Каким образом рассылавшиеся анкеты способствовали исторической направленности? Втор. полов. XVIII в.: правительство предпринимало ряд решительных мер для описания регионов. Эти материалы использовать для [неразб.] описания регионов.
1760-86 гг. ок. 18 анкет в разных местах придавало импульс к историческим исследованиям => описания исторических губерний: Крестинин, Рычков.
Анкета 1783 г.: 8 вопросов: ежели можно справиться о его начали: кем и когда на какой случай построили, каким владением был, кем подвержен, кем и как управлялся? => находили человека, группу -> в каждом случае по разному выполнялась работа. В административном плане импульс к проведению исторических исследований на местах.
Ярославль. Один [неразб.] способствовал фактор – личность губернатора. Многое зависело от того, кто. 1777 г. – Александр Мельгунов (1722-88 гг.) губернатором назначен – один из замечательных деятелей времён Екатерины II. Она говорила: очень и очень полезный человек, из старинниого рода. Ян Мангалеев выходец из западных стран, выехал на службу в Рязанскую область в XV в. Отмеч.: дружен с Александром Шуваловым. Окончил сухопутный шляхетский корпус, адъютант Петра Фёдоровича. Должность сенатора, председатель Каммерц-коллегии. В его подчинении: Вологда, Архангельск = в его подчинении Державин. Заботился о развитии просвещения. В Ярославле открыл сиротский дом. В Холмогорах: мореходное училище. Любил историю и литературу. Благодаря Мельгунову, в 1786-87 гг. издавался журнал «Объединённый пошехонец» = территория по реке Шексна. Задача журнала: «открыть сокровища края». Другое название – 1787 г. «Ежемесячные сочинения». Редактор – московский журналист Санховский. Материалы по краеведению. Первый краеведческий журнал России. Меры по изучению края. Составлено историко-географическое (топографическое) описание ярославской истории церквей, монастырей. Помощники: архиепископ Миславский – ростовская кафедра, выходец из Киевской церковной академии (?). Некоторые результаты деятельности (Милославского) <- Мельгунов ставит его в скобки; публиковались у «Объединённого пошехонца».
Другие регионы после 1777-79 гг. – указов императрицы. Ездил в Архангельск, встречался с Крестининым - впечатление на него благоприятное. Введенного региона: писание земель, составление карты. Как итог: создание общего описания.
Итог: идеи Просвещения. Сторонники идеи Просвещения вступали в масонские ложи. Мельгунов основал масонскую ложу в Ярославле.
Лекция 9. 22.11.2010 Фёдор Иванович Самойлов. род. 1682 г. О его деятельности в бассейне Каспийского моря, картографировании, бассейн Одера. Энциклопедизм для науки XVIII в. - вещь характерная. Гнездо Петрово. Учился в навигационной школе, три года совершенствовал свои знания в Голландии. Как Татищев участвовал в Полтавской битве. Корабль Вера Могланд - в 1742 г. - Персидский поход. Сохранил пост. При Анне Иоанновне в 1739 г. - пост вице-президента Адмиралтейств-коллегии. На исходе царствования АИ: политическая ситуация борьбы двух группировок 1) патриотическая - Артемия Волынского; 2) Бирон: сумел расправиться с противниками. Самойлов - член кружка Волынского. 1740 г. - проект переустройства флота; но кружок разгромлен. Ссылка в Сибирь 1740 г. АИ отошла в мир иной. На престоле Елизавета - и те, кто в прежнее царствование отправились в заключение - вернулись. Но Самойлов остался в Сибири генерал-губернатором. Несколько работ: Описание Каспийского моря и чинённых на нём завоеваний яко часть стории Петра Великого - > опубликована Миллером в ежемесячном сочинении; переиздано в «Sammlunge Russische Geschichte». В произведения [неразб.] общества русско-турецкой войны. О необходимости сыска новых мест. Речь об экспедиции к востоку от Каспия (Александр Бекович Черкасский). При изучении местной истории (ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ). Экспедиция 68 - 74 гг., организована АН. Пештич (автор трёхтомного исследования по историографии): экспедиция занимала важное место. Основа: научные изыскания. => комплексное исследование - полицисциплинарность оказалась и здесь: академики участвовали: собирали весь материал, даже не будучи специалистами в этой области. Исторически - не полностью. Задание: наблюдение за астрономическим явлением обхождения Венеры через Солнечный диск. Ломоносов: первый в мировой науке пришёл к выводу, что у Венеры есть атмосфера ~ тонкий волосок. За минимальным количественным составом. АН: провести более масштабное исследование. Вольное экономическое общество и Каммерц- и медицин- коллегии: предъявили проекты. Исторически говорилось о желательности изысканий (но не будет ~ экономическое общество было заинтересовано). Академия надеется, что путешествующие: к применению изучать будут всё -> поправлению частной географии; обряды, древние повести обитающих в этой стране, осматривать развалины древних мест и др. достопримечательности... => рекомендательный характер исторических исследований - нет грани перед этнографическим, археологическим и историческим исследованием (которые стояли во втором ряду после географии). Предполагалось, что участники экспедиции в заключительное время будут осматривать материал. Позже публиковать на русском и немецком языке. После план скорректирован. Вести дневник: первая версия - научная, вторая - научно-популярная - для опубликования в комментариях АН. Образец: дневник Карла Линнея по путешествию по Швеции. Бюрократия развита: от руководителей требовали зачтения инструкций ~ далеко не всегда получалось как на бумаге. Экспедиционная работа не простое, опасное дело. Некоторые учёные пожертвовали жизнью. 1774 г. - несколько человек погибли. Академик Гмелин - племянник того Гмелина, который в составе Великой Северной Экспедиции - погиб в плену - отдалённое путешествие на восток - был в Персии, недалеко от Кищляра - через Дагестан - его захватил местный правитель - заплатить выкуп, но Гмелин умер в плен. Врач Фальк - совершил далёкое путешествие, ездил в Западную Сибирь, на обратном пути в Казани толи не выдержал тягот - во время помутнения рассудка покончил с собой. Академик Ловиц (отец химика) – 1774 г. – казнён Пугачёвым не то в Камышлине, не то в Иловле – по Пушкину: на вопрос Пугачёва: чем занимаешься, голубчик? – изучением небесных светил. – надо тебя поближе к ним. -> т.к. имел акцент, по другому одет; сопровождающий адъютант Иноходцев сумел спастись.
Интерес к истории просыпается… Администрация отказывалась отправить материалы. Причина: интеллектуалы рассчитывали сами использовать материалы для собственных исследований.
1781 г. – на р. Сень – г. Курск. Губернатор Свистунов – изучение курского наместничества; местные люди не хотели давать материалы. Позже повторилось в Калуге.
После работ, отчётов 71 – 81 гг. – к публикации Аласа, Фалька, Лепёхина, Гиндельштедта, Гмелина: зоолог, ботаник, три врача. Имели историческую составляющую. 1820-х гг.: издав на русском языке в полном собрании путешествующих по России (опубликовано в сети).
В России с 71 г.: положено начало классической литературе описания экспедиций путешественников-натуралистов. Николай Яковлевич Озерецковский (Ладога, Онежское озеро); дневные записки путешествияИвана Ивановича Лепёхинапо разным провинциям российского государства 68 – 69 гг. СПб 1771 г. В последствии, к дневным запискам путешествия вышло «Продолжение дневных записок» 70 – 72 гг.В ходе миссии по Волге, Уралу, Русскому Северу – имеют форму путевого дневника. В качестве приложения имелось иного рода источники. Изложение не всегда имело сухой академический стиль. Иногда похоже на сатиру. Полное описание мест. Следовал инструкции АН в той части где о разного рода исторических памятников, говорил об истории городов, описывал развалины. Подобные наблюдения делались не только в отдалённых областях; записал легенду о Плавучем озере:
1174 г. – смерть Андрея Боголюбского: жил в Боголюбове – окрестности Владимира, его подчинённые напились меду и убили стражника, вторглись в спальню, закололи Андрея. Замешана жена Андрея – Улита. Междоусобная война завершилась победой Михалки и Всеволода – старались побороть убийцу старшего брата. Поганое озеро – круглое – утопили Улиту. Плавучее озеро – более отдалённое: там утопили убийц в колодах – деревянных ящиках-коробах ~ озеро среди болот, там острова из мха и некоторые из этих островов мха отрываются ~ легенда, что это не кусочки мха, а гробики. – «Гибели Андрея Боголюбского» Кривошеева.
+ разного рода подробности. Лепёхин: говорил, что сказка, но всё зафиксировал.
Сделаны важные наблюдения в Поволжье среди калмыков, башкир, коми. Описаны орудия труда, применявшиеся в XVII в. в Поволжье и не только с помощью записи, всё это сопровождалось рисунками плуга и др. Юридическое исследование. Записал тексты калмыцких законов. Освещал исторические факты – вероломство воеводы Утятникова: напоил и перебил старшин; переписка крестьян на севере, в Холмогорах: в проблемах местного населения проследить ход колонизации края. Возникновение местных городов: Холмогор, Архангельска -> не один десяток страниц посвящено описанию – пришлось краткое известие и общие замечания в городе Архангельске. Общество для исторических исследований, созданное Крестининым. На основании текстов Крестинина и Лепёхина: вывод, что Лепёхин использовал труды Крестинина -> это сравнение Пештич сделал.
Некоторые выводы Лепёхина делают обобщающий характер – территория по Двине, работа Рычкова; Фёдор Эмин – автор российской истории (авантюристская биография: турецкая армия язычников, Брокгауз-Ефрон, в России писал романы, написал Российскую историю). Выводы Лепёхина: его концепция – во многом сходна с соображениями Крестинина. Но мысль Ивана Ивановича: в стародавние времена жили язычники-идолопоклонники чудь – существовали до прихода англичан. Про Холмогоры – двиняне – часть новгородского города-государства, Холмогоры старше Новгорода, имели соучастие в народоправительстве -> выдаёт Лепёхина, как человека, не принадлежащего к аристократическому сословия. Отец его солдат Семёновского полка. Лепёхин сочувствует исконной земли вольности. Законы Ярослава – считает, что причина своевольств и нестроений (противоположно Рычкову). Сходно с Рычковым: о происхождении русского народа – основа – чудские племена. Этимология слова пермяк и Великая Пермь. Особое внимание: ценность местным преданиям (в XIX в. многие силы на сбор фольклора: важнейший инструмент для реконструкции истории). Пермяки -> речь о данных народу коми-утир грамоте -> плата русских купцов. Оказал услугу богатырь Перя: льготы гарантировал. Почему грамота исчезла? Народ стали называть перяками – трансформировалось в пермяков. Лепёхин не совсем доверял этим сказаниям. Лепёхин не совсем доверял этим сказаниям. Не брался судить о степени достоверности легенды о пермяках.
Пропаганда научных трудов Крестинина, поддерживал после смерти Ломоносова Рычкова – чтобы издавались. Участвовал в экспедициях. Работа Гмелина – одна из глав об Астрахани -> часть о Старой Ладоге (?). Описывал Гмелин развалины на р. Ахтуба. Какие-то ошибки возникали из-за чрезмерного развития истории. Ломоносов: о соотношении Астрахани и летописи Тмутаракани. О XVIII в. Гмелин ничего не сообщал, ссылаясь на труд Соймонова.
Об экспедиции2 пол. XVIII в. АН – Рычков Николай Петрович (сын Петра Ивановича). Сам экспедицией не руководил. Входил в палат Паллас (Крымвесь должен объездить) 1769 – 70 гг. Во время поездок по Заволжью и Уралу историко-археологические данные по истории Волжской Булгарии. Обрабатывал материалы перед следующей отправкой в СПб, помогал папенька - Рычков старший.
Связанное с деятельностью Евгения Балховитинова (1767 – 1837 гг.), он же Евфимий Алексеевич. Родился в Воронеже. Год смерти (запомнить) – в один год с Пушкиным. Разгар провинциальной историографии. Деятельность: огромный территориальный охват. Перемещался по долгу архиерейского служения. Исторические труды посвящены разным регионам России. Оставлял весьма любопытные описания исторической достопамятностей. Его отец – небогатый приходской священнослужитель. => Из духовной среды. Будучи ещё совсем подростком, митрополит Евпей (?) поймал отца (?). Учился в Воронеже, показал себя в гимназии с лучшей стороны. 85 г. – получил возможность обучения в Московской духовной академии. Одновременно посещал лекции в Московском университете. Не чужд был и занятий философией. По заказу Новикова занимался переводом философских сочинений. А нравы там достаточно вольные. Тем более, перевод далеко не всегда связан с богословием. В этот период сошёлся со специалистом: Бартыш Каменский. 89 г. – закончил курс, назначен в Воронеж преподавателем общей истории. 93 г. – получил рукоположение – сан в Воронежской семинарии, префектом. Научные планы амбициозные: «Русская история». Однако, у него недостаточно материала => заняться более реальным. Помощь ему оказала работа в местных архивах (работ, подобных Карамзину не было). Евфимий Алексеевич выпускает несколько сочинений. «Надгробное слово архиепископа Иннокентия». «Полное описание жизни священного Тихона Задонского». «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» => масса архивного материала из Воронежа. Работа по истории Воронежской семинарии. До поры, до времени жизнь складывалась нормально. Но потом трагедия: умерло трое детей, ушла жена – за два года => заставило задуматься об уходе из мира = > принять постриг. Бартыш Каменский: хлопоты о переводе в Пб ~ не очень охотно. Монах Евгений – работает в Духовной академии -> труды об общей русской церкви. По словам Михаила Петровича Погодина: это человек, который не мог побыть ни одного дня без того, чтобы не написать что-то. Продолжалась и его церковная карьера. Архимадрит Зеленецкого монастыря – на территории Ленобласти, Волховский район (зеленец = остров среди болота). Митрополит Сергиевой пустыни. 1804 г. – получает назначение новгородского викария. Епископ старорусский - официально. (Епископ = управитель церкви на территории -> если слишком большая; викарий = на локальный участок епархии, брать из архиерея, его назначившего).
Достойно, чисто пребывал в Новгороде. Библиотека Святой Софии как результат -> исторические разговоры о древностях Великого Новгорода, находка и публикация в «Вестнике Европы» древнейшего акта – «Жалейная грамота новгородского Юрьевского монастыря от Мстислава Владимировича и его сына Всеволода Мстиславича на село Бойтцы», датируется до 1132 г. Мстислав Вл. – сын Вл. Мономаха; Всев. Мстисл. – в 1136 г. первый выгнанный ими князь. Грамота физически существует. Ввёл в оборот её Евгений Балховитинов. Грамота о праве сбора податей с этого села.
Не забывал о работе над трудами по общей истории. Член Московского императорского университета и АН. 1708 г. – Евгений получил перевод в Вологду. Не оставляет учёных занятий, его привлекают материалы местных архивов. Осознаёт важность изучения, поиска и введения в научный оборот источников => обращается к такого рода труду ~ роль чернорабочего в исторической науке. Работал над трудом «История российской иерархии» - статистический сборник, в котором приводится перечень архиереев. Труд по местной истории – иерархия связана с некоторыми регионами. Описание монастырей вологодской епархии. Статья «о древностях вологодских и зырянских».
Для базы своих исследований ездил по монастырям, работал в архиве, изучал подписи и графику. Будучи митрополитом, мог распорядиться, чтоб материалы доставляли лично. 1813 г. – на берега Угры, Калуги. 1816 г. – Псков, Великая: за историю княжества Псковского. Летопись г. Изборска. Описал 6 псковских монастырей. Попутно заинтересовался российской духовной миссией в Китай. «Словарь о бывших писателей духовного чина» – библиографический, опубликован в журнальном варианте, 1818 г. – издана в виде книги. Вторая часть – издание после смерти Евгения Балховитинова. 1822 г. – назначение почётное на киевскую кафедру. Составление описания Киево-Софийского собора (!), издано в 1825 г. Ещё одна святыня: Киево-Печерская лавра. 1826 г. – через год после описания Киевского Софийского собора выпускаетописание Киево-Печерской лавры при совокуплении [… тных] грамот и выписок + приводится погодный перечень настоятелей Киево-Печерской обители. 1832 г. – Киевский месяцеслов: по киевской епархии.
Митрополит Евгений пытался вести и археологические раскопки. Фундамент Десятинной церкви и Золотых ворот. Умер в 1837 г.
Взгляды на историю. Как иерарх не мог сочувствовать свободной мысли Вальтера и Монтескье. Отцы церкви нам физике не учитель. Принимал участие в суде над декабристами (в последствии в качестве архиереев). Был в составе той делегации, которая выезжала на Сенатскую площадь – к декабристам, пытаясь увещевать бунтовщиков.
Сообщение фактов в цифрах. Сугубо повествовательный, справочный характер. Ставя концепцию: обобщающей концепции в его трудах не найдётся.
С кон. втор. десятилетия XIX в.: связано с работами Николая Карамзина – отразилось на ход исторических исследований в целом.
Лекция 10. 29.11.2010
Исследования по местной истории Николая Михайловича Карамзина. Импульс, который получила историческая наука – динамично стала развиваться. Детально прорабатывал источники, исследовал историографию. «Весь XVIII век стоял за ним» - по выражению Федотова. Философия просвещения – основная мысль: господство разума => подчинить всё в человеке и социуме. [Неразб.] разума существует независимо от нашей воли => история в этой связи как нравоучение. Субъективный фактор – роль личности в истории – правителей -> автоматически означает, что история творится в центре, не так важна местная история, т.к. для понимания исторического процесса даёт не так уж много. Миллер, Татищев, Щербатов – на местах работы выходили, но не устойчивая тенденция.
1818 г. – первые восемь томов. Три тыс. экземпляров. Выходили как горячие пирожки. 1820 – девятый том: о жестокости Ивана Грозного; успех труда Карамзина – т.к. востребован. Победа над Наполеоном внесла свою лепту. Среди подписчиков на новое издание – не мало людей из регионов. В результате, расширилась и краеведческая работа. (Исследования древностей Куликова поля).
Два десятилетия XIX в. в науке внедряется понятие местного колорита – цвет местности – (может быть, впервые потреблён Вяземским в предисловии к Бахчисарайскому фонтану). Автор рассуждал и о понятии народности и о фольклорных изысканиях: цвет местности сказался как нельзя кстати в исследованиях поиска фольклора. Михаил Александрович Максимович 1804 – 73 гг. Собирал фольклорный материал с Украины. В этом плане, украинскому фольклору повезло более других. Гимназические годы – в Новгород Северском. Университет – защитил магистерскую диссертацию; по специальности – ботаник. Ездил в составе экспедиции на Кавказ. Его страсть – литература, сказки. К книгам питал особый интерес: памятник, в котором отражался быт народности. 1827 г. – сборник «Малороссийские поиски». Занимал пост ректора Киевского университета. Руководил кафедрой русской словесности. Потом – министр народного просвещения Уваров. [что к чему? не разберу– посмотреть википедию]
Помимо этнографических поисков: другие области знания: древнерусская литература. Участвовал в споре южан и северян о времени происхождения языка. Южане: украинский язык от древнерусского корня; удревняли его. Максимович согласился с Погодиным. Развитие подобного подхода -> вывод, что и общая история ведёт начало от Киевской Руси. Меря. Статья о мнимом запустении Украины и населения её новопришлым народом. Подобного рода взгляды получили развитие в украинской историографии. До абсурда: Украине и России суждены разные пути – отчасти этот деструктивный вариант заложен в историографию Украины. Самомý Максимовичу такие взгляды не следственны. Он: Украина – преемственность от Киевской Руси.
Привлечение источников с народа – не один Максимович. 1820 г. – Зориан Доренго-Ходаковский = Адам Черновский (1784 – 1825 гг.) выступил с проведением специальной экспедиции для изучения народностей. Цель: попытка писания общей славянской истории. По происхождению – польский шахтич. Спесивость, определённая неразумность, ярко выраженный патриотизм -> переживал за свою страну. Служил в Малодутке (?) на русской службе, пытался войти в герцогство Варшавское – вступив в формировавшейся армии -> в ссылку в Сибирь – солдатские ряды. Армию с приближением войны перебросили из Сибири на западные границы. Дезертировал: перебрался в Польшу, примкнул к великой армии Наполеона. После поражения поляки получили амнистию, кроме него, т.к. дезертировал с русской. Осел в Галиции (Австрия), окончательно принял имя Зориан.
Изучение археологических памятников, экспедицию. Прибыл в Петербург в 1820 г. – в определённый период изучение местной истории: сосредоточено на этнографии (сбор фольклора), археологии (сбор вещественного материала). Подобно тому, как накапливался материал письменных источников -> провести работу и во вспомогательных исторических дисциплинах. Румянцев, министр просвещения Голицын (в последствии, его сменил Шишков), знакомился с планом Карамзин, ознакомился и государь. => в течение четырёх лет. Финансирование 3 тыс. рублей. Проект опубликован в печати – журнал «Сын отечества». Доренго-Ходаковский пересматривал и свои политические взгляды – считал, что на той территории, где проживали восточные славяне ему удастся найти бóльше, т.к. на западе: католичество приложило больше усилий на стирание элементов народной жизни. Ходаковский полагал, что историю писали не познавшие народы, а потенциал письменных ограничен – не может дать ответ на вопрос о генезисе славянства – часть ответа на всём пространстве земли славянской -> проведение на местах. Придерживаются столиц – изначально начертано. Это ограничение. Расширить источниковую базу => действия на сбор информации на местах.
1820 г. – по Неве на Ладогу, побывал в Новгороде и Твери, попытался вести археологические раскопки. 1821 г. – прибыл в Москву, создал карту, географический словарь, предполагалось заняться осмотром других местностей: ареалы расселения летописных племён: вятичи, словене: территория распространения, границы их языка. Наблюдения этнографического порядка: позволить реконструировать расселение племён. (Спицын – по височным кольцам).
1821 г. на посланные отчёты Доренго-Ходаковского пришёл отрицательный ответ, финансирование экспедиции прекратилось. Умерла супруга, которая сопровождала его при переездах. Был управляющим в селении в Тверском крае. 1825 г. – умер там. В Публичной библиотеке, Погодин (занимался историографической работой). «Пути сообщения в древней России». Там же опубликован отрывок из «Путешествия Ходаковского по Ладоге-Новгород». Важность мероприятия заключается в предложенной методике. Сама практика проведения экспедиций не была новостью уже в XIX в. Носили как правило комплексный характер, предмет, с историей не связанный. Бывали когда комплексные исторические исследования, но системы не наблюдалось. А Доренго-Ходаковский предложил систему. Экспедиция не проведена до конца, изложена в виде журнальных публикаций. Сказалось введение термина/категорий народности => до сер. XIX в. Триада самодержавие – православие – народность. (Залецковский – историческая география – знаки русско-шведской границы – описание руб. XVIII – XIX вв.)
Сбор исторических материалов продолжали и другие.
Василий Николаевич Берх (1781 – 1834 гг.). Начал свою службу на флоте, окончил морской кадетский корпус, принимал участие в экспедиции Крузенштерна – на корабле Лисянского «Надежда». Потом – в отставку. В Перми – казённая палата; в Петербурге – продолжил службу по морскому ведомству.
11 – 21 гг. – в Перми: занялся изучением древностями этого края. Поездки в Чердынь, Соликамск. Проводится сбор письменных источников, беседовал со старожилами, фольклор по настоянию Румянцева. Сам тот материал недооценивал, т.к. в нём видел выражение суеверия. Методика исследований с успехом применялась. Берх – автор трудов по сбору географической. Опубликовано по России и за рубежом. Избран почётным членом Копенгагенского королевского общества. В 1820-х гг. начинает сою работу археологическая экспедиция – письменные тексты. Сбор, изучение памятников и подготовка их публикации. Входившие в неё учёные: путешествовали там.
Павел Михайлович Строев (1796 – 1876 гг.). Поездки по Русскому Северу. В прежние времена совершал аналогичные поездки по монастырям Подмосковья. 1823 г.: проект археологической экспедиции – для систематических трудов по собиранию источников. Через 5 лет начато. 1828-34 гг.: 14 губерний, материалы 200 архивов и библиотек, средняя полоса Центральной России, акты XIV – XVII вв., около 3000 документов, летописи, памятники, агиографическая литература (=жития, повествование их жизни обрастало реалиями соответствующих мест). Строев, вернувшись с севера: под впечатлением познания местности, особенно девственного севера – обращался к коллегам по цеху, там же негодование пассажа в адрес сиги столичных = кабинетных исследователей, кто не покидал мест для исследований.
Крупные авторитеты, специалисты, в т.ч. Михаил Петрович Погодин (1800 - 1875 гг.). Происхождение более чем скромное. Отец - крепостной крестьянин, домоправители графа Салтыкова; получил вольную после 1826 г. Московская гимназия. Факультет истории Московского Университета. Познакомился с трудами Карамзина. Карамзин определил взгляды Михаила Петровича => оказались ему очень близки. В то же период в Университете преподавал Михаил Трофимович Кочановский -> представлял скептическую школу. Основная мысль: работа Карамзина не отражает в полной степени исторической реалии [неразб.] писательской древности. В русской истории выделял период баснословия. Михаил Петрович, проникшись идеями Карамзина не мог разделять взглядов Кочановского. Полемика - когда Погодин стал профессором. Диссертация "О происхождении Руси". Представитель норманской теории, против того, что варяги=хазары. Высшая оценка Карамзина и других специалистов. А Погодин не решил, кем хочет быть: историком или журналистом. Погодин обдумывал возможность своего путешествия за границу - тогда и была такая практика. Предполагалось, что с помощью путешествия можно расширить багаж. Историки, художники предпринимали какие-то меры, чтобы поездку не платить. Сергей Михайлович Соловьёв - ученик Погодина - стал гувернёром графа Строганова; Евгений Евсидневич Голубинский - ездил за чужой счёт, изучал Балканы, страны южных славян, писал о Кирилле и Мефодие. Кабинет-министр: нет пользы посылать для окончания курса, [неразб.] => с 26 лет ему поручили читать курс всеобщей истории. До 34 лет преподавал в Университете. 35 - кафедра русской истории - заменил Кочановского. В 41 стал академиком. Были должности и в других научных учреждениях. "Исследования, лекции и замечания". Собирание рукописных памятников - коллекция. Куплена казной, хранится в Публичке -> летописи, сборники, рукописи Татищева. Будучи маститым, выезжал заграницу, общался с коллегами за рубежом, общался с Шафариным. 1860 г. - публичный диспут Погодина с Костомаровым - об этническом происхождении Руси. Погодин полагал, что Русь и варяги - это норманы. Костомаров полагал, что их происхождение надлежит связать с Литвой. Этот диспут отчасти на регионоведческую тему, речь о происхождении (ЗАПОМНИТЬ О ФАКТЕ ДИСПУТА). Имел широкий общественный резонанс, освещался в прессе. Николай Гаврилович Чернышевский поддерживал Костомарова. Костомаров имел ареол гонимого (Кирилло-Мефодиевское общество), воплощение оппозиционностию Чернышевский позволял себе в отношении Погодина выпады. +Отношения Погодина и Соловьёва. 1882 г. Погодин: "История монгольского ига". Старался быть в стороне от общественного движения. Но более на позиции официальной народности. Журналы: 1) "Московский вестник" - больше литературы, сотрудничал Пушкин (приятель); 2) "Москвитянин" - политический, идеи славянофилов, критиков теории родового быта. Отношения Строева и Погодина - поговорив со Строевым по возвращении его из экспедиции - написал Шевылеву (известная личность, был оппонент Соловьёву). Строев здесь каковы чудеса описывает о крае (самоеды, чудь - читы). Россия: сколько миров в ней. 1837 г. побывал в Тверской губернии на празднике Арсения Тверского - епископ, занимал архиерейский двор, рубеж XIV - XV вв. Увидел незнакомые обряды. => Русская история может улучшаться - исследованиями местных изысканий, чтобы занять Россию - надо её рассмотреть = дворянин московский не то, что оренбургский или тверской. Погодин поставил себе совершать путешествия по империи ежегодно, но понимал, что только этим улучшить исследование невозможно. => важно привлекать творческие силы на местах: учителя, студенты, приезжавшие на локации. Необходимо разработать специальные инструкции - > историк старался использовать методики по изучению местной истории. С течением времени, исколесил значительную часть европейской России, поддерживал научные связи на местах. Публиковать результаты своих исторических работ в "Москвитянине", тех, кто присылал из провинции материал. Нет речи о координации трудов (организации). В чём-то такая деятельность по организации поиска предвосхитила 1920-ые гг. - создание централизованного краеведческого учреждения. Кон XX - нач. XXI вв.: такая работа - Союз краеведов России. Сейчас самостоятельность свойственна. Первоосновы заложены Погодиным в тот период. Считал возможным применять полученные данные для построения выводов по истории древности и средневековья. Погодин сделал вывод, что границы княжеств отражены на рубежах, разделявших племена. Кроме того, делая какие-то выводы, Погодин приглашал к полемике тех людей, которые жили на местах. Возможность же применения провинциальных материалов для следующих эпох Погодин не рассматривал. Далеко не у всех -> с иронией относились к такого рода поездке: Бестужев-Рюмин иронизировал: чтобы лучше представить себе варяга ездил на берега Балтики.
Лекция 11. 13.12.2010
Вадим Васильевич Пассек (1807 – 1842 гг.). Исследования 1 пол. XIX в., учитывающие местный колорит. Окончил Московский Университет, близок с Герценом, после ареста Герцена жил в своём имении в Харьковской губернии – «Историю статистического описания Малороссии», опубликована в 1834 г. в материалах для истории российской губернии; позже составлен «Города Харьковской губернии с картами и гербами», 1840 г. Достаточно много работ связано с местной историей Украины – связано с сильно развитым национальным самосознанием, особо певучим фольклором.
План проведения раскопок – нет средств – обращение к Погодину – план: проведение исследований курганов, по всему пространству России от Дуная до Забайкалья – с одной стороны хорош, с другой невыполним. Министерство одобрило, но денег не выдавало -> предложено Пассеку ограничиться одной губернией, одним уездом, желательно рядом с местом жительства Вадима Васильевича – выбрал три уезда Харьковской губернии.
Новый проект: оценки (?) России -> один из ведущих авторов Пассек; один из разделов написал Герцен – 1830-40 гг. Отражена идея местного колорита. Материалы о разных регионах России, но единая система отсутствовала. 5 книг. Циклы – по [неразб.]. Измаил Иванович Срезневский и Пассек – авторы Малороссийского цикла.
Появился достаточно широкий слой ценителей Украинской культуры, в т.ч. и среди студентов. Российский учёный-филолог Измаил Иванович Срезневский (1812 – 1880 гг.). Родился в Ярославле. Однако, уже в совсем юном возрасте переехал в Харьков. В 14 лет поступил в Университет, занимался преподавательской деятельностью в пансионе, увлёкся этнографией. 1837 г. – защитил магистерскую диссертацию. Получил место адъюнта в Харьковском университете. Подготовил докторскую, не защитил. Предложение судьбоносное – поездил. Добился результатов в изучении украинской культуры. Ещё в Университете изучал материал. Локационные дни (каникулы) – Полтавскую, Харьковскую губернии объездил, выучил польский язык, учил словацкий (?).
1833, 1838 гг. – опубликовал 2 выпуска «Запорожской старины». Говорил, что мало письменных источников. Запорожцы его привлекали как народ-воин. Быт – нравы – обычаи. Раздел фольклора для разных разделов не одинаков. Для внутреннего – бóльшее значение, чем для внешнего. + Данные фольклора необходимо проверять по письменным источникам. Беллетрист, потом уже историк – этнограф должен заниматься этими данными. 1842 г. – вернулся из поездки. Был в Чехии, Моравии, Силезии, Лужице, Черногории, Галиции и др. Изучал местные говоры, собирал фольклор. Необходимо было бы вспомнить о его работе в стенах СПб Университета, сыграл роль с судьбе Бестужева-Рюмина.
Итоговая работа – мысль об истории русского языка: говорил о важности изучения наречий и сбора фольклора. Изучение местного колорита: прочно вошло в изучение с 1 пол. XIX в.
В общем и целом, на данном этапе: исследователи обращали внимание на археологию и фольклор. Методика раскопок не сделана. А сбор фольклора => благодаря работам того периода собран богатейший материал, который дошёл до сегодня.
По лекциям Дворниченко Андрея Юрьевича, подготовить вопрос, связанный с научной деятельностью Костомарова.
Платон Васильевич Павлов (1822 – 1895 гг.) Профессор Киевского университета Святого Владимира. Работал в том же ключе, что и историки-государственники, как Соловьёв и Кавелин: о слиянии родовых отношений государства. Они уделяли внимания истории и историческому процессу много меньше, чем федеративная теория Костомарова. Но и в работах Павлова: изучение исторического процесса на местном уровне.
Нижегородская губерния; отец помещик, мать крепостная (собственность этого помещика). Воспитывался в семье дяди. Образование в 1836 г. позволило стать воспитанником первоначального (?) в Петербурге, потом главный педагогический институт в Петербурге (подразделение Университета). Область научных интересов – античность. 1836 г. – защитил магистерскую диссертацию о политических мнениях античных трагиков. Первое пересечение с Костомаровым. 1846 г. – началось дело Кирилло-Мефодиевского обществ – Костомаров арестован – освободилось место адъютанта русской истории в Петербургском Университете -> Павлов сменил Николая Ивановича Костомарова на этом месте.
Воззрения Павлова на русскую историю близки государственникам => диссертация об историческом значении царствования Бориса Годунова. Опубликована в Москве в 1850 г.Для написания провёл год командировки в Москве. Познакомился с ведущими представителями научной школы. Развить родовую теорию – данных правовых – рассмотреть другие аспекты культурной жизни. Диссертация не в таком виде, в каком она первоначально.
Интерес к археологии. В Москве – беседы с Иваном Григорьевичем Забелиным – где археология имеет место быть – там настоящая история. Без изучения культурной жизни на конченой точке…
Тексты лекций Павлова не сохранились. Перечень вещей при аресте: лекции. Выписки делали сотрудники III отделения – сохранились. Жизнь в Киеве тяготила. После публикации диссертации, работы не выходили. В одном из писем Киев называл полуострогом, полусумасшедшим вертепом. Упрёки москвичам, следы существовавшей у него определенной зависти + способствовало тому, что поставил вопрос об [неизв.] искусственной централизации.
1856 г. – командировка на два года: Германия, Франция, Италия, Греция, славянские земли. Встреча с Герценом. Поездку называл археологической. Археология тогда не имела чёткой системы методов, не определилась с предметом научного исследования.
Высказывания о русской истории: что необходимо применять артефакты, история должна быть наглядно-образной. «История пластических искусств в связи с развитием культуры». – [неразб.] в Университете собрание, музей искусств, библиотечными книгами по истории искусства. Потом рассуждения о необходимости дополнить историю быль и войн историей бытовой = фактами из письменных источников. Фактами устными дополнять. Что памятники истории необходимо сравнивать с западными => сравнительный метод. В Москве: постарался встретиться с Забелиным, в т.ч. чтобы получить от Ивана Егоровича перечень предметов, которые могли бы полнее представить быт Древней Руси.
После возвращения с заграничной поездки жил в Киеве, затем отправился в Петербург. 1859 г. – как член археологической комиссии. История противостояния Костомарова и Павлова на конкурсе замещения кафедры – Костомаров выиграл. Павлов имел менее выигрышные позиции. Не имел отношения к Университету. А Павлов имел диссертацию по античной истории, защищался в Москве. + У Костомарова шлейф гонимого – пострадал по Кирилло-Мефодиевскому обществу, находился в ссылке. Место профессора училища правоведения. Пострадал по делу Харьковско-Киевского общества. Возникло в 1856 г. в Харькове, участники общались с Герценом, писали прокламации. 1858 г. в Харькове произошло студенческое волнение. Создание воскресных школ для связи с народом, с других городов. Ненависть к крепостному праву, за конституционные изменения. 1860 г. – разгром общества.
Почему те, кто занимался местной историей не лояльны к власти? Связано с тем, что монаршая власть – за централизацию, пополняет земское начало -> подразумевало перенос центра тяжести на местный уровень, общинный.
Харьковско-Киевское общество: были и студенты Павлова -> Между ними устанавливались неформальные связи. Устройство воскресных школ -> помогало ему в обществе. В квартире обыск, бумаги изъяты, Павлов уволен; работал в библиотеке. Лето 1861 г. – выбран на должность экстраординарного профессора (?) всеобщей истории. Осень – занятия сорваны из-за студенческих волнений. Преподавал в вольном университете – курс введения истории цивилизаций. В журнале «Месяцеслов» - статья «Тысячелетие России». Даёт важный материал для реконструкции концепции Павлова. Дополнительным источником являются выписки сотрудниками III отделения. 1859 г. – статья «О земских соборах», опубликовано в журнале «Отечественные записки».
Его воззрения: выражает несогласие с тем, что русскую историю сложно понять. Определяемые географией. «Соседство нивы со степью» - постоянная внешняя угроза, как и с западом. Обусловлено властью монархии -> взять верх над учреждениями. Правильность мысли – за судьбой других государств, в частности Франции => приводит параллели с Западной Европой. Не останавливался на древнейшем периоде. Его привлекает древний период от Ярослава до Ивана III -> эпоха удельно-вечевого союзного государства или федерации. Важнейшая черта – в присущей ему самостоятельности территориальных единиц. Эта самостоятельность подразумевала церковно-общинную структуру жизни. Проведение вечевых соборов, съездов -> не согласен с тем, что государство на Руси с Ивана III, что развитие исторического процесса шло от рода к государству. Заявил, что исторические события – с рода государства. Здесь государство было. Вопрос основы существования государственности -> политическая организация на местном уровне. Историк обращал внимание, что все высказанные мысли – есть сама форма государства эволюционировать. От более низких форм к более высоким, а иногда государство может развиваться и наоборот. Последний тезис не отрицал и неизбежность процесса. До кон. XVIII в. областная самобытность определяла помост (?) удельных князей, вечевые собрания земель. Позднее лицом самобытности выступает князь. Причина: ослабление вече, усиление дружин; Русь теряет земли. Исключения: Новгород и Псков – общерусская гражданственность получает развитие. Причиной, обеспечившей особый статус Новгорода и Пскова – то, что имели связь со странами запада, не покорены тарами. В домонгольскую эпоху: самоуправление, государственность общественная. Историк [неразб.] государственника, что не учитывает сей факт. Соловьёв: монголо-татарское не привело к разительным последствиям за рубежом (?); монголо-татары выступили катализатором начавшихся до них, они их ускорили. Павлов присоединился к государственникам.
К началу XVI в.: удельная самобытность: по всей Руси, включая Новгород и Псков. Самобытность шла под натиском централизации. А после потери самобытности земной – потерять самобытность сословную. Конгломерат Астрахань – Казань. Рассмотреть Смуту: борьбу против централизации поднялись сословия и целые области. В последующем, закрепощенные сословия лишь периодически заявляли о своих правах. Пережитки прошлого. Это, в частности, и земские соборы -> весь XVII в. -> представлена воля волостных местных общин. И другие нюансы, отсутствие регулярной армии, право высших слоёв входить в Думу, вольности боярские. Изучение переходного периода может быть более продуктивно, чем от Европы, нежели историки XVIII в., когда заимствования из Европы имели место быть.
Противоречия со славянофилами: оправдывал реформы Петра I, считал, что необходимы для наилучшего развития страны. После Петра: новый период русской истории, торжество центростремительных тенденций; федеративность в большей степени благо -> крамола относительно порядка вещей. В монархическом государстве => существует абсолютизм. В централизации – положительный эффект – связано с просвещением. Соединение федеративное теории государственно-юридической школы. Изучение правовых институтов. Были сильные и слабые места. До кон. XVIII в. – практически терял интерес к последующей эпохе. Доходил до XVIII в., а потом не уделял внимания местной истории – что централизация.
Нач. 1862 г. – новый конфликт с властью: позволил во время лекции, посвящённой тысячелетию России: Россия стоит теперь над бездной, нужно сближение с народом, который слышит. Ссылка в Лугу, затем в Кострому. 1866 г. – получил возможность вернуться в экспедиции в Петербург. 1877 г. – принимал участие в подготовке печати «Сибирское летописи». 1875 г. Вернулся в Киевский Университет Святого Владимира – в качестве ординарного профессора. Проработал 10 лет.
Дмитрий Иванович Иловайский (1832 – 1920 гг.)
Известный в дореволюционной России. Популярность: являлся автором учебников для гимназий, средних учебных заведений. Умер в 1920 г. – пережил революцию, сохранил волю, присутствие духа, не был сломлен. Родился в г. Раненбург Рязанской губернии (ныне Липецкая губерния). Отец служил управляющим; окончил уездное училище, определён в Рязанскую губернию. Преподавательскую деятельность начал рано. Начинал в качестве репетитора, репетиторство имело широкое распространение. 1850 г. – окончил гимназию, поступил на историко-филологический факультет Московского Университета. Лекции в т.ч. и Сергея Михайловича Соловьёва: предложил Иловайскому тему для научной работы: история Рязанского княжества. 1854 г. – окончил Университет. 6 лет должен отслужить на благо Министерства Народного просвещения – преподавал в рязанской гимназии, где учился. Научная работа, учебные издания. Полученный опыт преподавания: по новому взглянул на школьное образование: объединить работу ученика и учителя, должно быть сделано посредством учебника (высоко оценивал роль учебника, а уровень существовавших научных пособий – неудовлетворительно). Преподавательская деятельность не могла заглушить научный интерес. Во время локаций = каникул пешком путешествовал по Рязанской губернии: для диссертации: археология, памятники архитектуры, местные предания, жителей = знакомство с настоящим изучаемого края – поможет понять историю края. Свои впечатления о путешествиях: путевые очерки. 1856 г. – опубликовал «Прогулки по берегам Оки» в «Московских ведомостях» - серия статей. Написано в духе местного колорита: жанр заметок, повествовательно-описательный характер. Научен сам замысел этой поездки. Описание – литературное -> предназначалось для широкого круга читателей – газеты. Собранные материалы -> магистерская диссертация «История Рязанского княжества», защитил в 1858 г. в Московском Университете. Переиздана издательством «Чарли» в серии, что и труды Костомарова. С интересом встречена среди учёных, как попытка изучения местной истории. Иловайский занимался исследованием [неразб.] как история в определённом регионе.
Одной из главных задач: собрать и систематизировать факты, проанализировать данные источников.
В то же время, в Петербурге готовил по данной теме историк Борзаковский => Борзаковский переключился с Рязани на Тверь (два раза переиздан).
Большое значение: знакомству историка с местностью. Одна из глав его книги: на основе собранного материала и по данным книги – по «Большому чертежу Рязанской губернии». Отзыв дал и Апполон-Григорьев: пожелание продолжать и с 1584 г. (смерть последнего рязанского князя) и дальше.
В 1858 г. – по хлопотам Уварова – в Москву. 1860 г. – увидел свет его первый учебник для старших (?) классов «Краткие очерки русской истории». Место адъюнта на кафедре Московского Университета. Готовился к профессорскому званию – поездки за рубеж, ему расходы были оплачены. Изучал достижения современной европейской педагогики.
1862 г. – уходит со службы, мотивируя отставку, что занятия со студентами, подготовка и чтение лекций отвлекают его от занятия русской историей. Не работал, не служил, существовал на гонорары. До 1917 г.: учебники выдерживали десятки изданий. Чем дальше, тем больше конкуренция коллег: Платонов, Соловьёв. + Иловайский был с точки зрения власти человеком благонадёжным. Учёные советы: сами выбирали, зачастую останавливались на Иловайском – у него методическая выветренность. Вёл роскошную жизнь, независимость. Взгляды консервативные. Резко критиковал революцию 1905 г. 1917 г. – в ЧК открыто признал, что был и останется монархистом.