Рус-я правосл-я церковь играла знач-ю роль в жизни Р. Поддерж-а царскую власть, но и часто конфлик-а с ней; - казна и дворяне пытались присвоить огромные церк-е богат-ва; церковь пыталась оказ-ть вл-е на гос-ные дела.
Поэтому на Руси постоянно сущ-а проблема: что выше - «священство или царство», т. е. дух-я или светская власть. При царе Мих. Романове страной факт-ки управлял патриарх Филарет. Был проведен учет зем-го фонда, пост-но взимались налоги, укреплен суд, уменьшен произвол властей в центре и на местах, уменьшены привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущ-ти, в церк-й жизни стало больше спок-я и порядка. После его смерти в церкви нач-сь бурные события. Мн-х церк-х деятелей тревожило то, что в церк-х книгах накоп-сь много неточн-й. В это время в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. Их возмущали нравы, царившие в среде дух-ва: невеж-во, пьянство; они выступали за «исправление» церк-х служб, разночтений в богослуж-х книгах. Иерусалимский патриарх потреб-л от царя Алексея привести все церк-е книги и обряды в соот-е с греч-ми образцами. Царь и часть дух-ва поддержали это решение. Но мн-е священники считали, что исправ-я надо вносить согласно древним рус-м рукописям и реш-м Стоглавого собора. При изуч-и рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церк-м книгам. Реформатором Рус-й православной церкви выступил патриарх Никон(1653г):
устанавл-ся ед-й для всех церквей культ богослужения по греч-му образцу; вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятию; земные поклоны заменялись поясными; устан-сь единоголосие во время церковной службы; во время крестного хода теперь двигались навстречу солнцу; иначе стали писать имя Христа — Иисус вместо старого Исус; «Аллилуйя» стали произносить трижды, а не дважды; заново были переведены с греч-го богослуж-е книги, в к-е внос-сь исправ-я; для богосл-я допускались иконы только греческого письма.
Факт-ки реф-мы Никона не затронули каноны Рус-й церкви, ввод-сь лишь уточ-я, единообразие. Измен-сь лишь обряды. Церк-ю реф-му Никона поддержали царь, его окр-е, представители высшего дух-ва и православ-е патриархи. Вместе с тем реф-ма сразу же встретила жесткое сопротивление со стороны многочисл-х противников. К ним отн-сь разные группы людей. Одни были недовольны не столько содерж-м реф-мы, ск-ко формой и методами ее проведения. Их раздражали высокомерие, жестокость и непримиримость Никона ко всем непослушным. Многочисл-ю группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах и тем более не были готовы для работы с новыми исправ-ми книгами. Были и идейные противники — упорные блюстители старины вообще, непримир-е защитники старой веры. Они требовали, чтобы исправ-я производ-сь не по греч-м образцам, а по старинным русским книгам. Мн-е верующие выступали против наруш-я старых догматов, троеперстие наз-ли дьявольским. Никона обвиняли в «латинстве» и греч-й ереси. Главным противником Никона стал протопоп Аввакум, чел-к фанатичный, нетерпимый. В 1654 по треб-ю Никона церк-й Собор одобрил все реф-мы, а Собор 1656 отлучил от церкви всех сторон-в старых обрядов. Аввакум был сослан. Но главной целью всей жизни Никона было подчинение царской власти власти патриаршей. Постепенно в боярской среде слож-сь оппозиция Никону, которая сумела поссорить патриарха с царем. Алексей Михайлович перестал посещать службы, которые вел патриарх, не приглашал его на прием во дворец. В 1658 Никон отказ-ся от патриаршества и уезжает. Он рассчит-л вернуть расположение царя. Этого не произошло. Царь выжидал более восьми лет. В 1666—1667 по инициативе царя в Москве заседал Собор, на нем обсуждался вопрос о соотношении «царства» и «священства». В результате было принято решение: «царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх — в делах церковных». Церк-й Собор вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в Белозерский Ферапонтов монастырь. Через 15 лет, при царе Федоре, ему было разрешено вернуться в основанный им подмосковный Воскресенский монастырь, но Никон был тяжело болен и по дороге скончался под Ярославлем.
В 1667 церк-й Собор проклял всех защит-в старых обрядов. Собор официально признал, что реф-ма не есть личное дело Никона, а дело царя, гос-ва и церкви. Поэтому все, кто выступал против реф-мы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, к-е предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви. Возникнув на почве религиозного разногласия, он превратился в одну из форм социального протеста народных масс. Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где не подчинялись ни власти, ни официальной церкви, создали свою церковную организацию. Раскольники создавали свои общины, изолированные от мира. Тысячи семей уходили в раскол. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных социальных слоев. Основную массу составляли крестьяне. Раскольники сохранили до наших дней много древних книг, часть из них были вновь переписаны. В среде раскольников осуждалось пьянство, курение табака, почиталась семья. Сложилась особая мораль, основанная на почитании старших, скромности, честности и труде. Многие русские капиталисты вышли из старообрядческих семей.
Реформы Петра I.
Царем Петр стал в 10-летнем возрасте (1682), однако фактически государством правила старшая сестра Софья и ее фаворит В. В. Голицын. Летом 1689 г. произошел конфликт между Петром и Софьей, которую заподозрили в заговоре. Она была заточена в Новодевичий монастырь.
Главной заслугой Петра 1 (1672—1725) было то, что он понял стоявшие перед страной задачи и энергично принялся за их осуществление. Он развернул преобразования в самых разных сферах жизни страны: в экономике, искусстве, военном и морском деле, быте, внешней политике, финансах, государственном устройстве.
Главной особенностью экономического развития России стало активное вмешательство государства в развитие производительных сил страны. Произошел скачок в развитии мануфактурной промышленности: Северная война заставила создать свое производство железа, меди, сукна, канатов и парусов. Получили льготы купцы, основывавшие частные мануфактуры.
В торговле особенно ярко проявилась государственная политика меркантилизма, т. е. стремления к накоплению богатств за счет превышения вывоза товаров над ввозом. Центр внешней торговли переместился на Балтику: в 1726 г. торговый оборот Петербурга. Россия начала экспортировать железо, в том числе и в Англию. В импорте появилось сырье для промышленности. Т.о. Россия и экономически встала в ряд развитых европейских стран.
Реформы в управлении государством четко выразили стремление Петра к централизации и абсолютизму. Ликвидация патриаршества (1721) и введение Синода (фактически коллегии по делам религии) ознаменовали окончательную победу светской власти над духовной. В 1721 г. Петр получил титул императора (Россия стала империей) и всю полноту власти. Вместо Боярской думы был учрежден Сенат (1711), члены которого назначались самодержцем. Вместо всевозможных приказов в 1717—-1718 гг. были созданы 12 коллегий, ведавших политическими, промышленными и финансовыми делами. Появились фискалы, которые доносили о злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших «казенный интерес». Страна была разделена на 8 губерний, губернии делились на провинции (всего 50). Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор со всей полнотой исполнительной и судебной власти.
В 1703 г. была заложена Петропавловская крепость, положившая начало Петербургу.
Обмирщение характеризуется появлением светских школ (первые—Навигационная и Артиллерийская— основаны в 1701 г.), в том числе начальных (цифирных) в губерниях (1714), где детей обучали арифметике и началам геометрии. Дворян стали направлять для учебы за границу, а специальный указ Петра 1714 г. запрещал жениться неграмотным дворянам.
В 1725 г. открылась Петербургская Академия наук. В 1697 г. за границу было отправлено великое посольство, в составе которого находились молодые дворяне для обучения кораблестроению и военно-морскому делу. Ехал и Петр под именем урядника Петра Михайлова.
«Табель о рангах» (1722), где 14 ступеней-рангов отражали продвижение по службе. «Табель» вытесняла обычай распределения должностей «по породе», давала возможность по достижении 8-го ранга получать дворянство недворянам.
Культурное развитие России далеко продвинуло ее по пути Просвещения, но коснулось все же лишь верхушки общества, почти не затронув крестьянское большинство.