однако круг про­блем, по которым Россия сможет сказать свое слово, все же органичен. К обсуждению военных аспектов стратегии НАТО Россия допущена не будет. Нет у нее и права вето, хотя все решения в НАТОпринимаются на основе консенсуса, то есть, единогласия. Это означает, что Россия становится по­литическим, а не военным участником НАТО. Пообщему мнению, такое соглашение может способствовать усилению влияния Североатлантического альянса: партнерское сотруд­ничество с Россией даже по ограниченному кругу вопросов придает ему больше веса и авторитета на международной арене. Открываются возможности налаживания сотрудниче­ства НАТО с такими отстоящими от него государствами как Индия и Китай. Извлечет пользу из новой расстановки сил на мировой арене и Россия. Мы вправе рассчитывать, что страны НАТОокажут нам поддержку в борьбе с междуна­родным терроризмом на территории Российской Федерации. К сказанному следует добавить, что в настоящее время союз с Западом является стратегически выгодным для на­шей страны. Процесс изменения соотношения мировых сил, формирования модели мира XXI века предоставляет Рос­сии очень хорошие шансы для того, чтобы не только уча­ствовать в нем, но исделать это участие во многом опреде­ляющим. Складывающаяся геополитическая ситуация бла­гоприятствует реализации главной задачи внешней поли­тики Российской Федерации: возрождению и укреплению ее международных позиций.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.