Коммуникативные способности – это знания, умения и навыки, связанные с процессом общения людей. Они включают в себя умения слушать и понимать человека, устанавливать с ним хорошие личные и деловые взаимоотношения, оказывать на него психологическое влияние.
О недостатках в развитии коммуникативных способностей человека свидетельствуют следующие типичные признаки:
• человек боится публичности, то есть быть на виду у всех,
• человек испытывает повышенное беспокойство, тревожность, ожидая общения с малознакомыми людьми,
• человек не вполне удовлетворен результатами, которых он реально добивается в практике общения с людьми,
• человек избегает людей, особенно незнакомых, и боится вступать в личные и деловые контакты с такими людьми,
• у человека слабо развиты вербальные и невербальные коммуникативные умения и навыки,
• данный человек не способен привлекать к себе внимание со стороны других людей, не вызывает симпатии к себе с их стороны,
• человек не может убеждать людей и оказывать на них положительное влияние,
• человек теряется, смущается, чувствует себя неловко в различных ситуациях общения; не знает, как вести себя и что отвечать людям, если они обращаются к нему,
• у человека не складываются нормальные взаимоотношения с людьми и часто по его причине возникают межличностные конфликты.
На все эти признаки прежде всего должен обращать внимание психолог-консультант, разговаривая с клиентом. Многие из них, говорящие о дефиците коммуникативных способностей у клиента, сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за тем, как клиент ведет себя в психологической консультации и как он разговаривает с разными людьми, в том числе с самим психологом-консультантом.
Если психологу-консультанту необходимо кое-что уточнить, не довольствуясь чисто визуальной психодиагностикой коммуникативных способностей клиента, то ему дополнительно можно задать серию вопросов, соответствующих содержанию перечисленных выше симптомов – признаков дефицита коммуникативных способностей. Можно, например, спросить клиента о том, часто ли и много ли он общается с людьми, предпочитает ли оставаться один, удовлетворен ли результатами общения с разными людьми и т.п.
В том случае, если для точной диагностики коммуникативных проблем клиента и формулирования соответствующих практических рекомендаций этого окажется недостаточно, можно будет обратиться к одному из следующих специальных психологических тестов, рассчитанных на оценку коммуникативных способностей.
1. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» 1.
1Немое Р.С. Психология. Кн. 3. - С. 183-185 (144-147).
Этот тест позволяет оценить, насколько развиты коммуникативные качества личности у детей трех – пятилетнего возраста.
2. Анкета для родителей, воспитателей и учителей2.
2 Там же. - С. 269-272 (253-259).
Эта анкета решает ту же самую задачу, что и предыдущая методика, но по отношению к детям, поступающим в школу, и младшим школьникам.
3. Тест Спилбергера на исследование тревожности3.
3 Там же. - С. 351-353 (353-357).
Данный тест предназначается для изучения детей подросткового возраста и старше, а также для взрослых людей. Он позволяет по уровню тревожности косвенно судить о развитости коммуникативных способностей и о коммуникативных проблемах, имеющихся у клиента.
Если уровень личностной тревожности у клиента достаточно высокий, то, вероятнее всего, проблемы коммуникативного характера у него проявляются в самых различных жизненных ситуациях. Если высоким окажется уровень так называемой ситуативной тревожности, то, по-видимому, коммуникативные трудности у клиента возникают только в некоторых, специфических ситуациях общения с людьми.
4. Тест на агрессивность (модификация известного теста Розенцвейга)4.
4 Там же. - С. 354-368 (357-371).
Этот тест также предназначается для подростков и взрослых людей. По уровню агрессивности человека, установленному при помощи данного теста, можно судить о том, есть ли у него проблемы коммуникативного характера. Если агрессивность данного человека достаточно высока, то такие проблемы у него есть почти наверняка.
5. О конкретном характере коммуникативных проблем взрослого клиента можно судить также по его ответам на личностный вопросник А.Т.Джерсайлд5. Полезными, в частности, могут оказаться ответы клиента на следующие вопросы данного теста: 5, 8, 14, 15,19, 20,23,24,25,30, 32,34.
5 Там же. - С. 437-443 (455-464).
6. Если у психолога-консультанта возникло предположение о том, что взрослому клиенту недостает каких-либо существенных коммуникативных личностных качеств, то это можно практически проверить при помощи следующих методик: теста на оптимизм, теста на объективность в отношениях к людям, теста на независимость, теста на поиск выхода из затруднительных жизненных ситуаций, теста аффилиации, теста на качества лидера, теста на эффективность лидерства1.
1 Там же. - С. 354-368 (464-473, 477-479, 483-485, 490-496, 512-521).
Заметим, однако, что все упомянутые методики не дают абсолютно точной и исчерпывающей информации о характере коммуникативных проблем, имеющихся у клиента. Они лишь подтверждают или опровергают результаты предварительной беседы, проведенной психологом-консультантом с клиентом, а также выводы, сделанные на основе непосредственного наблюдения за его поведением во время консультации.