Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Парусный спорт в России



Содержание

От авторов. 6

Введение. 8

Парусный спорт в России. 8

Парусный спорт в Советском Союзе. 11

Парусный спорт за рубежом.. 15

Что такое парусный спорт?. 17

Классификация парусных яхт. 19

Основные части яхты.. 19

Типы парусных яхт. 21

Различия яхт по форме корпуса. 23

Различия яхт по типу вооружения. 30

Спортивная классификация парусных яхт. 34

Советская классификация. 38

Устройство и вооружение яхты.. 42

Корпус. 42

Основные детали набора деревянной яхты.. 44

Обшивка и палубный настил. 48

Рулевое устройство и шверт. 50

Паруса. 53

Рангоут и стоячий такелаж.. 58

Бегучий такелаж.. 63

Рекомендуемые размеры блоков. 64

Дополнительные и штормовые паруса. 67

Дельные вещи и оборудование яхты.. 69

Предметы снабжения парусной яхты.. 73

Такелажные работы.. 75

Терминология такелажных работ. 75

Общие сведения о тросах. 75

Выделка тросов. 77

Прочность троса. 78

Роспуск бухт и хранение тросов. 81

Инструмент для такелажных работ. 82

Узлы.. 83

Сплесни и огоны.. 89

Кнопы.. 95

Бензели. 97

Клетневание. 97

Некоторые работы с парусами. 98

Некоторые другие такелажные работы.. 100

Судовые работы.. 101

Зимовка судна. 101

Подготовка к ремонту яхты.. 102

Ремонт корпуса и вооружения. 104

Малярные работы.. 107

Схемы покрытия наружных поверхностей яхт. 108

Спуск на воду и вооружение яхты.. 110

Уход за яхтой в период навигации. 113

Разоружение и уборка яхты по окончании навигации. 114

Основы теории парусной яхты.. 116

Требования, предъявляемые к парусной яхте. 116

Теоретический чертеж яхты.. 127

Глиссирование. 128

Ветер. 131

Вымпельный ветер. 134

Основные сведения из теории паруса. 138

Управление яхтой в различных условиях плавания. 145

Общие замечания. 145

Экипаж и его функции. 146

Одежда яхтсмена. 147

Терминология. 148

Подготовка к плаванию.. 151

Постановка и уборка парусов. 153

Основные правила управления яхтой. 157

Курс бейдевинд. 158

Лавировка. 160

Поворот оверштаг. 161

Поворот через фордевинд. 164

Полные курсы.. 167

Плавание под спинакером.. 170

Плавание в свежую и штормовую погоду. 173

Дрейф под парусами. 178

Встреча со шквалом.. 180

Отход от места стоянки и подход к нему. 183

Маневрирование. 183

Отход от бочки и подход к ней. 184

Отход от причала и подход к нему. 185

Съемка с якоря и постановка на якорь. 190

Швартовка. 194

Особые случаи плавания. 196

О хорошей морской практике. 196

Тузик. 197

«Человек за бортом!». 199

Опрокидывание швертбота. 203

Аварии и их ликвидация. 205

Буксировка. 211

Оказание помощи судну, терпящему бедствие. 214

Яхта на мели. 215

Правила плавания и связи. 219

Общие сведения. 219

Правила предупреждения столкновения судов на море. 220

Основные определения. 220

Правила маневрирования. 221

Правила несения отличительных огней и знаков. 222

Звуковые сигналы, установленные ППСС.. 226

Сигналы бедствия. 227

Правила плавания по внутренним судоходным путям РСФСР.. 228

Движение судов (правила расхождения. 228

Зрительные сигналы на речных судах (правила несения огней) 230

Звуковые сигналы, применяемые речными судами. 235

Средства связи на яхтах. 237

Международный Свод Сигналов. 238

Общие правила флажной сигнализации по МСС-1965. 239

Радиосвязь. 240

Флаг на яхте и правила его несения. 240

Что читать яхтенному рулевому. 241

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 243

Основные данные килевых яхт, принятых советской классификацией. 243

Особые данные швертботов, принятых советской классификацией. 244

Данные некоторых лаков и красок. 244

Шкала ветра. 245

Шкала волнения. 246

Значения однобуквенных сигналов по Международному Своду Сигналов (МСС-1965) 247

Таблица азбуки Морзе. 249


От авторов

 

Невозможно точно установить, когда и кем изобретен парус. Но совершенно очевидно, что парус — это целая эпоха в истории человечества, изобретение столь же гениальное, как и изобретение колеса. И если колесо помогло человеку в преодолении земных пространств, то парус позволил ему оторваться от берега и познать мир, добраться до самых удаленных его уголков.

 

Бесстрашные плавания по далеким морям на утлых кораблях, построенных из дерева и вооруженных парусами, дали возможность человечеству расширить границы познания вселенной, узнать и открыть для мира то, что долго оставалось скрытым от него.

Только в России в первой половине прошлого века было снаряжено свыше сорока экспедиций, совершивших под парусами дальние и кругосветные плавания, сопровождавшиеся крупными научными открытиями. Имена наших великих соотечественников — русских мореплавателей я ученых можно найти на многих точках географической карты мира.

 

Эпоха паруса, насчитывающая несколько тысячелетий. закончилась немногим более полстолетия назад. К концу ее мастерство плавания под парусами достигло небывалого расцвета, и парусники являлись полными хозяевами морских и океанских просторов. Плавание на парусных кораблях воспитывало превосходных моряков, знавших тысячи способов безопасного управления судном в любых условиях плавания, понимавших все капризы морской погоды и умевших выжать все из, казалось бы, ограниченных возможностей судна.

 

В сложных условиях плавания под парусами сложилась своеобразная романтика — романтика мужественных людей, лихих моряков, не знающих страха в океане и любящих море больше самой жизни.

 

Лучшие из лучших капитанов-парусников оставались привязанными на всю жизнь к судну, которому они отдавали свою душу. Блестящими знатоками парусного дела были великие русские адмиралы Ушаков и Нахимов. До конца дней своих сохранил любовь к парусу и советский парусный капитан Д. А. Лухманов, автор широко известной автобиографической повести «Соленый ветер». Более двадцати лет командует советским

учебным парусником «Крузенштерн» капитан И. Г. Шнейдер.

 

Ныне парус утратил свое главенствующее положение на море. Но утверждать, что искусство плавания под парусами сейчас не нужно, было бы неверным. Хотя бы потому, что парус прочно завоевал свое место в спорте. Сочетая в себе спортивные и прикладные элементы, парусный спорт — превосходное средство воспитания. Всем, кто хочет познать этот трудный, но интересный и романтичный вид спорта, стать наследником «выжимателей ветра» прошлого, адресована эта книга.

 

Она является вторым, в значительной степени переработанным и дополненным изданием книги «Школа яхтенного рулевого», вышедшей в.свет в 1967 г.

 

Переработка произведена с учетом критических замечаний и пожеланий, полученных авторами от ряда тренеров и преподавателей парусного спорта, а также от отдельных яхтсменов.

 

Учебный материал, содержащийся в книге, изложен в соответствии с действующими программами для подготовки яхтенных рулевых, до рулевого 1 класса включительно.

Книга написана коллективом авторов в составе Н. В. Григорьева, Д. Н. Коровельского и Е. П. Леонтьева.

 

Авторы благодарят яхтенных капитанов Ю. А. Пантелеева, Е. Г. Кошелева и В. П. Коноводова за помощь, оказанную при рецензировании книги.

 


Введение

 

Парусный спорт в России

 

Яхта Невского флота

Пусть заводятся и на других озерах, реках и прибрежьях вашей обширной России другие такие же потешные эскадры. В этих флотилиях и эскадрах лежит будущность нашего флота...

«Сын отечества», 13 сентября 1863 г.

Возникновение парусного спорта в России связано с именем Петра I. Испытывая большую нужду в хорошо обученных матросах и офицерах для молодого русского флота, Петр I использовал для подготовки моряков малые суда.

 

«Для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по водам и смелости в плавании» Петр I в 1713 г. учредил в Петербурге «Потомственный Невский флот» — прообраз всех современных яхт-клубов, отечественных и зарубежных.

Организация Невского флота завершилась в 1718 г., когда по указу Петра различным лицам и государственным учреждениям были розданы гребные лодки-верейки, парусные яхты и буера * с одним лишь условием — содержать их в порядке. Все они были построены на специально созданной для этой цели «Партикулярной верфи». Во главе Невского флота Петр поставил одного из лучших моряков—стольника Ивана Потемкина, прозванного впоследствии «Невским адмиралом». Невский флот имел четкую, хорошо продуманную организацию и свои, утвержденные Адмиралтейств-коллегией, устав и флаг.

 

Составленный лично Петром I устав строго регламентировал деятельность Невского флота, определял обязанности владельцев судов и содержал наставления по использованию, ремонту и хранению судов и их парусного вооружения. Были в нем также практические указания по производству эволюции во время совместного плавания, таблица необходимых сигналов и т. п.

 

Придавая большое значение деятельности Невского флота, Петр лично участвовал почти во всех его выходах к Ладоге или к острову Котлин. После смерти Петра Невский флот распался. Он не был яхт-клубом в современном понимании. Да и понятия такого тогда не существовало. Но по своей форме (наличие специально построенных судов, свой флаг и устав, особая одежда для экипажей судов) и задачам (организация и подготовка людей для службы на море в сочетании с отдыхом и развлечениями на воде) Невский флот был прямым предшественником русских и советских яхт-клубов.

 

Первым официальным русским яхт-клубом был основанный в 1846 г. Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб, в члены которого принимались только дворяне.

8 июля 1847 г. Императорский яхт-клуб провел первую в истории русского парусного спорта гонку яхт. Проходила она по ромбовидной дистанции в Финском заливе, у Толбухина маяка, по английским правилам тех лет. Участвовало в этой гонке всего семь яхт: три шхуны и четыре тендера. В 1849 г. впервые были проведены гонки по треугольной дистанции, а в 1852 г. — первая в России международная встреча русских и английских яхтсменов, победу в которой одержали англичане.

 

Члены Императорского яхт-клуба ходили и в крейсерские плавания, часто за пределы Балтийского моря. Наиболее значительными были плавания лейтенанта Атрыганьева на тендере «Нереида» вокруг Европы, из Кронштада в Николаев и обратно в 1846—1847 гг. и

командора яхт-клуба Лобанова-Ростовского на шхуне «Рогнеда» в Южную Америку в 1851—1853 гг.

 

К 1859 г. активная деятельность Императорского яхт-клуба закончилась. Постепенно он превратился в фешенебельное собрание высшей аристократии, не имевшей к спорту никакого отношения.

 

К этому времени парусным спортом начали увлекаться столичное состоятельное чиновничество и интеллигенция, которым был закрыт доступ в Императорский яхт-клуб. В 1858 г. несколько таких любителей водного спорта организовали кружок, назвав его «Моряк на все руки». Этот кружок привлек к себе внимание петербуржцев, и уже в 1859 г. на его базе была создана спортивная организация любителей гребного и парусного спорта под названием «Клуб Невских ботиков». После утверждения в Морском министерстве устава новый клуб получил официальное наименование «Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб» и 21 мая 1860 г. открыл свой первый спортивный сезон.

 

Через пять лет Речной яхт-клуб** насчитывал в своем составе около двухсот членов и имел спортивный флот — более 80 гребных и парусных судов. Помимо организации и проведения гонок Речной яхт-клуб заботился о развитии спортивного судостроения: созданная в 1864 г. шлюпочная мастерская яхт-клуба строила самые разнообразные суда — от гребных ботиков до многотонных яхт.

 

В 1874 г. при яхт-клубе были созданы первые в Петербурге Мореходные классы, которые готовили специалистов для судов торгового флота, а также корабельных и шлюпочных мастеров. Выпускники получали дипломы штурманов каботажного и дальнего плавания. Обучение в Мореходных классах было бесплатным.

 

В 1875 г. мастерские яхт-клуба построили первый в России буер «Метель», положив тем самым начало развитию буерного спорта в стране.

 

Большой интерес любителей спорта к деятельности Речного яхт-клуба побудил его руководителей начать в 1873 г. издание «Памятного листка Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба». Это первое в истории русского парусного спорта периодическое издание сразу стало популярным и в следующем, 1874 году было преобразовано в еженедельный журнал «Яхта». В этом же году яхт-клуб издал «Сигнальную книжку Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба» и руководство по парусному спорту «Моряк-любитель» (автор Вандердекен).

 

Затем появились яхт-клубы и в других речных и приморских городах России, и к началу девятисотых годов любители занимались парусным спортом в 68 клубах и обществах.

В 90-х годах была предпринята попытка выработать единые правила для упорядочения спортивной деятельности российских яхт-клубов. С этой целью в 1897 г. по инициативе Невского яхт-клуба*** был созван «Первый Всероссийский съезд любителей и деятелей яхтенного и вообще водного спорта». Однако рекомендации и решения съезда ничего не изменили в узкоместнической практике работы яхт-клубов. Спустя десять лет петербургский журнал «Яхта», оценивая обстановку того времени, писал, что все яхт-клубы и парусные общества жили каждый «своей обособленной жизнью, на манер отдельных государств... нередко становясь даже в явно враждебные друг другу отношения»****.

 

В марте 1912 г. был создан Российский парусный гоночный союз. Организаторами и первыми членами его были шесть петербургских яхт-клубов.

 

Через месяц, 7 апреля, РПГС был принят в члены Международного союза парусных соревнований (ИЯРУ) и получил право на участие в олимпийских гонках в Стокгольме. Из пяти записанных и допущенных к гонкам русских яхт только одна заняла призовое место и вернулась в Петербург с бронзовой медалью. Это была яхта 10-метрового международного класса «Галлия-II» (рулевой—Я. Шомакер).

 

Празднично выглядела Нева в дни выходов Невского флота. Нарядные, блещущие свежей краской яхты, большие прогулочные гребные суда — баржи, изящные, легкие на ходу верейки и сверкающие белоснежными парусами буера по командам и сигналам Невского адмирала строились в кильватерные колонны и спускались в Финский залив. С каждым занятием Невский флот все больше и больше превращался из разнородной массы судов в единое целое, в настоящий флот в миниатюре. Невские капитаны и матросы с каждым днем все уверенней выполняли необходимые маневры, управляли парусами, все лучше и лучше познавали незнакомое прежде искусство вождения парусных судов.

 

Парусный спорт в дореволюционной России был доступен преимущественно господствующим классам. И хотя перед первой мировой войной в него приходит все больше любителей из среды небогатой интеллигенции и учащейся молодежи, решить задачу демократизации парусного спорта в то время было невозможно. Только после Октябрьской революции парусный спорт смог превратиться в один из любимых видов спорта трудящихся, стать подлинной школой мореплавания, спортивного мастерства, массовым средством отдыха и укрепления здоровья.

 

* Так в то время и примерно до середины XIX века назывались небольшие одномачтовые парусные суда,

** Ныне ленинградский яхт-клуб ДСО «Водник».

*** Ныне ленинградский яхт-клуб ВМФ.

**** Журнал «Яхта», Спб.. 1908 г., № 54.

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.