Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Охарактеризуйте стиль «плетения словес».



 

20. Найдите в «Сказании о Борисе и Глебе», во фрагменте 3 из «Жития Сергия Радонежского» цитаты из церковных книг, обращения героя с молитвой к богу и т. п., отметьте в «Житии Стефана Пермского» и в «Слове о житии и преставлении... Дмитрия Ивановича...» сравнения героев с апостолами и т. п.

Объясните цель введения подобных материаловв текст житий. Присуща ли эта стилистическая черта всей древней русской литературе или только агиографическому жанру?

 

21. Пересмотрите текст «Повести о Юлиании Лазаревской». Сравните язык повести с языком «Жития Стефана Пермского», с языком произведений XVII в., например, «Повести о Карпе Сутулове» или «Повести о Фроле Скобееве». К какому из указанных произведений приближается язык «Повести о Юлиании Лазаревской»? В чем причины этого?

Что отличает Юлианию от Сергия Радонежского, Стефана Пермского и что сближает ее с героями повестей XVII в.? Что можно сказать о Епифаний Премудром, его положении в обществе, образовании, сфере деятельности? Как можно охарактеризовать писателей XVII в., в том числе автора «Повести о Юлиании Лазаревской»?

Чем вызвано появление «нового героя», «нового писателя», «нового читателя», «новой тематики», «нового языка» в литературе XVII в.? Сделайте вывод о демократических тенденциях в языке «Повести о Юлиании Лазаревской» вследствие общего процесса демократизации литературы XVII в.

Сформулируйте вывод о своеобразии«Повести о Юлиании Лазаревской».

 

22. Вспомните содержание «Жития князя Александра Невского». Сопоставьте материалы темы V и настоящей темы. Определите, какие черты позволяют отнести это произведение к жанру воинской повести, какие его черты присущи агиографическому жанру. Особое внимание обратите на проблематику произведения, характеристику главного героя, композицию. Отметьте своеобразие«Жития князя Александра Невского».

 

23. Перечитайте «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского». Основываясь на мате риале практикума, прокомментируйте следующие определения жанра этого произведения: «Слово по своему жанру является торжественной речью, в которой прославляется великий князь... Написано «Слово» в традициях риторических торжественных поучений и житийной литературы...» «Обычные агиографические шаблоны похвального слова осложнены здесь привнесением публицистической дидактики и элементов стиля воинской повести...»

Определите своеобразие «Слова о житии и преставлении... Дмитрия Ивановича...».

 

Выполните следующие задания по агиографии XI—XVII вв.:

а) покажите идейно-тематическое своеобразие житий;

б) определите особенности языка и стиля, характерные для агиографического жанра;

в) охарактеризуйте эволюцию агиографического жанра как в идейно-тематическом, так и в художественном плане;

г) покажите художественную неповторимость рассмотренных произведений, принадлежащих к одному и тому же житийному жанру, но сохраняющих свое художественное своеобразие.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Грихин В. А. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV—XV вв.— М. 1974.
  2. Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятник литературы XIII—XVII вв — Л.. 1973.
  3. Еремин И. П. Литература Древней Руси: (Этюды и характеристики).— М; Л.. 1966.
  4. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси.— М, 1970.
  5. Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV — начало XV в.).— М.; Л., 1962.
  6. Лихачев Д. С. Литература времени национального подъема // Памятники литературы Древней Руси XIV — середина XV в.— М. 1981.

 

 

Время создания произведения (век) Историческая обстановка в государстве при жизни героя Название произведения Происхождение героя Детские и отроческие годы Основное содержание деятельности, достойное памяти потомков Характер кончины и посмертные «чудеса»
Конец XI – начало XII Начало междоусобиц и ослабление княжеской власти Сказание о Борисе и Глебе Князь Владимир, который «просветил» Русь и «болгарыня»   Укрепление великокняжеской власти, борьба с междоусобицами Самопжертвование. Нетленность останков. Исцеление больных, помощь «по всем землям»
XI   Житие Феодосия Печерского        
Вторая половина XIII   Житие книгя Александра Невского        
Конец XIV – начало XV   Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского        
Конец XIV   Житие Стефана Пермского        
Начало XV   Житие Сергия Радонежского        
Начало XVII   Повесть о Юлиании Лазаревской        

 

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Тема:

«Житие» протопопа Аввакума. Проблема соотношения традиционного и нова­торского

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.