Страх может возникнуть одновременно с грустью, яростью или отвращением, и на лице может проявляться смешанное выражение, состоящее из страха и одного из этих чувств. Также страх может проявиться и в сочетании со счастливым видом, при этом будет продемонстрировано сочетание выражений. Сочетания страха с печалью, гневом, отвращением или счастьем будут подробно представлены в следующих главах, при рассмотрении каждой из этих эмоций. Наиболее популярное сочетание страха с удивлением, так как часто пугающие события -неожиданные, и вполне можно испытывать одновременно страх и удивление, или почти одновременно. В большинстве этих смешанных выражений, где на одной части лица проявляется удивление, а на другой страх - доминантным выражением является страх.
Рисунок 20 представляет 2 типа сочетаний страха-удивления, и для сравнения - выражения страха на левой стороне фигуры изображенной в анфас. Поочередно смотря на левую и на правую сторону, вы сможете заметить как возрастает удивление смешанное со страхом. Для Джона и Патрисии разница между левой и правой стороной на одной фотографии более заметна, чем разница на соседних фотографиях. Это происходит потому, что отдельные фотографии имеют отличие только в одной лицевой зоне, тогда как на совмещенных фотографиях из двух частей можно найти отличие в двух лицевых зонах. На рисунке 20Б элемент удивления проявляется только на лбу и брови, остальная часть лица показывает страх. Выражение имеет очень тонкое отличие от представленного с левой стороны. На рис. 20Е, удивление опять же заметно в области бровей/лба, а остальная часть лица выражает страх,но разница более очевидна в стравнении с чистым страхом(задействовано все лицо), показанным слева. Разница более различима на примере Патриции, нежели Джона, возможно, потому что у Патриции выражение радости отчетливее виднее на основе микровыражений в области рта.
Также проще видеть элементы удивления при наблюдении различных картинок, ввиду её физиогномических отличий глаз и лба, по сравнению с Джоном. Фотографии в нижнем правом углу на рисунке 20, изображают выражение удивления в линиях бровей/лба и глазах. Выражение страха только в районе рта. Несмотря на похожие выражения как для Патриции, так и для Джона, выражение Джона (20С) содержит больше страха, чем Патриции. И опять, это является следствием различий физиогномики в выражении страха лицевыми мышцами вокруг рта.
Выражение лицевых мышц вокруг рта Джона свойственно проявлению страха, нежели выражению удивления. Выражение же Патриции при чувстве страха более близко к выражению чувства удивления. В случае, если вы считаете, что Патриция сильно удивлена на картинке 20F, причем элемента страха нет, сравните данную иллюстрацию с картинкой 11 и вы поймете разницу.
Рисунок 21 изображает два других типа смешанных эмоций "страх-удивление". Выражение Патриции указывает на удивление только в области рта, в то время как её глаза и брови указывают на страх. Она выглядит напуганной, но не настолько сильно, если посмотреть на рисунок 20Д.
На рисунке 21 выражения страха содержит элемент ошеломленности, что связано с микровыражением удивления в физиогномике рта. Сравните выражение лица Патриции на рисунке 21 и 19С. Положение бровей и глаз одинаково, но замена нейтральное выражение рта (рисунок 19С) на удивление (рисунок 21) добавляет элемент страха и меняет его характер с тревожного (на рисунке 19С) на более сильный, скорее даже тот, в который трудно поверить.
На рисунке 21 выражение лица Джона выражает последнюю стадию, на которой страх и удивление могут быть смешаны (смазаны, являются совместными). В данном примере выражение страха на лице Джона выражается только в области глаз. Только небольшое напряжение в области под глазной костью меняет его выражение удивления на удивление с нотками страха. Сравните выражение Джона на рисунке 21 с его же выражением на рисунке 11, чтобы увидеть разницу между его смесью эмоций страха и удивления и просто страха.
Обзор.
На рисунке 22 показаны два полных выражения страха на лице. Перечислим все ключевые признаки страха.
- Брови приподняты и сведены друг к другу.
- Складки на лбу только посередине, а не расходятся по всему лбу.
- Верхнее веко приподнимается, обнажая белок, а нижнее напряжено и вздернуто.
- Рот открыт, и губы либо слегка напряжены и отогнуты, либо растянуты и отогнуты.
Гримасы
1. Положите кусочки C на лица на Рисунке 22. Что это за выражение? Вы видели такое выражение Джона прежде на рисунке 13, и Патрисии - тоже, только немного более тонкое. Возможные толкования: беспокойство, небольшое опасение, сдерживаемый страх.
2. Положите В на лица на Рисунке 22. Скажите, какое получилось выражение? Выражение Патрисии показывает беспокойство или опасение (рисунок 16В). Выражение Джона можно охарактеризовать также, хотя это может быть контролируемый страх, или, если выражение появляется и исчезает очень быстро, эмблематическим выражением страха(рисунок 17).
3. Поместите кусочки A и D на лица, рисунок 22. Это выражение лица, которое вы не видели раньше, но оно обсуждалось на странице 52. Здесь есть испуганные глаза, которые можно увидеть на мгновение при очень контролируемом страхе, или при небольшом испуге.
4. Уберите А. Выражение такое же как и на левой стороне рисунка 19 -тревога, страх.
5. Уберите D и положите А. Это выражение можно увидеть на правой стороне рисунка 19 - маска страха. Взаимозаменяя А и Д, вы сможете увидеть, как значение выражения меняется.
Показ лиц
Есть и другая возможность попрактиковаться в том, что вы изучили, она состоит в том, чтобы при быстрой смене фотографий перед глазами попытаться определить правильную эмоцию. Вы можете сделать это, используя отобранные фотографии из предыдущих глав. Эта процедура несколько сложна, но большинству людей она поможет в правильном определении лицевых выражений в реальном мире.
Вам потребуется:
1. Партнер; ваш партнер отберет несколько фотографий и быстро покажет их вам одну за другой.
2. Карточка вырезанная в форме L, чтобы ваш партнер мог прикрыть другие фотографии на той же самой странице, чтобы вы могли видеть только показываемое вам лицо.
3. Список лиц, которые будут быстро показаны и порядок представления; основной список представлен ниже, но Ваш партнер должен будет перетасовать этот список, таким образом чтобы вы не знали какая фотография будет представлена следующей - и, конечно, важно знать порядок показа, чтобы вы могли позже сравнить свои ответы.
4. Лист ответов, пронумерованный от 1 до 22, чтобы вы записали в него ваши ответы.
Ваша задача состоит в том, чтобы выяснить, какая эмоция показана на каждой фотографии.
22A
Полный Страх на Лице
22B
Полный Страх на Лице
Номер рисунка:
Ответы:
5А
Нейтральный
9А
небольшое Удивление
10А
Вопросительное Удивления
10В
Неожиданное Удивление
10С
Ошеломленное Удивление
10D
Лицо Полного Удивления
11, правое фото
Лицо Полного Удивления
13A
нейтральное
13B
Беспокойство,страх
16B
Беспокойство или предчувствие
17, правое фото
Эмблема Страха или Управляемый Страх
18B
Испуганный страх
19A
Опасающийся Страх
19B
Испуганный или Потрясенный Страх
19C
Опасающийся Страх
19D
Испуганный или Потрясенный Страх
20C
Смесь Удивления и страха
20F
Смесь Удивления и страха
21, левое
Смесь Удивления и страха
21, правое фото
Смесь Удивления и страха
Помощник будет показывать каждую картинку ровно на одну секунду. Потом Он/она должен быстро закрыть её и подготовить для показа следующую фотографию, в то время как вы делаете запись своего ответа. Догадывайтесь, если иначе не можете, но пройдите все 22 показа перед тем, как сверить свои ответы.
Если вам удалось справиться с этой задачей с первого раза, то вы прекрасно поработали. Вы - эксперт по СТРАХУ и УДИВЛЕНИЮ! Если вы ошиблись в некоторых выражениях, перечитайте то, что в тексте сказано об этом. Потом сделайте, чтобы Ваш партнер перетасовал фотографии и попробуйте полный тест снова.
Если у вас не получается хорошо в первый раз, не огорчайтесь. Многим впечатлительным людям требуется три или четыре попытки чтобы понимать всё правильно.
После Главы 7 и Главы 9, Вы найдете дополнительные упражнения с показом лиц -включая дополнительные эмоции. Вы найдете что последующие упражнения станут намного легче, если Вы полностью справитесь со СТРАХОМ и УДИВЛЕНИЕМ в этом месте, перед продолжением.
6. Исследование отвращения.
Отвращение - чувство неприязни.
Вкус того, что вы хотите выплюнуть, даже только мысль о том, что вы едите что-то отвратительное, может вызвать у вас чувство отвращения. Запах, который вы хотите выгнать из своего носового хода или спрятаться от него, который вызывает еще большее отвращение. И снова, всего лишь мысль о том, насколько отталкивающее может пахнуть, может вызвать бурное отвращение. Одним видом, вещь, которую вы считаете противной, чтобы пробовать на вкус, может вызвать приступ отвращения.
Звуки также могут вызвать отвращение, если они относятся к каким либо гнусным событиям. Прикосновение, ощущение чего либо неприятного, например скользкого, будет поводом для отвращения. Вкусы, запахи и прикосновения, которые вы находите омерзительными никоим образом не являются универсальными.
То, что является омерзительным для людей одной культуры, может быть привлекательным для других. Наиболее наглядно это демонстрируется с помощью пищи - мясо собаки, бычьи яйца, сырая рыба, мозги ягненка - вот пример противоположного отношения к понятию отвращения. Даже в рамках одной культуры нет единого мнения по этому поводу.
В нашем обществе некоторые люди любят есть сырые устрицы, а другим становится невыносимо даже от вида поедания устриц. В семьи может быть разногласие; дети часто видят некоторые продукты отвратительными, но потом они поймут что эти продукты аппетитны. Отвращение обычно приводит к избавлению и ухода от ответов. Удаление объекта или себя от объекта является целью. Тошнота и рвота могут произойти с самым чрезвычайным, безудержным, примитивным опытом отвращения. Эта реакция может быть вызвана не только попробовав что-то неприятное, но, и увидев это, а также почувствовать это. Конечно, тошнота и рвота происходят без отвращения, и аналогично отвращение происходит без рвоты и тошноты.
Выражение отвращения вызывают не только вкусы и запахи, ощущения или мысли, образы или звуки, а также действия, вид людей и простые идеи. Люди могут быть не только с виду оскорбительными, иногда на них даже противно смотреть. Некоторые испытывают отвращение при виде обезображенных, хромых или уродливых людей. Отвратительным может быть и вид человека с открытой раной.
Вид крови во время операции тоже может вызвать отвращение. Некоторые действия людей бывают возмутительными. Человек, который издевается или плохо обращается с домашними животными. Человек, которому доставляет удовольствие сексуальное извращение.
Разлагающее отношение к жизни и к людям. Отвращение проявляется с различной силой. Противоположность тошнотворно-рвотному отвращению - лёгкая неприязнь, когда человек отрворачивается от неприятного объекта. В этом лёгком отвращении реакция отдаления или отталкивания может и присутствовать, и скрываться; но неприязнь испытывается в любом случае.
Когда приходите в гости и хозяин подаёт вам своё новое блюдо, запах еды может быть немного неприятным, но вы сможете себя пересилить и попробовать. Человек, источающий мерзкий запах, может вас немного отталкивать, вы не захотите с ним общаться, но сможете перебороть свою неприязнь. Когда вы видите как ваш друг воспитывает ребенка, вы можете испытывать умеренное отвращение, если бы вы отнеслись не одобрительно к его методам, но ваша дружба помогла бы пережить это, и вы бы могли все еще с ним общаться. Презрение -близкий родственник отвращения, но они отличаются в некоторой степени. Презрение испытывают только к людям или к их поступкам, но не ко вкусам запахам и прикосновениям. Вступив в экскременты собаки вы могли бы почувствовать отвращение, но никогда презрение; идея съесть мозги телят могла бы быть отвратительна, но это не будет вызывать презрение.
Однако вы можете чувствовать презрение к людям, которые едят такие отвратительные вещи, поскольку в презрении есть элемент снисходительности к объекту презрения. Презирая людей или их действия, вы чувствуете себя обычно морально выше чем они. Их проступки унизительны, но у вас не будет обязательно реакции отделаться от них, как если бы вы чувствовали отвращение.
Насмешка - это разновидность презрения, в котором высмеиваются чьи-то недостатки, иногда с элементом юмора, который развлекает человека, показывающего презрение и травмирует получателя. Часто отвращение или презрение испытываются вместе с гневом. Вы можете злиться на кого-то, за то что вам он противен.
Например, если человек пьет слишком много на вечеринке, и начинает быть неуклюжим, его жена может чувствовать отвращение и гнев, она будет злиться на него за то что он отвратителен. К растлителю могут испытывать отвращения к его половому акту, или могут чувствовать гнев к его моральным проступкам.
Если действия человека вызывают у вас скорее отвращение, чем гнев, то, обычно, это происходит, потому что они (действия) не позиционируются вами, как опасные; ваша ответная реакция отделаться от этого человека будет сильнее, чем реакция защищаться или нападать.
Часто отвращение будет использоваться, чтобы маскировать гнев, потому что в некоторых частях нашего общества есть табу против выражения гнева. Как это ни парадоксально, люди могут вполне предпочесть, чтобы к ним чувствовали гнев, чем отвращение. Вы отталкиваете людей, если вызываете отвращение.
Предпочитаете ли вы вызывать отвращение, или гнев зависит от интенсивности отвращения или гнева, а так же направлено ли это чувство на конкретное действие, или на вас непосредственно. В сочетании с отвращением возможен не только гнев (злость или раздражение), но и удивление, страх, грусть, счастье или радость. Каждая из этих реакций будет рассмотрена и продемонстрирована. Людям может нравиться чувство отвращения, хотя, вероятно, это не является одним из самых распространенных примеров проявления радости.
Некоторые люди могут даже выискивать неприятный запах или вкус, заигрывая с отвращением ради удовольствия, которое они получают, испытывая отвращение от чего-либо. Во многих культурах детям не разрешают интересоваться вещами, которые могли бы заставить их или других чувствовать отвращение. Они приучены стыдиться получать удовольствие, испытывая при этом неприязнь. Другие, вполне взрослые люди, которые находят некоторое удовольствие в отвращении, могут скрывать это от остальных, они могут испытывать чувство вины в связи с тем, что они расценивают это как извращение, или они могут даже не осозновать, что им нравится испытывать отвращение.
Гораздо более распространенным и более социально приемлемым эмоциональным проявлением, чем наслаждение отвращением, является наслаждение презрением. Те люди, что полны презрения к остальным, зачастую являются объектами уважения и восхищения, по той причине, что их пренебрежительное и неприязненное отношение подразумевает власть и моральные нормы (этих людей). Некоторые люди культивируют (практикуют и совершенствуют) презрительное высокомерие, как преобладающую манеру поведения в межличностных отношениях: это демонстрируется по отношению к каждому, достойному (по их мнению) презрения.
Высокомерные, самодавольные и недосягаемые, они смотрят на мир свысока и могут наслаждаться своим превосходным положением в обществе, поддерживая тем самым свою горделивую осанку.
Многие люди, несомненно, не могут испытывать удовольствие, чувствуя презрение. Для них довольно рискованно признать такое самонадеянное (и дерзкое) чувство. Некоторые люди просто не выносят чувство отвращения. Жизненный опыт настолько ядовит, что даже тончайший намёк на презрение способен вызвать острый приступ тошноты.
Внешние проявления отвращения.
Наиболее значительные "информаторы" (ключи к пониманию) отвращения проявляются (отражаются) в (на) мимических мышцах рта и носа, а также - нижних век и бровей, но в меньшей степени. Верхняя губа приподнята, в то время как нижняя может быть как приподнята, так и опущена; нос наморщивается; нижние веки приподнимаются, а брови опускаются вниз.
Нижняя часть
На иллюстрации (рис.) 23, Патрисия демонстрирует отвращение вздернутой верхней губой (1), вызвавшее, в свою очередь, изменение внешнего вида кончика носа.
Возможно, но не обязательно, сочетание приподнятой верхней губы со складками (морщинами) вдоль носа и на переносице (2). Чем сильнее отвращение, тем вероятнее наморщенность носа. Нижняя губа может быть приподнята и слегка выдвинута вперед (3), или опущена слегка выдвинута вперед (4) Щеки приподнимаются, и в результате происходят изменения внешнего вида нижних век, глаза прищуриваются, что влечет за собой образование множества мелких морщин и складок под глазами (на нижних веках) (5).
Несмотря на то, что довольно типично при гримасе отвращении опускание бровей, объективно это не является существенным. На рис. 23 у Патрисии явно выражена гримаса
отвращения, даже несмотря на то, что брови и верхнии веки аналогичны нейтральному выражению лица. Сравним рис. 23 с рис. 24, на которой брови стремятся вниз, и вы увидите, что выражение отвращения выглядит (смотрится) более цельно (завершенно), немного значительнее; однако различие между иллюстрациями не существенно.
Выражение лица, показнное на рисунке 24, может встречаться и когда субъект в действительности не испытывает отвращение, но использует символическую эмоцию (эмоциональный символ), что бы передать что-либо отвратительное.
К примеру, если Патрисия просто сказала, " Когда я ела в этом ресторане на прошлой неделе, я видела таракана," она может запросто продемонстрировать одну из эмоциональных эмблем отвращения. Но она будет использовать выражение лица таким образом, что бы для окружающих стало очевидно, что в данный момент никакого отвращения она не испытывает.
Она может быстро наморщить нос, слегка дернуть вверх щеками и верхней губой; или же она может просто приподнять верхнюю губу без всякого наморщивания носа. Существует два информатора (подсказки) в пользу того , что эта эмоциональная эмблема скорее чем мимическое выражение эмоции- то, что Патрисия в действительности не испытывает эмоцию в данный момент и не имеет намерения убедить окружающих в реальности эмоции: это всего лишь частичное вовлечение мимики лица - либо наморщенный нос/приподнятые щеки/слегка вздернутая губа*, либо приподнятая губа/ненаморщенный нос*, но, вероятно, не то и другое одновременно. Так же, мимическое выражение является короткой вспышкой, которая длится не более секунды, когда как последнее (эмоциональная эмблема*) длится в течении нескольких секунд.
При выражении притворного (ложного) отвращения возможно, конечно, использовать полное мимическое выражение эмоциии, показанное на рис. 24, но оно будет удержано на лице неоправданно долгое время - воспроизводя выражение отвращения.
Хоть это и не является распространённым случаем, но некоторые люди будут использовать или наморщенный нос или слегка приподнятую верхнюю губу в качестве разговорного пунктуатора (знака препинания), акцентируя отдельные слова или предложения. Ранее мы упоминали, что некоторые люди используют в качастве разговорных (диалоговых) пунктуаторов быстро поднятые "удивлённые" брови или поспешно раскрытые "удивлённые" глаза (верхние веки приподнимаются).
Позже мы увидим, что брови, опущенные и сдвинутые к переносице, как при выражении гнева, являются другим разговорным пунктуатором, а брови, сдвинутые вместе и поднятые в гримасе печали являются ещё одним пунктуатором.
В любом случае, мимическая подвижность лица больше выполняет функцию жестикуляции руками, делая особое ударение на отдельном слове или фразе, акцентируя их. Мало что известно о том, почему некоторые люди используют мимику в качестве пунктуатора в дополнение или даже вместо жестикуляции. И так же немного известно по поводу того, используются ли "удивленные брови", наморщенный от отвращения нос или "печальные брови", и т.д. в качестве отдельных мимических пунктуаторов. — это может быть что угодно в психологическом отношении. Это могло бы отражаться в индивидуальности человека; или это могло бы быть результатом его невольного подражания кому-либо, например родителю, в детстве, когда он только начинал разговаривать; или возможно это определено нейронной анатомией.