1. «Слово о полку Игореве» в изобразительном искусстве XIX – XX веков.
2. Историческая основа «Слова о полку Игореве». К.Маркс о «Слове».
3. Исторический фон в «Слове», история и современность в «Слове». Система образов.
4. «Задонщина», ее политические и художественные особенности. Связь памятника со «Словом о полку Игореве».
5. «Слово» или «Моление» Даниила Заточника как демократический памятник XIII века. Оригинальный стиль памятника. В.Г.Белинский о Данииле Заточнике.
6. Идейно-художественные особенности «Слово о полку Игореве» как демократического произведения литературы XII века.
7. История открытия, издания, изучения «Слова о полку Игореве». Споры в литературоведении о подлинности «Слова».
8. Жанровая природа «Слова». Образ мнений о жанровой природе «Слова».
9. Язык и ритмическая организация речи в «Слове о полку Игореве»,
10. «Слово о полку Игореве». Образ автора, его политический и исторический кругозор. Проблема авторства «Слова» в современной науке.
11. Перспектива «времени» в «Житии» Аввакума. Новые понятия художественного пространства и времени.
12. «Повесть временных лет» как памятник литературы мирового значения. Формы летописного повествования.
13. Реально-бытовые детали в «Житии протопопа Аввакума» (к вопросу о роли художественной детали).
14. Особенности литературного развития во второй половине XVII века. Расцвет демократической сатиры.
15. Развитие литературы Х – XVII века. Эпохи и стили.
16. Д.С.Лихачев – человек и ученый.
17. Повесть о «Шемякином суде», социальная направленность повести, особенности композиции.
18. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Идейно-художественный анализ.
19. «Слово о законе и благодати» Иллариона, его публицистическая острота. Стиль «Слова».
20. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Язык и стиль памятника.
21. Положительный образ крестьянки Февронии («Повесть о Петре и Февронии).
22. «Повесть временных лет». Гипотезы А.А.Шахматова, В.М.Истрина, Д.С.Лихачева, Б.А.Рыбакова о путях постепенного сложения летописи. Идейное содержание и художественные особенности памятника.
23. Специфические черты, хронологические границы древнерусской литературы, ее периодизация. Жанры древнерусской литературы.
24. «Повесть о Флоре Скобееве». Образ нового героя. Образ Флора Скобеева в последующей литературе и искусстве.
25. Основная идея «Слова о полку Игореве» и ее раскрытие в сюжете и композиции.
26. «Повесть о Горе-Злочастии». Обобщенный образ героя повести.
27. «Поучение» Владимира Мономаха. Автобиографические моменты в «Поучении». Язык произведений Мономаха.
28. Структура жанра «Жития протопопа Аввакума». Традиционное и новаторское в «Житии».
29. Образ Евпатия Коловрата и его близость к образам былинных богатырей. Прославление героизма русского народа.
30. «Повесть о Петре и Февронии». Связь повести с устным народным творчеством.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Специфика древнерусской литературы как литературы средневекового типа (в отличие от литературы Нового времени).
2. Периодизация истории древнерусской литературы XI-XVII вв. Своеобразие историко-литературного процесса.
3. Возникновение литературы Древней Руси. Факторы, определившие характер русской литературы первых веков ее существования.
4. «Слово о законе и благодати» Иллариона как первое философское произведение Древней Руси. Его поэтика и идеология.
5. Возникновение и развитие древнейшего летописания. Проблемы изучения генезиса ПВЛ.
6. Ведущие идеи и композиция ПВЛ. Нестор как автор свода 1113 г.
7. Исторические повести и сказания в составе ПВЛ. Стиль монументального историзма и эпический стиль в ранней русской летописи.
8. Дохристианский период русской истории в ПВЛ. Сюжеты, идеи, стиль.
9. Жанр повести о княжеских преступлениях. «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского» в составе ПВЛ; ее идеология и стиль.
10. Агиографические жанры в литературе Киевской Руси (Житие Феодосия Печерского. Сказание о Борисе и Глебе, Киево-Печерский патерик).
11. «Сказание о Борисе и Глебе» и др. произведения «борисоглебского» цикла Х1-ХП вв. Идеология и художественное своеобразие.
12. «Житие Феодосия Печерского» Нестора. Агиографический канон и «жизнеподобие» в структуре произведения.
13. Нравственно-психологический тип христианского подвижника в «Житии Феодосия Печерского».
14. Сочинения Владимира Мономаха. Идеология и стиль. Нравственный смысл «Письма Святославу».
15. Торжественное красноречие Киевской Руси. Творчество Кирилла Туровского. Поэтика его произведений.
16. «Слово о полку Игореве» (дальше: «Слово…»), его историческая основа. Соотношение «Слова…» и летописных повестей о походе Игоря 1185 г. Вопрос о времени создания «Слова…».
17. Проблема жанра «Слова…», своеобразие его композиции и стиля.
18. «Слово о полку Игореве» и традиции устного народного творчества (по статье В.П.Андриановой-Перетц).
19. Образы князей в «Слове…», фольклорные и книжные традиции в их изображении.
20. Автор «Слова…», его исторический кругозор, политическая позиция и эстетические идеи. Автор и Боян.
23. Тема «ума» и «умных» в «Молении Даниила Заточника».
24. Тема монголо-татарского нашествия и ига в русской литературе ХШ-Х1У вв.: «Повесть о битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть об убиении в орде Михаила Черниговского», «Слово о Меркурии Смоленском».
25. «Слово о погибели Русской земли» как лирический отклик на монголо-татарское нашествие. Проблемы изучения памятника.
26. «Житие Александра Невского». Тип святости. Своеобразие жанровой структуры.
27. Вопрос о русском Предвозрождении. Эмоционально-экспрессивный стиль и стиль «психологического умиротворения» в литературе и изобразительном искусстве (Епифаний Премудрый, Феофан Грек, Андрей Рублев).
28. «Задонщина» и «Слово о полку Игореве», проблема соотношения.
29. «Задонщина». Историческая концепция автора и ее художественное воплощение.
30. «Сказание о Мамаевом побоище» среди произведений Куликовского цикла.
31. «Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого как произведение русского Предвозрождения; стиль «плетение словес».
32. Образ Индии в средневековой легенде и в записках русского путешественника XV в. («Сказание об Индийском царстве» и «Хождение за три моря» Афанасия Никитина).
33. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина как памятник культуры эпохи русского Предвозрождения; его проблематика.
34. Фольклорная и книжная традиции в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма.
35. Общая характеристика русской культуры XVI в. Обобщающие литературные «предприятия» в Московском государстве эпохи Ивана IV.
36. Иван Пересветов – публицист первой половины XVI в. и его «Сказание о Магмете Салтане».
37. Иван Грозный как писатель. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским; история возникновения, идеи, стиль.
38. «Смеховой мир» сатирических произведений XVII в.: «Повесть о Фоме и Ереме», «Калязинская челобитная», «Сказание о Куре и лисице», «Повесть о бражнике» и др.
39. Пародия на «судное дело» в сатирических повестях XVII в.: «Повесть о Шемякине суде», «Повесть об Ерше Ершовиче». Проблемы изучения последнего памятника.
40. «Повесть о Горе Злочастии» как произведение «переходной эпохи: его новаторский характер.
41. «Повесть о Савве Гудцыне» как ранний русский роман.
42. «Повесть о Фроле Скобееве» как плутовская новелла.
43. «Повесть о Карпе Сутулове» как русская новелла ренессансного типа.
44. «Житие протопопа Аввакума» как произведение «переходного» времени.
45. «Житие протопопа Аввакума» как «духовная автобиография»: проблематика и сюжет.