Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Равное избирательное право.



В большинстве современных государств избирательное право формально является равным. Это означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям избирательных законов, имеют равные права и исполняют равные обязанности как избиратели.

Данный принцип выражается через следующие правила:

1) Каждому избирателю представляется равное количество голосов (обычно один голос, но бывает и больше, например, в ФРГ каждый избиратель имеет два голоса в силу смешанной избирательной системы: один голос отдается за конкретного кандидата, а второй – за партию), причем должен быть равен и сам «вес» голосов.

Ранее существовал «плюральный вотум», т.е. предоставление избирателю сразу нескольких голосов в зависимости от его имущественного положения. Так, в Англии дополнительные голоса представлялись лицам, имевшим недвижимую собственность и окончившим университеты. Сейчас это не применяется.

2) Избирательные округа по численности избирателей должны быть примерно одинаковыми (чтобы каждый кандидат избирался примерно равным количеством избирателей).

Граждане страны должны иметь равное представительство в высшем законодательном органе страны парламенте, это значит, что каждый депутат должен представлять одинаковое число жителей. Так, если 100 млн. жителей страны избирают 1 тыс. депутатов, это значит, что каждый депутат должен быть избран от 100 тыс. граждан. Таким образом, задача нарезки округов для голосования сводится к кажущейся простой процедуре: используя данные переписи населения о конкретном размещении людей, страну надо разделить на округа, чтобы в каждом из них проживало по 100 тыс. избирателей и выбрать по одному депутату от каждого округа. Однако, нарезка округов - это не чисто технический вопрос. Общество обладает определенной территориальной структурой и состоит не просто из отдельных граждан, а из разных по людности и площади территориальных общностей коммун, общин. Очевидно, что эти «естественные» ячейки общества не будут совпадать с нарезанными таким образом округами для голосования. Границы избирательных округов должны обязательно их учитывать. Поэтому нарезка избирательных округов превращается в сложнейшую задачу, от решения которой зависят политические результаты выборов.

Правила нарезки округов, используемые в большинстве стран мира, призваны противостоять попыткам проведения границ округов, ущемляющей интересы граждан. При этом действуют следующие принципы:

Принципы равенства, обязательные при нарезке округов, предполагают обязательное их равенство по численности населения, вне зависимости от того, какая его часть обладает избирательным правом (в большинстве стран мира, голосовать имеют право граждане, достигшие 18 лет). Это значит, что все граждане страны должны иметь равную возможность быть представленными в высшем государственном органе. Очевидно, что нарезка округов с разным число жителей является нарушением прав граждан.

Принцип компактности требует, чтобы округа имели целостную территорию и не состояли из несмежных частей. Например, в США запрещается объединять в один округ территории, разделенные водным пространством без моста через него, или не соседствующие друг с другом городские районы. Подобные «разорванные» округа, состоящие из нескольких несмежных частей, применяются, чтобы для одного из кандидатов создать округ только из таких ареалов, где его шансы на победу особенно высоки. Индикатором нарушений прав граждан являются округа с извилистыми и причудливыми границами, которые получаются при слишком тщательном учете размещения разных социальных или этнических групп.

Границы округов должны в максимальной степени соответствовать границам административно-территориального деления, поскольку последние в значительной степени отражают уже сложившуюся территориальную организацию общества. Как правило, запрещается нарушать границы крупных административно-территориальных единиц – республик в составе федерации, штатов, областей.

Некоторые страны допускают отклонения от принципа равенства, однако делают это для защиты прав отдельных категорий граждан.

Например, в Бангладеш, Руанде определенное число мест в парламенте зарезервировано за женщинами, в Бутане – за представителями духовенства, в Индии – за представителями англо-индийской общины и т.д.

Распространенным методом нарушения равного избирательного права являются различные махинации с избирательными округами, в результате чего искусственно завышается представительство одних групп населения в ущерб другим.

Формально законы зарубежных государств признают, что каждый депутат должен представлять в парламенте одинаковое количество жителей. Они устанавливают норму представительства (число жителей, представляемых одним депутатом), в соответствии с которой представительным органам надлежит образовывать избирательные округа. Однако эти законы сами обычно разрешают довольно значительные отступления от норм представительства. Так, в Англии законом разрешено отступление в ту или иную сторону от норм представительства на 25%.

На практике крупные политические партии, располагая поддержкой избирательных комиссий, всегда стараются произвести выкройку избирательных округов таким образом, чтобы это увеличивало их собственные шансы на победу в предстоящей избирательной кампании. Эта выкройка округов получила название избирательной геометрии, избирательной географии или системы «джерримендеринг» – в честь губернатора шт. Массачусетс (США) Джерри, который в 1812 г. для победы своей партии на севере г. Бостона вырезал избирательный округ в виде серпа. В последующие десятилетия число таких нарушений стало увеличиваться быстрыми темпами, однако решительные меры против джерримендеринга были приняты только через 160 лет. В 1961 г. иск в Верховный суд подали избиратели штата Теннеси, утверждавшие, что их представительство было снижено из-за неправильной нарезки округов. Действительно, с 1901 г., когда была создана еще действующая к 1961 г. сетка округов, произошли существенные изменения в расселении. В результате один голос в сельской местности (в течение этого периода наблюдалась значительная миграция из сельских районов в города) оказался намного «сильнее» голоса в городах. Так, один голос в сельском графстве Мур оказался равным 19 голосам в урбанизированном графстве Гамильтон. А в Вермонте – самом населенном округе было в 987 раз больше избирателей, чем в наименее населенном округе.

Таким образом, в основе избирательной геометрии лежат два приема: 1) создание округов, не равных по числу жителей и, следовательно, избирателей; 2) проведение границ округов таким образом, чтобы подавляющее большинство сторонников оппозиционной партии были сосредоточены в возможно меньшем числе избирательных округов.

Принцип этой махинации сводится к тому, чтобы загнав значительную часть избирателей партии своих противников в один (к примеру) округ, обеспечить себе большинство в 5 остальных округах. Необходимо заметить, что такая операция проводится в тех странах, где существуют одноименные (одномандатные, униноминальные) избирательные округа, т.е. от каждого округа избирается по одному депутату.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.