Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НАЧИНАЕТСЯ МУЗЫКА «МДС СЛЕД — ТАНГО-2». РАЗНОЦВЕТНАЯ ИГРА СО СВЕТОМ. ЗАТУХАЕТ МУЗЫКА «МДС СЛЕД — ТАНГО-2». СЦЕНА ВНОВЬ ПРЕОБРЕТАЕТ ПОЛУМРАК.



 

ПАН РЫБКА.(вежливо, но решительно отстраняется от Мери) Вам это только кажется, мисс Мери…Отдайте, пожалуйста, моего ферзя.

МЕРИ.Вы его не получите.

ПАН РЫБКА.Отдайте.

МЕРИ.Ваш ферзь будет у меня, пока вы не поклянетесь, что останетесь здесь навсегда.

ПАН РЫБКА.Вы взрослая женщина, мисс Мери, а ведете себя, как ребенок.

МЕРИ.Поклянитесь. Иначе не получите ферзя обратно.

ПАН РЫБКА.Не стану я клясться.

МЕРИ.И что же вы станете делать?

ПАН РЫБКА.Просто отберу у вас ферзя.

МЕРИ.Как, то есть, отберете?

ПАН РЫБКА.Силой.

 

Пан Рыбка делает резкий выпад в сторону Мери, хватает ее за руку. Мери вырывается и бежит к стойке. Но пан Рыбка оказывается проворнее. Он настигает Мери, заламывает ей руки за спину. Пытается разжать ее кулак, в котором Мери сжимает шахматную королеву.

МЕРИ.Мне больно. Больно.

ПАН РЫБКА.Отдайте ферзя.

МЕРИ.Нет!

 

Пан Рыбка внезапно меняет тактику. Он все также крепко держит руки Мери одной рукой, а другую руку засовывает в декольте Мери и ласкает ее. Мери замирает.

ПАН РЫБКА.Отдайте ферзя, мисс Мери.

 

Мери разжимает кулак, и ферзь падает на пол.

 

МЕРИ.Вот ваш ферзь.

 

С улицы заходит Голечек. Мери и пан Рыбка тут же отскакивают друг от друга. Мери быстрым шагом, опустив голову, идет за стойку. Рыбка поднимает ферзя. Голечек внимательно смотрит на Мери и пана Рыбку, но ничего не говорит.

ПАН РЫБКА.Вот…тут…ферзь потерялся. Добрый вечер, господин комиссар.

ГОЛЕЧЕК.Добрый вечер, пан Рыбка.

 

(пауза)

 

ПАН РЫБКА.Как прогулялись?

ГОЛЕЧЕК.(несколько преувеличенно) Сегодня замечательная погода! Просто замечательная! Солнышко. Снег искрится. Вы знаете, ночью снова был снег. И сильный. Все вокруг замело. Просто будто облака упали на землю. Ноги просто утопают в снегах. У вас здесь замечательно живописные места, мисс Мери…(Мери не отвечает)

ПАН РЫБКА.Мисс Мери сегодня несколько не в духе.

МЕРИ.Пан Рыбка все выдумывает. Я просто отвлеклась. Так что вы говорили, господин комиссар?

ГОЛЕЧЕК.Я говорил – места у вас тут удивительно живописные.

МЕРИ.Это да. Места у нас…такие.

ГОЛЕЧЕК.Ну, мисс Мери. Не расстраивайтесь. Сегодня ни следа нет от следа. Все засыпало.

МЕРИ.И прекрасно.

ГОЛЕЧЕК.Вот и я говорю – прекрасно!

 

Мери отвлекается на хозяйственные дела. Голечек, как бы между прочим, подходит к столу, за которым пан Рыбка играет в шахматы, садится рядом на стул.

ГОЛЕЧЕК.(так громко, что пан Рыбка даже вздрагивает) А вы ведь, пан Рыбка, хотели меня научить шахматам. Как вы думаете, у меня получится? (шепотом) Он на месте.

ПАН РЫБКА.След?!

ГОЛЕЧЕК.Тчч…Не кричите…Да. След. Я не поверил своим глазам. Непостижимо! На том же самом месте!

ПАН РЫБКА.Но всю ночь шел снег…

ГОЛЕЧЕК.Я знаю. То ли это новый след, то ли тот же самый. Но он выглядит в точности как вчерашний и находится на том же самом месте.

ПАН РЫБКА.(радостно) Абсурд!

 

Мери выходит.

ГОЛЕЧЕК.Я знаю!...Иду себе, тихо, спокойно, дышу морозным воздухом и вдруг…И тут...

 

(пауза)

 

ГОЛЕЧЕК.Я просто остолбенел. Минут десять просто стоял и просто смотрел на этот след, ничего не понимая…

ПАН РЫБКА.А признайтесь, вы не просто так пошли сегодня гулять с утра пораньше. Вы хотели, чтобы след был там. После всего этого снегопада вы все-таки желали его там увидеть. Признайтесь.

ГОЛЕЧЕК.Нет…Да. Я не знаю…Вчера лежу в кровати. Жду нашествия клопов и слышу ужасно неприятный, но знакомый запах.

ПАН РЫБКА.В замке нет клопов. Мисс Мери пошутила.

ГОЛЕЧЕК.Нет-нет. Не запах клопов. Другой запах…

ПАН РЫБКА.В смысле?

ГОЛЕЧЕК.У вас есть очень старые родственники? Такие бабушки, дедушки, из которых уже песок сыплется? Они…пахнут по-особому. Чем-то неприятным, чем-то, что вгоняет в депрессию, доводит до нервных срывов.

ПАН РЫБКА.Да, я знаю, о чем вы говорите. У мамы была тетка Ружена. Мы как-то заезжали к ней в гости. Она была совсем старая. Волосы уже даже не седые, а желтые, зубов нет, отсутствующий взгляд. Нет. С головой и памятью у нее все было в порядке. А вот взгляд и еще да. Этот запах. Она пользовалась ромашковой водой…но это не помогало. Этот запах ни чем не перебивался…Это запах старости.

ГОЛЕЧЕК.(качает головой) Нееет. Я тоже раньше думал, что это запах старости…Но нет. Знаете, что это за запах? Это воняет обыденностью. К старости человек просто смердит обыденностью. Понимаете? Нет. Вы не понимаете. Вы еще слишком молоды. Ваше восприятие свежо. Вы открыты всем ветрам. Вы ждете чудес и жаждете перемен. И почти каждый день с вами что-то случается впервые…Если все законы мироздания завтра перевернутся с ног на голову, вы будете в восторге. Так?

ПАН РЫБКА.Да. Пожалуй…

ГОЛЕЧЕК.Но так будет не всегда. Постепенно краски тускнеют. Каждый день с вами будет происходить одно и то же – второй, пятый, сотый, тысячный раз. Это и есть обыденность – она будет поглощать вас с каждым годом все больше и больше. Как трясина. И если вам не повезет, и вы доживете до возраста тети Ружены, вы будете смердеть этой обыденностью также как она…Вчера ночью я почувствовал этот запах рядом с собой. И я испугался. Я подумал – да что это со мной? Что со мной стало? Быть может, какое-то божество вчера прошествовало мимо меня…Оставило свой след в моей жизни. А я вместо того, чтобы следовать за ним, прячу голову в песок, как страус…

 

Входит Мери.

МЕРИ.Вы говорите о страусах? Какая странная тема для разговора.

ГОЛЕЧЕК.О страусах? Нет. Вам послышалось. Мы говорили о Штраусе.

МЕРИ.О Штраусе?

ГОЛЕЧЕК.Да! Я обожаю вальсы Штрауса. А вы?

МЕРИ.Я больше люблю Шопена.

ГОЛЕЧЕК.А, может быть, вы нам сыграете любимый ноктюрн?

МЕРИ.Я не играю на рояле.

ПАН РЫБКА.Господин комиссар…

ГОЛЕЧЕК.Вы снова шутите, мисс Мери.

МЕРИ.Это почему же?

ПАН РЫБКА.Господин комиссар!

ГОЛЕЧЕК.Потому что вы дочь графа. У вас наверняка была гувернантка, которая учила вас играть на рояле. Или учитель музыки. Я понимаю, быть может, вы и не были самой прилежной ученицей, но ноктюрн то с грехом пополам сыграете? Уважьте, старика.

МЕРИ.Я сказала – нет.

ПАН РЫБКА.Господин комиссар, оставьте мисс Мери в покое.

ГОЛЕЧЕК.Ладно. Не хотите играть – что ж, разве я вас заставлю? Пожалуй, я сам сыграю вам пару вальсов – для настроения.

 

Голечек направляется к роялю.

МЕРИ.Не смейте! Не смейте подходить к роялю! Не смейте трогать его! Никогда!

 

(пауза)

 

Голечек замирает от неожиданности. Все молчат.

 

МЕРИ.Однажды ночью я проснулась от того, что сочинила мелодию. Во сне. До этого мне никогда не снились такие сны. Это было так…необычно.

ПАН РЫБКА.Не надо мисс Мери. Господин комиссар больше не тронет рояль. Правда, господин комиссар?

МЕРИ. Я захотела тут же сыграть ее на рояле и записать. Я спустилась из спальни вниз, сюда. Подошла к роялю и открыла крышку над клавиатурой…Оттуда посыпались десятки, сотни человеческих пальцев – больших, указательных, мизинцев…Почему-то особенно много мизинцев…

ГОЛЕЧЕК.Должно быть это был дурной сон.

МЕРИ.Это был не сон.

 

Голечек переглядывается с Пан Рыбкой. Пан Рыбка пожимает плечами.

МЕРИ.А потом я открыла крыло рояля…Там…там была ее голова. Голова Ольги, моей гувернантки. Просто голова без туловища. Но с открытыми глазами. Голова открывала и закрывала рот, как будто что-то говорила. Но сначала беззвучно. Я ничего не могла разобрать. А потом я отчетливо расслышала. Голова Ольги без устали повторяла: «Ре, Мери, ре. Ре, Мери, а не ми. Ре, Мери, вы никогда не научитесь играть! Ре, Мери, ре. Ре, Мери, ре!»

 

Пан Рыбка подходит к Мери, обнимает ее.

 

ПАН РЫБКА.Тише, Мери. Тише.

ГОЛЕЧЕК.Ммммда…

ПАН РЫБКА(прикладывая палец к губам, показывает Голечку «тише») Все хорошо, Мери.

ГОЛЕЧЕК.Давайте, вы потихоньку успокаивайтесь, мисс Мери. А я вам расскажу интересную историю. Началась она во время войны. Вообще во время войны случалось много интересных историй. Чего только люди не придумывали, чтобы не идти воевать за Австрию. Вот и племянник мой, такой ловкий парень, подстроил, чтобы перед самым фронтом в госпитале оказаться. В то время гарнизонным врачом штаба был некий Обергубер. Он был совершенно сумасшедший. Только и делал, что носился по госпиталям и орал : «Марш на фронт!». Туберкулез, ранение позвоночника – разве что покойников на фронт не гнал. И вот он прискакал в тот госпиталь, где Лойзик лежал. Забегает в палату – все по стойке смирно. А Лойзик на одной ноге стоит, а другой ногой на кровать облокотился. Обергубер как увидел его да как заорет – почему одноногие здесь прохлаждаются. Живо этого домой. Вот Лойзика с перепугу как одноногого домой и выписали…

ГОЛЕЧЕК.А дальше… Лойзик домой приехал и оформил себе пенсию по инвалидности. Работал – еще и пенсию получал. Только стало происходить неладное. Стала нога, которую по справке якобы Лойзику ампутировали, болеть. Болит и болит, болит и болит, а потом и вовсе – сохнуть начала.

МЕРИ.Как это?

ГОЛЕЧЕК.А вот так. Врач сказал – атрофия мышц и еще что-то там нервы…Короче, говорит: «Лойзик, потеряешь скоро ты свою ногу». Лойзик ко мне пришел. Плакал сильно, совета просил. И я ему посоветовал – обман свой раскрыть…Не поверите, сколько ему пришлось бегать, чтоб официально признали, что у него две ноги. А когда все было кончено – нога стала к нему возвращаться. Постепенно, постепенно – и стал наш Лойзик здоров, как прежде…Нечистое дело было у него с этой ногой…А такое дело всегда тебе мстит…

Молчание.

ГОЛЕЧЕК.Так что, может, вам покаяться нужно, мисс Мери?

МЕРИ.(жестко) В чем?

ГОЛЕЧЕК.Уж я не знаю в чем. А только с чистой совестью таких видений не бывает. Это я вам точно говорю…

 

Раздается громкий стук в дверь. В двери вваливается РЫЖИЙ МАРТИН – огромный бородатый детина. Он делает несколько шагов и валится замертво посреди комнаты. Все подбегают к Рыжему Мартину и склоняются над ним.

ГОЛЕЧЕК.Кто это?

МЕРИ.Это Рыжий Мартин.

ПАН РЫБКА.Тот самый Рыжий Мартин?

ГОЛЕЧЕК.Кто такой Рыжий Мартин?

МЕРИ.Это он появляется, когда хочет. Когда хочет - уходит…

ГОЛЕЧЕК.А! Ваш неуловимый работник. Который денег не берет.

МЕРИ.Именно.

ПАН РЫБКА.Но что же это с ним? Похоже, он не дышит!

МЕРИ.Почему сразу не дышит? Может быть, он устал. Бежал издалека.

ПАН РЫБКА.Зачем ему бежать?!

МЕРИ.Не кричите на меня. Я сказала – может быть. А может быть и нет.

ПАН РЫБКА.А раньше с ним такое случалось?

МЕРИ.Не понимаю. А вы то чего так разволновались?

ПАН РЫБКА.Я не разволновался.

МЕРИ.Я вижу.

ГОЛЕЧЕК.Шутки шутками, но похоже, что он таки не дышит…

 

Все еще ниже склоняются над Рыжим Мартином.

РЫЖИЙ МАРТИН.А закурить у вас найдется?

СЦЕНА ТЕМНЕЕТ.

7.

НА СЦЕНЕ ПОЛУМРАК.

Та же комната в замке. Мери за стойкой. За столиком сидят пан Рыбка и Голечек. Они пьют пиво. Заходит Рыжий Мартин – вспотевший, разгоряченный физической работой.

РЫЖИЙ МАРТИН.Молока, хозяйка!

 

Мери наливает огромную кружку молока. Рыжий Мартин пьет молоко жадно. Оно стекает по его бороде за шиворот расстегнутой рубахи.

РЫЖИЙ МАРТИН.Еще!

 

Мери наливает еще кружку. Ее Рыжий Мартин выпивает также.

РЫЖИЙ МАРТИН.Теперь принимай работу, хозяйка.

МЕРИ.Вы весь день работали, без перерыва.

ГОЛЕЧЕК.И то правда. Отдохнули бы. Чтоб снова с ног не свалиться.

РЫЖИЙ МАРТИН.Сердце вдруг прихватило.

МЕРИ.И часто с вами такое случается?

РЫЖИЙ МАРТИН.Да всего один раз, кроме этого. Два года назад зашел в один дом и прямо на пороге, вот как сейчас в точности, сердце прихватило. В этом доме я матушку свою встретил случайно. До этого лет десять не виделись.

МЕРИ.Как странно…

 

Рыжий Мартин внимательно всматривается в лицо Пан Рыбки. Подходит ближе. Рассматривает пана Рыбку в упор.

ПАН РЫБКА.Вам что-то угодно?

РЫЖИЙ МАРТИН.Вас зовут Иржи?

 

Все с интересом смотрят на пана Рыбку.

ПАН РЫБКА.Допустим.

РЫЖИЙ МАРТИН.А у вас есть старший брат?

ПАН РЫБКА.Где-то за границей. Я давным-давно не видел его.

РЫЖИЙ МАРТИН.Я. Я – ваш брат.

ПАН РЫБКА.(несколько преувеличенно) Мартин? В самом деле, ты?

ГОЛЕЧЕК.Не может быть!

ПАН РЫБКА.Какая случайность, какая встреча! Представляете, мисс Мери!

 

Пан Рыбка бросается обнимать Рыжего Мартина. Мери не выражает ни удовольствия, ни радости, ни удивления.

РЫЖИЙ МАРТИН(дружелюбно, но отстраненно) В самом деле я…Как поживаете?

ПАН РЫБКА.Вы? Почему ты обращаешься ко мне на «вы»?

РЫЖИЙ МАРТИН.Отвык.

ГОЛЕЧЕК.Сколько же лет было Иржи, когда вы расстались?

РЫЖИЙ МАРТИН.Не помню…Лет двенадцать, наверное.

ПАН РЫБКА.Десять.

ГОЛЕЧЕК.Как же вы узнали его?

РЫЖИЙ МАРТИН.Он – вылитый отец.

ГОЛЕЧЕК.Надо же! Вот так встреча. Чего только не бывает на свете!

РЫЖИЙ МАРТИН.Хозяйка, и мне пивка, можно?

 

(пауза)

 

Мери молча наливает, и молча подносит пиво Рыжему Мартину.

ПАН РЫБКА.Ты же знаешь, что родители в прошлом году умерли?

РЫЖИЙ МАРТИН.Нет. Или да…Вот сейчас вы сказали, и мне кажется, что я уже слышал об этом.

ПАН РЫБКА.Кажется?

РЫЖИЙ МАРТИН.Да, теперь точно вспомнил. Слышал.

ПАН РЫБКА.Они умерли в один день.

РЫЖИЙ МАРТИН.Я не знаю, что сказать. Я давно ушел из дома.

ПАН РЫБКА.Да. Между прочим, дом я потерял. Его потом разрушили. На его месте школу построили, или что-то в этом роде – такое же уродское.

РЫЖИЙ МАРТИН.Интересно.

ПАН РЫБКА.Интересно?!

ГОЛЕЧЕК.Мисс Мери, еще пива, если можно.

 

Мери приносит пиво Голечку.

ГОЛЕЧЕК.Благодарю вас.

МЕРИ.А вам, пан Рыбка принести еще пива?

 

Пан Рыбка не отвечает. Голечек толкает его в бок.

ПАН РЫБКА.Что?

МЕРИ.Вам пива еще принести?

ПАН РЫБКА.Нет. Не надо…

 

Мери отходит за стойку. Продолжая внимательно следить за Пан Рыбкой.

 

ПАН РЫБКА.А напротив маленький домик помнишь? Его не тронули. Так и остался стоять.

РЫЖИЙ МАРТИН.Нет, не помню.

ПАН РЫБКА.Там жил Ганс. Нищий, помнишь?

РЫЖИЙ МАРТИН(просияв) Ганс…Помню. У него еще были две дочки.

ПАН РЫБКА.Да, странные такие!

РЫЖИЙ МАРТИН.Я к ним часто забегал в гости. Ганс приносил домой какие-то объедки, корки, горох. Такая гадость, но я все это ел. Они жарили для меня хлеб на плите. Это было так весело.

ПАН РЫБКА.Жарили для тебя хлеб на плите? А мать ждала тебя дома с обедом – суп, мясо…А паштет. Дорогой паштет. Мама знала, что ты его любишь и покупала только для тебя…А ты в это время жевал корки и горох. Забавно. А я и не знал. (Голечку) Представляете, господин комиссар, первый раз об этом слышу…

РЫЖИЙ МАРТИН.Мне там нравилось.

ПАН РЫБКА.Понятно. Ты там прятался по несколько дней, когда мы тебя искали? Мать все время тебя искала. Сколько себя помню, она только и делала, что тебя искала. Ты там прятался? У Ганса?

РЫЖИЙ МАРТИН.Нет. Я на холме прятался. Там трава такая высокая была…по пояс. У меня там была нора.

ПАН РЫБКА.Нора?!

РЫЖИЙ МАРТИН.Да.

ПАН РЫБКА.И там тебе тоже нравилось?

РЫЖИЙ МАРТИН.Мне там было хорошо…одному.

ПАН РЫБКА.Понятно. То есть нет…

РЫЖИЙ МАРТИН.(вставая) Ну ладно. Я пошел. Очень рад был вас повидать.

ПАН РЫБКА.(встает, кидается к Рыжему Мартину, обнимает его) Как? Ты уже уходишь? Ведь мы столько лет не виделись.

РЫЖИЙ МАРТИН.Что ж, так бывает…Слушай, может, тебе деньги нужны?

ПАН РЫБКА.Нет, что ты.

РЫЖИЙ МАРТИН.Отчего не нужны? У меня хватает.

ПАН РЫБКА.Нет, правда. Ничего не нужно. Ты ступай, ступай. С богом!

РЫЖИЙ МАРТИН.Ага…

 

Рыжий Мартин уходит.

МЕРИ.Не попрощался. Как всегда.

ГОЛЕЧЕК.Он же пальто свое забыл!

ПАН РЫБКА.Я не стану за ним бежать.

ГОЛЕЧЕК.Но как же! Ведь мороз, снег! (пан Рыбка молчит) А ну вас! Я сам его догоню!

 

(пауза)

 

Голечек хватает пальто Рыжего Мартина и выбегает вслед за ним. Когда он уходит, пан Рыбка и Мери долго молчат.

МЕРИ.Случайная, говорите, встреча?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.