Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. Т. АВЕРЧЕНКО



 

1880 , 15 (27) марта — в Севастополе в семье купца 2-й гильдии Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны (в девичестве — Софроновой) родился сын Аркадий.

18 (30) марта — крещен в Петро-Павловской церкви на Большой Морской улице.

1895 — поступает на службу писцом в севастопольскую контору по перевозке кладей.

1896 , июль — старшая сестра Мария выходит замуж за инженера Ивана Терентьева, с которым едет по месту его службы на Брянский рудник (Луганская область). Аркадий уезжает с ними.

1896–1900 — работает помощником конторщика на Брянском руднике. 1900 — переезжает в Харьков вместе с конторой Брянского рудника. 1902–1903 — дебютирует как фельетонист и автор юмористических рассказов в журнале «Одуванчик» и газете «Южный край».

1905 — сотрудничает в газетах «Харьковские губернские ведомости», «Утро», в листке «Харьковский будильник», где ведет раздел «Харьков с разных сторон».

1906 — получает серьезную травму левого глаза. Проходит лечение в клиниках профессоров-офтальмологов Л. Л. Гиршмана и О. П. Браунштейна. Становится сотрудником и редактором харьковского сатирико-юмористического журнала «Щит».

1907 — становится сотрудником и редактором харьковского сатирико-юмористического журнала «Меч».

Декабрь — уезжает из Харькова в Петербург.

1908 , январь — становится сотрудником, а затем редактором журнала «Стрекоза».

1 апреля — выходит первый номер журнала «Сатирикон»; начиная с девятого номера становится его редактором.

1910 — выпускает сатирико-юмористические сборники: «Рассказы (юмористические). Книга первая», «Веселые устрицы. Юмористические рассказы» и «Зайчики на стене. Рассказы (юмористические). Книга вторая».

1911 — выпускает сатирико-юмористический сборник «Рассказы (юмористические). Книга третья». Награжден титулом «король смеха». Июнь — июль — совершает первое заграничное путешествие (Германия, Италия, Франция) в сопровождении художников А. Радакова и Ре-Ми, прозаика Г. Ландау. Посещает Максима Горького на острове Капри.

1912 — переживает увлечение актрисой Александрой Садовской. Выпускает сборники: «Круги по воде» (с посвящением А. Я. Садовской) и «Рассказы для выздоравливающих».

Весна — совершает совместное гастрольное путешествие с сатириконцами В. Азовым и О. Дымовым, актерами А. Я. Садовской и Ф. П. Фёдоровым (Одесса, Кишинев, Киев, Ростов-на-Дону, Харьков).

Лето — совершает второе заграничное путешествие с целью отдыха на острове Лидо в окрестностях Венеции.

1913 — принимает участие в праздновании десятилетия ресторана «Вена» и выпуске юбилейного альманаха.

Май — вступает в конфликт с издателем «Сатирикона» М. Корнфельдом и выходит из состава редакции. Вместе с художниками А. Радаковым и Н. Ремизовым создает собственный журнал «Новый Сатирикон».

6 июня — выходит первый номер журнала «Новый Сатирикон». Июль — переезжает в новую квартиру по адресу: улица Троицкая, 15/17, кв. 203.

1914 — выпускает сатирико-юмористические сборники «Сорные травы» и «О хороших, в сущности, людях».

Май — едет в гастрольную поездку по Волге в сопровождении актеров А. Я. Садовской и Д. А. Добрина (Рыбинск, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Самара, Сызрань, Саратов, Царицын, Астрахань).

1915 — выпускает сатирико-юмористические сборники: «Волчьи ямы», «Чудеса в решете», «О маленьких для больших. Рассказы о детях», «Черным по белому».

Июнь — июль — предпринимает гастрольную поездку по Кавказу, выступает перед ранеными.

1916 , декабрь — проходит полное медицинское освидетельствование; к военной службе признан «вовсе негодным».

1917— выпускает сатирико-юмористические сборники: «Синее с золотом», «Караси и щуки. Рассказы последнего дня», повесть «Подходцев и двое других».

Февраль — март — издает журнал памфлетов «Эшафот».

Весна — издает журнал «Барабан». Передает редактирование «Нового Сатирикона» А. С. Бухову.

1918 , август — большевики закрывают «Новый Сатирикон».

Сентябрь — бежит в Москву с последующим отъездом в Киев. Октябрь — 1919, февраль — попеременно живет в Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Новороссийске, Мелитополе.

1919 , февраль — приезжает в Севастополь.

Апрель — июнь — работает над пьесой «Игра со смертью».

14 мая — является «поручителем» на свадьбе младшей сестры Неонилы.

25 июля — выходит первый номер газеты «Юг», печатного органа Добровольческой белой армии, Аверченко становится ее постоянным автором, ведущим рубрики «Маленький фельетон».

Сентябрь — участвует в представлениях севастопольского театра-кабаре «Дом Артиста».

30 октября — выдает замуж младшую сестру Ольгу.

1920 — выпускает сатирико-юмористические сборники «Дюжина ножей в спину революции» и «Нечистая сила».

Январь — присутствует на постановке своей пьесы «Игра со смертью» в театре «Ренессанс».

Март — вступает в конфликт с военным цензором Белой армии, следствием которого становится закрытие газеты «Юг». Посещает барона Врангеля и добивается возобновления выхода газеты под новым названием «Юг России».

Апрель — присоединяется к труппе «театра веселой шутки и художественных пустяков» — «Гнездо перелетных птиц», где исполняет обязанности конферансье и автора-чтеца.

15 ноября — прибывает из Севастополя в Стамбул.

1921 — живет в Константинополе, сотрудничает в журнале «Зарницы», газете «Presse du Soir», выпускает сатирико-юмористический сборник «Записки Простодушного». Работает в театре-кабаре «Гнездо перелетных птиц». Переиздает в Париже сборник «Дюжина ножей в спину революции».

22 ноября — становится объектом повышенного внимания эмиграции в связи с появлением в «Правде» положительной рецензии В. И. Ленина на книгу «Дюжина ножей в спину революции».

1922 — выпускает сатирико-юмористический сборник «Кипящий котел». 15 апреля — вместе с труппой «Гнезда перелетных птиц» прибывает на гастроли в Софию.

19–20 апреля — выступает в Софии.

Май — приезжает вместе с труппой «Гнезда перелетных птиц» в Белград.

27, 30 мая — выступает с концертами в Белграде.

15 июня — выступает с концертом в Загребе.

17 июня — приезжает в Прагу. Поселяется в отеле «Zlata Husa». Становится членом Союза русских писателей и журналистов в Чехословакии.

Июль — сентябрь — предпринимает концертное турне по городам Чехословакии.

1923 , январь — встречает Новый год в Берлине, принимая участие в «Новогодней встрече у юмористов».

Январь — апрель — предпринимает концертное турне по городам Прибалтики и Польши в сопровождении супружеской четы актеров Раисы Раич и Евгения Искольдова.

Май — июль — отдыхает в Цоппоте и работает над романом «Шутка Мецената».

Август — сентябрь — «Шутку Мецената» печатает ковенская газета «Эхо».

Сентябрь — 1924, январь — предпринимает концертное турне по городам Бессарабии и Сербии.

1924 , апрель — май — выступает в Берлине с чтением своих рассказов.

Июнь — переносит операцию по удалению левого глаза. Проходит послеоперационный курс лечения в клинике профессора-офтальмолога Брукнера.

Декабрь — 1925, январь — лечится на курорте Подебрады.

1925 , январь — март — лежит в Пражской городской больнице и проходит курс лечения в клинике профессора Силлабы.

12 марта — Аркадий Тимофеевич Аверченко умирает.

14 марта — погребение на Ольшанском кладбище в Праге.

1927 , 31 марта — закончено слушание дела о наследстве.

1930 , 26 декабря — освящен новый памятник на могиле писателя.

 

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

 

Акимов П. Чистокровный юморист // Юность. 1989. № 8.

Бельговский К. П. Памяти Аверченко // Студенческие годы. 1925. № 2.

Бельговский К. П. Письма Арк. Аверченко // Иллюстрированная Россия. 1926. № 10.

Брешко-Брешковский Н. Н. А.Т.Аверченко. К десятилетию со дня смерти русского юмориста // Иллюстрированная Россия. 1935. № 13.

Богословский Н. Эскизы к биографии [Предисловие] // Аверченко А. Шутка Мецената. М., 1990.

Брызгалова Е. Н. Творчество сатириконцев в литературной парадигме серебряного века / Диссертация на соискание научной степени доктора филологических наук. Тверь, 2005.

Вашко П. П. Аркадий Аверченко — журналист. Истоки популярности: Исследование творческой лаборатории юмориста / Диссертация на соискание научной степени кандидата филологических наук. Минск, 1994.

Воскресенська К. Аверченко Аркадiй Тимофiйович // Лiтературна Харкiвщина: Довiдник / За загальноï редакцiю М. Ф. Гетьманця. Харкiв, 2007.

Гурова Е. К. Особенности сатирического дискурса (На материале рассказов и фельетонов А. Т. Аверченко) / Диссертация на соискание научной степени кандидата филологических наук. М., 2000.

Долгов А. П. Творчество А. Т. Аверченко в оценке дореволюционной и советской критики // Труды Киргизского государственного университета. Серия гуманитарных наук. Вып. 11. Фрунзе, 1979.

Дьяконов А. Времена года Аркадия Аверченко //Литературная Россия. 1988. № 23.

Евстигнеева Л. А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. М., 1968.

Евстигнеева (Спиридонова) Л. А. Русская сатирическая литература начала XX века. М., 1977.

Ерыкалова И. Е. В дни юбилея [Предисловие] // Аверченко А. Аполлон. СПб., 2001.

Зозуля Е. Д. Сатириконцы / Вступ. ст., подг. текста, коммент. Д. В. Неустроева // Русская литература. 2005. № 2–3.

Ирошников Ю. «Сконгломерировав актеров и поэтов…» (Ресторан «Вена»: из истории российской литературной богемы начала века) // Вопросы литературы. 1993. № 5.

Корнфельд М. Г. Воспоминания // Вопросы литературы. 1990. № 2.

Куприн А. И. Аверченко и «Сатирикон» // А. И. Куприн об искусстве и литературе. Минск, 1969.

Кузьмина О. А. Рассказы А. Т. Аверченко (Жанр. Стиль. Поэтика) / Диссертация на соискание научной степени кандидата филологических наук. Тверь, 2003.

Ландау Г. А. Несколько слов о «Сатириконе» // Тайны вокруг нас. М., 1965.

Левицкий Д. А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко. М., 1999.

Лесная Л. Грин и «Сатирикон» // Воспоминания об А. Грине. Л., 1972.

Миленко В. Д. Севастополь Аркадия Аверченко. Севастополь, 2007.

Михайлов О. Веселый смех [Предисловие] // Аверченко А. Молодняк. М., 1992.

Молохов А. В. Проблема реконструкции архивных фондов писателей-эмигрантов (На примере фонда А. Т. Аверченко) / Диссертация на соискание научной степени кандидата исторических наук. М., 1999.

Нестеренко А. Ю. Поэтика сатиры А. Аверченко / Диссертация на соискание научной степени кандидата филологических наук. Днепропетровск, 2009.

Николаев Д. Д. Творчество Н. А. Тэффи и А. Т. Аверченко. Две тенденции развития русской юмористики / Диссертация на соискание научной степени кандидата филологических наук. М., 1999.

Никоненко С. С. Король смеха [Предисловие] // Аверченко А. Т. Бритва в киселе. М., 1990.

Оршер О. Л. Старый журналист. М.; Л., 1930.

Погребняк Г. А. Поэтика парадоксального в малой сатирико-юмористической прозе первой трети XX века (А. Аверченко, Саша Чёрный) / Диссертация на соискание научной степени кандидата филологических наук. Самара, 2003.

Поэты «Сатирикона» / Предисл. Г. Е. Рыклина; вступ. ст., биогр. справки, подг. текста и прим. Л. А. Евстигнеевой. М.; Л., 1968.

«Сатирикон» и сатириконцы. Серия «Антология сатиры и юмора России XX века». Т. 1. М., 2000.

Седых И. (Князев В.) Цемент «Сатирикона»//Литературный Ленинград. 1934. № 31.

Сергеев О. В. Белые мысли Аркадия Аверченко [Предисловие] // Аверченко А. Т. Записки Простодушного. М., 1992.

Соловьева О. И. Фразеологические единицы как средство создания комического в произведениях А. Т. Аверченко и Н. А. Тэффи / Диссертация на соискание научной степени кандидата филологических наук. Магнитогорск, 2001.

Стыкалин С. И. Советская сатирическая печать 1917–1919 гг. М., 1971.

Тэффи. Аркадий Аверченко // Антология сатиры и юмора России XX века. Т. 12. М., 2007.

Хохлов Е. А. «Сатирикон» и сатириконцы//Русские новости. 1950. № 257.

Шевченко С. К родословной А. Т. Аверченко // Отечественные архивы. 2001. № 5.

Щербакова А. В. Лексико-фразеологические средства создания языковой игры в художественной прозе авторов «Сатирикона» (На материале произведений А. Аверченко, Н. Тэффи, С. Чёрного) / Диссертация на соискание научной степени кандидата филологических наук. Иваново, 2007.

 

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]См., к примеру: Евстигнеева (Спиридонова) Л.A. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. М., 1968; Вашко П. П. Аркадий Аверченко — журналист. Истоки популярности: Исследование творческой лаборатории юмориста // Диссертация на соискание научной степени кандидата филологических наук. Минск, 1994.

 

[2]Все публикуемые в настоящем издании письма приведены в соответствие с современными нормами правописания.

 

[3]См.: http://memorial.ru/mernorial/

 

[4]Город Перекоп находился в Крыму, «за селом Чаплинкой верстах в 23 далее по почтовому тракту», на перешейке (Полное географическое описание нашего отечества/Под ред. В. П. Семенова-Тянь-Шанского. Т. XIV. СПб., 1910. С. 645). Перестал существовать в 1920 году.

 

[5]Вплоть до февраля 1918 года все даты приводятся по старому стилю.

 

[6]Церковь не сохранилась. С 1905 года приблизительно на ее месте находится Покровский собор.

 

[7]ГАГС Ф.30 оп Т.Д.3 Л.11.Об.12

 

[8]Семьи Аверченко и Мачука очень дружили. Сын упомянутого здесь П. С. Мачука, Константин, в 1920-х годах учился вместе с Игорем Константиновичем Гавриловым. Потом их пути разошлись. Во время немецкой оккупации Севастополя 1942–1944 годов Константин Мачука партизанил в районе Инкермана, жил в пещерах. Наладил радиосвязь с советскими войсками. Сейчас в Севастополе проживает его сын Вадим.

 

[9]Здесь память подводит мемуариста. Между службой на Брянском руднике и карьерой Аверченко в Петербурге прошло как минимум восемь лет. Книгу же, о которой идет речь, — сборник юмористических рассказов Сергея Горного «По-новому» — Аверченко действительно выпустил в серии «Дешевая библиотека „Сатирикона“» в 1912 (!) году. Да и была она у Горного не первой.

 

[10]Аркадий Вениаминович Руманов — петербургский журналист, меценат и коллекционер, с которым Аверченко был дружен. До революции этого человека называли «одним из самых блистательных людей блистательного Петербурга»; в 1906–1916 годах он был «правой рукой» московского издателя Ивана Дмитриевича Сытина. В 1918 году Руманов эмигрировал, в конце 1920-х — начале 1930-х годов был статс-секретарем великого князя Александра Михайловича, записывал его воспоминания.

 

[11]В 1901 году население Харькова составляло 198 тысяч 273 человека.

 

[12]РГАЛИ.Ф. 32. Оп. 1.Д. 228. Л. 1.

 

[13]Леонид Леонидов (1885–1980) в 1910–1919 годах был антрепренером провинциальных театров. Именно он организовал первое большое концертное турне Александра Вертинского, после которого «ариетки Пьеро» завоевали всю страну. С 1918 года работал импресарио труппы МХТ. С 1922 года жил за границей.

 

[14]«Город желтого дьявола» (1907) — очерк Максима Горького.

 

[15]Пьеса, театральное представление, основой которого является изображение различных преступлений, злодейств, скабрезных сценок, избиений, пыток; название жанра происходит от парижского театра «Гран-Гиньоль» (Le Théâtre du Grand Guignol), появившегося в 1897 году, в репертуаре которого были в основном подобные представления.

 

[16]От немецкого hund — собака.

 

[17]РГАЛИ. Ф. 2041. Оп… 1. Ед. хр. 122. Л. 1–3.

 

[18]В 2000 году рожденный Ре-Ми персонаж станет эмблемой книжной серии «Антология сатиры и юмора России XX века», выпускаемой московским издательством «Эксмо».

 

[19]Саша Чёрный описывает место расположения главной конторы «Сатирикона» на набережной Фонтанки, 80.

 

[20]Сохранился портрет Ре-Ми работы Ильи Ефимовича Репина (1917).

 

[21]Константин Эдуардович Гибшман (1884–1942) — известный актер первой трети XX века. Играл роль Первого мистика в «Балаганчике» Александра Блока. Выступал в летних театрах Куоккалы и Териок; в кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов»; сотрудничал с «Веселым театром для пожилых детей» Н. Евреинова и Ф. Комиссаржевского (1909); «Невским фарсом» В. Лин (1911); Троицким театром миниатюр А. Фокина (1911–1913); «Кривым зеркалом» А. Кугеля и Н. Евреинова (1913); в сезоне 1913/14 года исполнял свой репертуар чтеца-эксцентрика и заменял конферансье Н. Балиева на просцениуме «Летучей мыши» (Москва).

 

[22]РГАЛИ. Ф. 32. On. 1. Д. 11. Л. 7.

 

[23]ОР ИРЛИ. Ф. 584. № 10.

 

[24]Название круглосуточной гостиницы, которая располагалась в Дмитровском переулке, 5. В «Гигиене» поселит героев плутовской повести «Растратчики» (1926) Валентин Катаев.

 

[25]РГАЛИ. Ф. 224. On. 1. Ед. хр. 22. Л. 11.

 

[26]ОР ИРЛ И. Ф. 377. Оп. 7. № 26. Л. 2.

 

[27]РГАЛИ. Ф. 2041. On. 1. Ед. хр. 189. Л. 1–10.

 

[28]РГАЛИ. Ф. 2041. Оп. 1.Ед.xp. 189. Л. 12–12 об., 13.

 

[29]ОР РГБ. Ф.615. Оп. 1.Д. 13. Л. 45.

 

[30]Дело об обвинении киевского еврея Менахема Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве 13-летнего русского мальчика Андрея Ющинского, тело которого с сорока семью колотыми ранами было обнаружено 20 марта 1911 года. Суд начался 25 сентября 1913 года и длился два с лишним года. Корреспонденты самых влиятельных газет мира присутствовали на заседаниях; в защиту Бейлиса выступали В. Короленко, А. Блок, В. Вересаев, Ан. Франс. Бейлис был оправдан.

 

[31]ОР ГЛМ. Ф. 254. № КП 54 561.

 

[32]Так было заявлено, хотя, вероятнее всего, текст писал один Аверченко. Впоследствии он переиздавал эту книгу только под своей фамилией.

 

[33]РГАЛИ. Ф. 493. Оп.1. Ед. хр. 61. Л. 15.

 

[34]Книга Василия Князева «Жизнь молодой деревни. Частушки-коротушки Санкт-Петербургской губернии» (1913) была отмечена почетным отзывом Академии наук.

 

[35]Комический эффект основан на фонетической игре: «ве — ка» — «W. К.» (ватерклозет).

 

[36]«Синий журнал», редактором которого был Василий Регинин.

 

[37]РГАЛИ. Ф. 90. Оп. 1. Д. 28. Л. 79–80.

 

[38]Александр Рафаилович Кугель (1864–1928) — российский литературный и театральный критик, драматург, режиссер, основатель театра «Кривое зеркало». В 1897–1918 годах — редактор журнала «Театр и искусство».

 

[39]См.: http://www.sptl.org/hodotov.html

 

[40]1 РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1.Д. 236. Л. 6.

 

[41]РГАЛИ. Ф. 1337 (Коллекция воспоминаний). Оп. 4. Д. 42. Л. 92–93.

 

[42]Александр Вертинский писал по поводу прозвища «фармацевт»: «Статистикой уже доказано, вероятно, что наибольшее количество любителей всякого рода искусств — от поэзии до театра, живописи и музыки — в прежнее время всегда выходило из среды людей, принадлежавших к почтенной профессии фармацевтов. Почему? Не знаю. Может быть, потому, что профессия очень уж скучная и выписывать латинские рецепты микстур и порошков, конечно, менее интересно, чем декламировать стихи Бальмонта или сонеты Петрарки» (Вертинский А. Н. Дорогой длинною… М., 2008).

 

[43]Евтихий Павлович Карпов — драматург и режиссер. Занимал пост главного режиссера в театре А. С. Суворина (издателя «Нового времени») в Петербурге: долгое время был управляющим труппой Императорского Александринского театра. Из пьес Карпова наиболее прочно держалась в репертуаре русских театров «Рабочая слободка».

 

[44]Это стихотворение А. А. Блока под названием «В ресторане» (1910) было вызвано встречей поэта с Марией Дмитриевной Нелидовой в ресторане «Вилла Родэ». — Прим. ред.

 

[45]Детское Село (с 1918 года) — бывшее Царское Село; с 1937 года — город Пушкин.

 

[46]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 84. Л. 81–82.

 

[47]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 167. Л. 5–6.

 

[48]ОР РГБ. Ф. 615. Оп. 1. Д. 13. Л. 45.

 

[49]Николай Александрович Лейкин (1841–1906) — журналист, прозаик. С 1881 по 1905 год редактировал юмористический журнал «Осколки», поддерживал молодого Чехова, который называл его своим «литературным батькой». Имя Лейкина стало нарицательным для обозначения многопишущего пошлого юмориста.

 

[50]Ныне Академический Малый драматический театр.

 

[51]Карпов Н. А. В литературном болоте // nasledie-rus.ru

 

[52]Ефим Зозуля, как помним, свидетельствовал в воспоминаниях, что заголовок «Недоношенные рассказы» придумал сам Аверченко.

 

[53]РГАЛИ. Ф. 2041. Оп. 1. Ед. хр. 189. Л. 12–12 об., 13.

 

[54]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 84. Л. 4.

 

[55]Ресторан «Король Альберт» находился на набережной Мойки, 58.

 

[56]ОР Санкт-Петербургского театрального музея. № КП6641. Л. 58.

 

[57]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 84. Л. 9.

 

[58]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 176. Л. 1.

 

[59]Александр Дмитриевич Кошевский (настоящая фамилия — Кричевский) (1873–1931) — русский советский артист оперетты. С 1902 года играл в Петербурге в театре «Пассаж» и «Палас-театре», с 1915 года — в московских театрах «Эрмитаж», «Буфф», «Аквариум»; после революции выступал в Московском театре музыкальной комедии.

 

[60]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 178. Л. 1.

 

[61]Книга очерков Власа Дорошевича, написанная по итогам поездки на остров.

 

[62]Фрума Ефимовна Хайкина (Ростова-Щорс) (около 1896 — после 1960) возглавляла службы ЧК при формированиях под командованием Щорса (летом 1919-го — при 44-й стрелковой дивизии). После гибели Щорса 30 августа 1919 года и окончания Гражданской войны работала в Наркомпросе, организовывала «щорсовское движение».

 

[63]Авторская сноска: «Факт этот рассказан автору одним, вполне заслуживающим доверия, харьковцем. — А. А.».

 

[64]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 230. Л. 3.

 

[65]Дом, в котором писатель снимал квартиру, не сохранился. Приблизительно на его месте ныне расположен Драматический театр имени А. В. Луначарского.

 

[66]В апреле 1919 года за границу выехали также оставшиеся в живых члены династии Романовых, жившие на Южном берегу Крыма и чудом спасшиеся от расправы большевиков.

 

[67]Графская пристань — парадный причал Севастополя.

 

[68]Сын Леонида Собинова Борис в 1920 году эмигрировал, в 1945 году был похищен из американской зоны Берлина сотрудниками НКВД, вывезен в СССР, десять лет провел в лагерях. Жена Собинова родила в 1920 году в Балаклаве дочь Светлану, которая станет женой писателя Льва Кассиля.

 

[69]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 65,66,67,77.

 

[70]Этот адрес указан в «Рождественском Сатириконе Аркадия Аверченко» (январь 1921 года).

 

[71]Сейчас. Вы идите все налево, налево, после еще налево и здесь… (фр.).

 

[72]Я понимаю (фр.).

 

[73]Железная дверь (фр.).

 

[74]Хорошо (фр.).

 

[75]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 97. Л. 1.

 

[76]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 231. Л. 9.

 

[77]Цит. по: Молохов А. В. Проблема реконструкции архивных фондов писателей-эмигрантов (на примере фонда А. Т. Аверченко) / Диссертация на соискание научной степени кандидата исторических наук. М., 1999. С. 320.

 

[78]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 199. Л. 2–3.

 

[79]А. И. Куприн перефразирует здесь дореволюционное выражение «ванькина литература», означавшее низкопробную беллетристику.

 

[80]РГАЛИ. Ф. 32. Оп… 1. Д. 105. Л. 11.

 

[81]Сестра Ре-Ми, Александра Владимировна Ремизова, тоже была художницей и постоянной сотрудницей «Сатирикона» и «Нового Сатирикона». Свои рисунки подписывала псевдонимом «Мисс».

 

[82]РГАЛИ. Ф. 32. Оп… 1. Д. 150. Л. 1.

 

[83]Возможно, память подвела мемуаристку и имеется в виду первый редактор «Крокодила» К. С. Еремеев.

 

[84]Настоящая петербургская (фр.).

 

[85]Есть, кушать (фр.).

 

[86]Чашка (фр.).

 

[87]С (фр.).

 

[88]РГАЛИ. Ф. 32. Оп… 1. Д. 238. Л. 1.

 

[89]См.: http://www.russianresources.lt/archive

 

[90]РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1.Д. 110. Л. 9.

 

[91]См.: http://www.russianresources.lt/archive

 

[92]РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1.Д. 110. Л. 1.

 

[93]РГАЛИ. Ф. 22 524. Оп. 1.Ед.хр.105.

 

[94]РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1.Д. 110. Л. 9.

 

[95]Повесть Н. В. Гоголя.

 

[96]РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1.Д. 110. Л. 21–23.

 

[97]Рода-Рода (Alexander Friedrich Rosenfeld) — австрийский писатель-юморист.

 

[98]См.: http://albion9.sitecity.ru/stext_1 405 043 158.phtml

 

[99]РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1.Д. 98. Л. 8.

 

[100]РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1.Д. 110. Л. 7.

 

[101]Крупнейший в Петербурге книжный магазин, располагался на углу Невского проспекта и Адмиралтейской площади. Торговал графической продукцией, открытками с видами городов России, портретами знаменитостей.

 

[102]РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1.Д. 110. Л. 14.

 

[103]См.: http://www.russianresources.lt/archive

 

[104]См.: http://az.lib.rU/n/nemirowichdanchenko_w_i/text_0100.shtml

 

[105]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1.Д. 12. Л. 2.

 

[106]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1.Д. 112. Л. 7.

 

[107]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1.Д. 112. Л. 10

 

[108]Там же. Л. 113.

 

[109]Обе книги выйдут в 1925 году в пражском издательстве «Пламя».

 

[110]РГАЛИ. Ф. 32. On. 1. Д. 78. Л. 6.

 

[111]РГАЛИ. Ф. 32. On. 1. Д. 78. Л. 10–11.

 

[112]Там же. Ед. хр. 15.

 

[113]РГАЛИ. Ф. 32. On. 1. Д. 78. Л. 14–15.

 

[114]Там же. Д. 110. Л. 9.

 

[115]Аркадий Бухов в эти годы уже полностью облысел.

 

[116]См.: http://www.russianresources.lt/archive

 

[117]Cuentos (исп.) — рассказы, новеллы.

 

[118]РГАЛИ. Ф. 32. On. 1. Д. 78. Л. 17–18.

 

[119]РГАЛИ. Ф. 32. On. 1. Д. 78. Л. 2.

 

[120]См.: http://www.russianresources.lt/archive

 

[121]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1.Д. 112. Л. 20.

 

[122]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 112. Л. 22.

 

[123]Там же. Л. 25.

 

[124]Там же. Д. 110. Л. 17.

 

[125]См.: http://www.russianresources.lt/archive

 

[126]РГАЛИ. Ф. 32. On. 1. Д. 8. Л. 22–24.

 

[127]РГАЛИ. Ф. 32. On. 1. Д. 112. Л. 28.

 

[128]РГАЛИ. Ф. 32. Оп. 1.Д. 101. Л. 1.

 

[129]Там же. Д. 172. Л. 2.

 

[130]Там же. Д. 112. Л. 31.

 

[131]В русском секторе Ольшанского кладбища похоронены также: писатели В. И. Немирович-Данченко, Е. Н. Чириков, Франц Кафка, священник Михаил Васнецов (сын художника В. Васнецова), Н. В. Брусилова (жена генерала А. А. Брусилова), мать и сестра писателя В. В. Набокова, графиня С. Н. Толстая, Т. Н. Родзянко и многие другие.

 

[132]Во время обороны Севастополя 1941–1942 годов город был разрушен гитлеровской артиллерией и авиацией на 98 процентов.

 

[133]«Сатирикон» воскресал трижды. Помимо упомянутого предприятия Корнфельда, русские эмигранты издавали «Сатирикон» во Франкфурте в 1951 году. Этот антисоветский журнал открыто противостоял «Крокодилу» и просуществовал три года. Редакция заявляла: «Советский „Крокодил“ — существо, пресмыкающееся перед ЦК партии. Нильский крокодил, например, плачет от стыда за своего дальнего родственника». Главными мишенями сатиры были Сталин и его окружение. Сообразно своему духу отметил журнал и смерть Сталина, выказав ироническое соболезнование по поводу кончины кормильца и поильца, кто давал темы для сатирических пародий и карикатур. Наконец, с 1984 по 1986 год в Сан-Франциско выходил антисоветский «New Satirykon», который был «рупором» русской эмиграции и распространялся по всему миру (см.: Соколовский Р. Как «Сатирикон» воевал с «Крокодилом» // Новая газета. 2008. 28 ноября).

 

[134]См.: http://www.ruslo.cz

 

[135]ЦАФСБ. Ф. 3. On. 4. Д. 1604.

 

[136]См.: http://konetsky.spb.ru/about/stories/tom-7/10–1

 

[137]См.: satirikon.biz@gmail.com

 

[138]См.: http://fonim.sevastopol.info

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.