Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Стандартизация в эргономике



Национальные и международные организации по стандартизации, предприятия и фирмы, профессиональ­ные эргономические общества и другие научно-техничес­кие общественные организации проводят большую работу в этом направлении. Стандартизация содействует развитию эргономики для всех и каждого. Эргономика находит в стандартизации организационную форму адаптации к быстрым темпам научно-технического прогресса и эффективного продвижения в практику результатов исследований и разработок. Эргономи­ческие стандарты — это тщательно отобранные, проверен­ные, предельно сконцентрированные данные и требова­ния эргономики, представленные в наиболее приемлемой для практического использования форме. Многие поло­жения эргономических стандартов не могут быть пред­ставлены в количественной форме, поэтому выражение их смысла словами приобретает особое значение, имея в виду проблему их самотождественности и точности.

Стандартизация сегодня не может полноценно раз­виваться вне связи с эргономикой и в определенном отношении не изменяясь под ее воздействием. Последнее вызвано тем, что стандартизация, традиционно связанная с техническими объектами, все больше вынуждена пово­рачиваться в сторону человека, его возможностей и осо­бенностей при взаимодействии с указанными объектами и средой, т.е. сталкивается с объектом в принципе не стандартизуемым — человеком. Поэтому каждый раз возникает сложная научно-методическая проблема опре­деления объекта стандартизации в области эргономики, решение которой требует высокого профессионализма, социальной ответственности и принятия решений в со­ответствии с принципом "не навреди".

Подготовленная опытом нормирования требований безопасности труда, гигиены и физиологии труда, а также данных антропометрических измерений стандар­тизация в области эргономики — закономерный резуль­тат ее развития как комплексной научно-технической дисциплины в современном мире. Международная орга­низация по стандартизации в "Положении о стратегии деятельности технического комитета 159 «Эргономи­ка»" определила цели и задачи стандартизации в облас­ти эргономики, которая призвана содействовать "адап­тации условий жизни и труда к анатомическим, физио­логическим и психологическим характеристикам человека в тесной связи с физической, социокультурной и техно­логической средой, имея целью обеспечение его безопас­ности, здоровья и благополучия". Важной задачей стан­дартизации является определенная регламентация и унификация условий, процедур и методов эргономических исследований. Неупорядоченность в этой сфере приво­дит к несопоставимости результатов эргономических исследований и к затруднениям в их интерпретации. Принципы и методы эргономического проектирования также становятся объектом стандартизации.

Первоначально стандартизация в эргономике выпол­няла в основном функции защиты работающих людей от воздействия неблагоприятных факторов на их здоровье, работоспособность и деятельность. В стандартах фикси­ровались преимущественно предельно допустимые уров­ни показателей указанных факторов. Такой характер стандартизации в эргономике во многом определялся тем, что она возникла под сильным воздействием законода­тельно признанной стандартизации в сфере безопаснос­ти труда и охраны здоровья работающих людей, развитие которой в современных условиях потребовало привлече­ния принципов, методов и данных эргономики. Однако и при такой направленности стандартизации названные задачи все чаще решались путем подготовки перспектив­ных стандартов, в которых отражалось внутренне прису­щее эргономике профилактическое начало. Содержание эргономических стандартов находится в пространстве между предельно допустимым диапазоном и оптималь­ным диапазоном показателей, нередко указываются и те и другие.

Подготовка эргономических стандартов для решения задач профилактики неблагоприятных и опасных факто­ров не может ограничиться только включением в них соответствующих принципов, требований и данных, а предполагает нахождение способов задания на их основе в нормативно-технических документах концептуальной схемы эргономического проектирования деятельности человека или группы людей и оптимальных условий ее осуществления. Имеются в виду деятельность и условия, которые при осуществлении и воплощении на прктике содействуют благополучию, сохранению здоровья, разви­тию личности и одновременно повышают эффектив­ность, надежность, производительность, безопасность ра­бочих систем. Таким вектором развития отличается меж­дународная стандартизация в эргономике.

В международной организации по стандартиза­ции разрабатываются два типа эргономических стандартов, различающихся функционально. Пер­вый — это стандарты-директивы, содержащие руководя­щие указания о том, что и как делать и какие принципы при этом должны быть соблюдены. Они не содержат специальных или предметных детализаций, относящихся к определенным областям эргономики. К данному типу относится международный стандарт "Эргономические принципы проектирования рабочих систем". Второй тип — стандарты-спецификации, содержание которых соотносится с определенными областями эргономики (эр­гономическая антропология, эргономика аппаратных и программных средств вычислительной техники и др.). К разновидности таких стандартов относятся те из них, в которых содержатся эргономические данные.

В Европейской комиссии по стандартизации разра­батываются три типа эргономических стандартов, разли­чающихся по сферам и границам их приложения. Пер-

вый общие, базовые стандарты тип "А", которые приме­нимы ко всем сферам приложения. Второй тип "В" — стандарты для определенных сфер приложения, число их — наибольшее в европейской стандартизации. И, на­конец, третий тип "С" — стандарты для определенных видов машин.

Эргономические стандарты разрабатывают многие другие международные организации (Международная электротехническая комиссия, Европейский институт стандартизации в телекоммуникации, Европейская ассо­циация производителей компьютеров, Консультативный комитет международной организации телефонии и теле­графии и др.). Первые эргономические стандарты появи­лись в конце 50-х и в 60-е годы. Примером может служить британский стандарт по проектированию шкал и указа­телей приборов BS 3693, часть I, разработанный в 1964 г. К.Марреллом. Стандарт основан на результатах психофи­зиологических исследований читаемости шкал, позволив­ших определить наилучшие их варианты, которые обес­печивали бы быстрое и безошибочное считывание пока­заний. Кроме своего прямого назначения, стандарт этот стал образцом того, как следует разрабатывать норматив­ные документы по эргономике и формулировать их по­ложения. К основным достоинствам стандарта относят то, что он не создает помех для профессиональных поисков проектировщиков и конструкторов. Приведенные в нем рекомендации, говорится в его преамбуле, не следует понимать так, что все шкалы должны или могут быть универсально стандартизованы. Разнообразные задачи, решаемые с использованием приборов, могут быть не совместимы с таким единообразием и чаще всего допус­кают не одно, а больше решений.

Первый международный симпозиум "Эргономика и стандарты" был проведен в 1973 г. в Англии по инициа­тиве Международной ассоциации по эргономике и при содействии Британского института стандартов [109]. В работе симпозиума приняли участие 33 эргономиста и стандартизатора из 11 стран. Доклад от СССР был пред­ставлен на симпозиуме, но ученый нашей страны не смог принять участие в его работе. Симпозиум продемонстри­ровал, что в промышленно развитых странах эргономика становится неотъемлемой частью стандартизации. Вмес­те с тем стандартизация в области эргономики обнажила целый ряд сложных и нерешенных ее проблем.

В рекомендациях симпозиума отмечалось, что одной из важнейших задач дальнейшего развития стандар­тизации в эргономике является создание соответству­ющих комитетов или подобных им подразделений в национальных организациях по стандартизации.Ре­комендация основывалась на изучении опыта работы технических комитетов по эргономике в национальных организациях по стандартизации Австралии, Англии, Фе­деративной Республики Германии и других стран, кото­рый убеждал в эффективности такой организационной формы развития стандартизации в эргономике. Комитет по эргономике немецкого Института стандартов, создан­ный в 1970 г., имел в своем составе рабочие группы по следующим направлениям:

1) эргономические принципы (основной стандарт);

2) терминология и определения;

3) анализ работы;

4) психологический стресс;

5) размеры тела;

6) физические усилия;

7) шкалы;

8) органы управления;

9) измерение и оценка воздействия на человеческий ор­ганизм микроклиматических условий и радиации;

10) оптические и акустические факторы;

11) конструирование машин и организация рабочих мест с учетом возрастных особенностей работающих.

Иной принцип был положен в основу организацион­ной структуры английского консультативного комитета по эргономике и антропометрии Британского института стандартов, в котором образованы были четыре подкоми­тета:

1) антропометрия для конструирования оборудования;

2) эргономика потребительских изделий;

3) эргономика зданий, оборудования и мебели;

4) эргономика машин и оборудования.

Развитие стандартизации в области эргономики и возросшая потребность в международных эргономичес­ких стандартах обусловили создание в 1975 г. по предложению Международной эргономической ассо­циации в Международной организациипо стандар­тизации специального технического комитета по эргономике (ТК-159 "Эргономика"),в который вошли представители 23 стран. В 1996 г. в работе комитета принимали участие специалисты уже 45 стран и разраба­тывалось 80 стандартов.

Сфера деятельности технического комитета — стан­дартизация в эргономике, включая ее терминологию, методологию и данные. В задачу технического комитета входят координация деятельности других комитетов Международной организации по стандартизации и ко­операция работ с другими организациями в сфере эрго­номики. Комитет разрабатывает следующие виды стан­дартов:

1) базовые, имеющие отношение к основным характерис­тикам человека (антропологические, биомеханические, психофизиологические и др.);

2) функциональные, связанные с человеческими фактора­ми в оборудовании, процессах, изделиях или системах;

3) окружающей среды, относящиеся к воздействию факто­ров физической среды на человека;

4) содержащие показатели и характеристики условий, про­цедур и методов эргономических исследований.

В 1996 г. в составе ТК-159 "Эргономика" действовали четыре подкомитета: "Принципы эргономики", "Антро­пометрия и биомеханика", "Эргономика взаимодействия человека и системы", "Эргономика физической среды". В подкомитетах функционировали 14 рабочих групп по различным направлениям стандартизации. За один толь­ко этот год проведено 14 рабочих совещаний подкомите­тов и рабочих групп в разных регионах земного шара. В 1996 г. ТК-159 "Эргономика" взаимодействовал с 22 тех­ническими комитетами Международной организации по

стандартизации. Качественно новый этап развития международной стандартизации в эргономике откры­ла кооперация деятельности ТК-159 Международной организации по стандартизации и созданного в 1987 г. технического комитета №122 "Эргономика" Европейской комиссии по стандартизации,которая включает и определенное разделение труда между ними.

За 20 лет работы ТК-159 "Эргономика" подготовил 16 международных стандартов, а также 34 стандарта совместно с Европейской комиссией по стандартизации и другими организациями. Проведена большая работа по включению требований эргономики в стандарты, разра­ботанные другими техническими комитетами Междуна­родной организации по стандартизации.

Первый международный стандарт "Эргономические принципы проектирования рабочих систем" был опубли­кован в 1981 г. В 1993 г. подготовлена его новая редакция. В 1991 г. вышел международный стандарт "Эргономичес­кие принципы применительно в умственной рабочей нагрузке. Основные термины и определения", а в 1995-м одобрен стандарт "Эргономические принципы примени­тельно к умственной рабочей нагрузке. Часть II. Принци­пы проектирования". Подготовлен стандарт "Эргономи­ческие принципы применительно к умственной рабочей нагрузке. Часть III. Измерение и оценка умственной рабочей нагрузки". Изданы базовые стандарты в области антропологии и биомеханики, подготовлены стандарты "Оценка рабочих поз", содержащий рекомендации для различных рабочих задач, и "Человеческая физическая сила: пределы ручного поднятия грузов и усилий", дейст­вие которого распространяется на условия труда и быта.

Одними из первых подготовлены были стандарты по методам отображения информации, а также проектиро­ванию средств отображения информации и органов уп­равления. Разработаны стандарты "Эргономические требования к работе с дисплеями в учреждениях", состоящий из 17 частей, и "Эргономическое проек­тирование центров управления (операторских пунк­тов)",включающий 8 частей. Технический комитет "Эргономика физической среды" разработал и опублико­вал 9 стандартов. В 1995 г. им велась разработка еще 14 стандартов.

Совместно с Европейским комитетом по стандарти­зации и немецким Институтом стандартов подготовлен международный стандарт "Основные принципы эргоно­мической оценки промышленных изделий и их проекти­рования". Предусматриваются три процедуры оценки: эксперимент, наблюдение и опрос.

На создание научных основ международной стандар­тизации в области эргономики направлены были про­граммы научно-технического сотрудничества стран-чле­нов СЭВ. На основе результатов многочисленных иссле­дований и разработок подготовлены план работ по стан­дартизации эргономических норм и требований и проек­ты первых стандартов стран-членов СЭВ [110].

Развитие во многих странах стандартизации в облас­ти эргономики явилось стимулом для нового витка раз­вертывания соответствующих работ в международном масштабе. Специалисты Финляндии, Швеции, Норвегии, Нидерландов и некоторых других стран убеждены в том, что основной путь стандартизации в этой области для малых стран — это международная стандартизация. Се­годня данная форма стандартизации во многом опреде­ляет работы в этом направлении в большинстве стран мира. Примером тому является деятельность комиссии по эргономике Французской ассоциации по стандартиза­ции, издающей с 1983 г. сборники стандартов, которые она разрабатывает в тесном сотрудничестве с техничес­ким комитетом 159 "Эргономика", его подкомитетами и рабочими группами.

Работы по стандартизации в эргономике органично связаны с эргономической оценкой и испытаниями сис­тем, оборудования и технических средств. Наиболее полно требования к эргономической оценке систем "че­ловек—машина" определены американским стандартом (MIL-H-46855B). Раздел 3.2.3 этого документа ("Эргономи­ка — испытание и оценка") состоит из трех подразделов: планирование, проведение и анализ отказов. При плани­ровании необходимо:

1) обеспечить выполнение требований;

2) продемонстрировать соответствие конструкции систе­мы, оборудования и устройств проектным эргономичес­ким требованиям;

3) подтвердить соответствие эксплуатационным требованиям;

4) предоставить количественные параметры функциониро­вания системы, являющиеся производной взаимодейст­вия "человек-машина";

5) определить, не введены ли в систему нежелательные конструктивные или процедурные характеристики.

В подразделе "Проведение" указывается, что оценка человеческих факторов в технике должна включать, где это возможно: моделирование или действительное вы­полнение задач; проверку задач, в решении которых участие человека является критическим относительно таких факторов, как скорость, точность, надежность или стоимость; представительную выборку предусмотренных или не предусмотренных задач по обслуживанию и ре­монту оборудования; предполагаемые вспомогательные технические средства, оборудование для тренировок и т.п.; идентификацию несоответствий между требуемыми и полученными данными о задаче, а также критерии приемлемости выполнения задачи. Подраздел "Анализ отказов" содержит требование анализа отказов системы, которые обусловлены ошибками человека.

В стандарте подчеркивается, что эргономические испытания и оценка систем должны проводиться на ранних этапах их создания с тем, чтобы результаты могли оказать необходимое влияние на конструкцию.

Стандартизация в области эргономики имела дело главным образом с наиболее приемлемыми для норми­рования данными антропометрических измерений, био­механики, физиологии. Развитие эргономики про­граммного обеспечения ЭВМ побудило заняться оп­ределением объекта стандартизации в сфере позна­вательной (когнитивной) деятельности человека с вычислительной техникой. Аварии на американской АЭС "Остров трех милей", химическом комбинате в индийском г.Бхопале и Чернобыльской АЭС, причиной

которых явились ошибки операторов, обусловленные конструктивными недостатками оборудования и систем, вынудили инженеров и стандартизаторов заняться поис­ком ответов на вопросы: что такое человеческая ошибка? каким образом измеряется человеческая надежность? какие факторы влияют на человеческую надежность и как можно их интегрировать в функциональные процес­сы и проектирование изделий и систем? когда наиболее своевременно (и кем) должен рассматриваться вклад человеческой надежности в надежность процессов и сис­тем в целом? какую роль могут играть эргономисты в улучшении человеческой деятельности? Ответам на эти вопросы, которые связаны с познавательной деятельнос­тью человека, посвящен проект международного стандарта "Руководство по прикладным аспектам человеческой надежности", который подготовлен одним из технических комитетов Международной электротехнической комиссии.

Содержание проекта стандарта изложено на 99 стра­ницах и включает шесть глав:

1. "Введение в человеческую надежность".

2. "Человеческая надежность в системном проектировании".

3. "Принципы человеческой деятельности".

4. "Оценка человеческой надежности".

5. "Прикладные аспекты человеческой надежности".

6. "Данные о человеческой надежности".

В приложении к проекту стандарта содержатся оп­ределения 124 используемых терминов, имеющих отно­шение к человеческой надежности. При таком обилии терминов невольно закрадывается подозрение, что инже­неры в массе своей таких слов не знают, да они и не могли войти в их лексикон, так как до трех крупнейших аварий конца XX века методы и подходы, использовав­шиеся для прогнозирования человеческой надежности в системах, были, как правило, аналогичны тем, которые применялись при оценке надежности техники.

Рассматриваемый проект стандарта — еще одно убе­дительное свидетельство того, как труден и долог путь эргономики к профессиональному мышлению инжене­ров, которые в массе своей все еще по-настоящему не осознали ее важности для решения технических задач. Примечательно, что почти все положения проекта стан­дарта, а отдельные формулировки дословно, были пропи­саны в руководствах для инженеров и других книгах по эргономике и инженерной психологии, издававшихся в СССР еще в 60-е — начале 70-х годов. И только трагичес­кие последствия деяний инженеров заставили задуматься над проблемами человеческой надежности и усомниться в правильности анализа ее аналогично тому, как оцени­вается надежность техники. В этом отношении показа­тельны материалы заседания Комиссии по науке и тех­нике палаты представителей Конгресса США, изданные в 1985 г., в которых констатируется: "Авария на «Три Майл Айленд» (американская АЭС "Остров трех милей". — В.М., В.З.) научила нас не игнорировать роль человеческих факторов в технике обеспечения безопас­ности АЭС...".

Проект стандарта "Руководство по прикладным ас­пектам человеческой надежности" популярно разъясня­ет, что представляет собой феномен человеческой надеж­ности и что невозможно понять его природу, используя понятийный аппарат и инструментарий оценки надеж­ности техники. Ориентируя в психологических и эргоно­мических методах и подходах к анализу человеческой надежности, проект стандарта одновременно демонстри­рует всю сложность стандартизации в этой области.

Возможности стандартизации в эргономике ограни­чены и опасно их преувеличивать. Дальнейшее развитие работ в этом направлении возможно лишь при углублен­ной разработке теоретических, методических и проект­ных проблем эргономики, которые, в свою очередь, ис­следуются в тесной связи с достижениями наук о чело­веке иего деятельности. Практика показывает, что эргономические стандарты в руках умных и думающих проектировщиков позволяют добиваться существенных результатов. Стандартизация упрощает их работу, если эргономический образ мышления стал также их професси­ональным мышлением при принятии проектных решений.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.