Кафедра Рациональное природопользование и ресурсосбережение»
М.В. Кравцова, Д.А.Волков
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра
по направлению 18.03.02 «Энерго-, ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
Тольятти 2015
УДК 504.054
Рецензент:
профессор кафедры «Рациональное природопользование и ресурсосбережение» доктор технических наук С.В.Афанасьев
Кравцова, М.В., Волков, Д.А.
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра / М.В.Кравцова, Д.А.Волков – Тольятти: Издательство - Кассандра, 2015. – с. 33.
ISBN 978-5-91687-173-9
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 18.03.02 «Энерго-, ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» для помощи в написании, оформлении и защите бакалаврской работы.
1 ТЕМАТИКА И ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ выпускной КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
2 Требования к содержанию, оформлению и защите выпускной квалификационной работы
3 пояснения к содержанию выпускной квалификационной работы
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Небывалый рост использования природных ресурсов, удвоение их потребления каждые 7 – 10 лет, ускоренное, и не всегда оправданное, внедрение в практику новых веществ, материалов и технологий создало реальную угрозу необратимого нарушения существующего в природе равновесия. В настоящее время в целях преодоления экологического кризиса и обеспечения здоровья существующего и будущих поколений людей, сохранения биосферы и обеспечения воспроизводства природно-ресурсного потенциала в нашей стране действует «Экологическая доктрина Российской Федерации», в соответствии с которой к основным направлениям государственной политики в области экологии относится снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение». Документ включает в себя следующие основные положения:
− внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности;
− технологическое перевооружение и постепенный вывод из эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием;
− оснащение предприятий современным природоохранным оборудованием;
− обеспечение качества воды, почвы и атмосферного воздуха в соответствии с нормативными требованиями;
− сокращение удельного водопотребления в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве;
− поддержка экологически эффективного производства энергии, включая использование возобновляемых источников и вторичного сырья;
− развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов;
− снижение потерь энергии и сырья при транспортировке, в том числе за счет экологически обоснованной децентрализации производства энергии, оптимизации системы энергоснабжения мелких потребителей;
− модернизация и развитие экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и топлива, в том числе неуглеродного.
Основными задачами научного обеспечения в сфере защиты окружающей среды являются развитие научных знанийоб экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями. Для этого необходимы:
− разработка экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции и оборудования, в том числе в сельском хозяйстве;
− разработка научных принципов и технологий использования возобновляемых биологических ресурсов (лесных, водных, охотничье-промысловых, лекарственных и др.), обеспечивающих их устойчивое воспроизводство;
− разработка принципов использования атмосферного воздуха (воздушных ресурсов) в целях сохранения окружающей среды;
− разработка методологии и методов эколого-экономической оценки, в том числе определение стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции, для использования при принятии решений в различных отраслях экономики Российской Федерации;
− создание основ определения экологических рисков в целях создания системы управления качеством природной среды;
− разработка средств и методов предупреждения и ликвидации загрязнений, реабилитации окружающей среды и утилизации опасных отходов;
− разработка и развитие современных методов экологического мониторинга, а также информационных технологий в целях государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
Выпускная квалификационная работа является заключительным этапом процесса обучения студента в университете. Его цель – систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний студента, углубленное изучение и решение актуальной задачи по оценке воздействия на окружающую среду промышленных объектов, проектированию и оптимизации экологической техники и технологии. Традиционная форма развития научного познания в виде обособленных и узконаправленных дисциплин оказывается недостаточно адекватной глобальности проблемы «Человек и биосфера», что не позволяет обеспечить всесторонний анализ и отображение реальности, а в конечном итоге – выработать необходимые модели управления ею. Важнейшая особенность рассматриваемой проблемы – ее комплексность, воплощенная в многообразии промышленных и природных объектов, явлений био-физико-химического, социально-экономического и политического характера. Именно это обстоятельство предполагает использование системного научного подходапри решении самых разных экологических задач. Такой подход ориентирован на выявление максимально возможного числа взаимосвязей и взаимодействий. Используя логическое, математическое или иное моделирование он позволяет осуществить предварительное «проигрывание» множества альтернативных вариантов достижения целей и долгосрочных последствий каждого варианта, а на основе принятых критериев выбрать среди них наиболее эффективный. Выпускная квалификационная работа является выпускной работой студента, на основании которой государственная аттестационная комиссия решает вопрос о присвоении студенту квалификации бакалавра.
Согласно ФГОС ВО по направлению 18.03.02 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы бакалавра. Выполнение выпускной квалификационной работы предусматривает:
– расширение, закрепление и систематизацию теоретических знаний, и приобретение навыков практического применения этих знаний при решении конкретной научно-исследовательской, технической или производственной задачи;
– развитие навыков ведения самостоятельных теоретических и экспериментальных исследований, оптимизации проектно-технологических и экономических решений;
– приобретение опыта обработки, анализа и систематизации результатов теоретических и инженерных расчетов, экспериментальных исследований, в оценке их практической значимости и возможной области применения;
– приобретение опыта представления и публичной защиты результатов своей деятельности.
Область профессиональной деятельности бакалавра по направлению 18.03.02 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» включает создание, внедрение и эксплуатацию энерго- и ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий в производствах основных неорганических веществ, продуктов основного и тонкого органического синтеза, полимерных материалов, продуктов переработки нефти, газа и твердого топлива, микробиологического синтеза, лекарственных препаратов и пищевых продуктов, разработку методов обращения с промышленными и бытовыми отходами и вторичными сырьевыми ресурсами.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
– основные химические, нефтехимические и биотехнологические производства;
– процессы и аппараты в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии;
– промышленные установки и технологические схемы, включая системы автоматизированного управления;
– сооружения очистки сточных вод и газовых выбросов, переработки отходов, утилизации теплоэнергетических потоков и вторичных материалов;
– методы и средства оценки состояния окружающей среды и защиты ее от антропогенного воздействия;
– системы искусственного интеллекта в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии.
Цель и задачи выпускной квалификационной работы
Цельювыпускной квалификационной работы является обоснованный выбор энерго- и ресурсосберегающего способа проведения процесса и (или) конструкции аппарата.
Для реализации вышеназванной цели необходимо решить следующие задачи:
–выполнить теоретический анализ энерго- и ресурсосберегающих способов проведения процесса, заявленного в теме;
–выбрать оборудование для его реализации;
– разработать алгоритм расчета основных параметров процесса (аппарата);
–разработать стенд для проведения экспериментальных исследований процесса (если предусмотрено темой ВКР);
–используя результаты анализа научной, научно-технической и патентной литературы предложить изменения в технологической схеме или в конструкции оборудования, нивелирующие выявленные недостатки.
Выпускная квалификационная работа бакалавра может содержать в себе элементы технической новизны.
Студент изучает технологический процесс и оборудование в соответствии с темой работы, затем анализирует и разрабатывает технические предложения по модернизации существующих технологий или отдельных узлов, деталей машин и аппаратов, с целью снижения энергозатратности и ресурсосбережения. Снижение металлоемкости и материалоемкости кроме сбережения энергии дает и существенный дополнительный выигрыш: уменьшение загрязнения окружающей среды, связанное с добычей и подготовкой сырья, производством материалов, их транспортом. При уменьшении материалоемкости отдельных узлов, деталей, аппаратов при сохранении их технических характеристик сокращаются масса, габариты (следовательно и затраты на монтаж), что приводит к экономии в площадях, на которых это оборудование размещается. Одним из направлений разрабатываемой тематики ВКР является снижение отходов производства и повторное, полезное использование этих отходов, так называемых вторичных ресурсов.
На основании технического предложения перерабатывается конструкция узла или детали, либо изменяется технологический процесс, что находит свое отражение в графической части работы и в расчетно-пояснительной записке.