Масккостюм разведчика - это его второе оружие. Он должен любить его, беречь, как свой автомат, винтовку, малую лопату. Масккостюм, если он бережно содержится и правильно используется, сохранит и защитит жизнь разведчика. Недопустимо рвать и грязнить маскировочную одежду, небрежно с ней обращаться. Придя из разведки, необходимо масккостюм просушить и аккуратно сложить. Ни в коем случае нельзя сворачивать его мокрым, иначе материал попреет. Если масккостюм загрязнен, нужно вымыть или вычистить его. Масккостюм надо ежедневно осматривать вместе с оружием и снаряжением. Особенно тщательно производить осмотр перед выходом в разведку. Если обнаружится, что масккостюм порван, нужно немедленно починить его. В разведке он порвётся ещё больше и на фоне местности будет демаскировать. Грязный масккосгюм, особенно зимний, также демаскирует разведчика
Надо уметь применяться в масккостюме к местности
Не следует в белой зимней маскировочной одежде перебегать на тёмном фоне забора, стены здания, так как в этом случае разведчик в масккостюме будет более заметным, чем в шинели. Летом нужно стремиться, чтобы маскирующие пятна на масккостюме сливались с соответствующими пятнами на местности.
Глава III МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ СОЛДАТ-РАЗВЕДЧИКОВ ПЕРЕДВИЖЕНИЮ НА МЕСТНОСТИ И МАСКИРОВКЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ТАКТИЧЕСКАЯ подготовка одиночного солдата-разведчика начинается с обучения способам передвижения на местности и маскировки. Отработкой этой темы закладывается основа действий разведчика при изучении последующих тем по тактической подготовке. Ни один способ действий в разведке не выполняется без передвижения разведчика на местности и тщательной маскировки. Практическому обучению разведчика по этому вопросу должно быть уделено большое внимание. Обычно вопросы передвижения на местности и характер маскировки разведчика отрабатываются в процессе изучения темы "Обучение солдата действиям в наступательном бою". Одновременно в расписании на этот период следует предусмотреть соответствующие темы по топографии (изучение и оценка местности, местные предметы, их значение и изображение условными знаками на картах, рельеф и его выражение на картах, ориентирование), инженерному делу (маскировка), огневой и строевой подготовке (ружейные приёмы, обращение с оружием, перебежки, переползания, движение в расчлененном строю). Параллельное изучение этих вопросов поможет лучше усвоить учебные, вопросы этой темы.
ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ
Каждое занятие должно быть тщательно подготовлено и продумано. Очень важно, чтобы было правильно выбрано и оборудовано место, на котором командир (офицер, сержант) будет учить разведчика приёмам передвижения и маскировки. Следовательно, учебные вопросы, включённые в план-конспект занятия, должны быть детально согласованы с возможностями изучения их на местности. Если в плане-конспекте указано "научить солдата передвигаться на различной местности", то командир должен побеспокоиться о том, чтобы эта "различная местность" была не на бумаге, не на словах, а реально перед глазами разведчика. Нельзя, например, научить разведчика передвигаться в лесу, если леса на данной местности нет совсем. Накануне или за день до занятия офицеру-руководителю следует вместе с сержантами произвести рекогносцировку местности в окрестностях своего расквартирования и оценить её с точки зрения использования в учебных целях. Офицер, выйдя на местность, должен оценить, насколько данный район пригоден для практического занятие с разведчиками, как тот или иной куст, бугорок, пень, дерево и т. д. он мыслил бы использовать для показа приёмов маскировки и тренировки разведчиков. Во время войны на фронте и в мирный период учебы войска приобрели значительный опыт боевой подготовки разведчика. Этот послевоенный опыт характерен тем, что офицеры и сержанты, в памяти которых ещё свежи эпизоды великих сражений, стали более конкретно обучать солдата именно тому, что от него требует современный бой. Разведчики, готовясь к поиску, в тылу своих войск сооружали учебные объекты, похожие на действительные объекты, которые они выявляли и выбирали в обороне противника для действительной атаки и захвата. На этих учебных объектах разведчик во всех деталях и подробностях изучал и отшлифовывал каждый приём своих действий (движение, бесшумный подход, преодоление препятствий, маскировка атака и т. д.) вплоть до самой последней "мелочи" в различных вариантах тактической обстановки. Нечто похожее на эти учебные объекты должен представлять собой и район занятий, который каждый раз следует оборудовать в соответствии с замыслом, отражённым в плане-конспекте офицера. Но выбор и оборудование места для занятия - это только часть (правда, очень важная часть) общей суммы подготовительных мероприятий, за ней следует ряд других неотложных дел (личная подготовка, подготовка солдат и др.). Личная подготовка офицера (сержанта), обучающего солдат, заключается в усвоении учебных задач, разработке замысла занятия, методики его проведения, в организации учебного процесса и личной тренировке приёмов, которые предстоит показывать солдатам. Офицер все это делает в порядке личной подготовки к занятию, сержанты - на инструктивно-методических занятиях, а также в часы самоподготовки. Офицер и сержанты должны быть вполне готовы сделать краткий содержательный рассказ по каждому учебному вопросу занятия, правильно и образцово показать солдатам приемы и умело организовать практическую тренировку. Подготовка разведчиков состоит из предварительного доведения темы и учебной цели до обучаемых. В неё входят: изготовление силами солдат нужных предметов для материального обеспечения занятий, а также организация самостоятельных занятий в не учебное время (чтение отдельных параграфов из уставов, брошюр, статей и газет). Очень важно, если в часы самоподготовки разведчик просмотрит чертежи, рисунки, схемы, кинофильмы, показывающие приёмы действий разведчика на местности.
ПОСТРОЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Методика построения занятия составляет основную часть всей подготовительной работы. Общий замысел офицера (сержанта) должен получить надлежащее методическое оформление, т. е. командир выбирает наиболее выгодные способы, при помощи которых он учит солдата. В одном случае он может избрать метод подвижной тренировки (ходьба в рост, пригнувшись, перебежки); в другом - способ двухстороннего действия (одни солдаты наблюдают, другие незаметно и бесшумно, к ним подкрадываются) или в виде розыгрыша боевого эпизода; в третьем - применить способ чередования (перебежки с переползанием или ходьба пригнувшись с переползанием с целью проверки, насколько разведчики умело применяются к местности). У инициативного офицера и сержанта всегда созреет в голове несколько вариантов построения занятия, и лучший из них, наиболее отвечающий характеру (рельефу, рисунку и окраске) местности, он может применить в каждом отдельном случае. Но во всех вариантах обучения основным критерием методического построения занятия должен быть: чёткий, ясный и короткий рассказ, показ приёма (сначала по разделениям, а затем и в целом всего приёма) и практическая тренировка, как того требует программа боевой подготовки войск на зимний и летний периоды обучения. Обучение приёмам маскировки должно быть конкретным. С первого же шага надо учить солдата использованию подручных средств маскировки (травы, ветвей, листьев и т. д.) и применению способов укрытия за местными предметами (деревьями, кочками, канавами, кустами и т. д.). Вот примерный вариант такого занятия. Сержант, показав и объяснив солдатам основные приёмы передвижения на местности и наиболее применимые способы маскировки, приказывает им проделать показанное, скрытно пройти в пункт Н, выбрать там место для наблюдения и замаскироваться. Солдаты выполняют приказание сержанта, самостоятельно выдвигаются на указанный рубеж, выбирают укрытия и подручным способом маскируются. Сержант внимательно следит за их действиями, отмечает недостатки отдельных солдат, но не перебивает их, а даёт возможность проделать все показанные приемы до конца. Вот один солдат, достигнув наметенного рубежа, решил укрыться за берёзовым пеньком. Этот пенёк был не одиноким тут, а поблизости находилось ещё несколько таких же пеньков. Поэтому, рассудил он, за одним из них вполне можно укрыться, не вызвав подозрений у наблюдателей противника. Сержант проверил маскировку и других солдат. Некоторые из них укрылись за кустами, в канаве, воронке, а разведчик Савельев выбрал для маскировки кочку. Все эти кусты, канавы и кочки ещё на рекогносцировке с командиром взвода были примечены сержантом, он ещё тогда подумал об их использовании с учебной целью. И когда он вернулся с инструктажа, то первым делом дал распоряжение ефрейтору отрыть в этом районе две ячейки (одну у пеньков, а другую в расположении кочек). А сам принялся плести из ивовых прутьев какие-то затейливые корзинки. Разведчиков разбирало любопытство: что это такое затеял сержант? И вот на следующий день разведчики увидели то, что для них было новым, интересным и в то же время очень простым делом. До этого каждый из них мог бы додуматься и сам, если бы у него было столько же опыта в военном деле, как у сержанта. Отметив положительные и отрицательные стороны действий своих разведчиков, сержант сделал подробный разбор занятия и в конце показал свой "секрет" солдатам. Он поставил свои "корзинки" на подготовленные ефрейтором ячейки, которые оказались: одна - каркасом пня, а другая - каркасом кочки. Затем он осторожно надрезал кору на одном настоящем пеньке, аккуратно содрал ее и обтянул ею одну из своих "корзинок". Поблизости ефрейтор с группой солдат старослужащих работал над устройством кочки. Вскоре разведчики увидели новый "пень" и новую "кочку", точь-в-точь такие же, как настоящие, с той лишь разницей, что те были действительные пни и кочки, а эти ложные. Закончив показ своего "секрета", сержант сказал: - Вот как бывалые разведчики маскировались во время Великой Отечественной войны. Завтра будет занятие на тему: "Способы передвижения разведчика от одного НП к другому с использованием подручных средств маскировки". Каждому из вас выполнить в часы самоподготовки следующее задание: сплести такие же "корзинки" по форме пня, кочки и камня... Так может провести занятие с разведчиками любой инициативный офицер и сержант, всеми способами развивая у обучаемых смётку, хитрость и находчивость. Приведённый пример отнюдь не может служить шаблоном. Есть много других приёмов и методов обучения. В заключение укажем, что следует всегда обращать самое серьёзное внимание на обучение разведчиков пользованию и сбережению табельных средств маскировки (масккостюмов, маскнакидок, масксетей и т. д.). Надо прививать разведчику такую же любовь к масккостюму, какая прививается к малой сапёрной лопате каждому пехотинцу.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ РАЗВЕДЧИКОВ (ДЛЯ ОДНОГО И В ПАРЕ С ТОВАРИЩЕМ)
При изучении указанной темы необходимо рекомендовать солдатам следующие упражнения для самостоятельной тренировки.
1. Поддержание равновесия при ходьбе и беге на труднопроходимой местности (болота, лес, кочки, кручи, скользкий грунт и т. д.). Цель: научиться ходить, не падая, на любой трудно проходимой местности (неровности, ямы, камни, развалины и т. д.). Способ: стояние на одной ноге (10-15 сек.) с одновременным выносом (замедленным) другой ноги вперёд и постановкой её на полную ступню. Хождение по скользкому грунту с постановкой ноги на полную ступню. Хождение по неровностям "оступанием" другой ногой в углубления (тренироваться можно на шпалах железнодорожного полотна, камнях, огородах, болоте с кочками и на других неровных участках местности) Наконец, хождение по бревну, жердям и т. д.
2. "Ощупывание" ногой местных предметов. Цель: научиться распознавать при наступании на грунт предметы, создающие шум. Способ: разложить на землю несколько предметов (кора, сухой сук, камень, жестянка и т. д.) и ощупывать их носком, не глядя на них.
3. Хождение в темноте. Цель: научиться ориентироваться и бесшумно передвигаться в темноте. Способ: в затемнённом помещении расставить несколько шумосоздающих предметов (стулья, столы, вёдра, бутылки, банки, этажерки, вешалки и т. д.). Разведчик, выставляя вперёд руки, медленным "нащупывающим" движением ног стремится не уронить эти предметы и бесшумно пройти в тёмной комнате. Необходимо использовать для подобной тренировки тёмные ночи.
4. Подкрадывание. Цель: научиться незаметно подкрадываться к "противнику". Способ: один солдат становится у стены здания, изгороди или у забора. Другой заходит с тыла или со стороны и, маскируясь кустами, постройками, растительностью и другими местными предметами, стремится незаметно подкрасться к товарищу. Затем они меняются ролями, и другой солдат выполняет то же упражнение.
5. Наблюдение за местностью. С целью изучения и запоминания местных предметов и характерных складок солдату полезно будет в течение длительного времени вести наблюдение за небольшим участком местности и затем описать, зарисовать (или рассказать) результаты своего наблюдения.
Поучительность и польза занятий всецело зависят от инициативы, изобретательности и методической грамотности офицеров и сержантов, обучающих солдат. Они - учителя солдат и организаторы их обучения. Следовательно, каждое занятие, каждый изучаемый вопрос, каждый приём и действие должно быть преподано солдату поучительно, практически на местности, наглядно и со всесторонним учётом богатейшего опыта Великой Отечественной войны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ДЕЙСТВИЯ разведчиков в ходе Великой Отечественной войны с фашистской Германией и империалистической Японией отличались большим мастерством. Наши разведчики незаметно проникали в тыл врага, смело подбирались к его траншеям, окопам, ДОТ и ДЗОТ, захватывали "языков", беспрерывно вскрывали чёрные замыслы врагов. Конечно, это удавалось только солдатам, умудрённым большим боевым опытом, научившимся умело передвигаться на местности, маскироваться и использовать ее в своих интересах при действии в разведке в различное время года и суток. Таких разведчиков у нас было много. При действии в поисках, в засадах, в тылу противника они умело использовали местность для передвижения и маскировки, всесторонне оценивали её. В данной брошюре мы сделали попытку обобщить опыт действия бывалых разведчиков и на основе этого опыта показать способы передвижения и маскировки солдата в боевых условиях. Надеемся, что читатель даст строгую оценку, насколько автор справился с этой задачей. Но необходимо, чтобы обучение разведчика по затронутой теме было поставлено доходчиво, живо, интересно и поучительно. Этому вопросу и посвящена последняя глава брошюры, в которой даются некоторые советы офицерам и сержантам по организации и проведению занятий. Основная задача в наступивший мирный период боевой учёбы - всемерно повышать боевую выучку войск, всех солдат, сержантов и офицеров Советской Армии.