Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПО ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ



 

1. «Слово о полку Игореве» в изобразительном искусстве XIX – XX веков.

2. Историческая основа «Слова о полку Игореве». К.Маркс о «Слове».

3. Исторический фон в «Слове», история и современность в «Слове». Система образов.

4. «Задонщина», ее политические и художественные особенности. Связь памятника со «Словом о полку Игореве».

5. «Слово» или «Моление» Даниила Заточника как демократический памятник XIII века. Оригинальный стиль памятника. В.Г.Белинский о Данииле Заточнике.

6. Идейно-художественные особенности «Слово о полку Игореве» как демократического произведения литературы XII века.

7. История открытия, издания, изучения «Слова о полку Игореве». Споры в литературоведении о подлинности «Слова».

8. Жанровая природа «Слова». Образ мнений о жанровой природе «Слова».

9. Язык и ритмическая организация речи в «Слове о полку Игореве»,

10. «Слово о полку Игореве». Образ автора, его политический и исторический кругозор. Проблема авторства «Слова» в современной науке.

11. Перспектива «времени» в «Житии» Аввакума. Новые понятия художественного пространства и времени.

12. «Повесть временных лет» как памятник литературы мирового значения. Формы летописного повествования.

13. Реально-бытовые детали в «Житии протопопа Аввакума» (к вопросу о роли художественной детали).

14. Особенности литературного развития во второй половине XVII века. Расцвет демократической сатиры.

15. Развитие литературы Х – XVII века. Эпохи и стили.

16. Д.С.Лихачев – человек и ученый.

17. Повесть о «Шемякином суде», социальная направленность повести, особенности композиции.

18. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Идейно-художественный анализ.

19. «Слово о законе и благодати» Иллариона, его публицистическая острота. Стиль «Слова».

20. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Язык и стиль памятника.

21. Положительный образ крестьянки Февронии («Повесть о Петре и Февронии).

22. «Повесть временных лет». Гипотезы А.А.Шахматова, В.М.Истрина, Д.С.Лихачева, Б.А.Рыбакова о путях постепенного сложения летописи. Идейное содержание и художественные особенности памятника.

23. Специфические черты, хронологические границы древнерусской литературы, ее периодизация. Жанры древнерусской литературы.

24. «Повесть о Флоре Скобееве». Образ нового героя. Образ Флора Скобеева в последующей литературе и искусстве.

25. Основная идея «Слова о полку Игореве» и ее раскрытие в сюжете и композиции.

26. «Повесть о Горе-Злочастии». Обобщенный образ героя повести.

27. «Поучение» Владимира Мономаха. Автобиографические моменты в «Поучении». Язык произведений Мономаха.

28. Структура жанра «Жития протопопа Аввакума». Традиционное и новаторское в «Житии».

29. Образ Евпатия Коловрата и его близость к образам былинных богатырей. Прославление героизма русского народа.

30. «Повесть о Петре и Февронии». Связь повести с устным народным творчеством.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Специфика древнерусской литературы как литературы средневекового типа (в отличие от литературы Нового времени).

2. Периодизация истории древнерусской литературы XI-XVII вв. Своеобразие историко-литературного процесса.

3. Возникновение литературы Древней Руси. Факторы, определившие характер русской литературы первых веков ее существования.

4. «Слово о законе и благодати» Иллариона как первое философское произведение Древней Руси. Его поэтика и идеология.

5. Возникновение и развитие древнейшего летописания. Проблемы изучения генезиса ПВЛ.

6. Ведущие идеи и композиция ПВЛ. Нестор как автор свода 1113 г.

7. Исторические повести и сказания в составе ПВЛ. Стиль монументального историзма и эпический стиль в ранней русской летописи.

8. Дохристианский период русской истории в ПВЛ. Сюжеты, идеи, стиль.

9. Жанр повести о княжеских преступлениях. «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского» в составе ПВЛ; ее идеология и стиль.

10. Агиографические жанры в литературе Киевской Руси (Житие Феодосия Печерского. Сказание о Борисе и Глебе, Киево-Печерский патерик).

11. «Сказание о Борисе и Глебе» и др. произведения «борисоглебского» цикла Х1-ХП вв. Идеология и художественное своеобразие.

12. «Житие Феодосия Печерского» Нестора. Агиографический канон и «жизнеподобие» в структуре произведения.

13. Нравственно-психологический тип христианского подвижника в «Житии Феодосия Печерского».

14. Сочинения Владимира Мономаха. Идеология и стиль. Нравственный смысл «Письма Святославу».

15. Торжественное красноречие Киевской Руси. Творчество Кирилла Туровского. Поэтика его произведений.

16. «Слово о полку Игореве» (дальше: «Слово…»), его историческая основа. Соотношение «Слова…» и летописных повестей о походе Игоря 1185 г. Вопрос о времени создания «Слова…».

17. Проблема жанра «Слова…», своеобразие его композиции и стиля.

18. «Слово о полку Игореве» и традиции устного народного творчества (по статье В.П.Андриановой-Перетц).

19. Образы князей в «Слове…», фольклорные и книжные традиции в их изображении.

20. Автор «Слова…», его исторический кругозор, политическая позиция и эстетические идеи. Автор и Боян.

21. Образ «Русской земли» в «Слове…».

22. «Слово (Моление) Даниила Заточника». Идеи, композиция, стиль.

23. Тема «ума» и «умных» в «Молении Даниила Заточника».

24. Тема монголо-татарского нашествия и ига в русской литературе ХШ-Х1У вв.: «Повесть о битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть об убиении в орде Михаила Черниговского», «Слово о Меркурии Смоленском».

25. «Слово о погибели Русской земли» как лирический отклик на монголо-татарское нашествие. Проблемы изучения памятника.

26. «Житие Александра Невского». Тип святости. Своеобразие жанровой структуры.

27. Вопрос о русском Предвозрождении. Эмоционально-экспрессивный стиль и стиль «психологического умиротворения» в литературе и изобразительном искусстве (Епифаний Премудрый, Феофан Грек, Андрей Рублев).

28. «Задонщина» и «Слово о полку Игореве», проблема соотношения.

29. «Задонщина». Историческая концепция автора и ее художественное воплощение.

30. «Сказание о Мамаевом побоище» среди произведений Куликовского цикла.

31. «Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого как произведение русского Предвозрождения; стиль «плетение словес».

32. Образ Индии в средневековой легенде и в записках русского путешественника XV в. («Сказание об Индийском царстве» и «Хождение за три моря» Афанасия Никитина).

33. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина как памятник культуры эпохи русского Предвозрождения; его проблематика.

34. Фольклорная и книжная традиции в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма.

35. Общая характеристика русской культуры XVI в. Обобщающие литературные «предприятия» в Московском государстве эпохи Ивана IV.

36. Иван Пересветов – публицист первой половины XVI в. и его «Сказание о Магмете Салтане».

37. Иван Грозный как писатель. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским; история возникновения, идеи, стиль.

38. «Смеховой мир» сатирических произведений XVII в.: «Повесть о Фоме и Ереме», «Калязинская челобитная», «Сказание о Куре и лисице», «Повесть о бражнике» и др.

39. Пародия на «судное дело» в сатирических повестях XVII в.: «Повесть о Шемякине суде», «Повесть об Ерше Ершовиче». Проблемы изучения последнего памятника.

40. «Повесть о Горе Злочастии» как произведение «переходной эпохи: его новаторский характер.

41. «Повесть о Савве Гудцыне» как ранний русский роман.

42. «Повесть о Фроле Скобееве» как плутовская новелла.

43. «Повесть о Карпе Сутулове» как русская новелла ренессансного типа.

44. «Житие протопопа Аввакума» как произведение «переходного» времени.

45. «Житие протопопа Аввакума» как «духовная автобиография»: проблематика и сюжет.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.