Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 8 : Гуморальная регуляция физиологических функций



 

Цель занятия

Сформировать систему знаний о гуморальной регуляции физиологических функций. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по эндокринологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности процессов гуморальной регуляции физиологических функций, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме при изменении или нарушении функции желез внутренней секреции, владеть навыками в решении вопросов о необходимости исследования гормонального статуса организма и в оценке результатов гормональных тестов.

 

Исходные знания

1. Эндокринные железы, диффузная эндокринная система (анатомия, гистология).

2. Химическая структура гормонов (биохимия).

План изучения темы

1. Понятие «гуморальная регуляция».

2. Формы гуморальной регуляции.

3. Эндокринная системы: структурно-функциональная организация

3.1. Элементы системы эндокринной регуляции.

3.2. Структура системы эндокринной регуляции (взаимоотношений между элементами).

4. Секретирующие элементы системы эндокринной регуляции.

5. Гормон: понятие, структура, классификация, жизненный цикл.

6. Основные типы регуляторных влияний гормонов.

7. Основные механизмы действия гормонов.

8. Возрастные особенности эндокринной системы.

9. Методы изучения желез внутренней секреции.

10. Гипоталамо-гипофизарная система.

10.1. Нейросекреты гипоталамуса: либерины и статины.

10.2. Гормоны аденогипофиза.

10.3. Гормоны нейрогипофиза.

11. Система «гипоталамус – гипофиз - щитовидная железа» (тироидная ось).

12. Гормональная регуляция обмена кальция и фосфора.

13. Система «гипоталамус - гипофиз - кора надпочечников».

14. Ренин – ангиотензин - альдостероновая система.

15. Физиологическая роль мозгового вещества надпочечников.

16. Эндокринная функция поджелудочной железы.

17. Гормональная регуляция репродуктивной функции у человека.

17.1. Понятие «половые гормоны».

17.2. Гормональная регуляция репродуктивной функции у мужчин.

17.3. Гормональная регуляция репродуктивной функции у женщин.

18. Физиология эпифиза.

19. Роль тимуса в регуляции функций организма человека.

20. Диффузная эндокринная система

20.1. Гастроэнтеропанкреатическая эндокринная система.

20.2. Тканевые гормоны (эйкозаноиды, гистамин, серотонин, брадикинин).

20.3. Эндотелий как эндокринная ткань.

20.4. Эндокринная функция почек, печени, миокарда, жировой ткани.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «гуморальная регуляция»?

1.1. Что является каналами связи при гуморальной регуляции? [A37]

1.2. Что является средствами связи при гуморальной регуляции? Какой сигнал передаётся? Электрический? Химический? [A38]

1.3. Чем отличается понятие «гуморальная регуляция» и «гормональная регуляция»?

2. Перечислите формы гуморальной регуляции.

2.1. Что такое внутриклеточный контроль, аутокринная, юкстакринная, изокринная, паракринная, солинокринная, гормональная, эндокринная, гемокринная, телекринная, нейрокринная (синаптическая и несинаптическая) формы гуморальной регуляции?

2.2. Какие формы гуморальной регуляции относят к местной, а какие к системной регуляции?

3. Какова структурно-функциональная организация эндокринной системы?

3.1. Перечислите элементы системы эндокринной регуляции.

3.2. Какую роль играют в системе эндокринной регуляции секретирующие клетки и органы, гормоны, транспортные белки, специфически связывающие гормоны, рецепторы гормонов?

3.3. Система эндокринной регуляции является замкнутой или разомкнутой?

3.3.1. Дайте характеристику обратным связям система эндокринной регуляции.

3.3.2. Отечественный ученый М.М.Завадовский в 1941 году, изучая закономерности в регуляции деятельности эндокринных желез, впервые сформулировал принцип «плюс-минус взаимодействие». Какое называют этот принцип сейчас?

3.4. Характерна ли для системы эндокринной регуляции иерархичность строения?

3.5. Может ли сам субстрат непосредственно влиять на активность эндокринной клетки? Приведите примеры.

3.6. Как осуществляется саморегуляция эндокринной системы?

4. Назовите основные типы секретирующие элементов системы эндокринной регуляции.

4.1. Какую роль играют в системе эндокринной регуляции эндокринные железы (органы), эндокринные ткани в органе, клетки органов, обладающие наряду с основной и эндокринной функцией.

4.2. Кто ввел в 1855 году термин железа внутренней секреции", полагая, что к таким железам относятся все органы, которые выделяют прямо в кровь продукты своего обмена?

4.3. Что такое эндокринная железа? Назовите эндокринные железы (органы) человека.

4.4. Какие эндокринные железы (органы) человека относятся к центральным, а какие к периферическим?

4.5. Назовите органы, в которых присутствует эндокринная ткань.

4.6. Какие клетки обладают наряду с основной и эндокринной функцией?

4.7. Что такое диффузная эндокринная система?

5. Дайте определение термину «гормон».

5.1. Какие гормоны были открыты первыми? Кем?

5.2. Какой вклад в развитие эндокринологии внесли англичане У.Бейлисс и Э.Старлинг?

5.3. Понятие «гормон» является функциональным или химическим?

5.4. Что такое «прогормон»?

5.5. Как классифицируются гормоны по химической природе?

5.6. Какие гомоны относятся к белковым?

5.7. Какие гомоны относятся к стероидным?

5.8. Какие гомоны относятся к непептидным производным аминокислот?

5.9. В молекуле гормонов можно выделить отдельные фрагменты, которые выполняют различные функции. Какие?

5.10. Опишите функциональную организацию молекулы гормона.

5.11. Опишите жизненный цикл гормонов.

5.12. Как образуются и выделяются в кровь гормоны?

5.13. Как переносятся кровью гормоны?

5.14. Какая продолжительность жизни гормонов?

5.15. Как происходит распад гормонов и их утилизация?

5.16. Ренин вырабатывается юкстагломерулярными клетками в стенках артериол почечных клубочков, откуда поступает в кровь и лимфу. Почему его нельзя отнести к истинным гормонам?

6. Перечислите основные типы регуляторных влияний гормонов (способов управления).

6.1. Что понимают под метаболическим влиянием гормонов?

6.2. Что такое морфогенетическое влияние гормонов?

6.3. Что такое кинетическое (пусковое) влияние гормонов?

6.4. Что такое корригирующее влияние гормонов?

6.5. Что такое реактогенное влияние гормонов?

6.6. Что такое пермиссивное влияние гормонов?

6.7. Что такое адаптивное влияние гормонов?

7. Опишите основные механизмы действия гормонов.

7.1. Как называются органы, на которые направлено действие гормонов?

7.2. Какие два основных типа рецепторов различают по месту расположения?

7.3. На каких структурах клетки-мишени локализованы рецепторы пептидных и стероидных гормонов, гормонов - непептидных производных аминокислот?

7.4. Какие вторые посредники участвуют в передаче сигнала пептидных и стероидных гормонов, гормонов - непептидных производных аминокислот?

7.5. Сравните скорость развития эффекта пептидных и стероидных гормонов, гормонов - непептидных производных аминокислот?

7.6. Опишите мембранно-рецепторный механизм действия гормонов (нарисуйте схему).

7.7. Опишите ядерно-цитоплазматический механизм действия гормонов (нарисуйте схему).

8. Какое влияние оказывает возраст на состояние эндокринной системы?

9. Перечислите группы методов исследования желёз внутренней секреции.

9.1. Что такое in vivo и in vitro методы исследования желез внутренней секреции?

9.2. Какова роль Р.Ялоу в разработке методов исследования желез внутренней секреции?

9.3. Объясните принципиальные различие в следующих методах исследования: радиоиммунный анализ (РИА), иммунорадиометрический анализ (ИРМА), радиорецепторный анализ (РРА), иммунофлюоресцентный анализ (ИФА), иммуноферментный (прямой, непрямой, конкурентный), иммунохемилюминесцентный анализ.

10. Что такое «гипоталамо-гипофизарная система»?.

10.1. Какие вы знаете нейросекреты гипоталамуса: либерины и статины?

10.2. Как осуществляются функциональные связи гипоталамуса с аденогипофизом?

10.3. Как осуществляются функциональные связи гипоталамуса с нейрогипофизом?

10.4. Назовите все известные гормоны аденогипофиза. Какова их роль в гормональной регуляции функций?

10.5. Назовите все известные гормоны нейрогипофиза. Какова их роль в гормональной регуляции функций?

11. Назовите все гормоны тироидной оси.

11.1. Назовите все гормоны щитовидной железы. Все ли они относятся к гормонам тироидной оси?

11.2. Как гормоны тироидной оси участвуют в системном контроле процессов жизнедеятельности?

11.3. Какова роль тиреоидных гормонов в регуляции обмена веществ и энергии, в росте и развитии организма?

12. Как осуществляется гормональная регуляция обмена кальция и фосфора?

12.1. Назовите компоненты регуляции содержания кальция в плазме крови.

12.2. Какова роль скелета, почек, кишечника в регуляции обмена кальция и фосфора в организме человека?

12.3. Какова роль паратгормона, кальцитонина, 1,25-диоксихолекальциферола в регуляции обмена кальция и фосфора в организме человека?

13. Назовите все гормоны системы «гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников».

13.1. Какова физиологическая роль кортиколиберина?

13.2. Какова физиологическая роль адренокортикотропного гормона?

13.3. Синтез и секрецию каких гормонов надпочечников контролирует кортикотропин?

13.4. Какова физиологическая роль глюкокортикоидов?

13.5. Как реализуется антистрессовое и противошоковое действие глюкокортикоидов?

13.6. Как глюкокортикоиды влияют на обмен веществ?

13.7. Как реализуется иммунорегулирующее, противовоспалительное и противоаллергическое действие глюкокортикоидов?

13.8. Как глюкокортикоиды взаимодействуют с другими гормонами?

14. Какова физиологическая роль ренин-ангиотензин-альдостероновой системы в организме человека?

14.1. Где и как осуществляется синтез и секреция ренина.

14.2. Какова физиологическая роль ангиотензиногена, ангиотензина I, ангиотензина II?

14.3. Почему при артериальной гипертензии у человека тщательно исследуется ренин-ангиотензин-альдостероновая система?

15. Какова физиологическая роль мозгового вещества надпочечников?

15.1. Что такое симпатоадреналовая система организма человека?

15.2. Могут ли быть независимы симпатическая активность и секреция адреналина в зависимости от физиологической ситуации? Например, в ортостатической реакции, в реакции на гипогликемию?

16. Как осуществляется регуляция эндокринной функции поджелудочной железы?

16.1. Чем представлена эндокринная часть поджелудочной железы?

16.2. Назовите основные типы инсулоцитов.

16.3. Какие инсулоциты синтезируют инсулин, продуцирующие глюкагон, образуют соматостатин, выделяют вазоактивный интестинальный пептид, вырабатывают панкреатический полипептид?

16.4. Назовите физиологические эффекты инсулина.

16.5. Как регулируется синтез и секреции инсулина?

16.6. Опишите механизм действия инсулина.

16.7. Как регулируется уровень глюкозы в крови?

16.8. Что такое сахарный диабет первого и второго типа?

16.9. Что такое инсулинотерапия?

17. Какие гормоны имеют прямое отношение к регуляции репродуктивной функции у человека?

17.1. Половые гормоны производятся только половыми железами?

17.2. Где синтезируются половые стероиды?

17.3. На какие группы подразделяются половые стероиды в зависимости от их биологического действия?

17.4. Что такое андрогены, эстрогены и гестагены?

17.5. Все ли гормоны, производимые половыми железами, являются стероидами?

17.6. Какова роль гонадолиберина в регуляции репродуктивной функции у человека?

17.7. Какова роль гонадотропных гормонов (фолликулостимулирующего, лютеинизирующего гормонов, хорионического гонадотропина) в регуляции репродуктивной функции у человека?

17.8. Какова роль пролактина в регуляции репродуктивной функции у человека?

17.9. Какова роль мелатонина в регуляции репродуктивной функции у человека?

17.10. Какова роль инсулина, глюкокортикоидов, тиреоидных гормонов в регуляции репродуктивной функции у человека?

17.11. Какие особенности имеет регуляция репродуктивной функции у мужчин?

17.12. Какие особенности имеет регуляция репродуктивной функции у женщин?

18. Назовите гормоны эпифиза. Какова их роль в регуляции функций организма?

18.1. С каким гормоном ассоциируется понятие биологические часы? Почему?

18.2. Что такое «фотонейроэндокринная система»?

19. Какова роль тимуса в регуляции функций организма человека?

20. Что такое «диффузная эндокринная система»?

20.1. Что такое «гастроэнтеропанкреатическая эндокринная система»?

20.2. Что такое тканевые гормоны, регуляторные пептиды?

20.3. Какие выделяют три основные группы эйкозаноидов?

20.4. Какова физиологическая роль простагландинов, лейкотриенов, тромбоксанов?

20.5. Какова физиологическая роль гистамина, серотонина, брадикинина?

20.6. Какие клетки, каких органов, обладают наряду с основной и эндокринной функцией?

20.7. В чем состоит эндокринная функция почек, печени, миокарда, жировой ткани?

20.8. Как вы относитесь к понятию «APUD-система»?

 

Работа в лаборатории

Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:

1. Влияние адреналина и питуитрина на пигментные клетки лягушки

2. Выявление дефицита инсулина в организме человека

 

Задание на дом

Подготовиться к занятию по теме: «Нервная регуляция: общие вопросы».

 

Литература[a39] :

1. Лекция «Гуморальная регуляция физиологических функций».

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— С.199-228[Мф40] .

3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф41] .


Тема 9 : Нервная регуляция физиологических функций: общие вопросы

 

Цель занятия

Сформировать систему знаний о нервной регуляции физиологических функций. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по неврологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности процессов нервной регуляции физиологических функций, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме при изменении или нарушении функции нервной системы, владеть навыками в решении вопросов о необходимости исследования состояния нервной системы и в оценке результатов этих исследований.

 

Исходные знания

1. Нейрон как структурно-функциональная единица ЦНС (гистология).

2. Глия (гистология).

3. Гемато-энцефалический барьер (гистология).

4. Электронная микроскопия (медицинская физика, гистология).

5. Электроэнцефалография (медицинская физика).

6. Рентгеновская компьютерная томография (КТ) (медицинская физика).

7. Магнитно-резонансная томография (МРТ) (медицинская физика).

8. Сцинтиграфия, однофотонная эмиссионная компьютерная томография (ОФЭКТ), позитронная эмиссионная томография (ПЭТ) (медицинская физика).

 

План изучения темы

1. Нервная регуляция и связанный с ней понятия.

2. Общая характеристика нервной системы человека.

3. Методы исследования функций нервной системы.

4. Закономерности и особенности возбуждения в нервной системе.

4.1. Понятие о нервных цепях.

4.2. Пространственная и временная суммация возбуждений, трансформация ритма возбуждений, посттетаническая потенциация.

4.3. Низкая лабильность ЦНС, ее утомляемость, чувствительность к нейротропным средствам.

5. Основные принципы распространения процессов возбуждения в нервной системе.

5.1. Дивергенция как элемент мультипликации и основа иррадиации возбуждения в нейронных цепях.

5.2. Конвергенция возбуждений, определяющая интегративные функции нейрона и его участие в системной деятельности организма, одностороннее проведение возбуждений, центральная задержка, реверберация.

6. Торможение в нервной системе (И.М.Сеченов, Ф.Гольц, Г.Мегун).

6.1. Современные представления о механизмах центрального торможения (Дж.Экклс, Реншоу).

6.2. Основные виды торможения (постсинаптическое, пресинаптическое) и их механизмы.

6.3. Пессимальное торможение (Н.Е.Введенский)

7. Общие принципы координационной деятельности ЦНС (Ч.Шеррингтон).

7.1. Взаимодействие между процессами возбуждения и торможения как основа координации рефлексов.

7.2. Принципы переключения (И.М.Сеченов), реципрокности, облегчения, окклюзии, обратной связи, проторения пути, общего "конечного пути", доминанты (А.А.Ухтомский).

7.3. Многоуровневая регуляция ЦНС соматических и вегетативных функций. Системная организация функций мозга по принципу взаимодействия проекционных, ассоциативных, интегративнопусковых систем.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «нервная регуляция»?

1.1. Что такое «нервная система»?

1.2. Что такое «нервный центр»?

1.3. Какие отделы нервной системы человека выделяют по морфологическим признакам?

1.4. Какие отделы нервной системы человека выделяют по функциональным признакам?

1.5. Дайте общую характеристику соматической нервной системе.

1.6. Дайте общую характеристику автономной нервной системе.

1.7. На какие три части делится автономная нервная система?

1.8. Какова роль ЦНС в интегративной приспособительной деятельности организма?

1.9. Почему нейрон называют «структурно-функциональной единицей ЦНС»?

1.10. Что такое функциональный элемент мозга?

1.11. Какова функция глии?

2. Методы исследования функций нервной системы.

2.1. Какие методы исследования нервной системы в классиче­ской физиологии относят к числу экспериментальных?

2.2. Что такое перерезка, разрушение, раздражение как методы исследования функций ЦНС?

2.3. Как используются для исследования ЦНС внутримозговое введение веществ (методика микроинъекций и микроионофореза)?

2.4. Что такое стереотаксическая методика исследования мозга?

2.5. Каково значение клинических электрофизиологических методов исследования нервной системы?

2.6. Что такое электроэнцефалография?

2.7. Что такое нейрокартография (компьютеризированное исследование биопотенциалов мозга)?

2.8. Что такое вызванные потенциалы головного мозга?

2.9. Что такое электрокортикография?

2.10. Что такое хронорефлексометрия?

2.11. Какова роль гистохимических, радиоиммунологических методик в исследовании ЦНС?

2.12. Какое значение имеют рентгеновская компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ) в исследовании ЦНС?

2.13. Какова роль магнитно-резонансная томография (МРТ) при исследовании нервной системы.

2.14. Каково значение радионуклидных технологий в исследовании нервной системы?

2.15. Какое значение имеют сцинтиграфия, однофотонная эмиссионная компьютерная томография (ОФЭКТ), позитронная эмиссионная томография (ПЭТ) в исследовании ЦНС?

2.16. Какова роль ультразвуковых методов в исследовании ЦНС?

2.17. Как определяется скорость проведения возбуждения по нервам?

3. Каковы основные закономерности и особенности возбуждения в нервной системе?

3.1. Что такое нервные цепи, сети? Покажите графически.

3.2. Что такое пространственная суммация возбуждений в нейроне? Покажите графически.

3.3. Что такое временная суммация возбуждений в нейроне? Покажите графически.

3.4. Что такое трансформация ритма возбуждений? Покажите графически.

3.5. Что такое посттетаническая потенциация?

3.6. С чем связана низкая лабильность ЦНС, ее утомляемость, чувствительность к нейротропным средствам?

4. Назовите основные принципы распространения процессов возбуждения в нервной системе.

4.1. Что такое дивергенция? Покажите графически.

4.2. Что такое конвергенция? Покажите графически.

4.3. Что такое мультпликация и иррадиация возбуждения?

4.4. Что такое концентрация возбуждения?

4.5. Что такое центральная задержка возбуждения?

4.6. Что такое реверберация возбуждения?

5. Что такое «торможение в нервной системе»?

5.1. Какова роль И.М.Сеченова, Ф.Гольца, Г.Мегуна в изучение торможения в ЦНС?

5.2. Как И.М.Сеченов показал наличие центрального торможения спинальных рефлексов?

5.3. Каковы современные представления о механизмах центрального торможения? Какова роль в изучении этого вопроса Дж.Экклса, Б.Реншоу[Н42] ?

5.4. Назовите основные виды торможения в нервной системе.

5.5. Что такое постсинаптическое торможение? Каков его механизм?

5.6. Что такое постсинаптическое торможение? Каков его механизм?

5.7. Что такое пессимальное торможение по Н.Е.Введенскому? Каков его механизм?

6. Назовите общие принципы координационной деятельности ЦНС.

6.1. Какова роль в изучении этого вопроса Ч.Шеррингтона?

6.2. Как взаимодействуют между собой процессы возбуждения и торможения?

6.3. Какое значение это взаимодействие имеет для координации рефлексов?

6.4. Объясните принципы переключения И.М.Сеченов в работе ЦНС.

6.5. Что такое реципрокность в работе ЦНС?

6.6. Что такое окклюзия (заклинивание) как нейрофизиологический феномен? Покажите его графически.

6.7. Что такое облегчение (суммация) как нейрофизиологический феномен? Покажите его графически.

6.8. Объясните принцип обратной связи в работе ЦНС.

6.9. Что значит принцип проторения пути в работе ЦНС?

6.10. Что имел ввиду Ч.Шеррингтон под понятием «общий "конечный путь"?

6.11. Объясните принцип доминанты по А.А.Ухтомскому.

6.12. В чём состоит многоуровневость регуляции в ЦНС соматических и вегетативных функций.

6.13. Каковы современное представление об интегративной деятельности ЦНС?

6.14. Объясните системную организацию функций мозга по принципу взаимодействия проекционных, ассоциативных, интегративнопусковых систем.

 

Работа в лаборатории

Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:

1. Центральное торможение по И.М.Сеченову.

2. Реципрокное торможение спинальных рефлексов

3. Нарушение координационной деятельности нервной системы под влиянием стрихнина

 

Задание на дом

Подготовиться к занятию по теме: «Частная физиология нервной системы».

 

Литература[a43] :

1. Лекция «Нервная регуляция физиологических функций: общие вопросы».

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— 97-113 с[Мф44] .

3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф45] .

Роль различных отделов ЦНС в формировании мышечного тонуса и фазных движений.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.