а) Общая характеристика бихевиоризма: представления о природе человека, предмет и метод исследований.
б) Психическое развитие как научение. Классическое научение (Дж.Уотсон). Оперантное научение (Б. Скиннер).
в) Теории социального научения как синтез бихевиоризма с другими психологическими направлениями. Социально-когнитивная теория А.Бандуры. Изучение условий развития ребенка в необихевиоризме (Миллер, Доллард, Сирс).
2. Исследования психического развития в гештальтпсихологии.
а) Общая характеристика гештальтпсихологии: предмет и метод исследований.
б) Исследования развития восприятия и мышления в гештальтпсихологии.
в) Закономерности психического развития в трудах К. Коффки: развитие как преобразование гештальтов, роль созревания и обучения.
3. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже.
а) Общая характеристика теории Ж.Пиаже: представления об интеллекте, его адаптивной функции, условиях и механизмах психического развития.
б) Открытие Ж. Пиаже качественного своеобразия детского мышления. Феномены Пиаже.
в) Стадии развития интеллекта.
Задания
1. Выписать определения понятий по теме;
2. Подобрать интересные факты из жизни ученых;
3. Выявить специфику предмета, методов и результатов исследования, проведенных в психологических школах.
Литература
Основная:
1. Марцинковская Т. Д. История возрастной психологии. – М., 2004.
2. Чернокова Т.Е. История возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. – Архангельск: САФУ, 2013.
Дополнительная:
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2010.
Семинар №5
Тема: Теории развития личности в зарубежной психологии
Вопросы для обсуждения:
1.Психоаналитические теории развития ребенка.
а) Общая характеристика психоаналитического направления: представления о природе человека, предмет и метод исследований.
б) Основные положения теории психосексуального развития ребенка 3. Фрейда:
в) Индивидуальная психология А. Адлера: представления о механизмах психического развития.
г) Представления об условиях психического развития в неопсихоанализе (К. Хорни, А. Фрейд, Э.Эриксон).
2. Проблемы психического развития в гуманистической психологии.
а) Гуманистическая психология как альтернатива психоанализу и бихевиоризму: представления о природе человека, предмет и методы исследований.
б) Г. Олпорт: понятие о врожденных и приобретенных чертах личности.
в) Мотивационная теория личности А.Маслоу.
г) К. Роджерс: развитие самосознания и адекватной самооценки как основа психического здоровья личности.
Задания:
1. Выписать определения понятий по теме;
2. Подобрать интересные факты из жизни ученых;
3. Выявить специфику предмета, методов и результатов исследования, проведенных в психологических школах.
Литература
Основная:
1. Марцинковская Т. Д. История возрастной психологии. – М., 2004.
2. Чернокова Т.Е. История возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. – Архангельск: САФУ, 2013.
Дополнительная:
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2010.
Лабораторная работа № 6
Тема: Анализ подходов к решению проблем психологии развития в зарубежной психологии 20 в.
Цель: Формировать у студентов умение анализировать и сравнивать теории психического развития.
Задание:
1.Изучить предложенную литературу.
2. Провести сравнительный анализ подходов к проблеме психического развития в бихевиоризме и гештальтпсихологии. Заполнить таблицу .
Теория
Предмет исследований
Методы
Представления о психическом развитии
Содержание развития
Механизмы и движ силы развития
Роль биологич. фактора
Роль
среды
соотнош обучения и разв-я
Бихевиоризм
представители…
Гештальтпсихология
представители…
Психоанализ
представители…
Гуманистическая психология
представители…
Генетическая психология
представители…
Примечание: в таблице должны быть изложены не только общие для каждого подхода положения, но и специфические особенности учений его представителей; все понятия должны быть определены.
Литература
Основная:
1. Марцинковская Т. Д. История возрастной психологии. – М., 2004.
2. Чернокова Т.Е. История возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. – Архангельск: САФУ, 2013.
Дополнительная:
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2010.