При помещении капители с балюстрадой на стыке двух сторон здания волюты будут видны только с одной стороны, с другой видны балюстрады. Для того чтобы волюты были обращены на обе стороны угловая волюта устанавливалась под углом .Благодаря этому приему исчезла разница между боковым и главным фасадами здания, но форма угловой капители становилась асимметричной (рис20). Точкой опоры ей служил диагонально расположенный придаток, выступающий из плоскости абаки. После 5 века изменения, происходящие в ионической капители, касаются
исключительно характера ее форм. Подобно формам дорической капители, они начинают проявлять известную сухость и все более надуманное и изысканное изящество. На примерах М и Р эти тенденции явно выражены; М- асимметричная капитель македонской эпохи; Р- капитель с четырьмя волютами, относящаяся к римской эпохе (рис.21).
Антаблемент. Анализ общих элементов.
Архитрав - расчленен на две полосы (в 5 веке на три полосы), верхние полосы несколько выступают над нижними. Гладкий архитрав представляет собой исключительное явление. Отделяется от фриза шнуром перлов (бусы) в виде яйцевидных листьев. Венчается каблучком.
Карниз- выносная плита. Усажена зубцами (дентикулами), которые позволяют увеличить свес карниза. Интервалы между зубчиками обычно равны их ширин. Архаический карниз плохо предохраняет здание от дождей из-за небольшого выступа и отсутствия приспособлений для стока воды; в классическую эпоху увеличивается выступ и свес, что устранило затекание воды.
Второстепенными деталями карниза являются:
-большой каблучок у его основания;
-меньший каблучок, на котором покоится водосточный желоб;
-венчается карниз желобом в форме гуська.
Фриз- Дорический фриз состоит из триглифов и метоп; ионический же представляет непрерывную полосу. В древности его называли «зоофорон», что значит служить местом для размещения барельефов.
Коринфский ордер.
Каждый портик, перекрытие которого поддерживается колоннами, всегда будет сводиться к системе горизонтальных частей и вертикальных опор, независимо от того, как эти части будут трактоваться. Приложение этого конструктивного принципа, в общем, могут отличаться друг от друга лишь степенью выражения мощи или легкости. Т.е. возможно существование только двух ордеров: ордера тяжелых пропорций - дорического и ордера легких пропорции - ионического.
Коринфский ордер как разновидность ионического ордера.Коринфский ордер, характерным признаком которого является капитель в виде корзины с листьями, обязан своей известностью римлянам, у которых он получил широкое применение. У греков же он играл весьма второстепенную роль и рассматривался лишь как более роскошный вариант ионического ордера. Витрувий объединяет коринфский ордер с ионическим по общему характеру пропорций.
Капитель.
По словам Витрувия первая коринфская капитель была произведением золотых дел мастера Каллимаха(мастер, живший в Коринфе ок. 400 г.), творца золотой лампы, освещавшей в Эрехтейоне святилище Миневры.
Как гипотеза, есть предположение, прототипом этого лиственного ордера является египетская капитель с украшением из пальмовых листьев, мотивы которой пользовались успехом в первые времена сношений Египта с греческим миром.
Если допустить, что формы коринфской капители скопированы с металлической модели, примитивная коринфская капитель - подлинное произведение ювелирного искусства. Каждый лист из бронзы чеканился отдельно и ставился в ряд, прикрепленный к корзине обручем, охватывающим ее кругом.
Антаблемент- носит ионический характер: расчлененный архитрав, украшенный скульптурой фриз, карниз с зубчиками, но с большей роскошью в профилях и утонченностью в формах. Типичным примером антаблемента коринфского ордера является антаблемент памятника Лисикрата.
Ордер кариатид.
Коринфский ордер представляет собой ионический и отличается от него лишь капителью с листвой. Ордер же кариатид - не что иное, как сочетание ионического или дорического антаблемента со стволом в виде человеческой фигуры. Наибольшей и заслуженной известностью пользуется портик Эрехтейона. Это архитектурное произведение по его украшениям можно отнести к ионическому ордеру, а по приземистым пропорциям - к дорическому. Антаблемент поддерживается четырьмя статуями, симметрично расположенными направо и налево от оси портика.Для облегчения давящей на их головы тяжести архитектор дал антаблемент в его первоначальной архитравной форме, т. е. без фриза. Единственно оставленные части-архитрав и карниз - имеют здесь совершенно одинаковое значение, так как линия, проходящая по нижней плоскости зубчиков, делит антаблемент на две равные половины. Здесь архитектура и скульптура сочетались в гармонии.