Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Августовский переворот 1991 г.



Распад СССР и образование СНГ. Оценки августовскихсобытий.

В оценке событий августа 1991 года до сих пор нет единства взглядов. Сторона, вышедшая в конфликте по­бедителем (радикальные реформаторы), назвала их путчем, или государственным переворотом реакционных сил в пра­вительстве Горбачева с попыткой отстранения от власти пре­зидента.

Альтернативная точка зрения характеризуется оценкой случившегося как последней запоздалой попытки государ­ственников Кремля предотвратить распад Союза.

СССР накануне августовских событий.Начало 90-х го­дов было отмечено ростом проявлений сепаратизма со сторо­ны республик, входящих в состав СССР. В 1990 году ряд республик (в первую очередь прибалтийских) в односторон­нем порядке заявили о самоопределении и создании незави­симых национальных государств. Неудача экономических реформ, неспособность центра вывести страну из кризиса побудили политические элиты республик искать собствен­ные пути выхода из тупика. По стране прокатилась волна провозглашения суверенитетов союзных республик, избра­ние в них своих президентов. Республики старались изба­виться от диктата центра, объявив о своей независимости.

12 июня 1990 российские депутаты также принимают Декларацию о государственном суверенитете Российской Фе­дерации, отдав в ведение органам власти РСФСР все вопро­сы государственной и общественной жизни. В данной ситу­ации Горбачев и его ближайшее окружение были вынужде­ны пойти на уступки лидерам союзных республик в целях сохранения Союза в какой-либо форме. 23 апреля в Ново-Огареве был достигнут предварительный договор президен­та СССР с представителями девяти республик о подписа­нии в ближайшем будущем нового Союзного договора суве­ренных государств. В нем шла речь о новой концепции Союза- Согласно этому документу, республики получали гораздо больше прав, чем это было ранее, центр из управляющего превратился в координирующий. В результате многие союзные структуры: министерства и ведомства — претерпели бы серьезные изменения. Намеченное на 20 ав­густа 1991 года подписание нового Союзного дрговора под­толкнуло консерваторов на решительные действия, так как указанное соглашение фактически лишало верхушку КПСС реальной власти, постов и привилегий. В начале августа 1991 года начинается подготовка к введению в стране чрез­вычайного положения в целях восстановления полной роли центральной власти и КПСС.

Ход событий. «Путч» начался 19 августа. В первый же день были опубликованы важнейшие документы новой власти. Вице-президент СССР Г. Янаев объявил о вступле­нии в должность президента. Что же касается М. С. Гор­бачева, то он был «заблокирован» на своей крымской даче в Форосе. Создавался новый орган власти — ГКЧП (Госу­дарственный комитет по чрезвычайному положению) в СССР, в который вошла группа высокопоставленных чи­новников: министр обороны Д. Язов, председатель КГБ В. Крючков, премьер-министр В. Павлов и другие. Поста­новлением ГКЧП в ряде регионов страны вводился режим чрезвычайного положения, приостанавливалась деятель­ность партий, оппозиционных КПСС, вводилась цензура. В столицу страны были введены войска. В дальнейшем ГКЧП не удалось склонить чашу весов на свою сторону. Они не смогли предоставить четких доказательств болезни Горбачева. Десятки тысяч людей вышли на улицы столи­цы, часть войск перешла на сторону президента России Б.Н. Ельцина. Руководители республик СССР выступили за непризнание ГКЧП. Сам Ельцин объявил «путчистов» государственными преступниками и уже 21 августа руко­водство ГКЧП было арестовано.

Причины поражения ГКЧП.Попытка ГКЧП сохранить союзное государство потерпела сокрушительный провал в силу целого ряда причин. Одна из них — двусмысленность позиции, занятой президентом СССР. Как подчеркивают сторонники одной из последних версий, никакого загово­ра против Горбачева не было, и его изоляция в Крыму носила условный характер. Более того, сами путчисты дей­ствовали с полублагословения президента, отсюда непод­готовленность, неуверенность в действиях. В дальнейшем Горбачев отмежевался от своих бывших сподвижников.

Введя в Москву войска, члены ГКЧП не собирались их использовать иначе как средство психологического давле­ния, демонстрации силы. Они не предприняли штурма «Бе­лого дома», не арестовали Ельцина и других российских руководителей, не позаботились об установлении реального контроля над средствами массовой информации..

Противники ГКЧП, главным образом российское прави­тельство во главе с Ельциным, напротив, вступили с ним в жесткую схватку, преимущественно, на информационном поле. В результате им удалось переломить общественное мнение (з особенности жителей Москвы) на свою сторону. Это и предопределило победу демократов.

Последствия поражения ГКЧП. Некоторые политологи в настоящее время считают, что неудачная попытка «двор­цового переворота», предпринятого верхушкой союзного руководства, фактически обернулась для страны подлин­ным государственным переворотом, приведшим к радикаль­ным изменениям общественно-политической системы, пос­ледующей ликвидации СССР. Власть президента Горбаче­ва, лишившегося практически всех государственных струк­тур, оказалась чисто условной. 23 августа от Горбачева потребовали подписать указ о роспуске КПСС, он был вы­нужден распустить союзный совет министров, съезд на­родных депутатов СССР, отказаться от должности гене­рального секретаря. ЦК КПСС объявил о самороспуске.

Все попытки президента СССР сохранить союзное госу­дарство, возобновить работу по подписанию нового союзно­го государства оказались безуспешными. Особую роль в лик­видации Союза сыграли политические элиты России и Ук­раины. Факты свидетельствуют, что ни у российского, ни у украинского руководства не было желания подписывать со­юзный договор ни в одном из предлагаемых вариантов. Граж­дане Украины на референдуме 1 декабря высказались боль­шинством голосов за независимость республики; президент Л. Кравчук, опираясь на результаты народного волеизъяв­ления, заявил о неприсоединении Украины к новому союз­ному договору. Что же касается российского президента, то он считал, что без Украины Союз невозможен. С этим со­глашался и М. Горбачев, однако, он уповал на возмож­ность втягивания Украины в договорный процесс посред­ством любых уступок, компромиссных решений.

Но встретившиеся в Беловежской Пуще лидеры Рос­сии, Украины и Белоруссии — Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич — решили проблему иначе: 8 декабря они заявили о роспуске Советского Союза и создании Содруже­ства Независимых Государств (СНГ). Позже к ним присое­динились Казахстан и другие республики (кроме Прибал­тики и Грузии). Подписанием этого договора заканчива­лось существование Советского Союза как единого госу­дарства. Президент СССР М.С. Горбачев был вынужден сложить свои полномочия, добровольно уйти в отставку.

Причины распада СССР.Почему распался СССР? Стоит отметить, что предпосылки распада (дезинтеграции) такого сложного государственного образования, как Советский Союз, имелись задолго до начала 90-х годов, но объективно меха­низм кризиса был приведен в действие политикой перестрой­ки. Экономический кризис, как результат данной политики, способствовал возникновению сепаратистских настроений в союзных республиках, чьи политические элиты приняли ре­шение искать самостоятельные пути выхода из кризиса. Кро­ме того, немаловажной предпосылкой распада явилось от­сутствие у горбачевского руководства продуманной нацио­нальной политики: Горбачев оказался не в состоянии дать нужный суверенитет республикам.

Империю можно было удержать только деспотическим режимом. Однако институты тоталитарного государства — партийный аппарат, КГБ, МВД, армия — были парализова­ны в ходе вызванной гласностью тотальной критики, а за­тем и вовсе исчезли вместе с государством, которое долж­ны были защищать. Решения XIX партконференции фак­тически поставили крест на КПСС и СССР.

Большую роль сыграл и внешний фактор. Политика За­пада, как подтверждают сегодня сами его лидеры, поощря­ла процессы, ведущие к дезинтеграции СССР, краху его со­циально-политической системы.

Перестройка и «новое мышление» во внешней поли­тике. Завершение «холодной войны».Советское руковод­ство оказалось вынужденным вочередной раз сменить свои стратегические ориентиры во. внешней политике в целях смягчения международной напряженности. Данные изме­нения совпали со сменой высшего руководства в СССР. Пер­воначально новый советский лидер М.С. Горбачев ставил своей целью добиться очередного потепления климата меж­дународных отношений, без принципиальных изменений самого внешнеполитического курса. Тем не менее, обстоя­тельства сложились таким образом, что с 1987 года был провозглашен переход к«новому политическому мышле­нию». Правящая советская элита заявила о приверженнос­ти принципам коллективной безопасности и уважении су­веренного права народов на выбор собственных путей раз­вития. В 1987 г. руководители сверхдержав подписали до­говор об уничтожении ракет средней дальности. В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана. В том же году нача­лась нормализация отношений с Китаем. СССР отказался от подавления «бархатных» революций 1989 г. в странах Восточной Европы, стерриторий которых стали выводить­ся советские войска. «Холодная война» постепенно при­ближалась к своему завершению. Распад СССР в 1991 году фактически означал окончание «холодной войны». Круше­ние Советского Союза и образование СНГ знаменовали на­чало российской внешней политики.6.5. События 1989 -1991 гг. в странах Восточной Европы

В течение 1989—1991 годов по странам Восточной Евро­пы прокатилась лавина революционных преобразований. Рухнули сложившиеся здесь за послевоенные десятилетия авторитарно-бюрократические режимы. События развива­лись не только стремительно, но и отличались радикаль­ностью результатов. Они втянули в свою орбиту Польшу и Венгрию, ГДР и Чехословакию, Болгарию и Румынию, а также Югославию. Создав качественно новый политический ландшафт в этих странах, события изменили расстановку сил на европейском континенте, затронули блоковую сис­тему отношений на мировой арене, оказали воздействие на перестроечные процессы в Советском Союзе, повлияли на состояние дел в коммунистическом движении.

Революции, начавшиеся в 1989 г., стали следствием глубокого экономического, политического и духовного кри­зиса, который десятилетиями переживали государства Во­сточной Европы. Доказательство тому — перманентно воз­никавшие в 50 — 80-х годах острые общественно-полити­ческие конфликты в странах региона. Таким образом, ре­волюции конца 80-х — начала 90-х гг. явились результа­том, прежде всего, их собственного внутреннего развития.

Авторитарно-бюрократические режимы повсеместно ста­ли препятствием на пути экономического и технического прогресса своих государств, тормозом интеграционных про­цессов. Результатом был застой, который на фоне быстрого развития остального мира стал перерастать в отставание, в откат назад, особенно заметный в новых отраслях и прогрес­сивных технологиях. Уже к концу 70-х годов наметилась тен­денция к превращению стран социализма во второстепенное экономическое и социально-политическое объединение на мировой арене. Сильные позиции удерживались только в во­енно-стратегической области, и то в основном благодаря во­енному потенциалу СССР. Именно перспектива такого пре­вращения побудила руководство ряда стран приступить к экономическим и политическим реформам. Однако попыт­ки их осуществления в рамках авторитарно-бюрократичес­ких режимов не затрагивали базисных структур и способ­ствовали лишь дискредитации идей реформирования обще­ства. Фактический провал этих попыток подвел обществен­ность названных стран к осознанию невозможности преодо­ления усиливавшегося всестороннего кризиса без полного устранения сложившейся системы власти и управления.

Другим мощным катализатором революционных пере­мен в странах Восточной Европы явился национальный фактор. Его проявление сильно варьировалась в разных государствах и зависело от национальных традиций, ха­рактера предшествовавшего, то есть, довоенного, полити­ческого режима, уровня развития национально-освободи­тельного движения против фашизма в годы второй миро­вой войны, обстоятельств прихода к власти коммунисти­ческих партий. Субъективной предпосылкой революций стала монополия политической власти правивших режи­мов. Их неподотчетность народу разрушающе воздействовала на моральные и деловые качества руководящего слоя восточноевропейских стран. Он получал ряд необоснован­ных привилегий, погружался в коррупцию, злоупотребле­ния властью. Неслучайно, что правящая элита этих госу­дарств явилась объектом для всесторонней критики»

Начавшаяся в 1985 г. перестройка в СССР послужила стимулом для идеологических и политических перемен. Происходит быстрая политизация различных слоев населе­ния, ведущая к выработке новых взглядов, к осознанию ре­альностей на ином качественном уровне.

События в Польше и Венгрии приняли эволюционный по своей форме характер, а именно — переход правивших компартий к парламентской модели развития, к призна­нию альтернативных политических сил. Такому исходу предшествовала долгая политическая борьба, как в руко­водствах партий, так и за их пределами. В Польше благо­даря наличию столь мощного оппозиционного движения как «Солидарность» и реальному присутствию в обществен­но-политической жизни католической церкви с ее мораль­ным авторитетом возобладала компромиссная линия. Имен­но по инициативе правившей Рабочей партии (ПОРП) 6 февраля 1989 г. открылись заседания «круглого стола», за которым встретились представители власти и оппози­ции. Весной 1989 г. аналогичные заседания начались в Венгрии. Достигнутые там соглашения ставили задачу фор­мирования институтов парламентской демократии, право­вого государства, коренной реорганизации Венгерской со­циалистической партии (ВСРП).

Ситуации, сложившиеся в Болгарии, Чехословакии и ГДР, имела много общего. Известную однотипность им при­дала позиция руководства партий, которые либо вообще отказывались идти на реформы (как, например, в ГДР), либо имитировали действия по их проведению. Стратеги­ческие линии партий уже не соответствовали происходящим в обществе процессам. Повсеместно, начиная с 1988 г., стали возникать неформальные организации. Так, в Бол­гарии появился «Независимый союз по охране прав чело­века», экологическое общество, «Движение 24 мая». Од­нако болгар-ское руководство расценило их как антиком­мунистические и ответило репрессивными мерами.

Характерной особенностью Чехословакии было нали­чие в ее общественной жизни политической оппозиции, которая в начале 1989 г. перешла к решительным дей­ствиям. Их проявлением стали демонстрации в Праге и ряде других городов.

Свою специфику имело и внутриполитическое положе­ние в Германской Демократической Республике (ГДР). Она заключались в том, что многие граждане, утратив надежды на изменения в стране, стали переселяться в со­седнюю демократическую германскую страну (ФРГ). Вы­езд принял массовые формы, несмотря на репрессии влас­тей и тотальную слежку. Революционные процессы, охва­тившие восточноевропейские государства, свидетельство­вали об общем кризисе их авторитарно-бюрократических режимов. Начало им положили события в ГДР. Под дав­лением массовых демонстраций глава германской социа­листической партии Э. Хонеккер был освобожден от зани­маемых им постов. 9 ноября 1989 г. новое руководство разрешило свободный переход в Западный Берлин.

Внутренние противоречия в Болгарии, где отсутствова­ли традиции массовой оппозиции существовавшему режи­му, прорвались на Пленуме Болгарской компартии, кото­рый 10 ноября 1989 г. отстранил Генерального секретаря Т. Живкова от руководства страной. Последовавшее вклю­чение в революционный процесс широких масс, начавшее­ся формирование политических партий и течений придало событиям характер демонтажа прежней системы власти.

«Бархатная революция» в Чехословакии началась с раз­гона студенческой демонстрации в Праге 17 ноября 1989 г. Действия полиции вызвали забастовку студентов, а с 21 ноября в столице начались массовые демонстрации. В тот же день был создан «Гражданский форум», объеди­нивший все оппозиционные силы в чешских землях, и «Общество против насилия» в Словакии. Новое прави­тельство возглавил М. Чалфа. Президентом страны был избран В. Гавел. В отличие от ГДР, Болгарии и Чехосло­вакии, где преобразования не сопровождались кровопро­литием и проходили в цивилизованных формах, в Румы­нии они приняли другой характер. Революция началась с карательных действий правительственных войск, подавив­ших оружием выступление в городе Темишоара. 20 декабря 1989 г. волнения перекинулись в столицу страны — Бухарест. Последующие дни сопровождались ожесточен­ными столкновениями демонстрантов с силами госбезопас­ности. Массовое движение возглавил Фронт национально­го спасения. Арестованные им бывший президент Н. Чаушеску и его жена были преданы суду военного трибунала и расстреляны.

В результате революций в странах Восточной Европы власть партийно-государственного аппарата перешла к де­мократическим представительным органам управления. Провозглашались политические права и свободы граждан.

Пришедшие к власти правящие элиты добились прове­дения свободных выборов, завершившихся повсеместно по­ражением партии коммунистической направленности. За­воевать симпатии избирателей не удалось и возрожденным социал-демократическим и социалистическим, партиям. Бо­лее популярными оказались лозунги «христианского соци­ализма», с которыми выступали христианско-демократи­ческие партии, связанные с католической или протестантс­кой церквами.

Изменения политической системы были закреплены в новых конституциях, восстановивших традиционный для европейской цивилизации принцип разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную.

Революции конца 80-х-начала 90-х годов были в основ­ном мирными. Однако в ходе революционных событий обо­стрились межнациональные противоречия. Чехам и сло­вакам удалось договориться, и с 1 января 1993 г. на месте Чехословакии возникло два государства — Чехия и Слова­кия. Конфликт же между народами Югославии принял вооруженный характер. Летом 1991 г. начался распад фе­деративного государства. Республики Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина провозгласили свою независимость. В составе Югославии остались лищь Сербия и Черного­рия. Национальные проблемы в этой стране вылились в самый кровавый после окончания второй мировой войны конфликт в Европе.

Революционные преобразования привели к изменениям во внешнеполитической ориентации восточноевропейских государств. Все международные организации, созданные этими странами при участии Советского Союза, в том чис­ле Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организа­ция Варшавского договора (ОВД), были распущены. В во­сточноевропейском регионе формируется новая система бе­зопасности. Венгрия, Польша и Чехословакия договори­лись с СССР о полном выводе с их территории советских войск. Все настойчивее стали выдвигаться требования при­соединения к экономическим и политическим союзам стран Запада (в частности Европейскому Союзу, НАТО). «Же­лезный занавес», разделявший Европу все годы «холод­ной войны», быстро разрушался. Кульминацией этого про­цесса стало объединение, а точнее присоединение ГДР к ФРГ. Таким образом, в ходе событий 19891991гг. произошло крушение социалистической системы, создав­шее качественно новую политическую и социально-эконо­мическую ситуацию на европейском континенте.

2. Россия на путях суверенного развития (19912010 гг.)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.