1880 , 15 (27) марта — в Севастополе в семье купца 2-й гильдии Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны (в девичестве — Софроновой) родился сын Аркадий.
18 (30) марта — крещен в Петро-Павловской церкви на Большой Морской улице.
1895 — поступает на службу писцом в севастопольскую контору по перевозке кладей.
1896 , июль — старшая сестра Мария выходит замуж за инженера Ивана Терентьева, с которым едет по месту его службы на Брянский рудник (Луганская область). Аркадий уезжает с ними.
1896–1900 — работает помощником конторщика на Брянском руднике. 1900 — переезжает в Харьков вместе с конторой Брянского рудника. 1902–1903 — дебютирует как фельетонист и автор юмористических рассказов в журнале «Одуванчик» и газете «Южный край».
1905 — сотрудничает в газетах «Харьковские губернские ведомости», «Утро», в листке «Харьковский будильник», где ведет раздел «Харьков с разных сторон».
1906 — получает серьезную травму левого глаза. Проходит лечение в клиниках профессоров-офтальмологов Л. Л. Гиршмана и О. П. Браунштейна. Становится сотрудником и редактором харьковского сатирико-юмористического журнала «Щит».
1907 — становится сотрудником и редактором харьковского сатирико-юмористического журнала «Меч».
Декабрь — уезжает из Харькова в Петербург.
1908 , январь — становится сотрудником, а затем редактором журнала «Стрекоза».
1 апреля — выходит первый номер журнала «Сатирикон»; начиная с девятого номера становится его редактором.
1910 — выпускает сатирико-юмористические сборники: «Рассказы (юмористические). Книга первая», «Веселые устрицы. Юмористические рассказы» и «Зайчики на стене. Рассказы (юмористические). Книга вторая».
1911 — выпускает сатирико-юмористический сборник «Рассказы (юмористические). Книга третья». Награжден титулом «король смеха». Июнь — июль — совершает первое заграничное путешествие (Германия, Италия, Франция) в сопровождении художников А. Радакова и Ре-Ми, прозаика Г. Ландау. Посещает Максима Горького на острове Капри.
1912 — переживает увлечение актрисой Александрой Садовской. Выпускает сборники: «Круги по воде» (с посвящением А. Я. Садовской) и «Рассказы для выздоравливающих».
Весна — совершает совместное гастрольное путешествие с сатириконцами В. Азовым и О. Дымовым, актерами А. Я. Садовской и Ф. П. Фёдоровым (Одесса, Кишинев, Киев, Ростов-на-Дону, Харьков).
Лето — совершает второе заграничное путешествие с целью отдыха на острове Лидо в окрестностях Венеции.
1913 — принимает участие в праздновании десятилетия ресторана «Вена» и выпуске юбилейного альманаха.
Май — вступает в конфликт с издателем «Сатирикона» М. Корнфельдом и выходит из состава редакции. Вместе с художниками А. Радаковым и Н. Ремизовым создает собственный журнал «Новый Сатирикон».
6 июня — выходит первый номер журнала «Новый Сатирикон». Июль — переезжает в новую квартиру по адресу: улица Троицкая, 15/17, кв. 203.
1914 — выпускает сатирико-юмористические сборники «Сорные травы» и «О хороших, в сущности, людях».
Май — едет в гастрольную поездку по Волге в сопровождении актеров А. Я. Садовской и Д. А. Добрина (Рыбинск, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Самара, Сызрань, Саратов, Царицын, Астрахань).
1915 — выпускает сатирико-юмористические сборники: «Волчьи ямы», «Чудеса в решете», «О маленьких для больших. Рассказы о детях», «Черным по белому».
Июнь — июль — предпринимает гастрольную поездку по Кавказу, выступает перед ранеными.
1916 , декабрь — проходит полное медицинское освидетельствование; к военной службе признан «вовсе негодным».
1917— выпускает сатирико-юмористические сборники: «Синее с золотом», «Караси и щуки. Рассказы последнего дня», повесть «Подходцев и двое других».
Февраль — март — издает журнал памфлетов «Эшафот».
Весна — издает журнал «Барабан». Передает редактирование «Нового Сатирикона» А. С. Бухову.
1918 , август — большевики закрывают «Новый Сатирикон».
Сентябрь — бежит в Москву с последующим отъездом в Киев. Октябрь — 1919, февраль — попеременно живет в Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Новороссийске, Мелитополе.
1919 , февраль — приезжает в Севастополь.
Апрель — июнь — работает над пьесой «Игра со смертью».
14 мая — является «поручителем» на свадьбе младшей сестры Неонилы.
25 июля — выходит первый номер газеты «Юг», печатного органа Добровольческой белой армии, Аверченко становится ее постоянным автором, ведущим рубрики «Маленький фельетон».
Сентябрь — участвует в представлениях севастопольского театра-кабаре «Дом Артиста».
30 октября — выдает замуж младшую сестру Ольгу.
1920 — выпускает сатирико-юмористические сборники «Дюжина ножей в спину революции» и «Нечистая сила».
Январь — присутствует на постановке своей пьесы «Игра со смертью» в театре «Ренессанс».
Март — вступает в конфликт с военным цензором Белой армии, следствием которого становится закрытие газеты «Юг». Посещает барона Врангеля и добивается возобновления выхода газеты под новым названием «Юг России».
Апрель — присоединяется к труппе «театра веселой шутки и художественных пустяков» — «Гнездо перелетных птиц», где исполняет обязанности конферансье и автора-чтеца.
15 ноября — прибывает из Севастополя в Стамбул.
1921 — живет в Константинополе, сотрудничает в журнале «Зарницы», газете «Presse du Soir», выпускает сатирико-юмористический сборник «Записки Простодушного». Работает в театре-кабаре «Гнездо перелетных птиц». Переиздает в Париже сборник «Дюжина ножей в спину революции».
22 ноября — становится объектом повышенного внимания эмиграции в связи с появлением в «Правде» положительной рецензии В. И. Ленина на книгу «Дюжина ножей в спину революции».
1922 — выпускает сатирико-юмористический сборник «Кипящий котел». 15 апреля — вместе с труппой «Гнезда перелетных птиц» прибывает на гастроли в Софию.
19–20 апреля — выступает в Софии.
Май — приезжает вместе с труппой «Гнезда перелетных птиц» в Белград.
27, 30 мая — выступает с концертами в Белграде.
15 июня — выступает с концертом в Загребе.
17 июня — приезжает в Прагу. Поселяется в отеле «Zlata Husa». Становится членом Союза русских писателей и журналистов в Чехословакии.
Июль — сентябрь — предпринимает концертное турне по городам Чехословакии.
1923 , январь — встречает Новый год в Берлине, принимая участие в «Новогодней встрече у юмористов».
Январь — апрель — предпринимает концертное турне по городам Прибалтики и Польши в сопровождении супружеской четы актеров Раисы Раич и Евгения Искольдова.
Май — июль — отдыхает в Цоппоте и работает над романом «Шутка Мецената».
Август — сентябрь — «Шутку Мецената» печатает ковенская газета «Эхо».
Сентябрь — 1924, январь — предпринимает концертное турне по городам Бессарабии и Сербии.
1924 , апрель — май — выступает в Берлине с чтением своих рассказов.
Июнь — переносит операцию по удалению левого глаза. Проходит послеоперационный курс лечения в клинике профессора-офтальмолога Брукнера.
Декабрь — 1925, январь — лечится на курорте Подебрады.
1925 , январь — март — лежит в Пражской городской больнице и проходит курс лечения в клинике профессора Силлабы.
12 марта — Аркадий Тимофеевич Аверченко умирает.
14 марта — погребение на Ольшанском кладбище в Праге.
1927 , 31 марта — закончено слушание дела о наследстве.
1930 , 26 декабря — освящен новый памятник на могиле писателя.
КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Акимов П. Чистокровный юморист // Юность. 1989. № 8.
Бельговский К. П. Памяти Аверченко // Студенческие годы. 1925. № 2.
Бельговский К. П. Письма Арк. Аверченко // Иллюстрированная Россия. 1926. № 10.
Брешко-Брешковский Н. Н. А.Т.Аверченко. К десятилетию со дня смерти русского юмориста // Иллюстрированная Россия. 1935. № 13.
Богословский Н. Эскизы к биографии [Предисловие] // Аверченко А. Шутка Мецената. М., 1990.
Брызгалова Е. Н. Творчество сатириконцев в литературной парадигме серебряного века / Диссертация на соискание научной степени доктора филологических наук. Тверь, 2005.
Вашко П. П. Аркадий Аверченко — журналист. Истоки популярности: Исследование творческой лаборатории юмориста / Диссертация на соискание научной степени кандидата филологических наук. Минск, 1994.
Воскресенська К. Аверченко Аркадiй Тимофiйович // Лiтературна Харкiвщина: Довiдник / За загальноï редакцiю М. Ф. Гетьманця. Харкiв, 2007.
Гурова Е. К. Особенности сатирического дискурса (На материале рассказов и фельетонов А. Т. Аверченко) / Диссертация на соискание научной степени кандидата филологических наук. М., 2000.
Долгов А. П. Творчество А. Т. Аверченко в оценке дореволюционной и советской критики // Труды Киргизского государственного университета. Серия гуманитарных наук. Вып. 11. Фрунзе, 1979.
Дьяконов А. Времена года Аркадия Аверченко //Литературная Россия. 1988. № 23.
Евстигнеева Л. А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. М., 1968.
Евстигнеева (Спиридонова) Л. А. Русская сатирическая литература начала XX века. М., 1977.
Ерыкалова И. Е. В дни юбилея [Предисловие] // Аверченко А. Аполлон. СПб., 2001.
Зозуля Е. Д. Сатириконцы / Вступ. ст., подг. текста, коммент. Д. В. Неустроева // Русская литература. 2005. № 2–3.
Ирошников Ю. «Сконгломерировав актеров и поэтов…» (Ресторан «Вена»: из истории российской литературной богемы начала века) // Вопросы литературы. 1993. № 5.
Корнфельд М. Г. Воспоминания // Вопросы литературы. 1990. № 2.
Куприн А. И. Аверченко и «Сатирикон» // А. И. Куприн об искусстве и литературе. Минск, 1969.
Кузьмина О. А. Рассказы А. Т. Аверченко (Жанр. Стиль. Поэтика) / Диссертация на соискание научной степени кандидата филологических наук. Тверь, 2003.
Ландау Г. А. Несколько слов о «Сатириконе» // Тайны вокруг нас. М., 1965.
Левицкий Д. А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко. М., 1999.
Лесная Л. Грин и «Сатирикон» // Воспоминания об А. Грине. Л., 1972.
Миленко В. Д. Севастополь Аркадия Аверченко. Севастополь, 2007.
Михайлов О. Веселый смех [Предисловие] // Аверченко А. Молодняк. М., 1992.
Молохов А. В. Проблема реконструкции архивных фондов писателей-эмигрантов (На примере фонда А. Т. Аверченко) / Диссертация на соискание научной степени кандидата исторических наук. М., 1999.
Нестеренко А. Ю. Поэтика сатиры А. Аверченко / Диссертация на соискание научной степени кандидата филологических наук. Днепропетровск, 2009.
Николаев Д. Д. Творчество Н. А. Тэффи и А. Т. Аверченко. Две тенденции развития русской юмористики / Диссертация на соискание научной степени кандидата филологических наук. М., 1999.
Никоненко С. С. Король смеха [Предисловие] // Аверченко А. Т. Бритва в киселе. М., 1990.
Оршер О. Л. Старый журналист. М.; Л., 1930.
Погребняк Г. А. Поэтика парадоксального в малой сатирико-юмористической прозе первой трети XX века (А. Аверченко, Саша Чёрный) / Диссертация на соискание научной степени кандидата филологических наук. Самара, 2003.
Поэты «Сатирикона» / Предисл. Г. Е. Рыклина; вступ. ст., биогр. справки, подг. текста и прим. Л. А. Евстигнеевой. М.; Л., 1968.
«Сатирикон» и сатириконцы. Серия «Антология сатиры и юмора России XX века». Т. 1. М., 2000.
Седых И. (Князев В.) Цемент «Сатирикона»//Литературный Ленинград. 1934. № 31.
Сергеев О. В. Белые мысли Аркадия Аверченко [Предисловие] // Аверченко А. Т. Записки Простодушного. М., 1992.
Соловьева О. И. Фразеологические единицы как средство создания комического в произведениях А. Т. Аверченко и Н. А. Тэффи / Диссертация на соискание научной степени кандидата филологических наук. Магнитогорск, 2001.
Стыкалин С. И. Советская сатирическая печать 1917–1919 гг. М., 1971.
Тэффи. Аркадий Аверченко // Антология сатиры и юмора России XX века. Т. 12. М., 2007.
Хохлов Е. А. «Сатирикон» и сатириконцы//Русские новости. 1950. № 257.
Шевченко С. К родословной А. Т. Аверченко // Отечественные архивы. 2001. № 5.
Щербакова А. В. Лексико-фразеологические средства создания языковой игры в художественной прозе авторов «Сатирикона» (На материале произведений А. Аверченко, Н. Тэффи, С. Чёрного) / Диссертация на соискание научной степени кандидата филологических наук. Иваново, 2007.
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru
Оставить отзыв о книге
Все книги автора
[1]См., к примеру: Евстигнеева (Спиридонова) Л.A. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. М., 1968; Вашко П. П. Аркадий Аверченко — журналист. Истоки популярности: Исследование творческой лаборатории юмориста // Диссертация на соискание научной степени кандидата филологических наук. Минск, 1994.
[2]Все публикуемые в настоящем издании письма приведены в соответствие с современными нормами правописания.
[3]См.: http://memorial.ru/mernorial/
[4]Город Перекоп находился в Крыму, «за селом Чаплинкой верстах в 23 далее по почтовому тракту», на перешейке (Полное географическое описание нашего отечества/Под ред. В. П. Семенова-Тянь-Шанского. Т. XIV. СПб., 1910. С. 645). Перестал существовать в 1920 году.
[5]Вплоть до февраля 1918 года все даты приводятся по старому стилю.
[6]Церковь не сохранилась. С 1905 года приблизительно на ее месте находится Покровский собор.
[7]ГАГС Ф.30 оп Т.Д.3 Л.11.Об.12
[8]Семьи Аверченко и Мачука очень дружили. Сын упомянутого здесь П. С. Мачука, Константин, в 1920-х годах учился вместе с Игорем Константиновичем Гавриловым. Потом их пути разошлись. Во время немецкой оккупации Севастополя 1942–1944 годов Константин Мачука партизанил в районе Инкермана, жил в пещерах. Наладил радиосвязь с советскими войсками. Сейчас в Севастополе проживает его сын Вадим.
[9]Здесь память подводит мемуариста. Между службой на Брянском руднике и карьерой Аверченко в Петербурге прошло как минимум восемь лет. Книгу же, о которой идет речь, — сборник юмористических рассказов Сергея Горного «По-новому» — Аверченко действительно выпустил в серии «Дешевая библиотека „Сатирикона“» в 1912 (!) году. Да и была она у Горного не первой.
[10]Аркадий Вениаминович Руманов — петербургский журналист, меценат и коллекционер, с которым Аверченко был дружен. До революции этого человека называли «одним из самых блистательных людей блистательного Петербурга»; в 1906–1916 годах он был «правой рукой» московского издателя Ивана Дмитриевича Сытина. В 1918 году Руманов эмигрировал, в конце 1920-х — начале 1930-х годов был статс-секретарем великого князя Александра Михайловича, записывал его воспоминания.
[11]В 1901 году население Харькова составляло 198 тысяч 273 человека.
[12]РГАЛИ.Ф. 32. Оп. 1.Д. 228. Л. 1.
[13]Леонид Леонидов (1885–1980) в 1910–1919 годах был антрепренером провинциальных театров. Именно он организовал первое большое концертное турне Александра Вертинского, после которого «ариетки Пьеро» завоевали всю страну. С 1918 года работал импресарио труппы МХТ. С 1922 года жил за границей.
[15]Пьеса, театральное представление, основой которого является изображение различных преступлений, злодейств, скабрезных сценок, избиений, пыток; название жанра происходит от парижского театра «Гран-Гиньоль» (Le Théâtre du Grand Guignol), появившегося в 1897 году, в репертуаре которого были в основном подобные представления.
[16]От немецкого hund — собака.
[17]РГАЛИ. Ф. 2041. Оп… 1. Ед. хр. 122. Л. 1–3.
[18]В 2000 году рожденный Ре-Ми персонаж станет эмблемой книжной серии «Антология сатиры и юмора России XX века», выпускаемой московским издательством «Эксмо».
[19]Саша Чёрный описывает место расположения главной конторы «Сатирикона» на набережной Фонтанки, 80.
[20]Сохранился портрет Ре-Ми работы Ильи Ефимовича Репина (1917).
[21]Константин Эдуардович Гибшман (1884–1942) — известный актер первой трети XX века. Играл роль Первого мистика в «Балаганчике» Александра Блока. Выступал в летних театрах Куоккалы и Териок; в кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов»; сотрудничал с «Веселым театром для пожилых детей» Н. Евреинова и Ф. Комиссаржевского (1909); «Невским фарсом» В. Лин (1911); Троицким театром миниатюр А. Фокина (1911–1913); «Кривым зеркалом» А. Кугеля и Н. Евреинова (1913); в сезоне 1913/14 года исполнял свой репертуар чтеца-эксцентрика и заменял конферансье Н. Балиева на просцениуме «Летучей мыши» (Москва).
[22]РГАЛИ. Ф. 32. On. 1. Д. 11. Л. 7.
[23]ОР ИРЛИ. Ф. 584. № 10.
[24]Название круглосуточной гостиницы, которая располагалась в Дмитровском переулке, 5. В «Гигиене» поселит героев плутовской повести «Растратчики» (1926) Валентин Катаев.
[25]РГАЛИ. Ф. 224. On. 1. Ед. хр. 22. Л. 11.
[26]ОР ИРЛ И. Ф. 377. Оп. 7. № 26. Л. 2.
[27]РГАЛИ. Ф. 2041. On. 1. Ед. хр. 189. Л. 1–10.
[28]РГАЛИ. Ф. 2041. Оп. 1.Ед.xp. 189. Л. 12–12 об., 13.
[29]ОР РГБ. Ф.615. Оп. 1.Д. 13. Л. 45.
[30]Дело об обвинении киевского еврея Менахема Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве 13-летнего русского мальчика Андрея Ющинского, тело которого с сорока семью колотыми ранами было обнаружено 20 марта 1911 года. Суд начался 25 сентября 1913 года и длился два с лишним года. Корреспонденты самых влиятельных газет мира присутствовали на заседаниях; в защиту Бейлиса выступали В. Короленко, А. Блок, В. Вересаев, Ан. Франс. Бейлис был оправдан.
[31]ОР ГЛМ. Ф. 254. № КП 54 561.
[32]Так было заявлено, хотя, вероятнее всего, текст писал один Аверченко. Впоследствии он переиздавал эту книгу только под своей фамилией.
[33]РГАЛИ. Ф. 493. Оп.1. Ед. хр. 61. Л. 15.
[34]Книга Василия Князева «Жизнь молодой деревни. Частушки-коротушки Санкт-Петербургской губернии» (1913) была отмечена почетным отзывом Академии наук.
[35]Комический эффект основан на фонетической игре: «ве — ка» — «W. К.» (ватерклозет).
[36]«Синий журнал», редактором которого был Василий Регинин.
[37]РГАЛИ. Ф. 90. Оп. 1. Д. 28. Л. 79–80.
[38]Александр Рафаилович Кугель (1864–1928) — российский литературный и театральный критик, драматург, режиссер, основатель театра «Кривое зеркало». В 1897–1918 годах — редактор журнала «Театр и искусство».
[39]См.: http://www.sptl.org/hodotov.html
[40]1 РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1.Д. 236. Л. 6.
[41]РГАЛИ. Ф. 1337 (Коллекция воспоминаний). Оп. 4. Д. 42. Л. 92–93.
[42]Александр Вертинский писал по поводу прозвища «фармацевт»: «Статистикой уже доказано, вероятно, что наибольшее количество любителей всякого рода искусств — от поэзии до театра, живописи и музыки — в прежнее время всегда выходило из среды людей, принадлежавших к почтенной профессии фармацевтов. Почему? Не знаю. Может быть, потому, что профессия очень уж скучная и выписывать латинские рецепты микстур и порошков, конечно, менее интересно, чем декламировать стихи Бальмонта или сонеты Петрарки» (Вертинский А. Н. Дорогой длинною… М., 2008).
[43]Евтихий Павлович Карпов — драматург и режиссер. Занимал пост главного режиссера в театре А. С. Суворина (издателя «Нового времени») в Петербурге: долгое время был управляющим труппой Императорского Александринского театра. Из пьес Карпова наиболее прочно держалась в репертуаре русских театров «Рабочая слободка».
[44]Это стихотворение А. А. Блока под названием «В ресторане» (1910) было вызвано встречей поэта с Марией Дмитриевной Нелидовой в ресторане «Вилла Родэ». — Прим. ред.
[45]Детское Село (с 1918 года) — бывшее Царское Село; с 1937 года — город Пушкин.
[46]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 84. Л. 81–82.
[47]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 167. Л. 5–6.
[48]ОР РГБ. Ф. 615. Оп. 1. Д. 13. Л. 45.
[49]Николай Александрович Лейкин (1841–1906) — журналист, прозаик. С 1881 по 1905 год редактировал юмористический журнал «Осколки», поддерживал молодого Чехова, который называл его своим «литературным батькой». Имя Лейкина стало нарицательным для обозначения многопишущего пошлого юмориста.
[50]Ныне Академический Малый драматический театр.
[51]Карпов Н. А. В литературном болоте // nasledie-rus.ru
[52]Ефим Зозуля, как помним, свидетельствовал в воспоминаниях, что заголовок «Недоношенные рассказы» придумал сам Аверченко.
[53]РГАЛИ. Ф. 2041. Оп. 1. Ед. хр. 189. Л. 12–12 об., 13.
[54]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 84. Л. 4.
[55]Ресторан «Король Альберт» находился на набережной Мойки, 58.
[56]ОР Санкт-Петербургского театрального музея. № КП6641. Л. 58.
[57]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 84. Л. 9.
[58]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 176. Л. 1.
[59]Александр Дмитриевич Кошевский (настоящая фамилия — Кричевский) (1873–1931) — русский советский артист оперетты. С 1902 года играл в Петербурге в театре «Пассаж» и «Палас-театре», с 1915 года — в московских театрах «Эрмитаж», «Буфф», «Аквариум»; после революции выступал в Московском театре музыкальной комедии.
[60]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 178. Л. 1.
[61]Книга очерков Власа Дорошевича, написанная по итогам поездки на остров.
[62]Фрума Ефимовна Хайкина (Ростова-Щорс) (около 1896 — после 1960) возглавляла службы ЧК при формированиях под командованием Щорса (летом 1919-го — при 44-й стрелковой дивизии). После гибели Щорса 30 августа 1919 года и окончания Гражданской войны работала в Наркомпросе, организовывала «щорсовское движение».
[63]Авторская сноска: «Факт этот рассказан автору одним, вполне заслуживающим доверия, харьковцем. — А. А.».
[64]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 230. Л. 3.
[65]Дом, в котором писатель снимал квартиру, не сохранился. Приблизительно на его месте ныне расположен Драматический театр имени А. В. Луначарского.
[66]В апреле 1919 года за границу выехали также оставшиеся в живых члены династии Романовых, жившие на Южном берегу Крыма и чудом спасшиеся от расправы большевиков.
[68]Сын Леонида Собинова Борис в 1920 году эмигрировал, в 1945 году был похищен из американской зоны Берлина сотрудниками НКВД, вывезен в СССР, десять лет провел в лагерях. Жена Собинова родила в 1920 году в Балаклаве дочь Светлану, которая станет женой писателя Льва Кассиля.
[69]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 65,66,67,77.
[70]Этот адрес указан в «Рождественском Сатириконе Аркадия Аверченко» (январь 1921 года).
[71]Сейчас. Вы идите все налево, налево, после еще налево и здесь… (фр.).
[72]Я понимаю (фр.).
[73]Железная дверь (фр.).
[74]Хорошо (фр.).
[75]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 97. Л. 1.
[76]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 231. Л. 9.
[77]Цит. по: Молохов А. В. Проблема реконструкции архивных фондов писателей-эмигрантов (на примере фонда А. Т. Аверченко) / Диссертация на соискание научной степени кандидата исторических наук. М., 1999. С. 320.
[78]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 199. Л. 2–3.
[79]А. И. Куприн перефразирует здесь дореволюционное выражение «ванькина литература», означавшее низкопробную беллетристику.
[80]РГАЛИ. Ф. 32. Оп… 1. Д. 105. Л. 11.
[81]Сестра Ре-Ми, Александра Владимировна Ремизова, тоже была художницей и постоянной сотрудницей «Сатирикона» и «Нового Сатирикона». Свои рисунки подписывала псевдонимом «Мисс».
[82]РГАЛИ. Ф. 32. Оп… 1. Д. 150. Л. 1.
[83]Возможно, память подвела мемуаристку и имеется в виду первый редактор «Крокодила» К. С. Еремеев.
[84]Настоящая петербургская (фр.).
[85]Есть, кушать (фр.).
[86]Чашка (фр.).
[87]С (фр.).
[88]РГАЛИ. Ф. 32. Оп… 1. Д. 238. Л. 1.
[89]См.: http://www.russianresources.lt/archive
[90]РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1.Д. 110. Л. 9.
[91]См.: http://www.russianresources.lt/archive
[92]РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1.Д. 110. Л. 1.
[93]РГАЛИ. Ф. 22 524. Оп. 1.Ед.хр.105.
[94]РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1.Д. 110. Л. 9.
[95]Повесть Н. В. Гоголя.
[96]РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1.Д. 110. Л. 21–23.
[97]Рода-Рода (Alexander Friedrich Rosenfeld) — австрийский писатель-юморист.
[101]Крупнейший в Петербурге книжный магазин, располагался на углу Невского проспекта и Адмиралтейской площади. Торговал графической продукцией, открытками с видами городов России, портретами знаменитостей.
[109]Обе книги выйдут в 1925 году в пражском издательстве «Пламя».
[110]РГАЛИ. Ф. 32. On. 1. Д. 78. Л. 6.
[111]РГАЛИ. Ф. 32. On. 1. Д. 78. Л. 10–11.
[112]Там же. Ед. хр. 15.
[113]РГАЛИ. Ф. 32. On. 1. Д. 78. Л. 14–15.
[114]Там же. Д. 110. Л. 9.
[115]Аркадий Бухов в эти годы уже полностью облысел.
[116]См.: http://www.russianresources.lt/archive
[117]Cuentos (исп.) — рассказы, новеллы.
[118]РГАЛИ. Ф. 32. On. 1. Д. 78. Л. 17–18.
[119]РГАЛИ. Ф. 32. On. 1. Д. 78. Л. 2.
[120]См.: http://www.russianresources.lt/archive
[121]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1.Д. 112. Л. 20.
[122]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 112. Л. 22.
[123]Там же. Л. 25.
[124]Там же. Д. 110. Л. 17.
[125]См.: http://www.russianresources.lt/archive
[126]РГАЛИ. Ф. 32. On. 1. Д. 8. Л. 22–24.
[127]РГАЛИ. Ф. 32. On. 1. Д. 112. Л. 28.
[128]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1.Д. 101. Л. 1.
[129]Там же. Д. 172. Л. 2.
[130]Там же. Д. 112. Л. 31.
[131]В русском секторе Ольшанского кладбища похоронены также: писатели В. И. Немирович-Данченко, Е. Н. Чириков, Франц Кафка, священник Михаил Васнецов (сын художника В. Васнецова), Н. В. Брусилова (жена генерала А. А. Брусилова), мать и сестра писателя В. В. Набокова, графиня С. Н. Толстая, Т. Н. Родзянко и многие другие.
[132]Во время обороны Севастополя 1941–1942 годов город был разрушен гитлеровской артиллерией и авиацией на 98 процентов.
[133]«Сатирикон» воскресал трижды. Помимо упомянутого предприятия Корнфельда, русские эмигранты издавали «Сатирикон» во Франкфурте в 1951 году. Этот антисоветский журнал открыто противостоял «Крокодилу» и просуществовал три года. Редакция заявляла: «Советский „Крокодил“ — существо, пресмыкающееся перед ЦК партии. Нильский крокодил, например, плачет от стыда за своего дальнего родственника». Главными мишенями сатиры были Сталин и его окружение. Сообразно своему духу отметил журнал и смерть Сталина, выказав ироническое соболезнование по поводу кончины кормильца и поильца, кто давал темы для сатирических пародий и карикатур. Наконец, с 1984 по 1986 год в Сан-Франциско выходил антисоветский «New Satirykon», который был «рупором» русской эмиграции и распространялся по всему миру (см.: Соколовский Р. Как «Сатирикон» воевал с «Крокодилом» // Новая газета. 2008. 28 ноября).