Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Младший: Комиссионный и Академический списки XV в.; Толстовский XVII в.; Троицкий XVI в.



Лекция 1. 06.09.2010.

Киев. (летописание) - мать городов русских. Великий Новгород, в отличие от Киева: летописная работа до 1478 г. не затухала. До XVI в. (хотя потеря независимости отразилась). На протяжении всей средневековой русской истории. И в других центрах. Развитие летописания более-менее ограниченно. Связано с расцветом политическим. Наличие летописания = как собственный храм, монастырь, свой князь. Переславль Южный до XII в. В городах, чья значимость увеличивалась. Москва – захолустный город с/в Руси – перестала, стала наращивать политическую и военную мощь. Возвышение с эпохи Ивана Калиты. Летопись с 1370 гг. – позже. КТО?Дмитрий Донской (1359-1389)

Трудность в исследовании летописного наследия. В первозданном виде ничего не сохранилось. XIII в.: погибло летописание южной земли. Только суздальское.

С подчинения русских земель Москве… Условия: экономическая мощь. Ибо политическая значимость.

В удельных землях Руси тоже летописи. Рукописей нет ранее XIV в. – связано с проблемой сохранности. Их переписывали = > споры по летописным текстам.

Летопись – реальный объёмный памятник точно существовал, существует. Точно существовал = Троицкая летопись – погибла в 1812 г. – активно пользовался Ник. Мих. Карамзин. Восстановлена усилиями Плесёлкова.

Летописец = 1) памятник меньшего масштаба; 2) чел.

Летописный свод = более-менее гипотетичная.

Академик Рыбаков: первый летописный свод сложился уже в X в. на основе ранних записей.

с XI в. имеет смысл вести речь.

 

Повесть временных лет. В составе: несколько слоёв, относящихся к работе разных авторов. Не только центральных, но и периферийных. Выделить эти слои помогает характерный приём летописца: как правило текст предшественника полностью переписывался, не устранял личные… Не устранялись и противоречия – за сто, ещё через сто => нюансы.

Характерна хрестоматийность. 1044 г. – эксгумация Олега и Ярополка Святого. Родные братья Владимира Святого. Ярослав Мудрый – эксгумация, крестил их, перенёс в храм. 977 г. = выше: сообщение о смерти Олега, о его похоронах: есть могила и до сего дни в Ручьях.

Наука текстология занималась поиском больших и малых противоречий.

1044 – пассаж о Всеславе – что повязку носил. 1101 – о смерти князя.

О смерти Иоанна Мыштича = от которого много что слышал, услышанное внёс в тест.

 

Подробные = выделяют 4 слоя.

1 слой = Древний свод до 1037 г. изложение доведено.

1037 г.: сообщение о строительстве в Киеве церкви Святой Софии + сопровождают похвалы Ярослава Мудрого. Связано с принятием в Киев митрополита Константинопольского. Местного характера о местной метрополии. Скорее всего этнически русский, но пытался следовать за воззрениями греков.

2 слой. В летописи не содержится описания административного устройства церкви поле крещения. Цареградская митрополия пришла на Русь в 1037 г. Мих. Дм. Плесёлков отстаивал эту точку зрения.

Приписки. О постройке Софийского храма. 1043 г. – поход против Византии. Война с греками. Церковный мир, политической содружество. 1051 г. – попытка возвести на кафедру русского патриарха Иллариона «Слово о законе и благодати».

Г. свод Никона.

1093 г. свод Ивана.

Пример независимости от власти. Из Киево-Печерской обители, которая свободна от княжеского влияния. Имя Никона связано с ПВЛ. Житие Феодосия о Святом Никоне -> 1063 г. в Тмутаракань перебрался.

С 1064 г. уделяет особое внимание этому отдельному региону: Тмутараканские сведения в летописании = возможно связано с Никоном.

Никоновские записи с 1061г. Наличие точных датировок. Бежит от княжеского гнева в Тьмутаракань. Мог совершать постриги: Варлаама и Ефрема (близки к князю) = князь осерчал.

1064 г. известия о бегстве на берегах Азовского и Чёрного морей Ростислава Владимировича (сын Владимира Ярославича, который построил храм Св. Софии в Новгороде). О смерти Ростислава Владимировича воевавшего. Стал представлять опасность для греков, отравлен Котопамом.

ð Тмутараканские известия!

После примирения Никон вернулся.

1068 г. Никон описал произошедшие в городе волнения (!ПОВТОРИТЬ: вечевое выступление в Киеве простив великого кн. Изяслава Ярославича после поражения русских в битве с половцами на р. Альте и отказа князя выдать оружие из своих арсеналов и коней для вторичного сражения с половцами. Князь бежал в Польшу.)

1037 г. – Древнейший свод => текст дошёл.

1073 г. Никон вновь покидает Киев. Дело об узурпации власти Святославом Изяславичем.

Феодосий Печорские в конфликте со Святославо – настоятель должен оставаться.

1068 г. Изяслав Святославич – восстание киевлян от поражения от половцев на Альте под натиском Ярославичей -> в Полоцк. Святослав и Всеволод -> киевские князья.

1073 г. изгнание Святослава. Феодосию Печорскому – смириться.

1073 г. умер основатель Киево-Печерского монастыря Антоний – не сообщается: из-за ухода Никона из обители.

Никон: сохранение политической особенности земли княжения. Идеал ему виделся в церковному устройстве. Епископ не имеет права вступать в дела соседних епархий.

Одобрение у него вызывали князья, у которых старшинство важнее честолюбия. Никон гордился славой русского оружия: обоюдоострые мечи. Отстаивал независимость от греков. Подавление восстания волхвов.

1069 г. – когда киевляне вели переговоры с Изяславом. Сын Изяслава Мстислав -> наказать участников волнений 1068 г.

Гипотеза о личности Никона. Плесёлков: о тождественности Никона и митрополита Иллариона, что тот принял схиму => один и тот же человек.

«Слово о законе и благодати» и летописец: логично.

После смерти Всеволода. Святополк, сын Изяслава, внук Ярослава Мудрого.

Новая редакция летописного свода. В Киево-Печерской лавре: игумен Иоанн: конфликт – из-за монополии на продажу соли Святополка.

 

Начальный свод.

Название возникло вследствие недоразумения. Академик Шахматов: первоначально пришёл к ошибочному выводу, что этот свод самый ранний. Но нашлись и более поздние, а название сохранилось.

Текст. Софийская летопись. Дошёл далеко не полностью.

Киев назван по имени Кия. Рассматривал в контексте мировом. Говорил, что притесняли население. Начальный свод напоминал историко-публицистическую работу.

Перебраться в Туров, где княжил Святополк до того, как стал великим князем.

1098 г. – примирение. Монастырь стал княжим монастырём. Князь поддерживал антигреческие устремления монахов. Кроме того, Святополк осознавал политическую зависимость летописания, покровительствовал ему в Киево-Печерском монастыре. Покровительственное летописание: чтобы в новом своде было меньше критики в его адрес.

В результате этого 1113 г. в Печорском монастыре возникла ПВЛ 1 редакции = вот он, четвёртый слой.

Авторство – понятие относительное. Автор – Нестор.

Последующие переработки -> изменяли. Имя Нестор сохранилось.

Чернописец Поликарп -> упомянут Нестор иже написал летописец.

1113 г. – произошла ещё одна важнейшая перемена: князем в Киеве стал Владимир Мономах. До 1125 г. Мономах во время молодости: противоречил со Святополком. Реальных прав на киевский престол не имел, т.к. были старше. Каждый держит что-то своё. Святополк - вотчину свою.

Печорский монастырь -> общий язык с Мономахом, хотя, м.б. не доверяя им, Владимир Мономах перенёс летописание в Выдубинский монастырь.

Изменения в тексте ПВЛ 1093-1113: время борьбы Мономаха. Вторая редакция. Изложение до 1110 г.

До 1110 г. – Сильвестр даёт изложение. В Ипатьевском, Троицком списках. Сильвестр упустил некоторое. В древнейшем – часть: легенда о путешествии апостола Андрея. Сильвестр постарался подчеркнуть положительную роль Мономаха. Святополк же выглядит клятвопреступником.

1118 г. – третья редакция. Возникновение связано со следующими обстоятельствами: Владимир Мономах закрепившись на престоле… (находится в Лаврентьевской летописи 1477 г.)

1117 г. – Мономах вызывает из Новгорода Мстислава. Приходит сын того Всеволод Мстиславич.

Составитель третьей редакции: привлёк редакцию Нестора. Далее по памяти составитель писал 1113-1117 гг. Для третьей редакции касается обобщения.

Успешная борьба Святослава. Большое внимание уделяют столице с/з Новгороду.

От этой редакции: сообщение о первичном пребывании Рюрика в Старой Ладоге. В большинстве летописей: что Рюрик отправился вновь – что Ладога является первой столицей Руси.

Явный столичный характер с вытекающими последствиями. Ладога = древняя столица. В Ладоге: слои, в т.ч. и VIII в. + скандинавский могильник Плакун (на правом берегу Волхова) + другие явление староладожского.

1114 г.: при князе Мстиславе: строительство Ладоги – находят дети гладко сцепленные просверленные – бусины. Летописец этому явлению даёт фантастическое описание, что они с неба падают.

 

Южная Русь. Летописание до XIII в. Галицко-Волынское – и позже.

 

Летописание С/В Руси.

В 1 пол. XII в. значение политического центра быстро переходит в с/в земли. Это отразилось и в том, что в Ростово-Суздальской земле появилась летопись. Установить: как появилось летописание на востоке, о южнорусских делах. Их ставит с сер. XII. С 1057 г. – регулярный характер.

Предположительно, что с 1158 г. – регулярное ведение погодных записей: чтобы потом использовать их в составлении летописного свода.

Андрей Боголюбский старался усилить значение с/в, разорив столицу, вывез немало книг => памятники южнорусские, киевские -> сохранились на с/в.

Успенский собор 1158 г. – построен. Перестроил Всеволод БГ. Для составления летописного свода -> из Переславля Русского. Далее речь в летописи.

1176-77 гг.: сообщается о борьбе Михалки и Всеволода БГ за власть. О смерти Андрея => молиться о Всеволоде БГ. 1177 г. Всеволод БГ стал великим князем. Сообщается о смерти Долгорукого. Лаврентьевская и Ипатьевская летопись разнятся. Ипатьевская: что был на пиру у Питы -> умер.

Преобладание с/в в политике Руси. Дела южной Руси полностью зависит от Андрея – утвердить.

1177 г. – характеристика: присуща тенденция: обоснование первенства Владимира перед Суздалем. Прежде: доминирующее положение в регионе. Повернуть историю вспять.

Автор свода проигнорировал о Юрии Долгоруком. Акцент на Боголюбского. Не вошли в свод 1177 г., но отразились в Типографской летописи XV – н. XVI в. Ростовского происхождения.

 

 

Лекция 2. 13.09.2010. История летописания с/в Руси.
1177 - свод, на котором отразились перепитии после смерти Андрея Боголюбского.
1193 - свод, вновь дополнен, переработан. Политические причины установить достаточно сложено. Никакой перемены на великокняжеском престоле не было - Всеволод БГ. = желание обновить старый свод до той поры имевшимся в распоряжении. Это новый этап владимирского великокняжеского летописания.
1178 - по 93 гг. - события датируются достаточно точно = велись регулярные записи для памяти - потом использовались для составления нового свода. Составлен при церкви Успения в Успенском соборе. - Всеволод БГ придавал ему особое значение: Успенский собор украсил, добавил галереи, на которые установил две дополнительные главы - теперь пятиглавие. + ведение при нём летописных записей. О нравственных поучениях. Стиль: однообразный. Скорее всего это был один и тот же человек - т.е. изложение показывает.
С 1177 по 93: обратить внимание, что записки уделяют внимание личной семейной жизни Всеволода БГ.

1212 - во Владимире появляется ещё один летописный свод. Связано со смертью Всеволода БГ. И вокняжение его сына Юрия (хотя не всё так гладко с переменой престола). Всеволод БГ оставил не Константину (в Юрьеве), а Юрию, т.к. Константин хотел сделать столицей Ростов - не по заведённому обычаю. Решение передать престо Юрию не единолично - решило вече.
Междоусобия. Апрель 1216 - Липицкая битва (через "и" - от речки Липицы). Победу одержал Константин, помогли новогородцы. Константин помирился с Юрием, помер. Столица во Владимире - княжит Юрий.
Свод 1212: симпатии автора (церковь Успения) на стороне Юрия + недоволен ростовским епископом Иоаном. Ростовская епархия вот-вот развалится на две: Владимирскую и Ростовскую. Причина: вражда Юрия и Константина.
Уделял достаточное внимание ведению летописей и Константин Всеволодович - мудрый, охотник до знаний. Похвалы, на которые не скупится летопись перекочевали в научную литературу: Карамзин: Константин был человеком образованным.
1218 - смерть Константина - на великокняжеском столе перемена - великим князем стал Юрий. А в Ростове летописание продолжалось. Ростов стал отчиной детей Константина - ростовская земля принадлежала до падения независимости.
Ок. 1228по инициативе Юрия: свод с известиями о других регионах Руси. До 1237, начала 1238 - этот памятник дополнялся разными известиями местного характера.
Ко времени монголов два свода: Ростовский - Константин и сыновья; Юрия Всеволодовича. Нашествие монголов - огромная политическая встряска. Владимир пострадал больше, чем Ростов. (ростовцы могли согласиться на добровольную сдачу, чтоб монголы забрали десятую часть всего). Это давало Ростову надежду на перехват политического первенства у Владимира.
Сразу после нашествия монголов поменялся великий князь. Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского). (Юрий погиб). По инициативе Ярослава Всеволодовича ок. 1239 начинается составление нового свода. Ростовский свод и свод Юрия Всеволодовича воединены. Скорее всего составлялся в Ростове. К тому же Владимир лежал в развалинах. Заниматься подобным мероприятием было легче в Ростове, да и книжника найти. Сост. возможно при дворе митрополита Кирилла - часто приезжал из Киева (первый русский митрополит, признанный Византией). 1274 - свой епископ во Владимире.

Ещё одним центром летописания оставался Ростов. Способствовала деятельность епископа ростовского Кирилла (другой). Увеличение политической значимости земли княжения. Для увековечения памяти.
1263 - стал продолжением свода Ярослава 1239. + сведения погодных записей, приписок. Рассказ о смерти Ярослава 1246. - в Ростове, хотя и во Владимире.
Многочисленные неурядицы привели к сужению горизонта летописца. Прикреплены к с/в. С культурной точки зрения - для нас важно, что местные особенности.
Юг. Киев после Батыя - летопись не велась - становилось проблематично.
1281 - появляется свод Дмитрия Александровича - второго сына Александра Невского. Первый сын - Василий свергнут за непослушение. 1291 - обосновать права князя и доказать, что митрополиты могут жить не в Киеве, а во Владимире. Но при этом непрерывного летописания со времён Ярослава Всеволодовича не велось. Ни о какой регулярности речи вести уже нельзя. Лаврентьевская летопись - лакуны по годам.
Любопытно отметить, что наиболее логично свод Дмитрия 1281 составлен не в Ростове (нелестные отзывы о митрополите Игнатии), но о городе Дмитрия - Переяславль-Залесский.
1283 - новые известия о междоусобии князей - в Переяславле-Залесском. Знаем, что Дмитрий - положительный персонаж. Андрей Ал. (? отчество) - отрицательный персонаж. Переяславль - изначально территория Ростовская. XII - стал Суздаль = Ростово-Суздальская = Суждальская. Потом Владимир. = Видим, как отпочковываются земли-княжения. Потом выделилась Переяславская земля. Эти более мелкие единицы. => От Переяславской земли отделяется, в частности Тверская земля. (Первый князь - брат Александра Невского - Ярослав Ярославович).

 

 

Лекция 3. 20.09.2010.
После монголо-татарского разорения летописание явилось в определённом упадке. Своды не составлялись. Велись небольшие приписки.
Михаил Ярославович Тверской - первый из тверских князей, добившийся важных заметных успехов. (Первый великий тверской - Яросл. Яросл.). Михаил Яросл. вёл сначала успешные войны с Москвой.
1305 г. в Твери - выполнить новый великокняжеский свод - попытка закрыть лакуны, образовавшиеся в перерывах. - Митрополит Максима.
Зима 1299-1300 - перенос митрополита Максима резиденции из Киева во Владимир, в Успенский собор.
Митрополит Максим получил власть над иерархами всех русских церквей. Обратиться к епископам, подчинённых нему в Рязани или Новгороде. => в летописи 1305 г.: новгородские и рязанские известия. + в этом своде немало тверских известий.
1290 - точное известие о строительстве собора в Твери - Преображенский (его сейчас нет). Заметки могли вестись при кафедре епископа Твери - точно теперь датируются. Объяснение: изменилось: событие тверского княжества. (какое? - спросить)

Свод 1305 - в составе Лаврентьевской летописи. Она как таковая написана 1377 по заказу Дмитрия Константиновича Нижегородского (князья Суздальские).
У Ярослава Всеволодовича множество сыновей. У Андрея сын Василий. Александр Васильевич Суздальский - соправитель Ив. Калиты.; Константин Вас.
1378 - битва на р. Вожа: русское войско наголову разбило Кузыбечича.
1380 - Куликовская. = время размирения с З.Ордой.
Историк Прохоров отмечал, что статьи, касающиеся ордынских сюжетов монах Лаврентий перерабатывал в духе эпохи. В его известиях нашествие Батыя особо эмоционально.

Это использовано при составлении Троицкой летописи (до 1408). Время митрополита Киприана. К окончанию работы над Троицкой летописи Киприана уже не было. Шахматов считает, что свод 1405 - митрополичий свод.
Что касается Троицкой - в ней много событий, связанных с церковной историей. Это дало Клоссу: что составителем являлся Епифаний Премудрый. Бор. Мих. Клосс весьма основал это предположение. Епифаний Премудрый - один из известнейших древнерусских книжников, автор Жития Сергия Радонежского Первой редакции, Жития Стефана Пермского. (Первая ред.- взял, написал - с него стали переписывать. Вторая редакция - Пахомий Логофет сер. XV – поменял, что-то заменил).
Киприану принадлежали все епархии Руси. Мог получить практически из любого города.
Киприан имел в определённый период жизни достаточно сложные отношения с великим князем. Сложно с Дмитрием Ив Донским (Донской умер в 1389). До этого момента Киприан не имел пристанища (Донской не пустил его в Мск). Сын Дм Донского - Василий I -> Киприан получил пристанище.
Сложные отношения Киприана с Новгородом. Новгород не признавал митрополичьего суда. Много осталось в летописи - как новгородцы не разрешали это делать.
Сама по себе Троицкая летопись харатейная (писанная на харатье).

Михаил Дм. Плесёлков (1 пол. XX) (умер в 1940) восстановил Троицкую летопись в относительно целом виде. Источник: выписки Николая Карамзина. Плесёлков каждый раз показывал откуда взят текст. Крупный шрифт - уверен на 100%. Мелкий шрифт - те кусочки, в которых он сомневался.

Далее вернёмся в Тверь. 1305 Тверь -> в Москву: Троицкая. А в самой Твери. Свод 1305 - не последний продукт. После казни Михаила Ярославовича 1318 преемником оставили Юрия Даниловича влаственных стремлений.
Местное региональное летописание Твери. События фиксировали наследники Михаила: Дмитрий и Александр.
1 веха 1318: описание мученической гибели Михаила Ярославовича в З.Орде. Тверским князем стал Дмитрий.
2 веха 1327: восстание тверичей против татарского отряда Чолхана = Щелкан Дудетича.

Позже эти сведения попали московским книжниками. Троицкая и Симеоновская.
В Твери, благодаря Александру Михайловичу, вернувшемуся из Пскова после того как Узбек-Хан перестал на него гневаться. Тверское летописание перестало быть великокняжеским. Москва окончательно одержала победу - отразилось на летописи.

Борьба Москва-Тверь: во время Дмитрия Донского – Михаил Александрович (сын Александра Михайловича) (1375-76 гг.): новый сводпо инициативе Михаила Александровича. = Почётное дело. Шансов занять стол у Михаила никаких; взял ярлык, не признал старейшинства.

Не затухала летописная работа и при преемниках Михаила – сошли на нет попытки занять великокняжеский стол.

1455 г. – по инициативе Бориса Александровича – Новый свод. Особенность до 1385 г. – переработано -> сокращено время, предшествующее до Михаила Александровича = сведения купированы = сокращены. Текст отражён в двух памятниках: Рягожский летописец сер. XV в., Тверской сборник – XVI в., дошёл в списках XVII в.; (Особенно интересен с сер. XIV в.)

 

Москва. Троицкая летопись заложила начало митрополичьему летописанию. Преемники Киприана – Фотий: старался монополизировать Троицкую летопись => получился Полихрон 1418 г. – к нему привлечены тверские материалы. В 1448 г. – привлечён к созданию всерусской летописи. Тогда митрополит Иона из Рязани. 1448 г. – Ростовский владычный свод. Новгородские материалы. Митрополит Иона, по всей видимости, участвовал в процессе => старался сгладить углы в Новгородско-Московских отношениях. Ибо противоречия XIV в. ко времени Ионы сгладились, но по-прежнему сохранились – 30 лет до присоединения Новгорода. Все русские летописи до втор. пол. XV в. – XVI в. основывались на нём. Остальное в памятниках: Новгородская IV, Софийская I. До 1418 г. изложения в них практически не отличаются. Новгородская IV и Софийская I имели влияние. По словам Якова Соломоновича Лурье: Софийская I = основа всего общерусского летописания втор. полов. XV – XVI вв.

 

Новгород. Здесь необходимо отметить нюансы: особенно высокая активность всех слоёв Великого Новгорода. Как отмечал Янин: биение общественного пульса чаще, чем в других русских государствах. Там политика развита: там и дебаты, публицистика (т.к. газет не было – писали летописи, что ещё оставалось?). Новгород до XVII в. ни разу не был захвачен врагом – не считался Московией; Иван IV книги жечь не стал (Тохтамыш сжигал книги).

Новгородская первая летопись.Летопись дошла до нас в двух изводах. Извод – всё равно что редакция. НПЛ (Новгор. перв. летоп.) – принято называть изводом.

1 извод – старший – в одном Синодальном списке XIII – XIV вв. (ЗАПОМНИТЬ!)

2 извод – младший.

Синодальный (харатейный) Часть подчерком XIII в., часть подчерком XIV в. = кто-то переработал, в другом ключе изложил.

Младший: Комиссионный и Академический списки XV в.; Толстовский XVII в.; Троицкий XVI в.

+ ещё момент: нумерация обозначает открытие, как стало известно науке. => Нумерация носит условный характер.

Сведения, которые можно почерпнуть из НПЛ – по волховской митрополии. С древних времён до XV в.: отношения с монголами, с митрополитами, с князьями.

В тексте Синодального списка отразилась Владычая летопись Великого Новгорода=> полно представлена церковная жизнь. Для Новгорода владыка = архиепископ.

Здесь как нигде связь светской и владыки. Важнейшее звено системы государственного управления. Новгородцы стремились большей независимости от князя. Множество коллизий: с одной стороны: новгородский митрополит, со второй – русский патриарх. В Троицкой – одна позиция – направление Киприана; в Младшем извода – другая.

Не только новгородская тематика здесь представлена. Освещает всю Русь. Делает акцент на Новгородских делах.

Дефекты Синодальной: отсутствуют первые 16 тетрадей до 1016 г. Отсутствуют 1273-1293 гг. Тетрадь: несколько сшитых листов складываются, сшиваются. Часть летописей до 1230 г. – подчерком XIII в. Скорее всего написана пономарём церкви Святого Якова в Юдином конце Тимофеем.

Вторая часть. До 1330 г. + Фрагментарные приписки – до серед. XIV в. = объясняется текущим политическим моментом.1234 г. – в Новогороде уже Александр Невский. 1236 г. – стал самостоятельным новгородским князем => деятельное наступление на новгородские вольности.

Младший свод текстуально близок к Начальному, доводит до 1440 г. Он по Шахматову сохранил сообщения, которые входят в состав Начального свода.

1093 г. – Начальный свод = Свод Иоана – включён в ПВЛ.

Новгородская IV, Софийская летописи включены 1448 г., дополнены Новгородскими сообщениями. Свод 1448 г. отразился больше.

Младший извод Новгородской IV летописи. Описание победы Ивана III над Новгородом. В отличие от Московских известий, описанное менее эмоционально; конкретно. Когда Иван III победы одерживал? Поход против татар с воеводой Фёд. Басенком (1455 г.), Битва на Шелони (1471 г.), Стояние на р. Угре (1480 г.), Казань (1487 г.)

В новгородской летописце. В нём жизнь города и Новгородской земли представлена выпукло + уделяло проблемы общерусские – напоминало древнюю киевскую летопись.

 

Псков. Стремился обособиться от Новгорода, выйти из под политики Новгорода. На берегах р. Великой: попытки собственного летописного свода. Имели своего князя, каменный храм Святой Троицы, свои монастыри, свою летопись. Появилось летописание позже, чем в Новгороде. В XIX в. выделено три: Псковская I, II, III. XV – XVII вв. Зародилось летописание как факт в XIII в. С XIV в. летописание начинает носить регулярный характер. Центром был Троицкий собор. Характер известий носил более местный характер: войны с соседями (орден), размирения с Новгородом, князья: связь с Новгородом, конфликты и благоприятное, строительство церквей и укреплений, стихийные бедствия. В XIV в. – регулярный характер, но целостного свода создано не было. Хотя граф Мюллер утверждал, что в XIV в. в Пскове 4 летописи. Со временем: более подробно. 1 летописный СВОД – рубеж XIV – XV вв.Следы этого свода можно найти в общерусском летописании. До перв. полов. – гипотетический характер – граф Мюллер. Втор. полов. XV в. – в Пскове существовал летописный свод.

Дошедшие до нас летописи.

1481 г. – общий ПРОТОГРАФ для всех трёх летописей - Первая летопись.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.