Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Церковная реформа. Раскол



Рус-я правосл-я церковь играла знач-ю роль в жизни Р. Поддерж-а царскую власть, но и часто конфлик-а с ней; - казна и дворяне пытались присвоить огромные церк-е богат-ва; церковь пыталась оказ-ть вл-е на гос-ные дела.

Поэтому на Руси постоянно сущ-а проблема: что выше - «священство или царство», т. е. дух-я или светская власть. При царе Мих. Романове страной факт-ки управлял патриарх Филарет. Был проведен учет зем-го фонда, пост-но взимались налоги, укреплен суд, уменьшен произвол властей в центре и на местах, уменьшены привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущ-ти, в церк-й жизни стало больше спок-я и порядка. После его смерти в церкви нач-сь бурные события. Мн-х церк-х деятелей тревожило то, что в церк-х книгах накоп-сь много неточн-й. В это время в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. Их возмущали нравы, царившие в среде дух-ва: невеж-во, пьянство; они выступали за «исправление» церк-х служб, разночтений в богослуж-х книгах. Иерусалимский патриарх потреб-л от царя Алексея привести все церк-е книги и обряды в соот-е с греч-ми образцами. Царь и часть дух-ва поддержали это решение. Но мн-е священники считали, что исправ-я надо вносить согласно древним рус-м рукописям и реш-м Стоглавого собора. При изуч-и рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церк-м книгам. Реформатором Рус-й православной церкви выступил патриарх Никон(1653г):

устанавл-ся ед-й для всех церквей культ богослужения по греч-му образцу; вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятию; земные поклоны заменялись поясными; устан-сь единоголосие во время церковной службы; во время крестного хода теперь двигались навстречу солнцу; иначе стали писать имя Христа — Иисус вместо старого Исус; «Аллилуйя» стали произносить трижды, а не дважды; заново были переведены с греч-го богослуж-е книги, в к-е внос-сь исправ-я; для богосл-я допускались иконы только греческого письма.

Факт-ки реф-мы Никона не затронули каноны Рус-й церкви, ввод-сь лишь уточ-я, единообразие. Измен-сь лишь обряды. Церк-ю реф-му Никона поддержали царь, его окр-е, представители высшего дух-ва и православ-е патриархи. Вместе с тем реф-ма сразу же встретила жесткое сопротивление со стороны многочисл-х противников. К ним отн-сь разные группы людей. Одни были недовольны не столько содерж-м реф-мы, ск-ко формой и методами ее проведения. Их раздражали высокомерие, жестокость и непримиримость Никона ко всем непослушным. Многочисл-ю группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах и тем более не были готовы для работы с новыми исправ-ми книгами. Были и идейные противники — упорные блюстители старины вообще, непримир-е защитники старой веры. Они требовали, чтобы исправ-я производ-сь не по греч-м образцам, а по старинным русским книгам. Мн-е верующие выступали против наруш-я старых догматов, троеперстие наз-ли дьявольским. Никона обвиняли в «латинстве» и греч-й ереси. Главным противником Никона стал протопоп Аввакум, чел-к фанатичный, нетерпимый. В 1654 по треб-ю Никона церк-й Собор одобрил все реф-мы, а Собор 1656 отлучил от церкви всех сторон-в старых обрядов. Аввакум был сослан. Но главной целью всей жизни Никона было подчинение царской власти власти патриаршей. Постепенно в боярской среде слож-сь оппозиция Никону, которая сумела поссорить патриарха с царем. Алексей Михайлович перестал посещать службы, которые вел патриарх, не приглашал его на прием во дворец. В 1658 Никон отказ-ся от патриаршества и уезжает. Он рассчит-л вернуть расположение царя. Этого не произошло. Царь выжидал более восьми лет. В 1666—1667 по инициативе царя в Москве заседал Собор, на нем обсуждался вопрос о соотношении «царства» и «священства». В результате было принято решение: «царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх — в делах церковных». Церк-й Собор вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в Белозерский Ферапонтов монастырь. Через 15 лет, при царе Федоре, ему было разрешено вернуться в основанный им подмосковный Воскресенский монастырь, но Никон был тяжело болен и по дороге скончался под Ярославлем.

В 1667 церк-й Собор проклял всех защит-в старых обрядов. Собор официально признал, что реф-ма не есть личное дело Никона, а дело царя, гос-ва и церкви. Поэтому все, кто выступал против реф-мы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, к-е предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви. Возникнув на почве религиозного разногласия, он превратился в одну из форм социального протеста народных масс. Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где не подчинялись ни власти, ни официальной церкви, создали свою церковную организацию. Раскольники создавали свои общины, изолированные от мира. Тысячи семей уходили в раскол. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных социальных слоев. Основную массу составляли крестьяне. Раскольники сохранили до наших дней много древних книг, часть из них были вновь переписаны. В среде раскольников осуждалось пьянство, курение табака, почиталась семья. Сложилась особая мораль, основанная на почитании старших, скромности, честности и труде. Многие русские капиталисты вышли из старообрядческих семей.

 

Реформы Петра I.

Царем Петр стал в 10-летнем возрасте (1682), однако фактически государством правила старшая сестра Софья и ее фаворит В. В. Голицын. Летом 1689 г. произошел конфликт между Петром и Софьей, которую заподозрили в заговоре. Она была заточена в Новодевичий монастырь.

Главной заслугой Петра 1 (1672—1725) было то, что он понял стоявшие перед страной задачи и энергично принялся за их осуществление. Он развернул преобразования в самых разных сферах жизни страны: в экономике, искусстве, военном и морском деле, быте, внешней политике, финансах, государственном устройстве.

Главной особенностью экономического развития России стало активное вмешательство государства в развитие производительных сил страны. Произошел скачок в развитии мануфактурной промышленности: Северная война заставила создать свое производство железа, меди, сукна, канатов и парусов. Получили льготы купцы, основывавшие частные мануфактуры.

В торговле особенно ярко проявилась государственная политика меркантилизма, т. е. стремления к накоплению богатств за счет превышения вывоза товаров над ввозом. Центр внешней торговли переместился на Балтику: в 1726 г. торговый оборот Петербурга. Россия начала экспортировать железо, в том числе и в Англию. В импорте появилось сырье для промышленности. Т.о. Россия и экономически встала в ряд развитых европейских стран.

Реформы в управлении государством четко выразили стремление Петра к централизации и абсолютизму. Ликвидация патриаршества (1721) и введение Синода (фактически коллегии по делам религии) ознаменовали окончательную победу светской власти над духовной. В 1721 г. Петр получил титул императора (Россия стала империей) и всю полноту власти. Вместо Боярской думы был учрежден Сенат (1711), члены которого назначались самодержцем. Вместо всевозможных приказов в 1717—-1718 гг. были созданы 12 коллегий, ведавших политическими, промышленными и финансовыми делами. Появились фискалы, которые доносили о злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших «казенный интерес». Страна была разделена на 8 губерний, губернии делились на провинции (всего 50). Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор со всей полнотой исполнительной и судебной власти.

В 1703 г. была заложена Петропавловская крепость, положившая начало Петербургу.

Обмирщение характеризуется появлением светских школ (первые—Навигационная и Артиллерийская— основаны в 1701 г.), в том числе начальных (цифирных) в губерниях (1714), где детей обучали арифметике и началам геометрии. Дворян стали направлять для учебы за границу, а специальный указ Петра 1714 г. запрещал жениться неграмотным дворянам.

В 1725 г. открылась Петербургская Академия наук. В 1697 г. за границу было отправлено великое посольство, в составе которого находились молодые дворяне для обучения кораблестроению и военно-морскому делу. Ехал и Петр под именем урядника Петра Михайлова.

«Табель о рангах» (1722), где 14 ступеней-рангов отражали продвижение по службе. «Табель» вытесняла обычай распределения должностей «по породе», давала возможность по достижении 8-го ранга получать дворянство недворянам.

Культурное развитие России далеко продвинуло ее по пути Просвещения, но коснулось все же лишь верхушки общества, почти не затронув крестьянское большинство.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.