На рис. 37 Патриссия демонстрирует два типа "гневных" глаз в сочетании с двумя типами "гневного" рта.
Сравнивая верхнюю фотографию со нижней, мы видим одинаковые глаза/веки в сочетании с различным положением губ.
Сравнивая левую фотографию с правой, мы видим одинаковое положение рта в сочетании с разным выражением глаз/век.
Как мы уже объяснили, два типа "гневного" рта связаны с характером поведения человека.
Закрытый "гневный" рот, показанный на верхних фотографиях может проявиться если человек учавствует в физическом поединке, или же, если человек изо всех сил пытается подавить побуждение закричать.
Что происходит при словесном выражении гнева или выражении гнева криком - показано на нижних фотографиях.
Шире раскрытые гневные глаза на фотографиях справа делают выражение (послание*) немногим более выразительным.
Интенсивность гнева.
Интенсивность переживания гнева можно определить по тому, насколько сильно напряжены веки или насколько сильно вытаращены глаза.
Так же, степень интенсивности переживания показывает то, насколько сильно сжаты губы.
На рис. 37 губы сжаты достаточно плотно всвязи с чем мускул под нижней губой становится более рельефным, а на подбородке появляются морщины.
В гневе меньшей интенсивности сжатые губы будут выглядеть не настолько ожесточенно, а мускул под губой и наморшенный подбородок будут менее очевидны или не будут заметны вовсе.
Это изображено на рис. 36B.
Подобным образом, от степени интенсивности гнева зависит, насколько широко открыт рот, в случае с открытым " гневным ртом.
Гнев низкой интенсивности может так же быть отражен лишь в одной области лица, или только в двух. Как на рис. 33 или 35.
Но, как мы ранее предупреждали, в этом случае не вполне ясно, является человек слегка раздраженным, предельно рассержен, но контролирует внешние проявления гнева или он вовсе не рассержен, а сосредоточен, решительно настроен или просто озадачен.
Смешанные проявления гнева.
Смешанные выражения показанные в предыдущих главах считались завершенными (полными), если проявлялись в разных зонах лица.
Даже ограничившись одной областью лица, каждое из выражений смешанных эмоций несут полноценное сообщение об испытываемом переживании.
В случае с гневом, однако, без проявления выражения во всех трех областях лица, сообщение становется двусмысленным.
Вследствии этого, если в смешанных выражениях гнева в одной или двух областях лица при этом отразится другая эмоция, то она подавит (смажет) выражение гнева (сообщение его наблюдателю).
(К тому же, гнев легко маскируется - достаточно взять под контроль или придать другое выражение всего одной области лица, чтобы исказить достоверность послания гнева).
Вы увидите несколько примеров таких смешанных выражений, в которых сообщение гнева практически утрачено.
Существует два исключения среди всех сочетаний выражений, при которых выражение гнева остается достатчно ярким и читаемым.
Первым таким сочетанием является отвращение-гнев, при котором читаемость гнева очевидна.
Может быть, это происходит потому, что отвращение и гнев смешиваются довольно часто, или по причине схожести внешних проявлениий и ситуативного котекста между этими двумя эмоциями.
Второе исключение заключается в том, что сочетание эмоциональных проявлений может достигаться особым способом. Разные эмоции не обязательно должны отражаться именно в разных областях лица в смешанном выражении.
Это так же может быть достигнуто сочетанием признаков выражениий двух эмоций в каждой области лица.
Поскольку , выражение гнева отмечено во всех трех областях лица в таком типе смешанных выражений, сообщение гнева наблюдателю отнюдь не потеряно и не перекрывается другой эмоцией.
На рис. 38 показано такое сочетание.
Вероятно, наиболее часто встречается сочетание гнева с отвращением.
На рис. 38С Патриссия демонстрирует смешанное выражение гневного отвращения, в котором две эмоции комбинируются между собой, отмечаясь в каждой области лица.
Это выглядит так, как будто она произносит: "Как ты смеешь показывать мне эту гадость!" Эти рис. так же демонстрируют гневное выражение (38А) и выражение отвращения (38В) в качестве сравнения.
Обратите внимание на рот на рис. 38С. Здесь присутствуют признаки обеих эмоций: сжатые губы как при гневе и в то же время приподнятая верхняя губа, как при отвращении.
Нос наморщен, как при отвращении. Нижние веки несколько напряжены, как в выражении гнева, в то же время присутствуют морщинки и припухлости нижних век, характерные для отвращения и образуемые движением вверх скульных мышц (щек) и наморщиванием носа.
Верхние веки выглядят опущеными и напряженными, а такое изменение в мимике глаз может происходить как при гневе, так и при отвращении.
Но опущенные брови находятся в промежуточном положении между характерными для гнева и характерными для отвращения брови только немного нахмурены, а не сдвинуты вместе.
На рис. 39 Джон демонстрирует два других сочетания гнев-отвращение, на которых признаки самостоятельных эмоций скорее дополняют друг друга в отдельных областях лица, чем комбинируются в каждой из них.
На рис. 39А гнев отмечен в области бровей и глаз, а отвращение выражено мимикой рта.
На рис. 39Б, Джон показывает сочетание презрение-гнев, в котором презрение выражено мимикой рта, а гнев - выражением глаз и положением бровей.
В то же время, это может быть так же сочетанием удивления и гнева. Предположим, Джон уже был разгневан и вдруг неожиданно возник какой-либо новый раздражитель.
На рис. 40 Джон показывает сочетание гнев-удивление, в котором удивление выражено мимикой рта, а гнев - выражением глаз и положением бровей.
Тем не менее, следует заметить, что признак удивления - шок- является доминирующим сообщением выражения. Нет абсолютной уверенности в том, что он при этом разгневан.
Это выражение лица вполне может означать ошеломлённое или недоумевающее удивление (помните, одним из значений опущенных нахмуренных брови является как раз недоумение)
Много провокаций или угроз могут вызвать, как страх, так и гнев, которые могут смешиваться на какое-то время, пока человек попытается справиться с ситуацией.
На рис. 41 показаны два таких сочетания гнева и страха.
На рис.4^ и 41С страх отмечен в области рта, а гнев изображен в области глаз и бровей.
Снова необходимо отметить, что признаки гнева в этом сочетании не являются доминирующим сообщением выражения, и довольно слабы по сравнению с сообщением страха.
Фактически, эти два выражения лица (41B и 41С) возможны при полном отсутствии гнева, как такового, вместо которого вполне может быть страх, смешанный с недоумением или испуг, случившийся когда человек был сосредоточен.
Выражение лица Патриссии (41А) было включено в этот блок , поскольку она показывает комбинацию гнева с элементами страха (страх отмечен в зоне бровей и глазами, гнев - в области рта), но это одно из сомнительных выражений, возможно не являющихся реально читаемым смазаным выражением.
Это сочетание больше похоже на то, что Патриссия была напугана и сжала губы, пытаясь не кричать и контролировать свой страх.
Гнев так же может проявляться в сочетании со счастьем (Глава 8) и с печалью (Глава 9).
Комментарии.
Гнев проявляется в каждой из трех областей лица. (Рис. 42). - Брови опущены и сдвинуты вместе (нахмурены). - Вертикальные линии-складки появляются между бровей. - Нижние веки напряжены и могут быть либо подняты, либо нет.
- Верхние веки напряжены, и , в зависимости от движения бровей, либо опущены, либо
нет.
- Глаза вытаращиваются, взгляд становится тяжелым и пристальным.
- Губы могут находиться в двух положениях : плотно сжаты, с растянутыми или опущенными уголками; или раскрыты так, как-будто человек кричит.
- Ноздри могут быть расширены (раздуты) но это не является неотъемлемым признаком мимического выражения гнева, и вполне может проявляться в печали.
- Выражение неоднозначно, пока гнев не будет отмечен во всех трех областях лица.
Делаем лица.
В этих упражнениях вы сумеете смоделировать рассерженные лица , которые станут двусмысленными.
1. Скомбинируем фрагмнт А с каждым из выражений , изибраженных на рис. 42. У вас получились такие же лица , как на рис. 35, которые могут означать гнев или любую эмоцию из рассмотренных ранее .
2. Теперь соединим фрагмент В с каждым из лиц , изибраженных на рис. 42. Вы создали выражения, не показанные ранее, на которых гнев отмечен только в области рта. Это выражение может означать контролируемый или легкий гнев, или выражать мышечное напряжение, сосредоточенность, просто крик или характерно произносимую речь.
3. Теперь наложим фрагмнт С на лица, изибраженные на рис. 42. Получилось то, что показано на рисунке 32. Снова сообщение неоднозначно: сдержаный или небольшой гнев, концентрация, определение и т.д.
4. Наложим фрагмент D по верх лица на рисунке 42. Получилось то что показано на рисунке 33. И снова все не однозначно.
Показ лиц.
Посмотрите инструкции на странице 63-64.
Теперь вы можете добавить отвращение и гнев, смешать гнев, отвращение, страх и удивление.
Figure Number:
Answers:
24A
Full Face Disgust
24B
Full Face Disgust
25A
Contempt
25B
Contempt
25C
Contempt
27C
Surprise-Disgust Blend or Emphatic Disgust
28, left photo
Disbelief
28, right photo
Disbelief
29C
Fear-Disgust Blend
3 3A, lower left photo
Controlled, Slight Anger or Perplexed, Concentrating etc.
33B,
upper right photo Slight Anger, Controlled Anger, Concentrating etc.
36B
Controlled or Slight Anger
37, upper right photo
Full Face Anger
37, lower left photo
Full Face Anger
3 8C
Anger-Disgust Blend
39A
Anger-Disgust Blend
39B
Anger-Contempt Blend
41B
Fear-Anger Blend or Perplexed Fear
Сначала попрактикуйтесь с гневом, отвращением и их смесью.
Когда вы зделаете все на отлично, добавьте страх и удивление, что вы практиковали раннее (стр. 64). Практикуйтесь, пока не сделаете все правильно.
Счастье - это эмоция, которую хотят испытывать большинство людей.
Вам нравится быть счастливым. У вас хорошее настроение. По возможности, вы выбираете ситуации, в которых вы будете чувствовать себя счастливым.
Вы можете организовать свою жизнь так, чтобы в ней было больше счастливых моментов.
Счастье - это положительная эмоция.
Для сравнения отметим, что страх, гнев, отвращение и печаль являются отрицательными эмоциями, и большинству людей они не нравятся.
Удивление - ни положительное, ни отрицательное чувство.
Чтобы разобраться в ощущении счастья, нам потребуется отделить его от двух тесно связанных состояний, которые часто принимают за счастье - удовольствия и эмоционального возбуждения.
Несмотря на то, что в нашем языке слова "удовольствие", "счастье" и "наслаждение" являются практически синонимами, здесь мы хотим свести значение термина "удовольствие" только к положительным физическим ощущениям.
Удовольствие противоположно чувству физической боли.
Боль причиняет неудобства, в то время, как удовольствие, по своей природе, хорошо или полезно, по мере его ощущения.
Вы дорожите тем, что доставляет удовольствие, цените это и отдаете этому предпочтение.
Мы не знаем всех способов получения удовольствия.
Конечно, тактильная стимуляция и вкусовые ощущения могут быть приятными, как и некоторые звуки и изображения.
Обычно вы чувствуете счастье, когда испытываете приятные ощущения, если только вас не наказали за переживание таких эмоций и вы чувствуете вину за это или за то, каким образом вы получили удовольствие.
Часто вы чувствуете себя счастливым, ожидая событие, которое, как вам известно, будет приятным, или после него, если вы довольны.
Но вы не нуждаетесь в приятных ощущениях, чтобы быть счастливым.
Есть и другие способы достижения счастья, не включающие получение удовольствия.
Эмоциональное возбуждение, по мнению психолога Силвана Томкинса, это первичная эмоция, которая отличается от удивления, гнева, страха, отвращения, грусти и счастья, но имеет такое же важное значение.
Мы согласны, но предпочитаем не обсуждать эту эмоцию по двум причинам.Пока еще нет достаточных доказательств того, что появление этой эмоции носит всеобщий характер, хотя мы полагаем, что это так.
Также может быть сложно показать появление этой эмоции на фотографиях, ее мимические проявления едва различимы.
Мы будем описывать эмоциональное возбуждение в достаточной мере для того, чтобы отделить его от счастья.
Эмоциональное возбуждение противоположно скуке. Вы возбуждаетесь, когда что-то привлекает ваш интерес.
Часто это что-то новое. Если это вам хорошо знакомо, это не просто что-то повторяющееся.
Вы становитесь внимательным, увлеченным и полностью возбужденным по отношению к тому, что взволновало вас. В скуке ничто не удерживает ваше внимание, ничто не происходит, ничто не интересует вас, ничего нового.
Вы можете быть счастливы в предвкушении чего-то волнующего, особенно, если это развеет скуку; часто вы бываете счастливы после эмоционального возбуждения.
Но это только одна разновидность счастья, так как вы можете чувствовать себя счастливым без сопутствующего эмоционального возбуждения.
Также вполне возможно быть возбужденным и ни в коей мере не счастливым; эмоциональное возбуждение может сочетаться со страхом, как состояние испуга, или с гневом, как состояние бешенства.
В сексуальном переживании вы можете, и как правило, испытываете все три состояния : наслаждение эротическими ощущениями до и во время оргазма, возбуждение, предшествующее оргазму , счастье от предвкушения сексуального знакомства , и счастливое удовлетворение от ожидания последующего секса, что переростает в эмоциональное возбуждение оргазма.
Не смотря на то, что это довольно вероятное сочетание эмоциональных переживаний, оно не является неизменным.
Эмоцией, следующей за оргазмом, может быть отвращение или печаль.
Или в фазе возбуждения-наслаждения вы можете почувствовать страх или отвращение, и это может уничтожить возбуждение и прервать секс.
Или переживание гнева может совпасть с сексуальным возбуждением, волнением и наслаждением, и может являться или нет причиной прерывания контакта.
Многие люди считают, что счастье - одно из таких состояний, как наслаждение, сексуальное возбуждение, или и то, и другое, упуская из виду различия между этими переживаниями. Удовольствие и возбуждение - отдельные чувства, элементом которых часто является счастье, следовательно, они могут быть рассмотрены как два возможных пути к ощущению счастья. Каждый из этих путей включает немного ощущения счастья различной эмоциональной окраски, так что мы можем говорить о счастье-удовольствии или счастье-возбуждении.
Третий путь - это счастье-облегчение. Когда боль прекращается, вы обычно счастливы. Аналогично этому, когда удовлетворяется голод или жажда, вы счастливы. То же самое, как правило, справедливо и для отрицательных эмоций.
Когда вы больше не боитесь, когда проходит гнев, когда исчезает отвращение, когда печаль улетучивается, обычно вы чувствуете счастье.
Это счастье облегчения.
Также вы можете почувствовать счастье, если положите конец, своими силами, переживанию отрицательной эмоции или плохой вести.
Как и в случае с удовольствием и возбуждением, некоторые люди не отличают чувство облегчения от ощущуния счастья.
Для некоторых людей это единственный вид счастья, который они часто испытывают.
Они строют свои жизни, ориентируясь скорее на получение чувства облегчения, чем на стремление к переживанию удовольствия или возбуждения. Переживание облегчение-счастье довольно сильно отличается по ощущениям, внешним признакам, образу действий и общему проявлению чувств от переживаний наслаждения-счастья, возбуждения-счастья или счастья, достигнутого четвертым способом (путем).
Четвертым путем привлечения счастья является самооценка.
Происходит что-нибудь такое, что повышает ваше самомнение, что-то, что подтверждает или дополняет вашу благоприятную самооценку.
Если вы обнаруживаете, что кому-то нравитесь, вы чувствуете себя счастливыми, и не потому что ожидаете, что этот человек доставит вам чувственное и физическое удовольствие или сексуальное возбуждение, а из-за того, что будучи привлекательным, вы чувствуете себя просто превосходно.
Если кто-то по достоинству оценивает вашу работу, вы счастливы. Похвала, дружба, уважение других очень полезна и делает вас счастливыми.
Это не тот тип счастья, ощущая который, вы обычно хохочите, лопаясь от смеха и веселитесь.
Это более сдержанное глубокое чувство, счастье с удовлетворенной улыбкой на губах.
Этот тип счастья изначально развивается из переживания, в котором те, кто помогает самоутвердиться, ведут себя как родители (или являются ими), так же выражают одобрение тактильным способом, кормят и обеспечивают вас, облегчают ваши страдания и ласково успокаивают.
Когда ребенок вырастает , социальное одобрение преобразуется в самооценку.
Подобно ощущениям счастья, полученным посредством других источников (тремя вышерассмотренными путями), предвкушение или воспоминание о повышении вашей самооценки будет вызывать счастливые чувства.
Чувства.
Если вы проанализируете ситуации и события, которые делают вас счастливыми, вы , вероятно, обнаружите, что они содержат один или более рассмотренных выше источников счастья .К примеру, наслаждение, которое вы испытываете во время спортивного мероприятия (состязания), может включать в себя возбуждение-счастье в зависимости от ситуации, удовольствие-счастье от физического напряжения и динамичной подвижности, счастье-удовлетворение самолюбия, потому что вы прекрасно играете, и облегчение-счастье, потому что вы не тянули свою команду вниз, не промахнулись или не сломали себе шею, и т.д.
Нашей целью не является доказывать, что существует только четыре источника (пути к достижению) счастья.
Их может быть и больше, но мы полагаем, что эти четыре - наиболее распространенные и существенные, и их подробное описание проясняет, что мы имеем ввиду под выражением счастья.
Счастье варьируется не только по типу, как в случае с отвращением, но и по интенсивности переживания.
Вы можете быть умеренно и тихо счастливы, и вы можете наслаждаться или быть в экстазе.
Счастье может выражаться безмолвно или вслух.
Счастье может различаться, от скромной улыбки до улыбки во весь рот и, на определенной стадии нарастания эмоции, может выражаться хихиканьм или смехом или, в особо исключительных приступах счастья, смехом до слёз.
Присутствие смеха или посмеивания не является индикатором интенсивности переживания счастья.
Вы можете быть очень счастливы и не смеяться; смех или усмешка характерны для определенных видов ощущения счастья.
Игра того или иного рода среди детей или взрослых, в достаточном объеме вызывающая эмоциональное возбуждение, часто приводит к счастью, сопровождаемому смехом.
Определенные шутки могут вызвать ощущения счастья со смехом.
Улыбка, как элемент счастливого выражения лица, нередко появляется, когда человек не счастлив.
Вы улыбаетесь, чтобы скрыть другие эмоции или смягчить их.
Улыбка может сопровождать другую выраженную эмоцию - например, страх. Такая улыбка дает медсестре понять, что несмотря на вашу боязнь, вы не убежите и позволите ей взять у вас кровь из вены.
Улыбка может демонстрировать смирение с чем-то неприятным, и не только с причинением боли.
Часто улыбка бывает безропотным сигналом, призванным отразить или положить конец враждебному отношению со стороны другого.
Улыбки также используются, чтобы сделать напряженную ситуацию более спокойной; улыбаясь, вы можете заставить другого человека улыбнуться в ответ, поскольку сдержать ответную улыбку сложно.
Мы обсудим использование счастливого выражения лица в главе 11, "Мимические уловки".
Счастье может смешиваться с любой другой эмоцией.
В этой главе мы продемонстрируем сочетание счастья с удивлением, гневом, отвращением, презрением и страхом.
В следующей главе будет показана смесь счастья с печалью.
Обсуждая эмоции, мы говорили, что детские впечатления оставляют свой отпечаток на том, каким образом человек ощущает каждую эмоцию.
Мы утверждали, что люди отличаются в том, чем они наслаждаются, что допускают, что находят достойным удивления, страха, отвращения или гнева (и печали, которая будет описана в следующей главе).
То же самое справедливо и для счастья. Ни один человек не ощущает счастье так же, как другой. Не все четыре пути к счастью - чувство удовольствия, эмоциональное возбуждение, облегчение, повышение самооценки - доступны каждому.
Один способ может использоваться чаще, чем другой, в зависимости от особых личностных характеристик. Один из способов может быть блокирован - такой человек не способен ощущать счастье с его помощью.
Здесь мы можем привести несколько примеров.
Допустим, ребенок растет, подвергаясь настолько сильной критике или низкой оценкой со стороны других, что став взрослым, он будет жаждать похвалы, признания и дружбы.
Путь самооценки может быть самым сложным, однако не способным делать человека счастливым надолго.
Похвала других либо бывает недостаточной, либо воспринимается, как неискренняя.
Подобное детство, сформировавшее неадекватную самооценку, определяет как раз противоположную по характеру модель поведения и восприятия во взрослой жизни.
Человек может быть настолько смущенным, что способ самооценки вообще не сработает.
Он может отдаляться от других, быть неспособным наслаждаться дружбой, не искать похвалы или вознаграждения за достижение чего-либо.
Значительная часть написанного относится к взрослым людям, имеющим проблемы с достижением счастья в сексуальной жизни.
Некоторые родители учат детей не доверять физическим удовольствиям или презирать их.
Когда эти личности станут взрослыми, секс у них, возможно, будет связан с тревогой или чувством вины чаще, чем с удовольствием.
Подобным образом они могут быть лишены и других чувственных ощущений или получать наслаждение только ценой последующего стыда.
Ребенок может вырасти боящимся возбуждения, воспитанным так, что испытывать возбуждение опасно - это неприятно другим и часто трудно контролируемо.
Для таких людей счастье - это ощущение спокойствия.
В противном случае этот человек может стать зависимым от возбуждения, искать острых ощущений, всегда спешить найти счастье в возбуждении.
Внешние проявления Счастья.
Мы будем описывать здесь только появление на лице несмеющегося счастливого выражения, поскольку, когда человек смеется, несколько сложно определить, что он счастлив.
Даже в безмолвном выражении распознать счастье очень просто, за исключением, возможно, некоторых сочетаний.
Простота распознавания счастливого выражения доказана исследованиями многих различных культур.
Характерные признаки проявляются в глазах/веках и нижней области лица, в то же время, брови/лоб необязательно учавствуют в мимическом выражении счастья.
На рис. 43, Патриссия демонстрирует три счастливых мимических выражения. На каждом из них уголки губ оттянуты и немного приподняты.
Губы могут оставаться сомкнутыми в улыбке (А), губы могут обнажить зубы и сомкнутые челюсти в более открытой улыбке (B), или рот может быть открыт, а челюсти разомкнуты в широкой усмешке (C).
В широкой улыбке могут обнажиться только верхние зубы , или и верхние, и нижние, а так же, и/или дёсна, верхние и/или нижние.
У шимпанзе эти различные типы оскалов имеют различные родственные значения, но это пока не служит доказательством того, что для людей существуют какие-либо распространенные расхождения в значениях отличающихся улыбок.
Патриссия так же демонстрирует линии морщин, проходящих от носа в стороны вниз, огибая уголки рта.
Эти "носогубные складки" появляются, частично в результате натяжения и подъема уголков губ, и являются отличительным признаком счастливого выражения лица.
В добавление к этому, поднимаются щеки, при явной или широкой улыбке, и усиливают носогубные складки.
Кожа под нижними веками собирается и приподнимается и под глазами появляются морщинки.
Во внешних уголках глаз так же появляются морщинки, называемые "гусиные лапки".
Не все демонстрируют гусиные лапки; они становятся более заметны с возрастом.
На фотографиях Патриссии они скрыты прической.
Чем шире улыбка или оскал, тем более выразительны будут носогубные складки, подятые шеки, гусиные лапки и морщинки под глазами.
С широкой улыбкой, как показано на рис. 43 С, щеки могут быть приподняты достаточно сильно, чтобы фактически сузить взгляд.
Счастливые глаза могут также светиться, искриться и сиять.
Интенсивность.
Интенсивность переживания счастья первоначально определяет положение губ, а положение губ в большинстве случаев сопровождается углублением носогубных складок и более отчетливыми морщинами под нижним веком.
На рис. 43C Патриссия показывает более сильное счастье, чем на рис. 43B - её улыбка гораздо шире, носогубные складки более ярко выражены; глаза более прикрыты, а под глазами больше морщинок.
Выражение лица на рис.43 А в меньшей степени интенсивно чем на рис. 43B.
И не потому, что её рот открыт на рис. 43B и закрыт на рис. 43А, а потому, что уголки губ
шире растянуты и носогубные складки глубже чем на рис. 43А.
Если уголки губ натянуты и носогубные складки выражены в равной степени, тогда в независимости от того, улыбается ли человек во все зубы или спокойной улыбкой, не открвая рта, интенсивность переживания будет одинаковой.
На рис. 44 Джон демонстрирует пример улыбки и широкой улыбки которые отражают
одинаковую интенсивность.
Улыбка счастья может быть более легкой чем те, что показаны на рис. 43 и 44.
На рис. 45 Патриссия демонстрирует две таких очень легких счастлывых улыбки и нейтрально-спокойное выражение для сравнения.
Заметьте, что обе эти улыбки гораздо менее интенсивны, чем её улыбка на рис. 43А, это если сравнивать их с той улыбкой, потому что, если сравнить их с ее нейтральным выражением лица на рис. 45C эти улыбки выглядят счастливыми.
Оба улыбающихся лица Патрисии на рис.45 представлены только лишь слегка
напряженными и оттянутыми назад уголками губ.
Проще всего увидеть это, закрыв остальную часть лица и сравнив только губы на всех трех картинках.
Заметьте также, что на улыбающихся лицах в отличие от нейтрального присутствуют начальные признаки носогубных складок.
Также можно видеть, что на улыбающихся фотографиях ее щеки слегка поднимаются по сравнению с нейтральной, делая ее лицо немного более полным.
Когда улыбка настолько легкая, никаких заметных изменений нижнего века нет.
Хотя глаза и кажутся более счастливыми на улыбающейся фотографии, это происходит только благодаря выражению нижней части лица, потому что глаза, брови и лоб одинаковы на всех трех фотографиях.
Улыбающиеся фотографии представляют собой композицию, в которой нейтральные глаза и лоб совмещены с нижними веками и ртом с улыбающихся снимков.
Смешанные выражения.
Выражение счастья часто смешивается с удивлением.
Происходит что-либо неожиданное и расценивается одобридельно.
К примеру, друг, с которым вы не виделись сто лет, вдруг без всякого предупреждения заявляется в ресторан, где вы обедаете.
На рисунке 46А Патрисия показывает смешанные чувства удивления и счастья.
Сравнивая с фотографией удивления (рис. 46B), различия находятся исключительно в нижней части лица.
В смазанной (смешанной) эмоции ее рот не только широко открыт как в удивлении, но и уголки ее рта начали отодвигаться как в улыбке.
Это смешение получено при совмещении счастья и удивления в нижней части лица.
(На рисунке 38 вы видели пример другой смешанной эмоции.)
Выражение счастливого удивления показалось бы только на мгновение, потому что удивление длиться очень коротко.
К тому времени, когда она оценит случай, который её удивил, и начнет чувствовать и показывать счастье, ее удивление быстро исчезнет.
На рисунке 46C Патрисия показывает комбинацию удивления и элементы счастья (удивление на бровях/лбу , и счастливые глаза ниже, включая нижнее веко), но это не смазаное выражение.
Она не удивлена и счастлива одновременно, потому что счастье слишком далеко продвинуто; она - уже смеется, и если было удивление, то оно уже прошло.
Этот тип выражения лица произойдет в том случае, если человек будет добавлять восклицательное примечание к счастливому выражению.
Таким же образом может быть выражен энтузиазм или особое значение.
Или такое выражение может произойти в приветствии, элементы удивления, приведенные, чтобы убедиться, что другой человек понимает, что это - "приятная неожиданость".
В таком счастливом выражении поднятыя брови и открытые глаза могли бы остаться в течение нескольких секунд с усмешкой.
Счастье смешиваясь с презрением, производит самодовольное, презрительное или высокомерное выражение.
На рисунке 47 Джон показывает выражение презрения (47A), счастливое выражение (47B), и их смазаное выражение (47C).
Заметьте, что его рот остается в положении презрения, но щеки подняты и нижнее веко -сморщено от счастливой эмоции.
Смесь счастья и презрения может также произойти с односторонней поднятой губой презрения, объединенного с улыбчивыми губами.
Счастье также смешивается с гневом.
Обычно, улыбка или небольшая усмешка используются, чтобы маскировать гнев, в этом случае человек выглядит счастливым и не сердитым.
Улыбка или небольшая усмешка иногда появляются после сердитого выражения как комментарий к гневу, говоря по существу, что это не слишком серьезно, или человек не намерен действовать, или человек, который является объектом гнева, будет прощен.
В таком случае улыбка или усмешка выглядит не очень настоящей, и она не смешана с гневом, а добавлена позже.
Человек может быть довольным и злым одновременно, наслаждаясь гневом или триумфом над другим человеком.
В любом случае счастье показывают в нижней части лица, а гнев на бровях/лбу и глазах.
Это выражение означает - "Попался!".
Два примера такого гнева с восторгом показаны на рисунке 48.
Счастье также объединяется со страхом. За частую это выражение не смазанное, и является комментарием или скрытием истинных эмоций.
На рис. 49 Джон показывает выражение страха (49A), счастья (49B) и их смазаное выражение (49C) (улыбка со страхом в глазах и бровях/лбу).
Это выражение улыбки со страхом может произойти, если Джон,испугавшись дрели стоматолога,улыбнувшись в момент, когда попадает в стоматологическое кресло, хочет показать тем самым, что будет стойко переносить боль.
Неудачная попытка замаскировать страх могла бы также привести к этому выражению.
Это могло бы быть подлинным выражением, если бы Джон чувствовал и страх и счастье одновременно как, например, если бы он катался на "американских горках".
Счастье, смешанное с печалью, будет рассмотрено в следующей главе.
Комментарии.
Счастье вражается в нижней области лица и нижних веках (рис. 50)
— Уголки губ отодвинуты и приподняты.
— Рот может быть открытым или закрытым, с выставленными зубами или нет.
— Морщина (носо-губной складки) проходит от внешнего края носа за уголками губ.
— Щеки подняты.
— Под нижними веками образуются морщины, они могут быть подняты, но не напряжены.
-Морщинки "гусиные лапки" разбегаются от внешних уголков глаз (прикрыты волосами на рис. 50).
Делаем лица.
Поскольку движения мимических мышц в области рта и щек одновременно меняют и внешний вид нижних век, а так же, по причине отсутствия особых отличительных движений бровей/лба в выражении счастья, большинство выражений, рассмотренных в этой главе, вам не удастся смоделировать.
Однако, вы можете создать несколько лиц, которые вам это продемонстрируют.
1. Скомбинируем фрагмент А с каждым из выражений , изображенных на рис. 50.
Нет никакого изменения в выражении, поскольку брови не вовлечены в показ счастливых эмоций, прикрытие бровей нейтральной частью A не дает никакого эффекта.
2. Соеденим В с 50А. Это выглядит естественно, но анатомически это не возможно.
Если при таком движении рта появляются носо-губные складки, то должны появиться морщинки у глаз и нижнее веко должно быть приподнято. Положим B на 50B. Теперь уже более очевидно, что такое лицо анатомически невозможно.
3. Скомбинируем D с каждым лицом на рисунке 50. Вы создали выражение лица с "улыбающимися глазами".
Такой вид может быть результатом легкого напряжения век и подъема щек, что трудно заметить на неподвижной фотографии. Или это появление могло быть постоянными морщинами этого человека.
В лучшем случае подсказки счастья будут не очень большими.
9. Печаль
Опыт Печали
В печали приглушено Ваше страдание. Вы не кричите громко, но более тихо выносите свое бедствие. Что-нибудь может сделать Вас грустными, но чаще всего Вы грустны о потерях. Потеря через смерть или отклонение любимым. Потеря возможности или награды через Ваше собственное ошибочное усилие, или обстоятельства, или чьего - либо игнорирования. Потеря Вашего здоровья, или некоторой части Вашего тела из-за болезни или несчастного случая. Печаль редко - краткое чувство. Вы обычно грустны в течение многих по крайней мере минут и более типично в течение многих часов или даже дней.
Печаль - пассивное, не активное чувство. Дарвин написал грустных людей
это
они больше не желают действия, но остаются неподвижными и пассивными, или могут иногда качать себя туда и сюда. Обращение становится вялым; бледное лицо; вялые мускулы; свисание век; голова висит на законтрактованной груди; губы, щеки и более низкая челюсть весь слив вниз от их собственного веса. (1965, p. 176) 1
Вы страдаете в печали. Это не страдание физической боли; это - страдание потери, разочарования, или безнадежности. Страдание в печали может быть чрезвычайным, но в его оконечности это более терпимо чем страдание страха. Вы можете вынести печаль для более длинных промежутков времени и выжить.
Печаль - изменение или форма бедствия, которое является самой общей отрицательной эмоцией. Бедствие наиболее легко и часто пробуждается физической болью. 1 От C. Дарвин, выражение эмоций в человеке и животных. Чикаго: Университет Чикагской Прессы, 1965. Воспроизведенный в соответствии с разрешением Издателя.
Потеря может также вызвать бедствие. Вы страдаете в бедствии, но страдание громко, не тихо; крик является слышимым, не приглушенный. Есть деятельность, а не пассивность. В бедствии Вы пытаетесь справиться с этим, которое вызвало бедствие. Привыкание может целеустремленно удалять источник бедствия например, удаляя гвоздь из Вашей пятки. Часто привыкание в бедствии кажется бесцельным, потому что есть немного, который может быть сделан, чтобы удалить источник бедствия, что касается примера, стенающего, оплакивая смерть любимого. Печаль часто следует за бедствием, если бедствие продлено или если справляющиеся действия, чтобы удалить источник бедствия неудачны. Поскольку бедствие задерживается, крики становятся приглушенными, уменьшения деятельности, страдание более тихо. Часто память или чье - то действие будут повторно стимулировать бедствие, и последовательность перерабатывает -громкое бедствие жалобы, сопровождаемое снова печалью. Печаль слова может также быть применена, когда бедствием управляют преднамеренно - когда громкие, активные элементы не видимы, но только более социально приемлемые признаки печали.
Если Ваш ребенок был только что убит автомобилем, Ваша немедленная реакция не будет печалью. Это будет бедствием или возможно потрясет или гнев, смешанный с бедствием. Печаль прибудет позже, часы или возможно даже несколько дней спустя, когда Вы все еще перенесете потерю, но прекратили плакать и слышимый крик, по крайней мере сроком на время. В бедствии есть больше протеста против потери; в печали Вы оставлены к потере. Горе и траур подразумевают причину чувствительной смерти любимого - но не, является ли человек в бедствии или печали. Типично есть последовательность, в которой бедствие сопровождается или недоверием или печалью, которая перерабатывает назад, чтобы обеспокоить как некоторое новое воспоминание покойного, или некоторое новое напоминание его смерти происходит, и много раз повторения последовательности. Поскольку время протекает, все, что может остаться, периоды печали, возможно длящейся за месяцы или годы.
В романтичной потере образец подобен. Отклоненный любитель первоначаль но показывает бедствие. Там будет кричать и заявление, возможно также потрясет и возмутит, или их комбинация. Печаль прибывает позже, возможно сопровождаемая недоверием в отклонении, и рециркуляции целого опыта страдания. Если бы отклоненный любитель никогда не показывал бедствие -если бы никогда не было бы никакого крика или агитации, то - Вы подозревали бы, что это - человек, которым высоко управляют или кто-то управляет, или кто-то, кто не заботится, иак очень о потерянном человеке, даже на похоронах; они ограничены печалью. Крик должен быть ингибирован, возбужденные движения и за явления, сдержанные или показанные только как гнев. Хотя гнев часто испытывается с бедствием или печалью, это также часто используется как маска, чтобы покрыть бедствие. Интересно, в то время как социальные соглашения запрещают появление бедствия, и в его месте позволяют показ гнева для мужчин, только противоположность предписана для женщин. Женщины, которые следуют за американскими стереотипными требованиями "женственности", не будут показывать гнев к другим открыто, но вместо этого повернут гнев внутрь на себя, или покажут бедствие, сердитые слезы, или дуние.
Когда следствия печали управления бедствием, это вероятно появляется то же самое как печаль, которая является последствием показанного бедствия, но опыт, вероятно, будет чувствовать себя различным. Когда Вы управляете появлением бедствия, Ваше лицо может выглядеть грустным, но опыт, который Вы имеете, о чем Вы знаете, сенсации, изображения, воспоминания, и проблемы, все изменены потребностью, чтобы управлять Вашим поведением. Это не чувствует то же самое, как будто Вы кричали в бедствии, и это не чувствует то же самое, как будто Вы ранее кричали в бедствии и были теперь в печали постбедствия.
Печаль изменяется по интенсивности от небольших чувств того, чтобы быть "синим" или мрачным до крайности чувствовавший во время траура. Печаль не обязательно менее интенсивна чем бедствие; оба изменяются по их интенсивности. Поскольку печаль является более тихой, менее бурной, меньше вокала, меньше возражения чем бедствие, легче на других быть в присутствии кого-то, кто грустен. Но человек может чувствовать себя хуже в печали чем в бедствии, поскольку он стал более покорным к его потере и страданию и более приспособлен размышлять над его значением.
Печаль может смешаться с любой из эмоций, но чаще всего смешивается с гневом и страхом. Смерть любимого может выявить гнев так же как бедствие и гнев печали в силах, ответственных за смерть, гнев в любимом для того, чтобы умереть, гнев в сам для того, чтобы быть настолько уязвимой. И как только упомянуто, гнев может быть преувеличен или моделирован, чтобы скрыть несчастное или грустное выражение. Если Вы узнаете, что Ваша нога должна быть ампутирована, Вы могли бы хорошо чувствовать страх перед опасностью и физической болью так же как бедствием или печалью о нависшей физической потере. Печаль может смешаться с отвращением в разочарованном отвращении или презрении. И печаль может смешаться со счастьем в сладостно-горьком чувстве или в сентиментальном подобии меланхоличного времени от прошлого.
Некоторые люди наслаждаются опытом печали. Есть опосредованные события печали, которые ищут некоторые люди, так же, как другие ищут опыт псевдостраха в роликовом устройстве для нанесения покрытий. Некоторые люди целеустремленно делают себя грустными, или находят возможности кричать, посещая кинофильмы или читая романы, известные как трясуны слезы. Другие никогда не могут показывать бедствие, и находить печаль даже опосредованной печалью-a вредный опыт. Их считают холодными, нечуткими людьми, которые не хотят о других достаточно быть перемещенными их страданием или смертью.
Появление Печали
Мы хотели сосредотачиваться на печали, а не бедствии, потому что скидка - напряжение более очевидно в своей внешности. Это с большей готовностью понято, также, потому что это типично сопровождается слышимым криком. Не так с печалью. В его самой чрезвычайной форме не может быть никакой лицевой подсказки к печали кроме потери тона мускула в лице. Такие грустные выражения нельзя показать на фотографиях. С менее серьезной печалью, и когда шаги человека в переходе от бедствия до печали, есть отличительные лицевые подсказки. Выражения лица, которые мы покажем здесь для таких грустных сообщений, могут также произойти, когда бедствие является небольшим или только начало.
Есть отличительное появление в каждой из трех лицевых областей во время печали. Внутренние углы бровей подняты и могут быть соединены. Внутренний угол верхнего века составлен, и более низкое веко может казаться поднятым. Углы губ опущены, или губы, кажется, дрожат.
Бровь печали
Внутренние углы бровей подняты, и могут быть соединены. В иллюстрации 51 Джон и Патрисия показывают грустную бровь/лоб, с иначе нейтральным лицом слева и бровью/лбом страха, с иначе нейтральным лицом справа для сравнения. В картинном примечании Джона, что внутренние углы бровей подняты (1) в печали; это отличается от подъема и соединения целой брови в его лбу страха/брови. Хотя то же самое различие в мускульном действии произошло на картинах Патрисии, это намного менее очевидно. Есть два способа видеть, что та же самая вещь случилась в брови/лбе Патрисии как в Джоне. Смотрите на форму кожи под ее бровями в 51C и сравните это с 5ID. Заметьте треугольную форму в грустной брови (2) не подарок в брови страха, которая следует из мускулов, тянущих внутренний угол брови. Вы можете видеть тот же самый эффект на картине Джона. Другой способ наблюдать версию Патрисии брови печали состоит в том, чтобы сравнить полное впечатление, данное ее лицом слева с ее лицом справа. Слева полное впечатление - небольшая печаль, по сравнению с небольшим беспокойством справа, даже при том, что обе картины - соединения и отличаются только по брови/лбу. Те же самые различия более очевидны на картинах Джона в иллюстрации 51.
Эти картины грустной брови/лба в иллюстрации 51 также показывают печали верхнее веко. Мы не могли показать бровь/лоб печали без верхнего века, потому что мускульное движение, которое затрагивает бровь в этой эмоции также, тянет в нутренний угол верхнего века. На картинах печали из Джона и Патрисии верхнее веко тянут во внутреннем углу или вершине крышки.
Обычно грустная бровь/лоб (и верхнее веко) будет сопровождаться грустным более низким веком и более низким лицом. Но это может произойти один. Когда это показывают с остальной частью невовлеченного лица, выражение может означать, что человеку немного грустно, или что человек управляет выражением более интенсивной печали. Или когда это высвечено на и прочь во время акцентировать фразу или присоединиться к голосу в выделении специфического слова. Это -альтернатива использованию поднятой брови (Глава 4, иллюстрация 4) или более низкой брови (Глава 7, иллюстрация 31), которые также используются как "punctuators".