1. Древнерусская литература как общее начало литературы русского, украинского и белорусского народов (истоки, развитие, взаимосвязь).
2. Роль фольклорных и переводных источников в формировании древнерусской литературы (на материале ораторской прозы Киевской Руси, «Повести временных лет», ранней русской агиографии — по выбору студента).
3. Романные черты в «Житии Евстафия Плакиды».
4. «Житие Алексея, человека Божия» в древнерусской литературе и фольклоре.
5. Причины популярности на Руси «Девгениева деяния» и «Повести об Акире Премудром».
6. Значение «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия и «Александрии» в формировании древнерусской воинской повести.
7. Особенности средневековых представлений о мире и человеке (на материале естественнонаучных произведений Древней Руси — «Шестоднева», «Физиолога» и др.).
8. «Творчестии образи» Георгия Хоробска как трактат по теории средневекового искусства.
9. Образ «мудрой девы» в произведениях фольклора и Древнерусской литературы.
10. Функции загадок, притч, пословиц в летописном повествовании.
11. Сюжеты «Повести временных лет» в творчестве русских писателей нового времени.
12. Сравнительный анализ «Сказания» и «Жития» о Борисе и Глебе.
13. Особенности сюжетного повествования в русских летописях XI-XII вв.
14. Значение житийной литературы в нравственно-эстетическом воспитании древнерусского человека.
15. Феодосии Печерский — писатель и герой литературы Древней Руси.
16. Летописный и агиографический «портрет» Феодосия Печерского.
17. Лирическое и эпическое начала в рассказах «Повести временных лет».
24. Характерные особенности областных литератур Древней Руси (на примере Новгородской, Псковской, Рязанской, Владимиро-Суздальской и др. — по выбору студента).
25. Языческий и христианский элементы в «Слове о полку Игореве».
26. Образ русской земли в «Слове о полку Игореве».
27. Тема воинского подвига и особенности ее решения автором «Слова о полку Игореве».
28. Ритмическая организация «Слова о полку Игореве».
29. Символика цвета и света в «Слове о полку Игореве».
30. «Слово о полку Игореве» в музыке и живописи.
31. Лирическое и эпическое в «Слове о полку Игореве».
32. «Слово о полку Игореве» и «Слово о погибели Русской земли».
33. «Слово о полку Игореве» в русской поэзии первой трети XIX в.
34. Анализ двух переводов или поэтических переложений «Слова о полку Игореве» (по выбору студента).
35. Анализ переводов «Слова о полку Игореве» на иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский и др. — по выбору студента).
36. Проблемы изучения «Слова о полку Игореве» в школе.
37. А.С.Пушкин и «Слово о полку Игореве».
38. «Слово о полку Игореве» в работах художников Палеха.
49. Сравнительный анализ «Повести о житии» Александра Невского и «Слова о житии» Дмитрия Донского.
50. Фольклорные и литературные произведения о Тверском восстании 1327 г. (песня о Щелкане Дудентьевиче и «Повесть о Шевкале»).
51. Традиции жанра воинских повестей в «Повести о Довмонте».
52. Традиции жанра мартирия в «Житии Михаила Тверского».
53. Политический подтекст «Жития митрополита Петра».
54. Основные линии развития сюжетного повествования в русской агиографии XIII—XV вв.
55. Литературная деятельность митрополита Киприана.
56. Тема «войны и мира» в памятниках Куликовского цикла.
57. Агиографический стиль Епифания Премудрого и Пахомия Логофета.
58. Епифаний Премудрый и Феофан Грек.
59. Епифаний Премудрый и Андрей Рублев.
60. Стилевые особенности древнерусских паломнических хожений XII—XIV вв.
61. Историческая основа «Хожения» Игнатия Смольнянина.
62. Образ автора в «Хожении за три моря» Афанасия Никитина.
63. Основные функции и значение иноязычной лексики в «Хожении за три моря» Афанасия Никитина.
64. Индийская тема в древнерусской литературе.
65. Константинополь в художественном восприятии русских паломников средневековья.
66. Отражение в художественной литературе феодальной войны первой трети XV в.
67. Теория «Москва — третий Рим» в русской литературе XVI— XVII вв.
68. Волоколамский патерик как произведение иосифлянской школы агиографии XVI в.
69. Художественные особенности публицистического творчества Вассиана Патрикеева.
70. Житие основателя монастыря в русской литературе XIV— XVI вв.
71. Иосиф Волоцкий — писатель и герой древнерусской литературы.
72. Сопоставительный анализ разных редакций «Жития Иосифа Волоцкого».
73. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.
74. Пафнутий Боровский и Иосиф Волоцкий.
75. Досифей Топорков — писатель и художник Древней Руси.
76. «Крестьянский вопрос» и особенности его решения в русской публицистике XVI в.
77. Фольклорное и книжное начала в «Повести о Петре и Февронии».
78. «Домострой» как памятник учительной литературы Древней Руси.
79. Роль кружка митрополита Макария в развитии русской литературы и культуры XVI в.
80. Стилевое своеобразие «Степенной книги».
81. Проблема русского и иноземного в творчестве Максима Грека.
82. Позиция Максима Грека в общественно-политической и литературной борьбе его эпохи.
83. Особенности развития русской беллетристики XVI в.
84. Идейно-художественный анализ «Повести о прихождении Стефана Батория на Псков».
85. Иоанн Грозный и протопоп Аввакум: личность писателя и ее отражение в стиле произведений.
86. Публицистическая деятельность митрополита Даниила.
87. Особенности публицистики «смутного времени».
88. Реально-историческое и вымышленное в «Сказании» Авраамия Палицына.
89. Сюжет и композиция «Повести о Марфе и Марии».
90. Жанровые особенности «Жития Юлиании Лазаревской».
91. Женский литературный тип Древней Руси.
92. Сказки о «мудрой деве» и «Повесть о Карпе Сутулове».
93. Переводной рыцарский роман на Руси.
94. Литературные школы в русской поэзии XVII в.
95. Функции просторечий в произведениях русской демократической сатиры.
96. Литературное и фольклорное в «Повести о Сухане» и «Повести об Иване Пономаревиче».
97. Образы и сюжеты древнерусской литературы в народной культуре лубка.
98. Художественное своеобразие «Повести о Шемякиной суде».
99. «Повесть о Ерше Ершовиче» как произведение русской демократической сатиры XVII в.
100. Историческое и вымышленное в повестях о начале Москвы.
101. Протопоп Аввакум как публицист и агиограф.
102. Пространство и время в «Житии» протопопа Аввакума.
103. Значение творчества протопопа Аввакума в развитии русского литературного языка.
104. Традиционные агиографические мотивы и характер их использования в «Житии» протопопа Аввакума.
105. Автор и герой в «Житии» протопопа Аввакума.
106. Творчество пустозерских «соузников».
107. Сравнительный анализ жизнеописаний протопопа Аввакума и Софрония Врачанского.
108. Идейно-художественные особенности литературы раннего периода русского старообрядчества.
109. Протопоп Аввакум и Симеон Полоцкий.
110. Протопоп Аввакум и Иоанн Лукьянов.
111. Демократическая сатира XVII в. и сатирические вирши Симеона Полоцкого.
112. Поэзия Кариона Истомина.
113. Проблема воспитания молодого человека в литературе Древней Руси и особенности ее художественного решения в произведениях XVII в.
114. Энциклопедическое начало творчества Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.
115. Портрет в древнерусской литературе.
116. Пейзаж в древнерусской литературе.
117. Человек в житии и на иконе.
118. Пейзаж в литературе и живописи в Древней Руси.
119. Традиционное и новое в русской путевой литературе конца XVII - начала XVIII в.
120. Русская критика XIX в. о древнерусской литературе и ее значении в историко-литературном процессе.
121. Традиции древнерусской литературы в творчестве писателей XVIII—XX вв. (А.Д. Кантемира, М.В.Ломоносова, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока, М.Ф. Булгакова и др. — по выбору студента).
122. Новые работы в области древнерусской литературы (на иностранных языках: болгарском, польском, английском, немецком, французском, итальянском и др. — по выбору студента).
123. Портрет литературоведа-древника (А.С.Орлова, В.П. Адриановой-Перетц, Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова, И.П. Еремина, Л.А. Дмитриева, А.Н. Робинсона и др. — по выбору студента).