Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Историко-географическое и топографическое описания наместничеств Российской империи.



Каким образом рассылавшиеся анкеты способствовали исторической направленности? Втор. полов. XVIII в.: правительство предпринимало ряд решительных мер для описания регионов. Эти материалы использовать для [неразб.] описания регионов.

1760-86 гг. ок. 18 анкет в разных местах придавало импульс к историческим исследованиям => описания исторических губерний: Крестинин, Рычков.

Анкета 1783 г.: 8 вопросов: ежели можно справиться о его начали: кем и когда на какой случай построили, каким владением был, кем подвержен, кем и как управлялся? => находили человека, группу -> в каждом случае по разному выполнялась работа. В административном плане импульс к проведению исторических исследований на местах.

 

Ярославль. Один [неразб.] способствовал фактор – личность губернатора. Многое зависело от того, кто. 1777 г. – Александр Мельгунов (1722-88 гг.) губернатором назначен – один из замечательных деятелей времён Екатерины II. Она говорила: очень и очень полезный человек, из старинниого рода. Ян Мангалеев выходец из западных стран, выехал на службу в Рязанскую область в XV в. Отмеч.: дружен с Александром Шуваловым. Окончил сухопутный шляхетский корпус, адъютант Петра Фёдоровича. Должность сенатора, председатель Каммерц-коллегии. В его подчинении: Вологда, Архангельск = в его подчинении Державин. Заботился о развитии просвещения. В Ярославле открыл сиротский дом. В Холмогорах: мореходное училище. Любил историю и литературу. Благодаря Мельгунову, в 1786-87 гг. издавался журнал «Объединённый пошехонец» = территория по реке Шексна. Задача журнала: «открыть сокровища края». Другое название – 1787 г. «Ежемесячные сочинения». Редактор – московский журналист Санховский. Материалы по краеведению. Первый краеведческий журнал России. Меры по изучению края. Составлено историко-географическое (топографическое) описание ярославской истории церквей, монастырей. Помощники: архиепископ Миславский – ростовская кафедра, выходец из Киевской церковной академии (?). Некоторые результаты деятельности (Милославского) <- Мельгунов ставит его в скобки; публиковались у «Объединённого пошехонца».

Другие регионы после 1777-79 гг. – указов императрицы. Ездил в Архангельск, встречался с Крестининым - впечатление на него благоприятное. Введенного региона: писание земель, составление карты. Как итог: создание общего описания.

Итог: идеи Просвещения. Сторонники идеи Просвещения вступали в масонские ложи. Мельгунов основал масонскую ложу в Ярославле.

 

 

Лекция 9. 22.11.2010
Фёдор Иванович Самойлов. род. 1682 г. О его деятельности в бассейне Каспийского моря, картографировании, бассейн Одера. Энциклопедизм для науки XVIII в. - вещь характерная. Гнездо Петрово. Учился в навигационной школе, три года совершенствовал свои знания в Голландии. Как Татищев участвовал в Полтавской битве. Корабль Вера Могланд - в 1742 г. - Персидский поход. Сохранил пост. При Анне Иоанновне в 1739 г. - пост вице-президента Адмиралтейств-коллегии. На исходе царствования АИ: политическая ситуация борьбы двух группировок 1) патриотическая - Артемия Волынского; 2) Бирон: сумел расправиться с противниками. Самойлов - член кружка Волынского. 1740 г. - проект переустройства флота; но кружок разгромлен. Ссылка в Сибирь 1740 г. АИ отошла в мир иной. На престоле Елизавета - и те, кто в прежнее царствование отправились в заключение - вернулись. Но Самойлов остался в Сибири генерал-губернатором.
Несколько работ: Описание Каспийского моря и чинённых на нём завоеваний яко часть стории Петра Великого - > опубликована Миллером в ежемесячном сочинении; переиздано в «Sammlunge Russische Geschichte». В произведения [неразб.] общества русско-турецкой войны. О необходимости сыска новых мест. Речь об экспедиции к востоку от Каспия (Александр Бекович Черкасский).
При изучении местной истории (ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ). Экспедиция 68 - 74 гг., организована АН. Пештич (автор трёхтомного исследования по историографии): экспедиция занимала важное место. Основа: научные изыскания. => комплексное исследование - полицисциплинарность оказалась и здесь: академики участвовали: собирали весь материал, даже не будучи специалистами в этой области. Исторически - не полностью. Задание: наблюдение за астрономическим явлением обхождения Венеры через Солнечный диск. Ломоносов: первый в мировой науке пришёл к выводу, что у Венеры есть атмосфера ~ тонкий волосок. За минимальным количественным составом. АН: провести более масштабное исследование. Вольное экономическое общество и Каммерц- и медицин- коллегии: предъявили проекты. Исторически говорилось о желательности изысканий (но не будет ~ экономическое общество было заинтересовано). Академия надеется, что путешествующие: к применению изучать будут всё -> поправлению частной географии; обряды, древние повести обитающих в этой стране, осматривать развалины древних мест и др. достопримечательности... => рекомендательный характер исторических исследований - нет грани перед этнографическим, археологическим и историческим исследованием (которые стояли во втором ряду после географии). Предполагалось, что участники экспедиции в заключительное время будут осматривать материал. Позже публиковать на русском и немецком языке. После план скорректирован. Вести дневник: первая версия - научная, вторая - научно-популярная - для опубликования в комментариях АН. Образец: дневник Карла Линнея по путешествию по Швеции. Бюрократия развита: от руководителей требовали зачтения инструкций ~ далеко не всегда получалось как на бумаге. Экспедиционная работа не простое, опасное дело. Некоторые учёные пожертвовали жизнью. 1774 г. - несколько человек погибли. Академик Гмелин - племянник того Гмелина, который в составе Великой Северной Экспедиции - погиб в плену - отдалённое путешествие на восток - был в Персии, недалеко от Кищляра - через Дагестан - его захватил местный правитель - заплатить выкуп, но Гмелин умер в плен. Врач Фальк - совершил далёкое путешествие, ездил в Западную Сибирь, на обратном пути в Казани толи не выдержал тягот - во время помутнения рассудка покончил с собой. Академик Ловиц (отец химика) – 1774 г. – казнён Пугачёвым не то в Камышлине, не то в Иловле – по Пушкину: на вопрос Пугачёва: чем занимаешься, голубчик? – изучением небесных светил. – надо тебя поближе к ним. -> т.к. имел акцент, по другому одет; сопровождающий адъютант Иноходцев сумел спастись.

Интерес к истории просыпается… Администрация отказывалась отправить материалы. Причина: интеллектуалы рассчитывали сами использовать материалы для собственных исследований.

1781 г. – на р. Сень – г. Курск. Губернатор Свистунов – изучение курского наместничества; местные люди не хотели давать материалы. Позже повторилось в Калуге.

После работ, отчётов 71 – 81 гг. – к публикации Аласа, Фалька, Лепёхина, Гиндельштедта, Гмелина: зоолог, ботаник, три врача. Имели историческую составляющую. 1820-х гг.: издав на русском языке в полном собрании путешествующих по России (опубликовано в сети).

В России с 71 г.: положено начало классической литературе описания экспедиций путешественников-натуралистов. Николай Яковлевич Озерецковский (Ладога, Онежское озеро); дневные записки путешествияИвана Ивановича Лепёхинапо разным провинциям российского государства 68 – 69 гг. СПб 1771 г. В последствии, к дневным запискам путешествия вышло «Продолжение дневных записок» 70 – 72 гг.В ходе миссии по Волге, Уралу, Русскому Северу – имеют форму путевого дневника. В качестве приложения имелось иного рода источники. Изложение не всегда имело сухой академический стиль. Иногда похоже на сатиру. Полное описание мест. Следовал инструкции АН в той части где о разного рода исторических памятников, говорил об истории городов, описывал развалины. Подобные наблюдения делались не только в отдалённых областях; записал легенду о Плавучем озере:

1174 г. – смерть Андрея Боголюбского: жил в Боголюбове – окрестности Владимира, его подчинённые напились меду и убили стражника, вторглись в спальню, закололи Андрея. Замешана жена Андрея – Улита. Междоусобная война завершилась победой Михалки и Всеволода – старались побороть убийцу старшего брата. Поганое озеро – круглое – утопили Улиту. Плавучее озеро – более отдалённое: там утопили убийц в колодах – деревянных ящиках-коробах ~ озеро среди болот, там острова из мха и некоторые из этих островов мха отрываются ~ легенда, что это не кусочки мха, а гробики. – «Гибели Андрея Боголюбского» Кривошеева.

+ разного рода подробности. Лепёхин: говорил, что сказка, но всё зафиксировал.

Сделаны важные наблюдения в Поволжье среди калмыков, башкир, коми. Описаны орудия труда, применявшиеся в XVII в. в Поволжье и не только с помощью записи, всё это сопровождалось рисунками плуга и др. Юридическое исследование. Записал тексты калмыцких законов. Освещал исторические факты – вероломство воеводы Утятникова: напоил и перебил старшин; переписка крестьян на севере, в Холмогорах: в проблемах местного населения проследить ход колонизации края. Возникновение местных городов: Холмогор, Архангельска -> не один десяток страниц посвящено описанию – пришлось краткое известие и общие замечания в городе Архангельске. Общество для исторических исследований, созданное Крестининым. На основании текстов Крестинина и Лепёхина: вывод, что Лепёхин использовал труды Крестинина -> это сравнение Пештич сделал.

Некоторые выводы Лепёхина делают обобщающий характер – территория по Двине, работа Рычкова; Фёдор Эмин – автор российской истории (авантюристская биография: турецкая армия язычников, Брокгауз-Ефрон, в России писал романы, написал Российскую историю). Выводы Лепёхина: его концепция – во многом сходна с соображениями Крестинина. Но мысль Ивана Ивановича: в стародавние времена жили язычники-идолопоклонники чудь – существовали до прихода англичан. Про Холмогоры – двиняне – часть новгородского города-государства, Холмогоры старше Новгорода, имели соучастие в народоправительстве -> выдаёт Лепёхина, как человека, не принадлежащего к аристократическому сословия. Отец его солдат Семёновского полка. Лепёхин сочувствует исконной земли вольности. Законы Ярослава – считает, что причина своевольств и нестроений (противоположно Рычкову). Сходно с Рычковым: о происхождении русского народа – основа – чудские племена. Этимология слова пермяк и Великая Пермь. Особое внимание: ценность местным преданиям (в XIX в. многие силы на сбор фольклора: важнейший инструмент для реконструкции истории). Пермяки -> речь о данных народу коми-утир грамоте -> плата русских купцов. Оказал услугу богатырь Перя: льготы гарантировал. Почему грамота исчезла? Народ стали называть перяками – трансформировалось в пермяков. Лепёхин не совсем доверял этим сказаниям. Лепёхин не совсем доверял этим сказаниям. Не брался судить о степени достоверности легенды о пермяках.

Пропаганда научных трудов Крестинина, поддерживал после смерти Ломоносова Рычкова – чтобы издавались. Участвовал в экспедициях. Работа Гмелина – одна из глав об Астрахани -> часть о Старой Ладоге (?). Описывал Гмелин развалины на р. Ахтуба. Какие-то ошибки возникали из-за чрезмерного развития истории. Ломоносов: о соотношении Астрахани и летописи Тмутаракани. О XVIII в. Гмелин ничего не сообщал, ссылаясь на труд Соймонова.

 

Об экспедиции2 пол. XVIII в. АН – Рычков Николай Петрович (сын Петра Ивановича). Сам экспедицией не руководил. Входил в палат Паллас (Крымвесь должен объездить) 1769 – 70 гг. Во время поездок по Заволжью и Уралу историко-археологические данные по истории Волжской Булгарии. Обрабатывал материалы перед следующей отправкой в СПб, помогал папенька - Рычков старший.

 

Связанное с деятельностью Евгения Балховитинова (1767 – 1837 гг.), он же Евфимий Алексеевич. Родился в Воронеже. Год смерти (запомнить) – в один год с Пушкиным. Разгар провинциальной историографии. Деятельность: огромный территориальный охват. Перемещался по долгу архиерейского служения. Исторические труды посвящены разным регионам России. Оставлял весьма любопытные описания исторической достопамятностей. Его отец – небогатый приходской священнослужитель. => Из духовной среды. Будучи ещё совсем подростком, митрополит Евпей (?) поймал отца (?). Учился в Воронеже, показал себя в гимназии с лучшей стороны. 85 г. – получил возможность обучения в Московской духовной академии. Одновременно посещал лекции в Московском университете. Не чужд был и занятий философией. По заказу Новикова занимался переводом философских сочинений. А нравы там достаточно вольные. Тем более, перевод далеко не всегда связан с богословием. В этот период сошёлся со специалистом: Бартыш Каменский. 89 г. – закончил курс, назначен в Воронеж преподавателем общей истории. 93 г. – получил рукоположение – сан в Воронежской семинарии, префектом. Научные планы амбициозные: «Русская история». Однако, у него недостаточно материала => заняться более реальным. Помощь ему оказала работа в местных архивах (работ, подобных Карамзину не было). Евфимий Алексеевич выпускает несколько сочинений. «Надгробное слово архиепископа Иннокентия». «Полное описание жизни священного Тихона Задонского». «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» => масса архивного материала из Воронежа. Работа по истории Воронежской семинарии. До поры, до времени жизнь складывалась нормально. Но потом трагедия: умерло трое детей, ушла жена – за два года => заставило задуматься об уходе из мира = > принять постриг. Бартыш Каменский: хлопоты о переводе в Пб ~ не очень охотно. Монах Евгений – работает в Духовной академии -> труды об общей русской церкви. По словам Михаила Петровича Погодина: это человек, который не мог побыть ни одного дня без того, чтобы не написать что-то. Продолжалась и его церковная карьера. Архимадрит Зеленецкого монастыря – на территории Ленобласти, Волховский район (зеленец = остров среди болота). Митрополит Сергиевой пустыни. 1804 г. – получает назначение новгородского викария. Епископ старорусский - официально. (Епископ = управитель церкви на территории -> если слишком большая; викарий = на локальный участок епархии, брать из архиерея, его назначившего).

Достойно, чисто пребывал в Новгороде. Библиотека Святой Софии как результат -> исторические разговоры о древностях Великого Новгорода, находка и публикация в «Вестнике Европы» древнейшего акта – «Жалейная грамота новгородского Юрьевского монастыря от Мстислава Владимировича и его сына Всеволода Мстиславича на село Бойтцы», датируется до 1132 г. Мстислав Вл. – сын Вл. Мономаха; Всев. Мстисл. – в 1136 г. первый выгнанный ими князь. Грамота физически существует. Ввёл в оборот её Евгений Балховитинов. Грамота о праве сбора податей с этого села.

Не забывал о работе над трудами по общей истории. Член Московского императорского университета и АН. 1708 г. – Евгений получил перевод в Вологду. Не оставляет учёных занятий, его привлекают материалы местных архивов. Осознаёт важность изучения, поиска и введения в научный оборот источников => обращается к такого рода труду ~ роль чернорабочего в исторической науке. Работал над трудом «История российской иерархии» - статистический сборник, в котором приводится перечень архиереев. Труд по местной истории – иерархия связана с некоторыми регионами. Описание монастырей вологодской епархии. Статья «о древностях вологодских и зырянских».

Для базы своих исследований ездил по монастырям, работал в архиве, изучал подписи и графику. Будучи митрополитом, мог распорядиться, чтоб материалы доставляли лично. 1813 г. – на берега Угры, Калуги. 1816 г. – Псков, Великая: за историю княжества Псковского. Летопись г. Изборска. Описал 6 псковских монастырей. Попутно заинтересовался российской духовной миссией в Китай. «Словарь о бывших писателей духовного чина» – библиографический, опубликован в журнальном варианте, 1818 г. – издана в виде книги. Вторая часть – издание после смерти Евгения Балховитинова. 1822 г. – назначение почётное на киевскую кафедру. Составление описания Киево-Софийского собора (!), издано в 1825 г. Ещё одна святыня: Киево-Печерская лавра. 1826 г. – через год после описания Киевского Софийского собора выпускаетописание Киево-Печерской лавры при совокуплении [… тных] грамот и выписок + приводится погодный перечень настоятелей Киево-Печерской обители. 1832 г. – Киевский месяцеслов: по киевской епархии.

Митрополит Евгений пытался вести и археологические раскопки. Фундамент Десятинной церкви и Золотых ворот. Умер в 1837 г.

Взгляды на историю. Как иерарх не мог сочувствовать свободной мысли Вальтера и Монтескье. Отцы церкви нам физике не учитель. Принимал участие в суде над декабристами (в последствии в качестве архиереев). Был в составе той делегации, которая выезжала на Сенатскую площадь – к декабристам, пытаясь увещевать бунтовщиков.

Сообщение фактов в цифрах. Сугубо повествовательный, справочный характер. Ставя концепцию: обобщающей концепции в его трудах не найдётся.

С кон. втор. десятилетия XIX в.: связано с работами Николая Карамзина – отразилось на ход исторических исследований в целом.

 

Лекция 10. 29.11.2010

Исследования по местной истории Николая Михайловича Карамзина. Импульс, который получила историческая наука – динамично стала развиваться. Детально прорабатывал источники, исследовал историографию. «Весь XVIII век стоял за ним» - по выражению Федотова. Философия просвещения – основная мысль: господство разума => подчинить всё в человеке и социуме. [Неразб.] разума существует независимо от нашей воли => история в этой связи как нравоучение. Субъективный фактор – роль личности в истории – правителей -> автоматически означает, что история творится в центре, не так важна местная история, т.к. для понимания исторического процесса даёт не так уж много. Миллер, Татищев, Щербатов – на местах работы выходили, но не устойчивая тенденция.

1818 г. – первые восемь томов. Три тыс. экземпляров. Выходили как горячие пирожки. 1820 – девятый том: о жестокости Ивана Грозного; успех труда Карамзина – т.к. востребован. Победа над Наполеоном внесла свою лепту. Среди подписчиков на новое издание – не мало людей из регионов. В результате, расширилась и краеведческая работа. (Исследования древностей Куликова поля).

Два десятилетия XIX в. в науке внедряется понятие местного колорита – цвет местности – (может быть, впервые потреблён Вяземским в предисловии к Бахчисарайскому фонтану). Автор рассуждал и о понятии народности и о фольклорных изысканиях: цвет местности сказался как нельзя кстати в исследованиях поиска фольклора. Михаил Александрович Максимович 1804 – 73 гг. Собирал фольклорный материал с Украины. В этом плане, украинскому фольклору повезло более других. Гимназические годы – в Новгород Северском. Университет – защитил магистерскую диссертацию; по специальности – ботаник. Ездил в составе экспедиции на Кавказ. Его страсть – литература, сказки. К книгам питал особый интерес: памятник, в котором отражался быт народности. 1827 г. – сборник «Малороссийские поиски». Занимал пост ректора Киевского университета. Руководил кафедрой русской словесности. Потом – министр народного просвещения Уваров. [что к чему? не разберу– посмотреть википедию]

Помимо этнографических поисков: другие области знания: древнерусская литература. Участвовал в споре южан и северян о времени происхождения языка. Южане: украинский язык от древнерусского корня; удревняли его. Максимович согласился с Погодиным. Развитие подобного подхода -> вывод, что и общая история ведёт начало от Киевской Руси. Меря. Статья о мнимом запустении Украины и населения её новопришлым народом. Подобного рода взгляды получили развитие в украинской историографии. До абсурда: Украине и России суждены разные пути – отчасти этот деструктивный вариант заложен в историографию Украины. Самомý Максимовичу такие взгляды не следственны. Он: Украина – преемственность от Киевской Руси.

Привлечение источников с народа – не один Максимович. 1820 г. – Зориан Доренго-Ходаковский = Адам Черновский (1784 – 1825 гг.) выступил с проведением специальной экспедиции для изучения народностей. Цель: попытка писания общей славянской истории. По происхождению – польский шахтич. Спесивость, определённая неразумность, ярко выраженный патриотизм -> переживал за свою страну. Служил в Малодутке (?) на русской службе, пытался войти в герцогство Варшавское – вступив в формировавшейся армии -> в ссылку в Сибирь – солдатские ряды. Армию с приближением войны перебросили из Сибири на западные границы. Дезертировал: перебрался в Польшу, примкнул к великой армии Наполеона. После поражения поляки получили амнистию, кроме него, т.к. дезертировал с русской. Осел в Галиции (Австрия), окончательно принял имя Зориан.

Изучение археологических памятников, экспедицию. Прибыл в Петербург в 1820 г. – в определённый период изучение местной истории: сосредоточено на этнографии (сбор фольклора), археологии (сбор вещественного материала). Подобно тому, как накапливался материал письменных источников -> провести работу и во вспомогательных исторических дисциплинах. Румянцев, министр просвещения Голицын (в последствии, его сменил Шишков), знакомился с планом Карамзин, ознакомился и государь. => в течение четырёх лет. Финансирование 3 тыс. рублей. Проект опубликован в печати – журнал «Сын отечества». Доренго-Ходаковский пересматривал и свои политические взгляды – считал, что на той территории, где проживали восточные славяне ему удастся найти бóльше, т.к. на западе: католичество приложило больше усилий на стирание элементов народной жизни. Ходаковский полагал, что историю писали не познавшие народы, а потенциал письменных ограничен – не может дать ответ на вопрос о генезисе славянства – часть ответа на всём пространстве земли славянской -> проведение на местах. Придерживаются столиц – изначально начертано. Это ограничение. Расширить источниковую базу => действия на сбор информации на местах.

1820 г. – по Неве на Ладогу, побывал в Новгороде и Твери, попытался вести археологические раскопки. 1821 г. – прибыл в Москву, создал карту, географический словарь, предполагалось заняться осмотром других местностей: ареалы расселения летописных племён: вятичи, словене: территория распространения, границы их языка. Наблюдения этнографического порядка: позволить реконструировать расселение племён. (Спицын – по височным кольцам).

1821 г. на посланные отчёты Доренго-Ходаковского пришёл отрицательный ответ, финансирование экспедиции прекратилось. Умерла супруга, которая сопровождала его при переездах. Был управляющим в селении в Тверском крае. 1825 г. – умер там. В Публичной библиотеке, Погодин (занимался историографической работой). «Пути сообщения в древней России». Там же опубликован отрывок из «Путешествия Ходаковского по Ладоге-Новгород». Важность мероприятия заключается в предложенной методике. Сама практика проведения экспедиций не была новостью уже в XIX в. Носили как правило комплексный характер, предмет, с историей не связанный. Бывали когда комплексные исторические исследования, но системы не наблюдалось. А Доренго-Ходаковский предложил систему. Экспедиция не проведена до конца, изложена в виде журнальных публикаций. Сказалось введение термина/категорий народности => до сер. XIX в. Триада самодержавие – православие – народность. (Залецковский – историческая география – знаки русско-шведской границы – описание руб. XVIII – XIX вв.)

 

Сбор исторических материалов продолжали и другие.

Василий Николаевич Берх (1781 – 1834 гг.). Начал свою службу на флоте, окончил морской кадетский корпус, принимал участие в экспедиции Крузенштерна – на корабле Лисянского «Надежда». Потом – в отставку. В Перми – казённая палата; в Петербурге – продолжил службу по морскому ведомству.

11 – 21 гг. – в Перми: занялся изучением древностями этого края. Поездки в Чердынь, Соликамск. Проводится сбор письменных источников, беседовал со старожилами, фольклор по настоянию Румянцева. Сам тот материал недооценивал, т.к. в нём видел выражение суеверия. Методика исследований с успехом применялась. Берх – автор трудов по сбору географической. Опубликовано по России и за рубежом. Избран почётным членом Копенгагенского королевского общества. В 1820-х гг. начинает сою работу археологическая экспедиция – письменные тексты. Сбор, изучение памятников и подготовка их публикации. Входившие в неё учёные: путешествовали там.

Павел Михайлович Строев (1796 – 1876 гг.). Поездки по Русскому Северу. В прежние времена совершал аналогичные поездки по монастырям Подмосковья. 1823 г.: проект археологической экспедиции – для систематических трудов по собиранию источников. Через 5 лет начато. 1828-34 гг.: 14 губерний, материалы 200 архивов и библиотек, средняя полоса Центральной России, акты XIV – XVII вв., около 3000 документов, летописи, памятники, агиографическая литература (=жития, повествование их жизни обрастало реалиями соответствующих мест). Строев, вернувшись с севера: под впечатлением познания местности, особенно девственного севера – обращался к коллегам по цеху, там же негодование пассажа в адрес сиги столичных = кабинетных исследователей, кто не покидал мест для исследований.


Крупные авторитеты, специалисты, в т.ч. Михаил Петрович Погодин (1800 - 1875 гг.). Происхождение более чем скромное. Отец - крепостной крестьянин, домоправители графа Салтыкова; получил вольную после 1826 г. Московская гимназия. Факультет истории Московского Университета. Познакомился с трудами Карамзина. Карамзин определил взгляды Михаила Петровича => оказались ему очень близки. В то же период в Университете преподавал Михаил Трофимович Кочановский -> представлял скептическую школу. Основная мысль: работа Карамзина не отражает в полной степени исторической реалии [неразб.] писательской древности. В русской истории выделял период баснословия. Михаил Петрович, проникшись идеями Карамзина не мог разделять взглядов Кочановского. Полемика - когда Погодин стал профессором. Диссертация "О происхождении Руси". Представитель норманской теории, против того, что варяги=хазары. Высшая оценка Карамзина и других специалистов. А Погодин не решил, кем хочет быть: историком или журналистом. Погодин обдумывал возможность своего путешествия за границу - тогда и была такая практика. Предполагалось, что с помощью путешествия можно расширить багаж. Историки, художники предпринимали какие-то меры, чтобы поездку не платить. Сергей Михайлович Соловьёв - ученик Погодина - стал гувернёром графа Строганова; Евгений Евсидневич Голубинский - ездил за чужой счёт, изучал Балканы, страны южных славян, писал о Кирилле и Мефодие. Кабинет-министр: нет пользы посылать для окончания курса, [неразб.] => с 26 лет ему поручили читать курс всеобщей истории. До 34 лет преподавал в Университете. 35 - кафедра русской истории - заменил Кочановского. В 41 стал академиком. Были должности и в других научных учреждениях.
"Исследования, лекции и замечания". Собирание рукописных памятников - коллекция. Куплена казной, хранится в Публичке -> летописи, сборники, рукописи Татищева. Будучи маститым, выезжал заграницу, общался с коллегами за рубежом, общался с Шафариным.
1860 г. - публичный диспут Погодина с Костомаровым - об этническом происхождении Руси. Погодин полагал, что Русь и варяги - это норманы. Костомаров полагал, что их происхождение надлежит связать с Литвой. Этот диспут отчасти на регионоведческую тему, речь о происхождении (ЗАПОМНИТЬ О ФАКТЕ ДИСПУТА). Имел широкий общественный резонанс, освещался в прессе. Николай Гаврилович Чернышевский поддерживал Костомарова. Костомаров имел ареол гонимого (Кирилло-Мефодиевское общество), воплощение оппозиционностию Чернышевский позволял себе в отношении Погодина выпады. +Отношения Погодина и Соловьёва.
1882 г. Погодин: "История монгольского ига". Старался быть в стороне от общественного движения. Но более на позиции официальной народности.
Журналы: 1) "Московский вестник" - больше литературы, сотрудничал Пушкин (приятель); 2) "Москвитянин" - политический, идеи славянофилов, критиков теории родового быта.
Отношения Строева и Погодина - поговорив со Строевым по возвращении его из экспедиции - написал Шевылеву (известная личность, был оппонент Соловьёву). Строев здесь каковы чудеса описывает о крае (самоеды, чудь - читы). Россия: сколько миров в ней.
1837 г. побывал в Тверской губернии на празднике Арсения Тверского - епископ, занимал архиерейский двор, рубеж XIV - XV вв. Увидел незнакомые обряды. => Русская история может улучшаться - исследованиями местных изысканий, чтобы занять Россию - надо её рассмотреть = дворянин московский не то, что оренбургский или тверской. Погодин поставил себе совершать путешествия по империи ежегодно, но понимал, что только этим улучшить исследование невозможно. => важно привлекать творческие силы на местах: учителя, студенты, приезжавшие на локации. Необходимо разработать специальные инструкции - > историк старался использовать методики по изучению местной истории. С течением времени, исколесил значительную часть европейской России, поддерживал научные связи на местах. Публиковать результаты своих исторических работ в "Москвитянине", тех, кто присылал из провинции материал. Нет речи о координации трудов (организации). В чём-то такая деятельность по организации поиска предвосхитила 1920-ые гг. - создание централизованного краеведческого учреждения. Кон XX - нач. XXI вв.: такая работа - Союз краеведов России. Сейчас самостоятельность свойственна. Первоосновы заложены Погодиным в тот период.
Считал возможным применять полученные данные для построения выводов по истории древности и средневековья. Погодин сделал вывод, что границы княжеств отражены на рубежах, разделявших племена. Кроме того, делая какие-то выводы, Погодин приглашал к полемике тех людей, которые жили на местах. Возможность же применения провинциальных материалов для следующих эпох Погодин не рассматривал. Далеко не у всех -> с иронией относились к такого рода поездке: Бестужев-Рюмин иронизировал: чтобы лучше представить себе варяга ездил на берега Балтики.

Лекция 11. 13.12.2010

Вадим Васильевич Пассек (1807 – 1842 гг.). Исследования 1 пол. XIX в., учитывающие местный колорит. Окончил Московский Университет, близок с Герценом, после ареста Герцена жил в своём имении в Харьковской губернии – «Историю статистического описания Малороссии», опубликована в 1834 г. в материалах для истории российской губернии; позже составлен «Города Харьковской губернии с картами и гербами», 1840 г. Достаточно много работ связано с местной историей Украины – связано с сильно развитым национальным самосознанием, особо певучим фольклором.

План проведения раскопок – нет средств – обращение к Погодину – план: проведение исследований курганов, по всему пространству России от Дуная до Забайкалья – с одной стороны хорош, с другой невыполним. Министерство одобрило, но денег не выдавало -> предложено Пассеку ограничиться одной губернией, одним уездом, желательно рядом с местом жительства Вадима Васильевича – выбрал три уезда Харьковской губернии.

Новый проект: оценки (?) России -> один из ведущих авторов Пассек; один из разделов написал Герцен – 1830-40 гг. Отражена идея местного колорита. Материалы о разных регионах России, но единая система отсутствовала. 5 книг. Циклы – по [неразб.]. Измаил Иванович Срезневский и Пассек – авторы Малороссийского цикла.

 

Появился достаточно широкий слой ценителей Украинской культуры, в т.ч. и среди студентов. Российский учёный-филолог Измаил Иванович Срезневский (1812 – 1880 гг.). Родился в Ярославле. Однако, уже в совсем юном возрасте переехал в Харьков. В 14 лет поступил в Университет, занимался преподавательской деятельностью в пансионе, увлёкся этнографией. 1837 г. – защитил магистерскую диссертацию. Получил место адъюнта в Харьковском университете. Подготовил докторскую, не защитил. Предложение судьбоносное – поездил. Добился результатов в изучении украинской культуры. Ещё в Университете изучал материал. Локационные дни (каникулы) – Полтавскую, Харьковскую губернии объездил, выучил польский язык, учил словацкий (?).

1833, 1838 гг. – опубликовал 2 выпуска «Запорожской старины». Говорил, что мало письменных источников. Запорожцы его привлекали как народ-воин. Быт – нравы – обычаи. Раздел фольклора для разных разделов не одинаков. Для внутреннего – бóльшее значение, чем для внешнего. + Данные фольклора необходимо проверять по письменным источникам. Беллетрист, потом уже историк – этнограф должен заниматься этими данными. 1842 г. – вернулся из поездки. Был в Чехии, Моравии, Силезии, Лужице, Черногории, Галиции и др. Изучал местные говоры, собирал фольклор. Необходимо было бы вспомнить о его работе в стенах СПб Университета, сыграл роль с судьбе Бестужева-Рюмина.

Итоговая работа – мысль об истории русского языка: говорил о важности изучения наречий и сбора фольклора. Изучение местного колорита: прочно вошло в изучение с 1 пол. XIX в.

В общем и целом, на данном этапе: исследователи обращали внимание на археологию и фольклор. Методика раскопок не сделана. А сбор фольклора => благодаря работам того периода собран богатейший материал, который дошёл до сегодня.

 

По лекциям Дворниченко Андрея Юрьевича, подготовить вопрос, связанный с научной деятельностью Костомарова.

 

Платон Васильевич Павлов (1822 – 1895 гг.) Профессор Киевского университета Святого Владимира. Работал в том же ключе, что и историки-государственники, как Соловьёв и Кавелин: о слиянии родовых отношений государства. Они уделяли внимания истории и историческому процессу много меньше, чем федеративная теория Костомарова. Но и в работах Павлова: изучение исторического процесса на местном уровне.

Нижегородская губерния; отец помещик, мать крепостная (собственность этого помещика). Воспитывался в семье дяди. Образование в 1836 г. позволило стать воспитанником первоначального (?) в Петербурге, потом главный педагогический институт в Петербурге (подразделение Университета). Область научных интересов – античность. 1836 г. – защитил магистерскую диссертацию о политических мнениях античных трагиков. Первое пересечение с Костомаровым. 1846 г. – началось дело Кирилло-Мефодиевского обществ – Костомаров арестован – освободилось место адъютанта русской истории в Петербургском Университете -> Павлов сменил Николая Ивановича Костомарова на этом месте.

Воззрения Павлова на русскую историю близки государственникам => диссертация об историческом значении царствования Бориса Годунова. Опубликована в Москве в 1850 г.Для написания провёл год командировки в Москве. Познакомился с ведущими представителями научной школы. Развить родовую теорию – данных правовых – рассмотреть другие аспекты культурной жизни. Диссертация не в таком виде, в каком она первоначально.

Интерес к археологии. В Москве – беседы с Иваном Григорьевичем Забелиным – где археология имеет место быть – там настоящая история. Без изучения культурной жизни на конченой точке…

Тексты лекций Павлова не сохранились. Перечень вещей при аресте: лекции. Выписки делали сотрудники III отделения – сохранились. Жизнь в Киеве тяготила. После публикации диссертации, работы не выходили. В одном из писем Киев называл полуострогом, полусумасшедшим вертепом. Упрёки москвичам, следы существовавшей у него определенной зависти + способствовало тому, что поставил вопрос об [неизв.] искусственной централизации.

1856 г. – командировка на два года: Германия, Франция, Италия, Греция, славянские земли. Встреча с Герценом. Поездку называл археологической. Археология тогда не имела чёткой системы методов, не определилась с предметом научного исследования.

Высказывания о русской истории: что необходимо применять артефакты, история должна быть наглядно-образной. «История пластических искусств в связи с развитием культуры». – [неразб.] в Университете собрание, музей искусств, библиотечными книгами по истории искусства. Потом рассуждения о необходимости дополнить историю быль и войн историей бытовой = фактами из письменных источников. Фактами устными дополнять. Что памятники истории необходимо сравнивать с западными => сравнительный метод. В Москве: постарался встретиться с Забелиным, в т.ч. чтобы получить от Ивана Егоровича перечень предметов, которые могли бы полнее представить быт Древней Руси.

После возвращения с заграничной поездки жил в Киеве, затем отправился в Петербург. 1859 г. – как член археологической комиссии. История противостояния Костомарова и Павлова на конкурсе замещения кафедры – Костомаров выиграл. Павлов имел менее выигрышные позиции. Не имел отношения к Университету. А Павлов имел диссертацию по античной истории, защищался в Москве. + У Костомарова шлейф гонимого – пострадал по Кирилло-Мефодиевскому обществу, находился в ссылке. Место профессора училища правоведения. Пострадал по делу Харьковско-Киевского общества. Возникло в 1856 г. в Харькове, участники общались с Герценом, писали прокламации. 1858 г. в Харькове произошло студенческое волнение. Создание воскресных школ для связи с народом, с других городов. Ненависть к крепостному праву, за конституционные изменения. 1860 г. – разгром общества.

Почему те, кто занимался местной историей не лояльны к власти? Связано с тем, что монаршая власть – за централизацию, пополняет земское начало -> подразумевало перенос центра тяжести на местный уровень, общинный.

Харьковско-Киевское общество: были и студенты Павлова -> Между ними устанавливались неформальные связи. Устройство воскресных школ -> помогало ему в обществе. В квартире обыск, бумаги изъяты, Павлов уволен; работал в библиотеке. Лето 1861 г. – выбран на должность экстраординарного профессора (?) всеобщей истории. Осень – занятия сорваны из-за студенческих волнений. Преподавал в вольном университете – курс введения истории цивилизаций. В журнале «Месяцеслов» - статья «Тысячелетие России». Даёт важный материал для реконструкции концепции Павлова. Дополнительным источником являются выписки сотрудниками III отделения. 1859 г. – статья «О земских соборах», опубликовано в журнале «Отечественные записки».

Его воззрения: выражает несогласие с тем, что русскую историю сложно понять. Определяемые географией. «Соседство нивы со степью» - постоянная внешняя угроза, как и с западом. Обусловлено властью монархии -> взять верх над учреждениями. Правильность мысли – за судьбой других государств, в частности Франции => приводит параллели с Западной Европой. Не останавливался на древнейшем периоде. Его привлекает древний период от Ярослава до Ивана III -> эпоха удельно-вечевого союзного государства или федерации. Важнейшая черта – в присущей ему самостоятельности территориальных единиц. Эта самостоятельность подразумевала церковно-общинную структуру жизни. Проведение вечевых соборов, съездов -> не согласен с тем, что государство на Руси с Ивана III, что развитие исторического процесса шло от рода к государству. Заявил, что исторические события – с рода государства. Здесь государство было. Вопрос основы существования государственности -> политическая организация на местном уровне. Историк обращал внимание, что все высказанные мысли – есть сама форма государства эволюционировать. От более низких форм к более высоким, а иногда государство может развиваться и наоборот. Последний тезис не отрицал и неизбежность процесса. До кон. XVIII в. областная самобытность определяла помост (?) удельных князей, вечевые собрания земель. Позднее лицом самобытности выступает князь. Причина: ослабление вече, усиление дружин; Русь теряет земли. Исключения: Новгород и Псков – общерусская гражданственность получает развитие. Причиной, обеспечившей особый статус Новгорода и Пскова – то, что имели связь со странами запада, не покорены тарами. В домонгольскую эпоху: самоуправление, государственность общественная. Историк [неразб.] государственника, что не учитывает сей факт. Соловьёв: монголо-татарское не привело к разительным последствиям за рубежом (?); монголо-татары выступили катализатором начавшихся до них, они их ускорили. Павлов присоединился к государственникам.

К началу XVI в.: удельная самобытность: по всей Руси, включая Новгород и Псков. Самобытность шла под натиском централизации. А после потери самобытности земной – потерять самобытность сословную. Конгломерат Астрахань – Казань. Рассмотреть Смуту: борьбу против централизации поднялись сословия и целые области. В последующем, закрепощенные сословия лишь периодически заявляли о своих правах. Пережитки прошлого. Это, в частности, и земские соборы -> весь XVII в. -> представлена воля волостных местных общин. И другие нюансы, отсутствие регулярной армии, право высших слоёв входить в Думу, вольности боярские. Изучение переходного периода может быть более продуктивно, чем от Европы, нежели историки XVIII в., когда заимствования из Европы имели место быть.

Противоречия со славянофилами: оправдывал реформы Петра I, считал, что необходимы для наилучшего развития страны. После Петра: новый период русской истории, торжество центростремительных тенденций; федеративность в большей степени благо -> крамола относительно порядка вещей. В монархическом государстве => существует абсолютизм. В централизации – положительный эффект – связано с просвещением. Соединение федеративное теории государственно-юридической школы. Изучение правовых институтов. Были сильные и слабые места. До кон. XVIII в. – практически терял интерес к последующей эпохе. Доходил до XVIII в., а потом не уделял внимания местной истории – что централизация.

Нач. 1862 г. – новый конфликт с властью: позволил во время лекции, посвящённой тысячелетию России: Россия стоит теперь над бездной, нужно сближение с народом, который слышит. Ссылка в Лугу, затем в Кострому. 1866 г. – получил возможность вернуться в экспедиции в Петербург. 1877 г. – принимал участие в подготовке печати «Сибирское летописи». 1875 г. Вернулся в Киевский Университет Святого Владимира – в качестве ординарного профессора. Проработал 10 лет.

 

Дмитрий Иванович Иловайский (1832 – 1920 гг.)

Известный в дореволюционной России. Популярность: являлся автором учебников для гимназий, средних учебных заведений. Умер в 1920 г. – пережил революцию, сохранил волю, присутствие духа, не был сломлен. Родился в г. Раненбург Рязанской губернии (ныне Липецкая губерния). Отец служил управляющим; окончил уездное училище, определён в Рязанскую губернию. Преподавательскую деятельность начал рано. Начинал в качестве репетитора, репетиторство имело широкое распространение. 1850 г. – окончил гимназию, поступил на историко-филологический факультет Московского Университета. Лекции в т.ч. и Сергея Михайловича Соловьёва: предложил Иловайскому тему для научной работы: история Рязанского княжества. 1854 г. – окончил Университет. 6 лет должен отслужить на благо Министерства Народного просвещения – преподавал в рязанской гимназии, где учился. Научная работа, учебные издания. Полученный опыт преподавания: по новому взглянул на школьное образование: объединить работу ученика и учителя, должно быть сделано посредством учебника (высоко оценивал роль учебника, а уровень существовавших научных пособий – неудовлетворительно). Преподавательская деятельность не могла заглушить научный интерес. Во время локаций = каникул пешком путешествовал по Рязанской губернии: для диссертации: археология, памятники архитектуры, местные предания, жителей = знакомство с настоящим изучаемого края – поможет понять историю края. Свои впечатления о путешествиях: путевые очерки. 1856 г. – опубликовал «Прогулки по берегам Оки» в «Московских ведомостях» - серия статей. Написано в духе местного колорита: жанр заметок, повествовательно-описательный характер. Научен сам замысел этой поездки. Описание – литературное -> предназначалось для широкого круга читателей – газеты. Собранные материалы -> магистерская диссертация «История Рязанского княжества», защитил в 1858 г. в Московском Университете. Переиздана издательством «Чарли» в серии, что и труды Костомарова. С интересом встречена среди учёных, как попытка изучения местной истории. Иловайский занимался исследованием [неразб.] как история в определённом регионе.

Одной из главных задач: собрать и систематизировать факты, проанализировать данные источников.

В то же время, в Петербурге готовил по данной теме историк Борзаковский => Борзаковский переключился с Рязани на Тверь (два раза переиздан).

Большое значение: знакомству историка с местностью. Одна из глав его книги: на основе собранного материала и по данным книги – по «Большому чертежу Рязанской губернии». Отзыв дал и Апполон-Григорьев: пожелание продолжать и с 1584 г. (смерть последнего рязанского князя) и дальше.

В 1858 г. – по хлопотам Уварова – в Москву. 1860 г. – увидел свет его первый учебник для старших (?) классов «Краткие очерки русской истории». Место адъюнта на кафедре Московского Университета. Готовился к профессорскому званию – поездки за рубеж, ему расходы были оплачены. Изучал достижения современной европейской педагогики.

1862 г. – уходит со службы, мотивируя отставку, что занятия со студентами, подготовка и чтение лекций отвлекают его от занятия русской историей. Не работал, не служил, существовал на гонорары. До 1917 г.: учебники выдерживали десятки изданий. Чем дальше, тем больше конкуренция коллег: Платонов, Соловьёв. + Иловайский был с точки зрения власти человеком благонадёжным. Учёные советы: сами выбирали, зачастую останавливались на Иловайском – у него методическая выветренность. Вёл роскошную жизнь, независимость. Взгляды консервативные. Резко критиковал революцию 1905 г. 1917 г. – в ЧК открыто признал, что был и останется монархистом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.