Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Подготовка кадров в области эргономики



 

Развитие эргономики для всех и каждого во многом определяется уровнем подготовки специалистов в этой области и повышением эргономической квалификации инженеров, дизайнеров, архитекторов и других специа­листов. Высшие учебные заведения ряда стран — Вели­кобритании, Германии, Канады, Нидерландов, Франции, США, Японии и др. имеют сложившиеся традиции под­готовки эргономистов. Так, в конце 40-х годов в США в государственном университете в г.Огайо и Иллинойском университете были введены первые специальные про­граммы для получения ученой степени в области изуче­ния человеческих факторов в технике. В 1970 г. подготов­ку кадров в этой области в США на уровне бакалавра, магистра и доктора наук уже осуществляли соответст­венно 20, 43 и 42 университета. В 1994 г. эргономистов готовили 60 американских университетов.

В 1960 г. был организован факультет эргономики и кибернетики в английском политехническом универси­тете в г.Лавбро, который первоначально готовил эргоно­мистов из числа дипломированных специалистов. Этот факультет, переименованный в факультет наук о челове­ке,— ведущее высшее учебное заведение Великобрита­нии по подготовке специалистов в области эргономики. Несколько позже эргономистов стал выпускать факуль­тет организации производства Бирмингемского универ­ситета, а также некоторые другие высшие учебные заве­дения. В 1994 г. девять английских университетов имели программы подготовки эргономистов.

Сложность в организации систематической подго­товки специалистов в области эргономики представляет­ся типичной для новых областей научного знания. Для

такой организации необходим определенный уровень развития эргономики (устоявшееся ее состояние как научной и проектировочной дисциплины, а также про­фессиональное признание в науке и проектировании ее специалистов^ В свою очередь, достижение такого поло­жения предполагает систематическую подготовку кадров в нужном количестве и требуемой квалификации. Усто­явшееся состояние эргономики необходимо и для наибо­лее точного определения профиля соответствующих спе­циалистов, а подготовка кадров такого профиля — необ­ходимое условие формирования эргономики как вполне определенной сферы научной и практической деятель­ности.

Междисциплинарный характер эргономики привно­сит дополнительные трудности, связанные с разработкой учебных программ. Причем проблема эта не является чисто академической, она имеет и определенный практи­ческий смысл. "С одной стороны, для промышленных и правительственных работодателей,— отмечают амери­канские ученые,— было бы экономично и удобно полу­чить единого «системного проектировщика», обладающе­го всеми необходимыми для успешного проектирования системы познаниями как в области машинной, так и человеческой составляющих, равно как и их взаимодей­ствия. С другой стороны, работодатель может собрать десятки или даже сотни весьма узких специалистов, деятельность которых будет координироваться «систем­ным менеджером», и каждый специалист сможет сам браться за конкретные аспекты системы по своей специ­альности. Ни один из этих крайних подходов, конечно, не предлагается серьезно в качестве единственного ре­шения, они лишь иллюстрируют одну из важнейших проблем подготовки специалистов рассматриваемой об­ласти, а именно проблему компромисса между широтой охвата и глубиной компетентности" [111, с.78].

Проблема нахождения компромисса между широтой междисциплинарного видения проблем и профессио­нальной компетентностью — одна из важных при созда­нии программ подготовки эргономистов.

"Перефразируя старую поговорку, можно ска­зать, — подчеркивает Т.Фрезер, — что в эргоно­мике нужно быть мастером на все руки, но по-на­стоящему мастером одного дела. Специалистом вкакой именно области это не имеет особого значения, важно только, чтобы это была область, смежная с эргономикой. Можно быть психологом, физиологом, антропологом, медиком или иметь еще какую-нибудь специальность, но необходимо вла­деть одной из этих базовых дисциплин, на основе которой можно уже воздвигать собственно эрго­номическое образование. В то же время, если кон­цепции и методологию эргономики удастся вклю­чить в образовательный курс по базовым на­укам, тем лучше. Особенно это относится к тем случаям, когда специальностью является ин­женерия. Изучающие ее извлекут для себя пользу даже в том случае, если они не собираются сделать эргономику своей специальностью [112, с.42].

Американские специалисты обсуждали два возмож­ных подхода к обучению специалистов в области челове­ческих факторов в технике. Один из них состоял в том, чтобы готовить первоклассных психологов-эксперимен­таторов, стремящихся направить свои усилия на улучше­ние систем "человек — машина". "Вместо того, чтобы быть квази-инженером, который усвоил поверхностный жаргон из области психологии и системотехники и знает названия нескольких руководств по исследованию чело­веческих факторов в технике, современный специалист в области эргономики должен быть подготовлен как специалист-экспериментатор и иметь солидную основу знаний в области фундаментальных процессов поведе­ния. Такой специалист будет отличаться от традиционно­го экспериментатора и оправдывать свое название спе­циалиста в области человеческих факторов в технике, в особенности по части целей. Подобно инженеру он будет стремиться увидеть плоды своих усилий в виде улучшен­ных систем. А если его цели несовместимы с техничес­кими целями, то тогда он не есть специалист в области человеческих факторов в технике" [111, с.79].

Суть другого подхода состояла в том, чтобы готовить инженеров-ученых, или системных инженеров. "Что нам нужно больше всего,— считают сторонники этого подхо­да,— иметь инженеров, которые усвоили все, что извест­но о работе человека (а также машины) и являются знатоками использования научных методов. Нам нужны настоящие ученые — инженеры или системные инжене­ры, овладевшие основами технических знаний и владею­щие методами наук о поведении и биологии, а также физических наук" [111, с.80].

Заслуживает внимания работа ведущих эргономис­тов, которые на специальном симпозиуме разработали рекомендации по типовым учебным программам, оз­наменовавшим новый этап в развитии подготовки кадров по этой специальности. Программы были под­готовлены многолетней практикой их разработки и обу­чения в соответствии с ними студентов в различных учебных заведениях многих стран. В пятидневный срок эксперты обсудили и выбрали программы, адекватные целям, задачам и методам эргономики. Затем выбранные программы были усовершенствованы с учетом досто­инств аналогичных программ. Все это стало возможным, в частности, и потому, что на симпозиум были приглаше­ны наиболее опытные преподаватели — создатели содер­жательных программ подготовки эргономистов. В работе симпозиума приняли участие 12 ученых-преподавателей из семи стран и 4 преподавателя по смежным с эргоно­микой дисциплинам. При отборе участников симпозиума главное внимание обращалось на то, чтобы были пред­ставлены все существенные направления развития эрго­номики, а не посланцы тех или иных стран.

Сфера применения эргономики, как известно, не ограничена определенными дисциплинами или отрасля­ми. Поэтому в начале симпозиума было решено разрабо­тать спектр эргономических учебных программ, чтобы высшие учебные заведения могли выбрать ту программу, которая больше всего подходит их системам образования и которая удовлетворяла бы специфические потребности в эргономистах их стран.

Ниже приведена программа полного курса по эрго­номике с указанием количества часов, отводимых на лекции и практику.



На рис. 6-52представлены шесть учебных программ по эргономике, рекомендованных рабочими группами симпозиума [102,с.4].Линия Жвнизу рисунка показы­вает время от поступления в университет до выпускного экзамена, дающего степень магистра или эквивалентную степень. Оно может составлять от 2400 (или менее) до 3000 часов (учебный час в данном случае составляет 60 мин.), т.е. 4 — 6 лет, в зависимости от конкретной образо­вательной системы. Сплошные линии на рисунке (для каждой из программ А—Е) представляют ту часть курса, которая посвящена специальной дисциплине, например инженерии, психологии, физиологии и т.д. Штриховыми линиями показаны части курса, посвященные эргономи­ке. Эргономическая часть курса не обязательно должна быть завершающей. Она может преподаваться одновре­менно с другими неэргономическими курсами. Однако для программ Б, В, Г и Д предполагается, что эргономи­ческую программу проходят после получения степени бакалавра или другой степени аналогичного уровня.

Многолетний опыт разработки учебных программ и подготовки кадров эргономистов, сочетание учебного процесса с проведением эргономических исследований и проектирования, а также высококвалифицированный преподавательский и научный состав факультета наук о человеке политехнического университета в г.Лавбро сни­скали ему известность признанного учебного и научного центра в области эргономики. Поэтому не случайно его учебные программы были взяты за основу при подготов­ке типовых учебных программ по эргономике.

Программа полного курса по эргономике состоит из трех основных частей: базовая дисциплина (от 400 до 1000 часов), полный курс по эргономике (2000 часов), диплом­ная работа по эргономике. В зависимости от конкретных

условий полный курс может занимать от 2400 до 3000 часов. Поскольку рассматриваемая эргономическая про­грамма составляет 2000 часов, студент может начинать свое университетское образование с какой-нибудь дру­гой дисциплины, затратив на нее от 400 до 1000 часов. Считается, что многие предметы могут оказаться полез­ными для его дальнейших учебных занятий и будущей профессии. Обучаясь по этой программе, студент значи­тельную часть времени может посвятить таким фунда­ментальным дисциплинам, как математика, физика и т.д., а также изучению технологии, механики или электротех­ники. Факультеты, где студенты изучают полный курс по эргономике, могут представить широкий спектр дисцип­лин для выбора. Количество часов зависит от особеннос­тей системы образования.

Эргономическая часть курса занимает примерно 2000 часов, включая два проекта в области эргономичес­ких исследований и (или) проектирования. Выпускная дипломная работа, на которую уходит от трех до шести месяцев, должна показать способность студента правильно, профессионально ставить задачи и находить их реше­ние в сфере прикладной эргономики.

Включая циклы естественно-научных, социальных, психологических, экономических и общетехнических дисциплин, рассматриваемая программа ориентирована на подготовку глубоко эрудированного и широко образо­ванного специалиста, способного основательно решать практические задачи в промышленности и других облас­тях. Причем имеется в виду не подготовка психолога, физиолога, гигиениста труда или инженера, а специалис­та нового профиля — эргономиста. Получив образование в соответствии с этой программой, выпускник может работать в качестве исследователя, проектировщика, экс­перта или преподавателя по эргономике.

При рассмотрении данной программы и подобных ей, естественно, возникает вопрос об интеграции тех разнородных знаний, которые ими предусматриваются. Установление эргономически ориентированных смысло­вых связей между разрозненными знаниями — необхо­димое условие реализации потенциально заложенных в программе возможностей подготов­ки специалиста. Преподаватели раз­личных дисциплин, включаясь в подготовку эргономистов, должны хорошо ориентироваться в смеж­ных специальностях, владеть их по­нятийным аппаратом. Чтобы помочь студентам в интеграции знаний, разработана, например, концепция практикума по системному проек­тированию, который начинается на первом курсе и продолжается до окончания четвертого курса. Сту­денты, сначала в группах по 6—12 человек, а в конце занятий пооди­ночке или парами, решают, исполь­зуя знания и методы эргономики, различные реальные практические проблемы, сгруппированные по сте­пени сложности; в этом им помога­ют преподаватели высшего учебно­го заведения или эксперты со сторо­ны, выполняющие роль координато­ров и консультантов [112].

Типовые учебные программы широко используются университе­тами и колледжами многих стран, готовящими эргономистов, и берут­ся на вооружение в тех странах, где эргономика только еще вводится в программы высших учебных заве­дений или где осуществляется со­вершенствование действующих программ (рис. 6-53, 6-54).

Характеризуя основные этапы развития подготовки кадров в об­ласти эргономики и ее ближайшие перспективы, Р.Пирсон в 1980 г. писал:


"Мы уже не младенцы 50-х годов, не дети 60-х или юноши 70-х. Для достижения зрелости необходимо преодолеть серию болезней роста. По-моему, пос­ледующая декада несет изменения и перспективы развития нашей сферы. Многие технологические проблемы, с которыми приходится сталкиваться отдельным странам, предоставляют нам возмож­ность продемонстрировать эффективное исполь­зование знаний в области теории и практики эргономики. Готовы ли мы к этим изменениям? В определенной степени ответ на этот вопрос зависит от того, насколько хорошо эргономисты подготовлены (в плане образования) и насколько ответственно относятся другие к целесообраз­ности наших услуг. Начать с того, что нам необ­ходимо больше качественных учебных программ в нашей сфере для подготовки компетентных эрго­номистов. Кроме того, процесс непрерывного обу­чения необходим прежде всего самим эргономистам для приобретения знаний и опыта и для передачи наших профессиональных услуг другим. Основная проблема в обеспечении данного обучения может быть связана с самими преподавателями, т.е. с наличием у них времени и соответствующей ква­лификации" [113, р.804-805].

В целом ряде стран сформировались системы подготовки кадров и повышения квалификации в об­ласти эргономики. В Великобритании, которая в какой-то мере является законодательницей в этой области, существуют три уровня обучения эргономике. Первый уровень — подготовка на степень магистра по эргономи­ке, которая, например, осуществляется на факультете наук о человеке в политехническом университете г.Лавб-ро. Второй уровень — включение основ эргономики в программы подготовки по другим специальностям, на­пример по авиационной медицине, информатике, кон­струированию, дизайну, организации производства, пла­нированию и управлению на транспорте, архитектуре. Наконец, третий уровень — это краткие курсы по эрго­номике для персонала фирм и корпораций, как это имеет место, например, в гражданской авиации Великобрита­нии. Под эгидой английского Эргономического общества осуществляется обучение на 12 курсах по эргономике. Окончившие эти курсы имеют право на членство в Об­ществе. Разработаны программы и ведется преподавание основ эргономики в школах страны.

Определенное представление о содержании курсов по эргономике для персонала фирм, которые ориентиро­ваны на их специфические задачи, можно составить, ознакомившись с тематикой занятий в американской корпорации "Локхид". Продолжительность обучения — 20 недель, по часу в неделю. Учебный курс разделен на три относительно самостоятельных части и 26 тем.

Первая часть,обзорная, содержит следующие раз­делы:

1) задачи эргономической деятельности и ее организация, функции эргономиста;

2) возможности карьеры для специалистов в области эргономики;

3) прикладная эргономика как составная часть инженерной деятельности;

4) деятельность эргономиста в процессе разработки сложных систем;

5) подготовка предложений с целью заключения контракта;

6) разработка эргономической программы и плана работы.

Вторая часть"Процесс и примеры" включает такие разделы:

1) прикладная эргономика и проектирование оборудования;

2) прикладная эргономика и проектирование вспомогательных средств;

3) прикладная эргономика и проектирование программного обеспечения;

4) анализ задач;

5) проектирование дисплеев;

6) ошибки человека;

7) эргономические испытания и оценка.

Наконец, третья часть"Смежные дисциплины"— представляет собой краткие обзоры 12 дисциплин (тех­нологий), тесно связанных с эргономикой:

1) системотехника;

2) системы сбора, обработки и представления данных;

3) системы искусственного интеллекта и экспертные системы;

4) отбор экипажей для космических полетов;

5) профессиональное обучение и разработка систем инструктажа;

6) обслуживание и ремонт оборудования;

7) материально-техническое обеспечение;

8) надежность систем;

9) безопасность систем;

10) материалы и процессы;

11) вспомогательная техника;

1 2) взаимоотношения с субподрядчиком.

Во время ежегодной аттестации каждый эргономист предварительно заполняет специально разработанную анкету, затем с ним беседует инспектор. Это помогает определить самооценку специалиста и область его инте­ресов, оценить текущую работу и выявить долгосрочные цели. Такая информация, наряду с мнением инспектора и его оценкой, создает базу для составления плана работ с указанием сроков их завершения. Согласованный план подписывают сам сотрудник, инспектор и управляющий. Обсуждаются также возможные пути продвижения по службе. Многие эргономисты сходятся во мнении, что организация непрерывного обучения и профессиональ­ное совершенствование — это самый результативный путь повышения эффективности деятельности и каждого специалиста и организации в целом.

Число высших учебных заведений, готовящих спе­циалистов по эргономике и осуществляющих повышение квалификации в этой области, продолжает расти. В из­данном в 1980 г. справочнике учебных заведений, в кото­рых готовятся специалисты в области эргономики или читаются различные курсы по эргономике, содержались сведения о 156 учебных программах по эргономике выс­ших учебных заведений 28 стран. В справочнике, кото­рый опубликован в 1994 г., содержатся уже сведения о 223 программах учебных заведений 32 стран мира [114].

Все больший размах приобретает деятельность по повышению квалификации в области эргономики специ­алистов инженерно-технического профиля. Преподава­ние основ эргономики становится неотъемлемой частью подготовки студентов технических высших учебных за­ведений. Эргономика в наши дни, отмечают английские инженеры Д.Лиих и Б.Турнер в монографии по вопросам современного проектирования, признанная дисциплина, имеет труды, позволяющие преподавать еена уровне таких предметов, как термодинамика и сопротивление материалов. Причиной того, что эргономика не включена как предмет в учебные программы еще большего числа университетов или политехнических институтов, являет­ся скорее их перегруженность, а не недооценка ее важ­ности.

Пристальное внимание, которое уделяется вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области эргономики, объясняется тем, что от их решения во многом зависит развитие этой сферы научной и практической деятельности [115]. Вместе с тем ощущается потребность в большом количестве более квалифицированных эргономистов — к такому выводу пришел Р.Г.Пирсон в докладе "Эргономическое образо­вание в канун XXI века".

Интеллект и профессионализм — необходимые, но недостаточные условия деятельности на поприще эргоно­мики. Профессиональные этика и ответственность также неотъемлемые части профессии эргономиста. Высшие учебные заведения, готовящие эргономистов, не могут осуществлять их профессиональное обучение безотноси­тельно к этическим проблемам, создавая у студентов впечатление, что моральная и социальная ответственнос­ти — лишь отвлеченные понятия, уводящие далеко в сторону и не имеющие отношение к будущей их деятель­ности.

 

Глава VII

РАБОЧАЯ СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

ЕЕ ЭРГОНОМИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

7.1. Понятие "рабочая система" и эргономические принципы ее проектирования

В 1993 г. обновлен международный стандарт "Эрго­номические принципы проектирования рабочих систем", разработанный в 1981 г. техническим комитетом 159 "Эр­гономика" Международной организации по стандартиза­ции. Новая его редакция закрепляет мировой опыт ис­пользования эргономических знаний для совершенство­вания производственных систем, включая проектирова­ние рабочих задач и действий по их выполнению, различ­ных видов работ, процессов, организации рабочих мест, оборудования, рабочей (производственной) среды. Стан­дарт придает определенный правовой статус эргономи­ческому проектированию и знаменует официальный пересмотр традиционной процедуры проектирования производственных систем, которая определяется требо­ваниями, предъявляемыми оборудованием и технически­ми средствами.

Стандарт фиксирует выгоды, получаемые человеком и обществом от применения эргономики и выражающие­ся в сохранении здоровья, повышении безопасности и росте благополучия работающих людей. Не менее суще­ственны экономические выгоды от комплексного исполь­зования эргономических принципов, методов и требова­ний, заключающиеся в повышении эффективности, на­дежности и удобстве рабочих систем.

В стандарт должны были войти основные термины эргономики, приемлемые для всех стран, где она разви­вается. Однако на современном этапе развития эргоно­мики такая задача представляется крайне сложной. Поэ­тому предложенный в стандарте вариант ее решения не может удовлетворить всех. Формулировки отдельных терминов отличаются от принятых в ряде стран, включая Россию. Раскрытие их содержания в стандарте соответ­ствует сложившейся теории и практике эргономики.

Новым для российских эргономистов явился термин "рабочая система", которая в соответствии со стандар­том включает одного человека или большее число людей и производственное оборудование, используемое при вы­полнении задачи системы в рабочем пространстве, в среде на рабочем месте и в ситуациях, определяемых рабочими задачами. К производственному оборудованию, согласно стандарту, относятся инструменты, машины, транспортные средства, приборы, рабочая мебель и раз­личное вспомогательное оборудование. Под рабочим про­странством понимается некоторый объем, предназна­ченный в рабочей системе для трудовой деятельности одного человека или большего числа людей и позволяющий выполнить рабочую задачу. Рабочая среда (производст­венная среда) это физические, химические, биологичес­кие, организационные, социальные и культурные факто­ры, совокупность которых составляет среду на рабочем месте. Рабочая задача, как раскрывается содержание этого термина в стандарте,это цель, которая должна быть достигнута в определенных условиях, и требуемые действия для выполнения задачи человеком или большим числом людей.

При проектировании рабочих систем, в отличие от традиционного инженерного проектирования, особое значение придается работающему человеку как интегри­рующему компоненту этой системы. Рассматриваются все потенциальные взаимодействия между работающими людьми и между ними и производственным оборудова­нием. Причем эти взаимодействия анализируются в среде на рабочем месте и при рабочих нагрузках людей. Уста­навливается баланс между требованиями выполняемой человеком работы и его возможностями, в том числе и путем формирования оптимальных условий труда. Конеч­ный результат — безопасность, сохранение здоровья и

Устанавливается баланс между требованиями выполняе­мой человеком работы и его возможностями, в том числе и путем формирования оптимальных условий труда. Ко­нечный результат — безопасность, сохранение здоровья и благополучие работающих людей при одновременном обеспечении экономической эффективности.

Проектирование рабочих систем сводит к минимуму риск возникновения человеческих ошибок и тем самым предотвращает возможные несчастные случаи и аварии. Сохранение здоровья достигается не только за счет сведения к минимуму или исключения вредных воздейст­вий работы и рабочей системы, но и путем формирова­ния в процессе проектирования таких их свойств, кото­рые будут оказывать положительное и благоприятное влияние на работающих людей. Благополучие человека комплексный показатель, синтезирующий множество феноменов, носящих главным образом субъективный ха­рактер. С одной стороны, сюда относится все, что связано с комфортом, и прежде всего предупреждение утомления и дискомфорта, с другой стороны, при более широком рассмотрении включаются такие факторы, как самооценка, удовлетворение работой и возможности для индивидуального развития человека. Экономические ре­зультаты проектирования рабочей системы это эф­фективность, т.е. выполнение рабочей системой своих функций, достижение качественного результата, и про­изводительность — получение рабочей системой резуль­тата при возможно меньшем расходе времени, энергии и/или денег.

Успех проектирования рабочей системы зависит от точного определения назначения и требований к системе, последовательно реализуемых на последующих этапах проектирования. Процесс проектирования разбивают на структурно целостные проектные решения, в каждом из которых человек и производственное оборудование вза­имодополняют друг друга. Решения, касающиеся распре­деления функций.проектирования интерфейсов, профес­сиональной подготовки, влияют друг на друга, так что проектировщикам систем приходится, как правило, оце­нивать множество альтернатив, прежде чем они приходят к окончательному решению. Зачастую им необходимо пройти несколько раз через множество этапов анализа и синтеза, пока по каждой области проектного поиска не будет собрана вся информация и представлена в виде, удобном для ее окончательного рассмотрения. Проекти­рование деятельности человека с производственным обо­рудованием пронизывает процесс проектирования рабо­чей системы от начала до конца. Этот процесс адаптиру­ется для конкретных видов проектировочных работ.

Проектирование рабочих систем осуществляется на макроэргономическом, или общеорганизационном, и микроэргономическом уровнях, взаимосвязь которых по­зволяет добиваться наибольшего эффекта. Эргономисты включаются в проектную работу с самого начала, а не только для решения возникших проблем, когда проекти­рование рабочей системы завершено.

Стандарт фиксирует научно обоснованные и много­кратно проверенные в практике проектирования прин­ципы, методы и требования эргономики. Новизна состоит в том, что они становятся общепринятыми и формулиру­ются комплексно как положения международного нор­мативно-технического документа, с которым должны считаться проектировщики, конструкторы, инженеры, дизайнеры, архитекторы и другие специалисты.

 

Распределение функций

 

При проектировании рабочих систем важное место отводится распределению функций между человеком и машиной. Этому предшествуют:

1) анализ возможностей и ограничений как человека, так и машины при выполнении ими функций в рабочей системе;

2) выбор между человеком и машиной в отношении выпол­няемых функций;

3) оптимизация соотношения между функциями человека и машинными функциями.

Исходными данными для распределения функций являются назначение рабочей системы и условия ее функционирования. Нередко системы должны выпол­нять задачи, конкурирующие между собой. В этих случа­ях нахождение компромисса представляет предваритель­ное условие распределения функций. Одни функции передаются человеку, другие — техническому средству и/или программному обеспечению, но чаще всего они выполняются ими совместно. В последнем случае функ­ции должны быть не просто переданы одному или друго­му, а разделены между человеком и машиной. Требова­ния к выполнению человеком своих функций зависят от уровня автоматизации системы.

Распределение функций определяет качество не только функционирования рабочей системы, но и рабочей жизни людей. В идеале человеку должны быть отведены только те функции, выполнение которых положительно влияет на его здоровье, благополучие и безопасность, все другие должны быть переданы машине. Распределение функций признается в эргономике удовлетворительным, если рабочая нагрузка человека допустима (близка к оптимальной), а работа осмысленна, мотивирована, при­носит удовлетворение.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.