Приход в кино. Истоки стиля У. Диснея: карикатура, комикс, народный оптимизм.
Принципы использования звука:
· синхронность, подчиненность движения персонажей музыкальному движению;
· асинхронность, несовпадение, контраст по смыслу изображения и звука.
Серия "Забавные симфонии". Создание ансамбля персонажей. Необычайная динамичность и пластика рисованных героев. Напряженность сюжетов. Мастерство и изобретательность комических трюков. Микки Маус - национальный герой Америки. Фильмы-сказки. "Фантазия"(1940 г.) - высшее достижение Диснея. Фильмы Диснея - противоядие от натурализма раннего звукового кино.
Тема 15. Кино и европейская культура перед второй мировой войной.
Движение к реализму в американском кинематографе. Изменение языка кино, стилизация под хронику в фильме "Гроздья гнева" Джона Форда (1940 г.).
Европа в ожидании войны. Атмосфера тревоги и беспокойства. Французская школа "поэтического реализма". Влияние Жака Превера на творчество Жана Ренуара (1894—1979), ЖакаФейдера (1888-1948), Жульена Дювивье (1896-1967) и Марселя Карне (1906-1996). Поэтика судьбы в фильмах "Набережная туманов" (1938 г.) и "День начинается" (1939 г.) реж. М. Карне.
Тема 16. Итальянский неореализм.
Италия в конце войны. Предшественники неореализма.
Особенности итальянского фашизма. Культура и кино фашистской Италии. Оппозиция фашистской культуре в журналах "Бьянко э неро" и "Чинема". Фильмы "Дети смотрят на нас" (1944) реж. Витторио Де Сика (1901-1974), "Прогулка в облаках" (1943) реж. Алессандро Блазетти (1900-1987) и "Одержимость" (1943) реж. Лукино Висконти (1906-1976) - предшественники неореализма.
Оккупация и освобождение Италии. Программа неореализма профессора Умберто Барбаро: отказ от ценностей и форм фашистской культуры и возвращение на экран правды. Создание фильма "Рим - открытый город" - осмысление трагичности судьбы итальянского народа. Отказ от мифа. Атмосфера "хоральности", коллективного героя. Беспристрастное воспроизведение на экране пыток и страданий.
Продолжение принципов фильма "Рим - открытый' город" в картине Р. Росселлини "Земляк/Paisà" (1946).
"Похитители велосипедов" (1948) Витторио Де Сика - вершина неореализма.
Неореализм как изображение новой реальности. Атмосфера ожидания, надежд на будущее. Связь течения неореализма с социалистической идеологией. Режиссёры неореалисты: Лукино Висконти, Джузеппе Де Сантис (1917–1997), Альберто Латтуада (1914-2005), Ренато Кастеллани (1913-1985), Пьетро Джерми (1914-1974), Карло Лидзани (1922-2013). Идеолог неореализма - сценарист Чезаре Дзаваттини (1902-1989). Преданность неореалистов лучшим традициям гуманизма. Вскрытие драматизма обыденной жизни. В центре повествования - судьбы простых людей. Утверждение ценности личности, индивидуума. "Похитители велосипедов" (1948 г.) В. Де Сика - на пересечении исканий неореалистов.
Поэтика неореализма. Судьбы неореализма.
"Никакой уступки красивости". Апелляция к убедительности факта, документа. Отказ от условностей павильона и участия профессиональных актеров. Сюжеты – истории из жизни, съёмки в форме наблюдений. Максимальное приближение к подлинной действительности. Реабилитация реальности, обнаружение её визуальной метафоричности. Соответствие поэтики неореализма природе кинематографа. Последние значительные фильмы неореалистов в 1951-1952 г.г. - "Рим, 11 часов" (1952) Дж. Де Сантиса, "Умберто Д." (1952) В. Де Сики, "Два гроша надежды" (1952) Ренато Кастеллани, "Полицейские и воры" (1951) Марио Моничелли (1915-2010) и Стено (1915-1988).
Тема 17. Неореализм и мировая кинематография.
Франция.
Всплеск документализма в первые послевоенные годы. Уход от неореалистической интонации, возобладание традиций "поэтического реализма". Приход нового поколения молодых режиссёров в конце 50-х годов. "Группа тридцати", "Синема-верите". Черты "Новой волны": отказ от ориентации на коммерческое кино, импровизационный метод съёмки, съёмки вне павильона, скепсис к традиционным ценностям общества, герой - молодой человек. Трансформация и размывание принципов "Новой волны"
Англия.
Значение военной хроники для развития киномышления. Возрождение традиций британского документального кино 30-х г.г. в деятельности группы "Свободное кино". Продолжение литературно-драматургического движения "рассерженных молодых людей" в английской кинематографии. Яростный бунт против устоявшихся ценностей общества - тема фильмов Т. Ричардсона, К. Рейша, Л. Андерсона, Дж. Шлезингера.
Япония.
Развитие документальной кинематографии во время войны и после войны. Возникновение "независимого кино" в начале 50-х г.г. Черты направления: исследование современности, драматургия факта, документальная стилистика, включение хроники в ткань фильма. "Реализм без слез" - японский вариант неореализма. Сходство творчества Имаи, С. Ямомото, К. Синто с итальянским неореализмом по гуманистической интонации социальной ориентации, поэтике формы. "Голый остров" реж. Кането Синто (1960 г.) - вершина творчества "независимых".