Утонение, очень незначительное, составляет от 1/5 до 16 нижней толщины, другими словами: верхний диаметр (или радиус) колонны составляет 5/6 нижнего диаметра (или радиуса).
Однако обычно утонение колонны начинается не непосредственно снизу, а нижняя 1/3 колонны делается цилиндрической без утонения, и только начиная с J/3 высоты колонна кверху утоняется.
Если колонны вычерчиваются в небольшом масштабе, то обычно утоняющаяся часть ограничивается просто слегка наклонными прямыми линиями, т. е. колонна представляет собой усеченный конус, поставленный на цилиндр. Но исполнить так колонну в натуре было бы рискованно, в особенности из отшлифованного мрамора.
Трудно скрыть перелом, который появится в том месте, где цилиндр соприкасается с конусом. Поэтому в натуре утонение делается по более плавной параболической кривой, касательной к вертикальной линии очертания нижней трети колонны.
Практически вычерчивание этой кривой производится различными - способами.
1-й способ.—Если MN есть ось колонны (рис. 2), МА—нижний радиус колонны, a NC —верхний, причем линией 0В заканчивается остающаяся без утонения нижняя треть колонны, то из точки О проводим радиусом 0В окружность, а из точки С опускаем вертикальную прямую до встречи с окружностью в точке К.
Разделим дугу KB на произвольное число одинаковых частей (например на 4) и на столько же частей разделим ось ON. Пусть точки деления на дуге будут 1, 2, 3, и на оси 1, 2, 3. Из точки 1 проведем вертикальную линию до встречи сгоризонтальною, проведенною из точки 1; точку встречи этих линий назовем I ; так же поступим с точками 2 и 3. Полученные таким образом точки I, II и III, а равно и конечные точки В и С принадлежат искомой кривой. Чтобы начертить кривую через эти точки, пользуемся особой, имеющей разнообразные кривизны, линейкой, которая называется «лекало».
2-й способ.—Приняв те же обозначения (рис. 3), взяв циркулем размер радиуса AM, сделаем этим радиусом из точки С засечку оси MN в точке К и продолжим прямую СК до встречи с продолженною прямою ВО в точке О, Затем проведем в пределах угла СОВ из точки О произвольные прямые 02, 03, 04 и отложим на них от точек 2, 3, 4 одну и ту же величину М = СМ = В1, благодаря чему получим точки, принадлежащие искомой кривой.
Рис. 2 и 3. Построение утонения колонны.
В некоторых исключительных случаях делают колонну несколько-утоняющейся не только кверху, но и книзу, так что наибольшая ее толщина (припухлость) получается на расстоянии 1/з снизу; понятно, что, продолжив указанное построение вниз от горизонтальной прямой S0, можно определить точки, принадлежащие очертанию нижней части такой колонны
База колонны состоит из двух частей: квадратного плинта и круглых в плане переходов от стержня колонны к плинту. Переходы эти занимают верхнюю половину базы, нижнюю же половину составляет плинт. В ионическом и коринфском ордерах эти переходы разработаны более сложно, поэтому в этих двух ордерах плинт составляет по высоте лишь треть базы, а остальные две трети заняты профилями, которые в массах заменяются прямыми наклонными линиями.
Высота баз у всех ордеров равняется одному модулю. Базы расширяются книзу, и относ их имеет важное значение, так как им определяются размеры ширины пьедестала. Относ этот у Виньолы выражается в партах и для каждого ордера особо; рекомендуется для точного определения этого размера одно общее для всех ордеров правило. Плинт базы образует в плане квадрат, диагональ которого равна 4 модулям. Основываясь на этом можно пользоваться следующим методом для определения ширины базы (или пьедестала).
Пересечем ось колонны в произвольном месте прямою под углом 45° и отложим на этой прямой от точки пересечения с осью диаметр колонны (2 модуля) по обе стороны от оси; через полученные точки проведем вертикальные линии, которые и определят ширину плинта базы, а также и ширину пьедестала (прибавить это построение на чертеже).
Капительвенчает колонну. Высота капителей первых двух ордеров равна тоже одному модулю; капитель состоит из трех частей одинаковой ширины. Самая верхняя часть ее имеет вид квадратной каменной плиты (абак). Под нею круглая в плане часть в виде четвертного вала (эхин). Под валом помещается шейка, отделенная от стержня колонны незначительным профилем.
Для определения величины расширения капители чертим ее в массах. Делим всю высоту капители(1модуль) без учета шейки на три равные части. Вал заменяем прямой под углом 45° и непосредственно от очертания вала провести вертикальную линию, определяющую размер абака (рис.6)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РИМСКИХ ОРДЕРОВ
С падением Греции все архитектурные системы были усвоены Римом, где развитие их шло несколько изменившимися, новыми путями, благодаря чему появились ордера, имевшие лишь общее сходство с греческими, но в деталях отличавшиеся от своих греческих прообразов. Эти ордера, римско-дорический, римско-ионический и римско-коринфский, получили очень широкое применение. Но еще в период зарождения римской архитектуры, вернее, в первоисточнике ее- этрусской архитектуре — выработался совершенно самостоятельный, свободный от греческого влияния, тосканский ордер.
Позднее, под влиянием ионических и коринфских ордеров, римские архитекторы выработали еще новый ордер — сложный, который получил особенно широкое распространение в эпоху расцвета Рима. Все эти пять ордеров в XVI веке послужили предметом трактатов Виньолы и других теоретиков, которые выработали свои правила для построения их со всеми деталями.
Для изучения четырех основных римских ордеров: тосканского, дорического, ионического и коринфского, необходимо сначала рассмотреть их в общих, крупных чертах, а затем постепенно перейти к детальному исследованию каждого из них в отдельности. Предварительное изучение их удобнее вестипараллельно, рассматривая одни и те же части одновременно во всех четырех системах.
Однако, прежде чем начать это рассмотрение, необходимо заранее условиться о том способе, каким будут изображаться различные составные части ордеров. Принятый способ называется способом изображения в массах. Сущность его заключается в следующем. Каждый архитектурный профиль состоит из прямых и криволинейных очертаний, которые в подробностях своих видны лишь на близком расстоянии; если же рассматривать этот профиль издали, то мелкие подробности теряются, и остается лишь впечатление общего характера профиля. Этот общий характер может быть передан в таком упрощенном изображении, в котором все кривые линии будут заменены прямыми.
Такое изображение прямыми линиями только главных частей называется изображением в массах, или просто массами.
Прямые очертания, вертикальные и горизонтальные, останутся такими же и в массах, криволинейные же изобразятся прямыми наклонными. При таком способе изображения любые профили (очертания) значительно упрощаются, не теряя своей выразительности и общего характера. Поясним это положение примером. На рис.5, А изображен в деталях карниз, в котором можно ясно различить три существенные составные части каждого карниза; рядом (В) изображен тот же карниз в самом упрощенном виде, но с сохранением общего характера его главных составных частей. В этом и состоит изображение карниза в массах.
Но очень часто во многих изданиях можно встретить еще и третий способ изображения карниза в массах, с которым совершенно нельзя согласиться: карниз изображается (рис. 5, В) в виде одной прямой наклонной линии. Здесь совершенно утрачена основная идея карниза, изменен самый смысл формы . Совершенно очевидно, что В вовсе не выражает формы А. Однако наряду с карнизами и другие формы часто изображаются в массах недостаточно логично; к таковым принадлежат базы и капители. Неправильным изображать базу в массах в форме трапеции. Так как база содержит части круглые и квадратные, поэтому логичнее изображать ее так, как показано на рис. 6. Здесь наклонными линиями изображен усеченный конус, а под ним вертикальными линиями ограничена квадратная плита в виде параллелепипеда. То же относится и к капителям, которые также содержат и круглые и квадратные части (рис. 6).
Условившись относительно способа упрощенного изображения ордеров, можно приступить к изучению их характерных особенностей и размеров. На табл. 1 представлены в массах названные четыре ордера при одинаковой высоте.
Так как соотношения между размерами антаблементов, пьедесталов и колонн уже известны, то, приняв одинаковую высоту колонн для всех четырех ордеров, изображенных на этой таблице, мы получим также одинаковые высоты их пьедесталов и антаблементов. Ордера расположены в последовательности их развития, т. е. в порядке сложности их отделки.
Если присмотреться к изображениям тех же ордеров в деталях на табл. 2, то не трудно заметить, что тосканский ордер, наиболее простой, лишенный каких-либо украшений, отличается массивностью, даже некоторой тяжеловесностью пропорций; прямую противоположность ему составляет коринфский ордер.
При одной и той же высоте ствол; коринфской колонны значительно тоньше; украшенная завитками и листьями капитель, очень сложно разработанный карниз и вообще большое количество мелких деталей придают этому ордеру характер вычурности и богатства. Другие два ордера занимают по характеру своему промежуточное место, причем дорический более родственен тосканскому, а ионический — коринфскому. Два первых ордера, сильные и строгие, как бы содержат в себе элемент мужественности, тогда как два других, более стройные, нежные, украшенные, имеют характер женственный.
Для взаимного сравнения ордеров следует обратить внимание, прежде всего на колонны. Тосканская колонна - самая массивная, толщина ее равняется 1/7 высоты, т. е. диаметр ее нижнего основания откладывается в высоте 7 раз. Дорическая колонна несколько тоньше, ее толщина равняется 1/8 высоты, т. е. нижний диаметр откладывается в высоте 8 раз.
Нижний диаметр ионической колонны откладывается в высоте ее 9 раз, а коринфской — 10 раз.
Имея величину нижнего диаметра и зная величину утонения, нетрудно построить изображение колонн всех: четырех ордеров. Для построения же остальных главных частей ордеров необходимо соблюдать размеры их, причем для каждой части надо непременно знать два размера — ширину (или высоту) и относ. Подобные размеры должны быть даны в каких-либо цифрах, но само собою напрашивается вопрос: в каких мерах могут определяться размеры различных частей ордеров?
Рис. 5-6. Карниз, база и капитель.
Все части по своим размерам зависят одна от другой, поэтому здесь нет места абсолютным величинам, т. е. таким мерам, как фут, аршин, метр. Здесь в каждом отдельном случае надо принять за единицу меры какую-либо часть, взятую из самого же ордера; эту единицу меры для удобства придется разделить на более мелкие части.
К подобному решению пришли еще древние греки.
Они принимали, например, за единицу меры всех частей средний диаметр колонны и получали таким образом возможность обозначать размеры всех частей здания в частях этой условной постоянной меры. Меру эту называли модуль.
Впоследствии модулем стали считать нижний радиус колонны, что принял также и Виньола.
Обращаясь таблице (табл. 1), мы можем теперь добавить, что высота тосканской колонны равна 14 модулям, высота дорической колонны равна 16 модулям, высота ионической — 18 модулям и, наконец, коринфской — 20 модулям.
Не трудно убедиться в том, что модуль изображенного на нашей таблице тосканского ордера больше, чем модуль дорического ордера, дорического—больше ионического, а модуль коринфского меньше всех.
Так как в тосканском и дорическом ордерах не встречается слишком мелких деталей, то модули этих двух ордеров разделяют на 12 частей, на 12 п а р т, подобно футу, разделенному на 12 дюймов.
В других, более богатых ордерах встречаются настолько мелкие части, что для определения размеров их требуются более мелкие парты, поэтому модули этих двух ордеров делятся не на 12, а на 18 парт.
Базы состоят из двух частей: квадратного плинта и круглых в плане переходов от стержня колонны к плинту. Переходы эти в тосканском и дорическом ордерах не сложны, поэтому они занимают верхнюю половину базы, нижнюю же половину составляет плинт. В ионическом и коринфском ордерах эти переходы разработаны более сложно, поэтому в этих двух ордерах плинт составляет по высоте лишь треть базы, а остальные две трети заняты профилями, которые в массах заменяются прямыми наклонными линиями.
Высота капителей первых двух ордеров равна тоже одному модулю; капитель состоит из трех одинаковой ширины частей. Самая верхняя
Антаблемент- прежде всего сравним у всех ордеров архитравы.
В первых двух ордерах архитравы имеют очень простую форму, тогда как в ионическом ордере эта форма расчленена на три полосы и имеет еще небольшой венчающий профиль наверху. В коринфском ордере архитрав получил еще большее развитие. Принимая во внимание, с одной стороны, усложнение обработки ионического и коринфского архитравов, с другой стороны, постепенное уменьшение размера самого модуля, приходится считаться с необходимостью увеличения высоты ионического и тем более коринфского архитравов. В то время как для - тосканского и дорического ордеров достаточна высота архитрава в 1 модуль, для ионического ордера эта высота несколько увеличивается: прибавляется 1/4 модуля на небольшой венчающий профиль; в коринфском же ордере высота архитрава еще несколько больше, а именно — l1/2 модуля.
Теперь, когда размеры одной из составных частей антаблемента определились, можно обратиться к определению высот карнизов. Для этого можно руководствоваться следующими соображениями. В том случае, когда фриз представляет собой' простую гладкую полосу, лишенную какой-либо обработки, было бы не логично придавать ему такую же ширину, как и карнизу, который не только делится на три основные части, но часто имеет еще более мелкие членения. Поэтому для карниза вполне естественно дать несколько большую высоту, чем для фриза. Практически следует поступать так: разделить временно всю часть, предназначенную для фриза и карниза, пополам и затем опустить немного (на-глаз) точку деления. Это имеет место в тосканском, ионическом и коринфском ордерах.
В дорическом ордере, где фриз разработан больше, чем во всех других ордерах, и расчленен на чередующиеся слегка вытянутые в вертикальном направлении тонкие накладки и квадратные
впадины, называемые триглифами и метопами, высота фриза делается одинаковою с карнизом, что и представляется вполне естественным.