Тема: культурно-историческая теория психического развития Л.С. Выготского
Вопросы для обсуждения:
1. Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского: сознание и его развитие как предмет исследования, экспериментально-генетический метод.
2. Проблема развития сознания. Натуральная и культурная линии развития.
3. Учение о высших психических функциях, закон развития ВПФ.
4. Условия и движущие силы психического развития.
5. Основные отличия культурно-исторического подхода от рефлексологии.
Задания:
1. Выписать предмет, метод и основные положения теории Л.С. Выготского, понятие высших психических функций и закон их развития.
2. Определить содержание натуральной и культурной линии развития. Роль освоения орудий и знаков в развитии ребенка.
3. Привести примеры натуральных и высших психических функций и охарактеризовать по параметрам: опосредствованность, осознанность, произвольнось, интеллектуализированность.
4. Выписать и обосновать условия и движущие силы психического развития с точки зрения Л.С. Выготского.
Литература:
Основная:
1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. Вузов. - М. : Гардарики, 2004.
2. Чернокова Т.Е. История возрастной психологии: Учеб. пособие для для студ. вузов. – Архангельск: САФУ, 2013.
Дополнительная:
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2010.
Семинар № 7
Тема: проблема условий и движущих сил психического развития
В отечественной психологии
Вопросы для обсуждения:
1. Общение как условие психического развития ребенка в концепции Л.С. Выготского.
2. Развитие идей Л.С. Выготского о роли общения в отечественной психологии, работы М.И. Лисиной.
3. Особенности и динамика общения в онтогенезе.
4. Обучение как движущая сила психического развития в теории Л.С. Выготского. Критика зарубежных теорий обучения, развивающее обучение, понятие «зоны ближайшего развития».
5. Деятельность как движущая сила психического развития. Понятие деятельности и ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев).
6. Развитие идей Л.С. Выготского о развивающем обучении в отечественной психологии. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова.
Задания:
1. Охарактеризовать условия психического развития.
2. Привести доказательства, что общение является условием психического развития (Лисина М.И. Проблемыонтогенеза общения, с.17-25).
3. Охарактеризовать структуру коммуникативной деятельности (Лисина М.И. Проблемыонтогенеза общения, с.13).
4. Выписать критерии потребности в общении (Лисина М.И. Проблемыонтогенеза общения с. 34.).
5. Определить критерии и параметры выделения форм общения (Лисина М.И. Проблемыонтогенеза общения с. 76).
6. Выписать особенности общения со взрослыми и сверстниками и формы общения (Лисина М.И. Проблемыонтогенеза общения).
7. Обосновать положение Л.С. Выготского о роли обучения в психическом развитии, понятия зоны ближайшего развития, развивающего обучения, типы обучения.
8. Выписать понятие деятельность, ее структура, ведущая деятельность и характеристики ведущей деятельности, механизмы формирования деятельности.
9. Выписать понятие учебной деятельности ее содержание и структуру.
Литература:
Основная:
1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. Вузов. - М. : Гардарики, 2004.
2. Чернокова Т.Е. История возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. – Архангельск: САФУ, 2013.
Дополнительная:
3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987.
4. Давыдов В.В. Содержание и строение учебной деятельности // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.: МПСИ, 2008.
5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.: МПСИ, 2008.
6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2010.