Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Специфика бизнеса как объекта оценки



Особое место среди объектов оценки занимает бизнес (предприятие, организация, компания). При оценке бизнеса объектом выступает деятель­ность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. Предприя­тие (организация) является объектом гражданских прав (ст. 132 Гражданс­кого кодекса РФ — ГК РФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости. В состав имущественного комплекса предприятия входят все виды иму­щества, предназначенного для достижения его целей, для осуществления хозяйственной деятельности, для получения прибыли, в том числе недви­жимость (земельные участки, здания, сооружения), машины, оборудова­ние, транспортные средства, инвентарь, сырье, продукция, а также имуще­ственные обязательства, ценные бумаги, нематериальные активы и объек­ты интеллектуальной собственности, в том числе фирменные наименования, знаки обслуживания, патенты, лицензии, ноу-хау, товарные знаки. Поэто­му при оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие в целом, опреде­ляя стоимость как его собственного капитала, так и отдельных частей иму­щественного комплекса (активов и обязательств). Предприятие как объект оценки должно иметь четко определенные границы, будучи сложной сис­темой, оцениваемый бизнес включает разнообразные составные части. В структуру предприятия могут входить цеха, участки, обслуживающие хо­зяйства, специальные подразделения, конторские строения, средства связи и коммуникации, которые могут располагаться на разных площадях и даже в разных регионах. Большое значение имеет организационно-правовая форма существования предприятия. Объектом оценки могут быть объеди­нения, холдинги, финансово-промышленные группы. В этом случае в рам­ках одного бизнеса объединяется несколько дочерних компаний, отделе­ний, филиалов. Для правильной оценки нужно проследить формирование денежных потоков и направление их движения, а также права и роль каж­дого подразделения. Необходимо также выяснить, входят ли в состав объек­та оценки подразделения социально-культурной сферы, имеются ли объек­ты общенационального значения.

При оценке бизнеса надо учитывать то, что предприятие, будучи юри­дическим лицом, одновременно является и хозяйствующим субъектом (ст. 48 ГК РФ), поэтому при расчете его стоимости нужно учитывать наличие определенных юридических прав. Это представляет собой одну из основных особенностей бизнеса как объекта оценки. Другая особен­ность заключается в том, что, оценивая бизнес, оценщик должен опреде­лить стоимость имущественного комплекса (его материально-веществен­ную составляющую) и эффективность создания и прироста стоимости в рамках оцениваемого объекта (финансы предприятия, систему управле­ния и др.).

Основу любого бизнеса составляет капитал, который функционирует в рамках определенных организационных структур-предприятий (органи­заций). Поэтому, оценивая бизнес, оценщик определяет стоимость собствен­ного капитала и как фактора производства, и как квинтэссенцию бизнеса с учетом его организационно-правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая гудвилл (goodwill). Например, при оцен­ке бизнеса — открытого акционерного общества определяется рыночная стоимость 100%-ного пакета обыкновенных голосующих акций, составля­ющих капитал общества.

Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущи­ми ему свойствами.

Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Преж­де всего он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса проявляется в использова­нии. Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, то теря­ет для него свою полезность и подлежит продаже. Если кто-то другой видит новые способы использования бизнеса, иные возможности получения дохо­да, то возникает спрос на бизнес, и последний становится товаром.

В то же время получение дохода, воспроизводство или формирование другого бизнеса, нового предприятия сопровождаются определенными затратами.

Полезность и затраты в совокупности составляют величину, являющу­юся основой рыночной стоимости, рассчитываемой оценщиком. Бизнес как определенный вид деятельности и предприятие (организация) как его орга­низационная форма в рыночной экономике удовлетворяют потребности собственника в доходах, для получения которых затрачиваются соответ­ствующего ресурсы.

Бизнес (предприятие) обладает всеми признаками товара и может быть объектом купли-продажи. Однако он — товар особого рода, особенности которого обусловливают принципы, подходы и методы его оценки.

Бизнес как товар имеет ряд особенностей.

Во-первых, это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и получение доходов разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли не известен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их полу­чения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Текущая же стоимость будущих доходов, которые может получить собственник от дан­ного бизнеса, представляет собой его рыночную стоимость.

Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться может как систе­ма в целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы. Фактически товаром становится не сам бизнес, а отдельные его составляющие, и оцен­щик определяет рыночную стоимость отдельных активов.

В-третьих, потребность в бизнесе как товаре зависит от процессов, происходящих внутри бизнеса и во внешней среде. Причем, с одной сторо­ны, нестабильность в экономике приводит бизнес к неустойчивости, с дру­гой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию неста­бильности в экономике в целом. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара — потребность в регулировании бизнеса и процесса его оценки, а также необходимость учитывать при оценке качество управ­ления бизнесом.

В-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для со­хранения стабильности в обществе, необходимо участие государства в ре­гулировании не только оценки бизнеса, его купли-продажи, но и форми­рования рыночных цен на бизнес, особенно если речь идет о предприятии с долей государства в капитале.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.