Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДЫ СТРОЕВОГО ОБУЧЕНИЯ



МЕТОДИКА СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ.

 

ББК А76

 

ЛЕНСКОГО Дома офицеров

 

ГИ Апакидзе В. В., Дуков Р. Г.

А76 Строевая подготовки Учеб. посо­бие/Под ред. В А Меримского. — М.: Воениздат, 1987 —335 с., ил. В пер • 90 к

В учебном пособии авторы дают рекомендации по

обучению военнослужащих приемам одиночной строе вой подготовки, слаживанию подразделений и совершенствованию строевой выучки на занятиях и в повседневной жизни.

Книга предназначена для всех категорий военнослужащих Советской Армии, Военно-Морского Флота и для вневойсковой подготовки

1304020000—108 А068(02)—87 74—87

15ВН 5—203—00578—8

ББК 6849(2)3

Воениздат, 1987г.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Строевая подготовка, являясь составной ча­стью боевой подготовки, оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности войск. Она закаляет волю воинов, способствует соблюде­нию воинского порядка и укреплению дисцип­лины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает внимательность, наблюда­тельность, коллективизм и исполнительность. Без правильно поставленного строевого обу­чения трудно добиться четких действий воинов в современном бою.

Сейчас, когда подразделения и части насы­щены сложной техникой, когда значительно возросла роль коллективного оружия в бою, уровень строевой выучки должен быть особен­но высок

Основой подготовки личного состава под­разделения к совместным действиям был, есть и остается строй. Он, как никакой другой вид обучения, воспитывает быстрое, точное и еди­нодушное исполнение воли командира Строе­вая подготовка основана на глубоком понима­нии военнослужащими необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выпол­нении приемов в составе подразделения.

Строевая выучка дисциплинирует военно­служащих, вырабатывает у них быстроту и четкость действий при вооружении и на бое­вой технике, а также способствует приобрете­нию навыков, которые необходимы на заня­тиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения.

Строевая подготовка включает: одиночное строевое обучение без оружия и с оружием; строевое слаживание отделений (расчетов, экипажей), взводов, рот (батарей), баталь­онов (дивизионов) и полков при действиях в пешем порядке и на машинах; строевые смо­тры подразделений и частей. Строевое обуче­ние проводится на плановых занятиях и совер­шенствуется при всех построениях и передви­жениях, на всех других занятиях и в повсе­дневной жизни.

В учебном пособии обобщен опыт строевого обучения подразделений Сухопутных войск. Разумеется, в практике работы командиров обучение и воспитание составляют единый процесс и всегда между собой взаимосвязаны. Следовательно, в процессе строевого обучения подчиненных командир должен постоянно вести воспитательную работу, направленную на привитие высокой дисциплины, исполнитель­ности и преданности Коммунистической пар­тии Советского Союза, правительству и со­ветскому народу.

Излагая в учебном пособии закономерности, принципы, правила и методы строевого обу­чения, авторы стремились показать их приме­нительно к учебным занятиям и повседневной жизни. Вместе с тем надо иметь в виду, что данное пособие не ставит, да и не может ста­вить своей целью дать советы или рецепты на все случаи жизни. Это сделать и невозможно, так как ни в одной книге нельзя предусмотреть всех тех случаев, с которыми встречается каж­дый командир в работе по строевому обучению и воспитанию подчиненных.

В овладении методическим мастерством ре­шающее значение имеют умение командира анализировать свои успехи и неудачи, резуль­таты каждого занятия, его систематическая работа над повышением своих знаний. Вот почему было бы желательно, чтобы коман­диры, опираясь на рекомендации дайной кни­ги, настойчиво совершенствовали свое мастер­ство в обучении подчиненных строевой подго­товке.

 

Глава 1

ОСНОВЫ СТРОЕВОГО ОБУЧЕНИЯ

Общие положения

Строевая подготовка является самостоятель­ным предметом обучения военнослужащих в системе боевой подготовки и органически вхо­дит во многие другие предметы обучения, оказывая влияние на развитие знаний, умений, навыков и психологической устойчивости, не­обходимых личному составу в современном бою. Поэтому в основу строевого обучения положены руководящие принципы советской педагогики.

Высокая строевая выучка офицеров, пра­порщиков и сержантов имеет решающее зна­чение в достижении успехов в строевой подго­товке, в умении образцово выполнять преду­смотренные Строевым уставом приемы и дей­ствия и методически правильно обучать под­чиненных.

Командиру недостаточно владеть высоким методическим мастерством, хорошей теорети­ческой подготовкой и практическими навы­ками, ему важно еще уметь активизировать

Здесь и далее рекомендации прапорщикам и сер­жантам в равной степени относятся к мичманам и старшинам.

Познавательную деятельность своих подчинен­ных, а этого можно достичь повышением ка­чества строевого обучения, развитием у воинов творческого мышления и оказанием помощи в овладении наиболее рациональными приема­ми и действиями в ходе обучения.

Командир должен постоянно помнить, что основы обучения лучше всего закладывать с первых дней учебы. Именно в это время вырабатывается, а затем превращается в привычку определенный порядок в изучении строевых приемов и действии а также действий с ору­жием и на боевой технике.

Известно, что пределы человеческого позна­ния относительны, поэтому необходимо доби­ваться того, чтобы подчиненные не стеснялись сегодняшнего незнания (неумения) Ведь по­рицания заслуживает не тот, кто, не зная, ищет ответы и знания, а тот, кто не знает, а делает вид, будто знает.

Усвоение — это понимание плюс запомина­ние, а овладение знаниями — это усвоение плюс применение знаний на практике.

В обучении очень важно увязать известное с неизвестным, теорию с практикой, устанав­ливать наиболее эффективные формы и методы строевого обучения.

Очень важно также, чтобы каждое строевое занятие проводилось на фоне сравнимости ре­зультатов соревнующихся с повышением духа состязательности. Это создает необходимые предпосылки к быстрому усвоению изучаемого материала.

Каждое строевое занятие должно являться новой ступенью в деле совершенствования строевой выучки воинов и подразделений. Глубина полученных при этом знаний и проч­ность навыков во многом зависят от умело выбранных методов обучения и тренировок, применяемых в ходе занятий. Интенсивность, непрерывность действий воинов с полным на­пряжением сил — вот требования, предъявляе­мые к строевым занятиям сегодня.

Практика показывает, что высокий уровень строевой выучки военнослужащих может быть достигнут:

— целеустремленным и правильным плани­рованием строевой подготовки, четкой органи­зацией и методически правильным проведе­нием всех занятий;

— сознательным изучением и последующим совершенствованием приемов и действий каж­дым военнослужащим в строгом соответствии с требованиями Строевого устава;

— регулярным проведением инструктажей, инструкторско-методических, показных и пла­новых занятий по строевой подготовке без значительных перерывов между ними;

— совершенствованием навыков в строе­вом обучении на всех занятиях, при по­строениях и передвижениях в повседневной жизни;

— самостоятельными тренировками (отра­боткой) военнослужащими строевых приемов и действий;

— постоянным контролем и высокой требо­вательностью со стороны командиров всех степеней к выполнению положений Строевого устава всеми военнослужащими.

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО КОМАНДИРА.

В процессе учебной и воспитательной дея­тельности командир, с одной стороны, высту­пает как педагог и воспитатель, а с другой — как командир с высокой идейной убежденно­стью, профессиональным мастерством, показы­вающий личный пример последовательного претворения в жизнь коммунистических идеа­лов, высоконравственного поведения, добросо­вестного отношения к делу, воинскому долгу. Поэтому проблема педагогического мастер­ства командира — это в первую очередь проблема самовоспитания офицера.

Анализ педагогической деятельности офи­церов показывает, что командиры должны об­ладать большим диапазоном качеств, кото­рые можно свести в следующие основные груп­пы: идейно-политические, морально-боевые, военно-профессиональные, организаторские, нравственные и педагогические.

Советский командир — прежде всего идео­логический боец партии, который должен обладать твердым знанием марксистско-ле­нинской теории, решений и постановлений Коммунистической партии и Советского прави­тельства, быть способным вести активную борьбу с буржуазной идеологией, проявлять высокую политическую бдительность.

Специфика армии требует наличия у коман­диров высоких морально-боевых и военно-про­фессиональных качеств.

Организаторские качества проявляются в умении командира найти главное в работе, наладить напряженную творческую деятель­ность каждого военнослужащего с учетом индивидуальных особенностей, психического состояния и настроения, в способности зара­жать энергией обучаемых, задавать бодрый деловой тон в их деятельности, в умении под­держать высокую учебную дисциплину, выз­вать стремление к соревнованию.

Одной из важнейших предпосылок высокой эффективности педагогической деятельности являются высокие нравственные качества ко­мандира. «Чтобы действительно воспиты­вать,— говорил М. И. Калинин, — для этого надо не только хорошо знать свое дело, но иметь еще чистую душу».

Современная молодежь — люди с большими духовными запросами, эрудированные, с раз­носторонними интересами. Чтобы удовлетво­рить их любознательность и запросы, коман­диру важно быть высококультурным челове­ком, находиться в курсе всего нового, любить книги, читать газеты и журналы, посещать кино, театр, следить за современными дости­жениями науки и техники.

Учебно-воспитательная работа — дело твор­ческое: каждая педагогическая ситуация тре­бует своего особого решения. Эффективной она может быть, если командир обладает та­кими качествами, как педагогическая наблю­дательность и воображение, педагогическое мышление и такт. Важной чертой современного командира является способность к педа­гогическому творчеству.

Педагогическая наблюдатель­ность — это способность целеустремленно и систематически изучать объект своего учебно-воспитательного воздействия, по внешним, часто малозаметным признакам видеть осо­бенности внутреннего мира обучаемых, все изменения, происходящие в личности военно­служащего, умение своевременно подметить и разгадать причины и мотивы всяких пере­мен в его учебной деятельности и пове­дении.

Педагогическое воображение — способность преподавателя запрограммировать личность обучаемого и предвидеть ре­зультаты воспитательных воздействий, умение спланировать для дальнейшей работы направ­ления психологического воздействия и пра­вильно установить факторы, влияющие на учебную деятельность военнослужащих.

С педагогическим воображением тесно свя­зано педагогическое мышление, которое предполагает умение командира свое­временно и глубоко анализировать свою деятельность и действия обучаемых, выделять основные звенья в работе, способность уста­навливать связи и обобщать отдельные факты.

Педагогический такт представляет сложное профессиональное качество, которое характеризуется чувством меры, особой целе­сообразностью всего того, что делает коман­дир, гибкостью различных методов, средств и приемов педагогического воздействия.

Педагогический такт слагается из следую­щих основных признаков:

— высокой требовательности, исключающей грубость;

— воздействия путем распоряжений, внуше­ний, предупреждений и т.п.;

— умения слушать обучаемых;

— уравновешенности, самообладания, дело­вого тона;

— серьезности подхода к ответам на постав­ленные военнослужащими вопросы;

— простоты в обращении, однако исключаю­щей панибратство и фамильярность;

— принципиальности и настойчивости без упрямства;

— внимательности и чуткости к обучае­мым;

— юмора без унижения личности военнослу­жащего;

— скромности, в личном поведении.

Успех обучения во многом зависит от дока­зательности и логичности действий ко­мандира, его способности вовлечь обучае­мых в интеллектуальную работу — заставить думать и действовать вместе.

Командир через свою речь и личные дей­ствия должен уметь передать подчиненным все ценное, накопленное практикой, передовой наукой в данной области и собственным опы­том.

Педагогическая техника — это ком­плекс навыков, умений и приемов, с помощью которых командир достигает максимальной эффективности применяемых методов педагогического воздействия.

Педагогическая техника включает:

— навыки и умения организации учебных занятий и различных воспитательных меро­приятий;

— приемы выразительного показа команди­ром своего отношения к тем или иным дей­ствиям и поведению обучаемых;

— умение владеть речью;

— методику изучения и учета морально-пси­хологических особенностей обучаемых;

— умение создавать различные педагогиче­ские ситуации воспитательного воздействия на обучаемых, в том числе со стороны коллек­тива;

— владение техническими средствами обу­чения, умение правильно их использовать;

— педагогический контроль и учет обученности и воспитанности военнослужащих, вы­полнение ими требований уставов.

Педагогическое мастерство свя­зано с глубоким знанием командиром целей и задач обучения, выдвигаемых Министром обо­роны СССР.

Мастерство командира определяется:

— умением передавать знания в наиболее доступной форме обучаемым;

— способностью добиваться прочной связи теоретических знаний с практическими дей­ствиями и формировать на этой основе необ­ходимые навыки, умения и качества личности военнослужащего;

умением интересно, последовательно к логично излагать учебный материал, использовать различные приемы активизации познавательной деятельности обучаемых, прививать им навыки учебного труда и умственной дея­тельности;

— способностью целеустремленно и квали­фицированно решать в процессе обучения воспитательные задачи, вытекающие из специ­фики учебной дисциплины и обучаемого кон­тингента;

— твердыми навыками в использовании технических средств обучения.

Помимо решения учебных задач командир в процессе обучения ведет воспитательную ра­боту с военнослужащими. Для достижения высокой ее эффективности он должен:

— иметь четкое представление о целях, за­дачах и содержании идейно-политического, воинского, нравственного, эстетического, физи­ческого и правового воспитания военнослужа­щих;

— всесторонне изучать особенности личности воспитуемых и факторов, влияющих на ее формирование;

— твердо знать принципы, методы, этичес­кие и правовые нормы и правила воспитания, особенности их реализации в конкретных ус­ловиях деятельности подразделения;

— уметь творчески применять на практике знания военной педагогики и психологии, воин­ской этики, требований уставов, инструкций, приказов;

— учитывать особенности воспитуемых, на­строения, мнения и традиции воинских коллек­тивов, быть способным установить правильное взаимоотношение с воспитуемыми;

— постоянно совершенствовать систему при­емов и средств воспитательных воздействий.

Способность командира к педагогическому творчеству является одним из центральных звеньев в его деятельности. Она позволяет командиру с максимальной эффективностью, каждый раз по-новому и педагогически обос­нованно применять в учебно-воспитательном процессе методы и формы обучения и воспи­тания, профессиональные знания, навыки а умения, свои личные качества.

Решающую роль в развитии педагогического творчества командира играет практическая деятельность. Как заметил А. С. Макаренко, нельзя научиться искусству воспитания и обу­чения, как и всякому другому искусству, толь­ко по книгам. Как бы человек ни был талант­лив, какими бы хорошими ни были учебные пособия, но если он не будет самостоятельно учиться на практическом опыте, на положи­тельном примере, он никогда не будет хоро­шим педагогом.

 

МЕТОДЫ СТРОЕВОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Методы обучения — это пути и способы, с помощью которых достигается сообщение и усвоение знаний, формирование навыков и умений, выработка высоких морально-боевых и психологических качеств. Каждый метод состоит из взаимосвязанных элементов, кото­рые принято называть приемами обучения.

Следует различать методы и приемы обуче­ния. Приемы — это отдельные детали, состав­ные части методов. Так, например, демонстрация изучаемого действия по разделениям или в целом — это приемы метода показа; изло­жение порядка выполнения элемента — это прием метода рассказа. В большинстве случаев несколько методов обучения применяются в сочетании, например: показ с рассказом, объяснение — с упражнением. В том или ином сочетании один из методов играет ведущую роль, а другие — подчиненную.

В строевом обучении в основном применя­ются следующие методы:

— устное изложение учебного материала;

— показ;

— тренировка;

— самостоятельное изучение приема или действия.

Устное изложение учебного ма­териала всегда занимало и занимает важ­ное место в учебном процессе. В строевом обучении, как правило, применяется объясне­ние, которое чаще всего сочетается с показом (демонстрацией) изучаемых приемов и дейст­вий.

Показ представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у обучаемых создается наглядный образ изучае­мого предмета, формируются конкретные пред­ставления о приемах и действиях. Одной из разновидностей метода показа является де­монстрация.

Показ может быть: личный; с помощью спе­циально проинструктированных обучаемых; в ходе показных занятий и при демонстрации учебных кинофильмов.

Для успешного применения руководителем метода показа необходимо:

— глубоко знать учебный материал, уметь мастерски выполнять разучиваемые приемы и действия;

— выдерживать установленный темп испол­нения приема или действия;

— умело использовать ракурс, под которым обучаемые видят исполняемые руководителем прием или действие.

Тренировка — это многократное, созна­тельное и усложняющееся повторение опреде­ленных приемов и действий с целью выработки и совершенствования у обучаемых навыков и умений.

Для успеха тренировки необходимо:

— понимание обучаемыми цели упраж­нения;

— усвоение обучаемыми содержания и стро­гой последовательности выполнения разучи­ваемых действий;

— разделение руководителем сложных дей­ствий на составные части;

— наращивание быстроты, чему должна предшествовать работа по выработке у обучае­мых правильных действий;

— соблюдение определенного ритма, пра­вильного чередования действий, требующих от обучаемых различного напряжения физических и моральных сил;

— постоянное поддержание у обучаемых интереса к тренировке.

Самостоятельное изучение при­ема или действия является важнейшим методом учебы. В зависимости от характера учебного материала существуют и разновидности самостоятельной работы.

Для правильной организации самостоятельной работы обучаемых необходимо:

— определить объем задания на самостоя­тельную подготовку;

—дать методические советы по повторению изученного или практической отработке прие­мов;

— обеспечить каждое подразделение учеб­ным местом, необходимой литературой, наг­лядными пособиями;

— разбить обучаемых на такие группы, где были бы и хорошо подготовленные военнослу­жащие и отстающие, где могла бы быть обес­печена товарищеская взаимопомощь;

— осуществлять постоянный контроль и оказывать необходимую помощь обучаемым в самостоятельном овладении учебным мате­риалом.

Одним из главных условий преподавания любой дисциплины является твердое знание предмета, умение свободно ориентироваться в нем, излагать материал просто и доходчиво.

Однако для успешной организации строевого обучения недостаточно знать, чему учить, надо еще знать, как учить.

Методическое мастерство командира опре­деляется умением найти такой метод объясне­ния, показа и тренировки строевого приема, который в данное время, на данном занятии, при изучении именно этого строевого приема или действия даст наилучший результат в кратчайшее время.

На строевых занятиях, особенно в ходе тре­нировок, необходимо соблюдать выдержку и терпение. Повышенный тон, окрики и раздражение командира подавляют волю и инициа­тиву военнослужащего. Он еще больше теря­ется, спешит и допускает более серьезные ошибки.

В процессе обучения командир должен добиваться, чтобы в повторении материала активно участвовали все военнослужащие. Объяснение приема или действия должно быть кратким, четким и ясным, как и сам прием. Каждая часть объяснения должна сопровождаться практическим показом.

Место командира при проведении занятий по строевой подготовке должно обеспечивать наблюдение за действиями обучаемых, чтобы своевременно добиваться устранения допущен­ных ими ошибок. Наиболее целесообразным удалением от строя подразделения надо счи­тать: для командиров отделений (расчетов) три-четыре шага; для командиров взводов — пять-шесть шагов; для командиров рот — семь шагов. При таком удалении обучаемые нахо­дятся под постоянным контролем командиров и всегда готовы к выполнению команд.

Большое значение в строевой подготовке имеет умение командира четко и громко пода­вать команды. Нечетко поданная команда затрудняет ее выполнение, а неправильно поданная — приводит военнослужащих в заме­шательство или к невыполнению приема.

Предварительная команда должна подавать­ся отчетливо и протяжно, чтобы обучаемые поняли, каких действий от них требует коман­дир. Исполнительная команда должна пода­ваться после паузы отрывисто и энергично. Исполнительную команду никогда не следует затягивать, так как это приводит к ненужному перенапряжению обучаемых и нечеткости в действиях.

Перед подачей команды или отдачей прика­зания командир обязан принять положение «смирно». Это воспитывает у подчиненных дисциплинированность и уважение к строю.

Обучение строевым приемам надо проводить в такой последовательности:

— ознакомление с приемом;

— разучивание приема;

— тренировка.

Для ознакомления с приемом командир должен:

— назвать прием и указать, где и для какой цели он применяется;

— подать команду, по которой выполняется прием;

— показать строго по Строевому уставу, как выполняется прием в целом, а затем в медленном темпе — по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнения.

На ознакомление с приемом должно затра­чиваться минимальное время.

В зависимости от сложности строевого прие­ма разучивание его может проводиться:

— в целом, если прием несложный;

— по разделениям, если прием сложный;

— с помощью подготовительных упражне­ний, если прием сложный и отдельные его элементы трудно усваиваются.

Для ознакомления с приемом руководитель занятия образцово показывает обучаемым по­рядок его выполнения в целом, а затем по элементам (по разделениям), попутно объя­сняя свои действия.

Изучение каждого элемента приема или действия (если прием сложен по выполнению) также начинается с показа и краткого объяс­нения.

При показе у обучаемого создается зри­тельное представление о строевом приеме или действии (его элементах), поэтому показ дол­жен быть безупречным.

Приемы и действия, показанные четко, пра­вильно и красиво, всегда производят на обу­чаемых большое впечатление и вызывают же­лание выполнять их так, как было показано. Показ необходимо всегда сопровождать кратким объяснением. Для создания полного и правильного представления об изучаемом приеме или действии недостаточно иметь зри­тельное представление, нужно осмыслить изу­чаемые прием или действие.

Объяснение позволяет раскрыть такие сто­роны изучаемых строевых приемов или дей­ствий, которые трудно усваиваются при показе. Оно ориентирует обучаемых на то, что будет показано, или на то, от чего зависит правиль­ность выполнения строевого приема или дей­ствия.

После ознакомления со строевым приемом или действием процесс формирования навыка как целостного действия включает три связан­ных между собой основных этапа.

Первый этап заключается в расчленении приема или действия (сложного) на элементы и в выполнении приема или действия по эле­ментам.

Второй этап последовательно объединяет элементы в группы, а затем — в единое целое. Третий этап сводится к выработке навыков в выполнении приема или действия. Выпол­нение приема путем многократного повторения (тренировки) доводится до автоматизма. При этом командир должен добиваться, чтобы все приемы выполнялись правильно, быстро, кра­сиво и четко.

Командир добьется лучших результатов в своей практической деятельности по обучению, сможет избежать ошибок, если перед началом обучения военнослужащих он будет иметь представление о психолого-педагогических осо­бенностях каждого обучаемого, изучив его анкетные данные и повседневно наблюдая за ним в процессе боевой учебы, жизни, быта.

Это поможет командиру установить хоро­ший контакт с подразделением и каждым во­еннослужащим в отдельности, правильно оп­ределить содержание учебного материала для данных военнослужащих и объем заданий для самостоятельной работы, своевременно ока­зать помощь по ликвидации пробелов в строе­вом обучении, правильно выбрать основные направления воспитательного воздействия на каждого военнослужащего.

Большую роль в деятельности командира играет характер межличностных отношений, который устанавливается между ним и каж­дым военнослужащим, участвующим в учеб­ном процессе. Ему никогда не следует забы­вать о педагогическом такте. Военнослужащие очень хорошо чувствуют, если командир с глу­боким уважением относится к каждому из них, к их культуре, традициям. Как правило, на это они отвечают благодарностью, хорошим отношением к учебе, что и лежит в основе успешной организации учебно-воспитательного процесса.

Командир должен всегда помнить, что ра­циональное использование технических средств обучения, особенно учебных кинофильмов по строевой подготовке, не самоцель, а сред­ство для лучшего понимания и запоминания материала. Поэтому демонстрационный мате­риал должен быть тщательно подобран, и так­же должно быть хорошо продумано его при­менение, чтобы не допустить перенасыщенно­сти им занятия.

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ.

Работа командира по строевому обучению подчиненных начинается с планирования. При планировании занятий по строевой подготовке командир должен руководствоваться требова­ниями программы боевой подготовки, задача­ми, поставленными перед подразделением по строевой подготовке, положениями Строевого устава Вооруженных Сил СССР, а также уровнем строевой выучки личного состава.

В планах находят отражение вопросы орга­низации плановых и дополнительных занятий, методическая подготовка сержантов, прапор­щиков и офицеров, проводящих занятия, сорев­нования на лучший взвод и роту, разработка наглядных пособий и совершенствование учеб­ной базы по строевой подготовке.

Программы предоставляют командиру части право определять время на отработку темы в зависимости от подготовленности обучаемых. Таким образом, количество занятий и учебных вопросов по каждой теме может быть различ­ным. Для более качественного изучения слож­ных строевых приемов, таких, как строевой шаг, повороты на месте и в движении и др., занятия должны неоднократно повторяться. Нельзя переходить к изучению очередного учебного вопроса, пока качественно не будет отработан изучаемый вопрос. Если по какой-либо причине один из учебных вопросов дан­ного занятия опущен или не усвоен, он дол­жен быть отработан в часы самостоятельной подготовки или перенесен на очередное заня­тие.

Занятия по строевой подготовке должны проводиться регулярно и через равные проме­жутки времени, чтобы не утрачивались навы­ки, приобретенные военнослужащими на пре­дыдущем занятии. Высоких результатов в строевой подготовке личного состава и подраз­делений достигают те командиры, которые закрепляют полученные строевые навыки на других занятиях.

Не следует допускать, чтобы строевые заня­тия проводились несколько дней подряд или по два в день, так как эти занятия при пра­вильной их организации требуют большого фи­зического напряжения.

Практика показывает, что наибольших ус­пехов добиваются те командиры подразделе­ний, которые планируют строевые занятия один-два раза в неделю.

Занятие по строевой подготовке, как и лю­бое другое занятие, достигает цели в том случае, если оно тщательно подготовлено и материально обеспечено. Вот почему при пла­нировании командир подразделения должен предусматривать инструкторско-методические или показные занятия с офицерами, прапор­щиками и сержантами, а накануне этих заня­тий проводить инструктажи сержантов.

Занятия по строевой подготовке плани­руются в роте, как правило, одновременно со всеми взводами и проводятся обычно под ру­ководством командира роты: по одиночной подготовке — одночасовое, а по строевому слаживанию подразделений в зависимости от масштаба могут быть и двухчасовые. В во­енном училище (учебной части) занятия про­водятся в составе взвода под руководством командира взвода. Каждое занятие должно состоять из трех частей:

— вводной части, в которую входят осмотр внешнего вида и вывод подразделений к ме­сту занятий на строевой плац, объявление те­мы, цели занятия, учебных вопросов и повто­рение ранее изученных приемов;

— основной части, включающей изучение и отработку новых приемов по разделениям и в целом; тренировка приемов проводится по командам командира или под барабан само­стоятельно, попарно и в составе отделения (взвода, роты);

— заключительной части, в которой реко­мендуется провести разбор и объявить оцен­ки обучаемым, организовать состязания, выделить лучших и дать задание на самопод­готовку.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.